Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На основе контроллинга





Наиболее перспективной концепцией управления, позволяю­щей решать многие задачи, стоящие перед управлением в государственной службе в обозримом будущем, является контроллинг. В качестве средств ее инструментальной реализации выступают технологии управления зна­ниями, или когнитивные технологии.

Термин «контроллинг» все чаще используется среди ученых и практи­ков в области экономики и управления предприятиями различных отраслей народного хозяйства. Данный термин зародился в Америке, в 60-70-е гг. XX в. перекочевал в Западную Европу, а затем в начале 90-х - в Россию и большинство стран Восточной Европы.

Понимание сущности контроллинга важно не только для развития те­ории управления, но и для правильной постановки системы контроллинга в организации.

Термин «контроллинг» в последнее время прочно вписался во все пе­редовые технологии управления предприятием. Во многих вузах курс кон­троллинга преподается экономистам всех направлений и специальностей. В то же время, при всей широте публикаций, посвященных концепции «контроллинга», среди исследователей до сих пор нет однозначного оп­ределения данного термина, в связи с чем возникает необходимость более подробного изучения его сущности.

Слово «контроллинг» (англ. controlling) образовано от глагола «to control», который можно интерпретировать двояко: в значении «управ­лять», «руководить», «распоряжаться»; и в значении «контролировать», «проверять» (что в англ. выражает также глагол «to check»). Это понятие пришло в русскоязычную среду из англоязычной транзитом, через немец­коязычную.

В силу проблематичности нахождения в других языках для термина «controlling» точного эквивалента, выраженного одним словом, в них этот термин не переводится, сохраняя первоначальное звучание, а нередко и на­писание. Принято считать, что англоязычный термин «controlling» наиболее полно отражает сущность концепции. Следует отметить, что в немецком языке существует отдельная семантическая позиция «kontrollieren» в значении «uberwachen - следить/наблюдать, nachprüfen - повторно проверять», поэтому «controlling» употребляется в несколько другом контексте.



Руководителями предприятий, незнакомыми с теорией и практикой контроллинга, сформировавшимися в западных странах, термин «конт­роллинг» воспринимается в значении контроля, в то время как более пра­вильно соотносить его со значением «управлять», «руководить». Однако данная позиция также не идентифицирует «контроллинг», так как управ­ление и руководство являются основными функциями менеджмента, но далеко не основными функциями контроллинга.

Многими российскими учеными справедливо отмечается, что кон­троллинг ошибочно отождествлять только с контролем. Схожую мысль высказывают западные идеологи контроллинга.

Необходимость теоретического осмысления концепции контроллинга вызвана следующими причинами:

- контроллинг достаточно хорошо разработан в практическом (при­кладном) использовании;

- позиции исследователей, как показывают публикации, во многом сходны, и в то же время его идентификация в общетеоретическом плане у многих авторов различна;

- небольшим по меркам западных стран опытом применения на рос­сийских предприятиях и ограниченным кругом отечественных публика­ций;

- необходимостью применимости отдельных положений в связи с осо­бенностями российской экономики на современном этапе развития;

- разветвленностью функций контроллинга, встречающихся в содер­жательной части у разных авторов, которая позволяет неоднозначно трак­товать сущность концепции.

Контроллинг - это философия и образ мышления руководителей, ори­ентированные на эффективное использование ресурсов и развитие пред­приятия в долгосрочной перспективе.

Контроллинг - ориентированная на долгосрочное и эффективное раз­витие система информационно-аналитической, методической и инстру­ментальной поддержки руководителей предприятия по достижению пос­тавленных целей, обеспечивающая реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам посредством измерения ресурсов и результатов деятельности.

Из данного определения следует, что контроллинг, обеспечивая гра­мотное измерение ресурсов и результатов, осуществляет навигационную и сервисную функции. Его основные клиенты - руководители высше­го звена, руководители и специалисты функциональных подразделений предприятия.

В организационном плане контроллинг - структурное подразделение предприятия, осуществляющее функции контроллинга, определенные по­ложением о службе и должностными инструкциями.

Сущность контроллинга проявляется в его функциях. Основной функ­цией контроллинга является системная поддержка принятия решений ру­ководством предприятия по всем ключевым направлениям деятельности. Поддержка принятия решений выражается в предоставлении информации (консультировании) в форме аналитических записок с вариантами развития событий и возможных последствий от принятия того или иного решения. Функция поддержки принятия решений находится в непосредственной связи С другими функциями контроллинга: информационной и аналитической.



Особое значение приобретает контрольная функция контроллинга, основанная на организации контроллинга как «следящей системы», в ко­торой все значимые контроллингово-ориентированные показатели под­вергаются контролю по «центрам ответственности» для изучения пла­нируемых и достигнутых результатов и поиска причин (интерпретации) отклонений. Деление структурных подразделений организации на «цент­ры ответственности» предполагает распределение зон ответственности за результаты деятельности.

Непоследнюю роль в контроллинге играет координационная функция, которая состоит в координации управляющих воздействии (целеполага-нии) для достижения оптимального результата.

Кроме того, некоторые авторы выделяют такие функции, как: сервис­ная, консультационная, комментирующая, которые, по своей сути, отра­жают функцию системной поддержки принятия решения.

Набор функций службы контроллинга зависит от принятой концепции управления, а также выбранной модели контроллинга: американской, ев­ропейской или азиатской.

К основным функциям контроллинга следует отнести:

• разработку регламентов, методик, процедур и информационную ана­литическую поддержку процессов планирования и бюджетирования;

• реализацию процедур разработки, координации, интеграции и про­верки на правдоподобность планов и бюджетов;

• разработку методик и алгоритмов контроля за реализацией планов и бюджетов с точки зрения достижения поставленных целей;

• координацию и интеграцию процессов управления в сфере разрабо­ток, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;

• построение системы управления затратами и ее информационно-ме­тодическую поддержку;

 

• разработку принципов функционирования и совершенствования ра­боты корпоративной информационной системы;

• разработку методик и реализацию процедур измерения, оценки и анализа отклонений;

• формирование требований к системе информационного менеджмен­та и разработку «приборной панели» планово-отчетных показателей для руководителей всех уровней управления и собственников;

• консультации высшего руководства и координацию работ по состав­лению стратегического плана предприятия;

• разработку методик и инструментов стратегического планирования, контроля, учета и анализа;

• представления текущей отчетности с комментариями для руководства;

• информационную поддержку риск-менеджмента;

• ведение самостоятельных баз данных с целью конструктивного оп­понирования руководителям подразделений в ходе процессов планирова­ния, бюджетирования и контроля;

• проведение инвестиционных расчетов и информационно-аналити­ческую поддержку процессов управления проектами;

• внешнюю и налоговую отчетность;

• составление итоговых отчетов для руководства и собственников.

Практически все теоретики и практики контроллинга единодушны в принципиальном разграничении сфер ответственности руководителя и службы контроллинга: за результаты деятельности предприятия отве­чает только руководитель. Последний может делегировать свои полномо­чия, в том числе и руководителю службы контроллинга, но он не может делегировать ответственность. Это один из основополагающих принци­пов научного управления.

Контроллинг ответствен, прежде всего, за:

• правильный выбор инструментов управления, прозрачность, понят­ность и объективную интерпретацию цифр и полученных результатов;

• стабильную реализацию процедур планирования, контроля, учета и анализа по уровням иерархии управления;

• систематическую инструментальную и методическую поддержку, а также координацию процессов принятия решений.

Результаты анализа показывают, что на предприятиях Германии пре­валируют функции контроллинга, обслуживающие оперативное и стра­тегическое планирование, а также инвестиционные расчеты. Лидером по реализации функции бюджетирования является Франция. По функциям внешнего учета и отчетности, а также в сфере налогообложения,

 

 

управления ликвидностью, дебиторскими задолженностями, страхования и ин­форматизации лидирующие позиции занимают США. Можно отметить, ЧТО все анализируемые предприятия большое внимание уделяют внутрен­нему учету и отчетности.

Области, являющиеся ключевыми факторами успеха компании в сред­несрочной перспективе, на которые контроллеры тратят все больше вре­мени:

• внутренний консалтинг;

• долгосрочное стратегическое планирование;

• информационные системы и операции;

• оптимизация бизнес-процессов;

• финансовый и экономический анализ.

В настоящее время к числу первоочередных функций контроллинга относится информационное обслуживание задач стратегического плани­рования, учета и анализа, построение сбалансированных систем показа­телей и структуры корпоративных интегрированных информационных систем и т. и.

В недавнем прошлом Япония выступала родоначальником многих но­вых идей в области экономики, организации и управления предприятием. Например, широко известны система непрерывного улучшения «кайзен», система гибкого процессного управления «канбан», в которой был реа­лизован принцип «точно в срок», и др. Японцев считают учителями по многим направлениям: технологичности, стандартов качества, кружков качества, дружественности в отношении с клиентами и т. п. А как же об­стоят дела с контроллингом?

Общие выводы о состоянии контроллинга в Японии таковы:

1) значительная часть функций контроллинга реализуется в подразде­лениях, которые чаще всего называются «отдел планирования предпри­ятия». Руководитель отдела принадлежит к топ-менеджерам компании. Обычно в отделе работают 5-10 человек;

2) к важнейшим задачам контроллинга на японских предприятиях от­носятся разработка стратегии, планирование и контроль за достижением стратегических целей;

3) важнейшими инструментами контроллинга в оперативном плане являются бюджетирование и контроль прибыльности;

4) координация целей компании и подразделений осуществляется не через отдел контроллинга, как, например, это делается в Германии, а пу­тем прямых контактов руководителей структурных подразделений;

 

5) концепция системы сбалансированных показателей большинству японских предприятий неизвестна. Как правило, ключевой стратегией яв­ляется соотношение «цена/качество».

Необходимо отметить, что концепция контроллинга предполагает пол­номасштабный охват всех сфер управленческой деятельности предпри­ятия. В связи с этим в последнее время обозначился переход от системообразующих взглядов на теорию контроллинга к конкретным областям его внедрения в практику управления предприятием. Такой подход видится достаточно позитивным, так как возрастает число ученых-специалистов в определенных областях управления организацией, рассматривающих контроллинг как дальнейшее совершенствование практических подходов к конкретным областям функционирования предприятия.

На стыке и во взаимосвязи с другими дисциплинами получили разви­тие отдельные концепции контроллинга, позволяющие идентифицировать данные направления как самостоятельные. Такими направлениями на се­годняшний день являются:

- финансовый контроллинг;

- контроллинг персонала;

- контроллинг по логистике;

- контроллинг маркетинга;

- экологический контроллинг;

- риск-контроллинг (контроллинг рисков).

Практически все исследователи различают два вида конроллинга: стратегический контроллинг и оперативный контроллинг.

Как указывают авторы, «делать правильное дело» - стратегический контроллинг; «делать дело правильно» - оперативный контроллинг.

Таким образом, рассмотренное многообразие концепций и функций контроллинга говорит о неоднозначной позиции исследователей к пони­манию его сущности и ведет к различному толкованию его места и роли в процессе управления предприятием.

Подводя общий итог, конкретизируем определение контроллинга, ис­пользуемое нами в дальнейшем.

Контроллинг - это направление системной интеграции методов, тех­нологий, инструментальных средств автоматизированного управления сложными организационными, экономическими и техническими объекта­ми или процессами. В частном случае - инструмент автоматизации подго­товки и контроля системных управленческих решений.

До настоящего времени проблема эффективного управления слож­ными системами и проблема формирования адекватных систем

 

автоматизация управления рассматривались как слабовзаимосвязанные. Связь прослеживается преимущественно на концептуальном уровне решения. Другие уровни (методологический, методический) исследованы в этом отношении недостаточно. Контроллинг - это направление системного решения указанных проблем. Место его в решении проблем управления и автоматизации представлено на рис. 72.

 








Date: 2015-08-06; view: 332; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию