Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







В сфере таможенных услуг





Одной из системообразующих идей развития института таможенного администрирования является идея маркетинга таможенных услуг.

Система таможенных услуг объединяет определенный сектор в сфере таможенных услуг, в настоящее время монопольно предлагаемых потре­бителю в некоммерческом виде. Однако границы сферы и секторов тамо­женных услуг (коммерческого и некоммерческого) и в настоящее время, и, особенно, в стратегической перспективе динамичны. Поэтому в систем­ном плане проблема маркетинга таможенных услуг (в частности, проблема содействия участнику ВЭД, например, путем уменьшения его потерь в та­моженном секторе) - это проблема поиска эффективных решений по двум направлениям развития института таможенного администрирования:

• по стратегическому направлению - за счет расширения или сужения сектора таможенных услуг, контролируемого таможенными органами, в сфере таможенных услуг (например, путем изменения соотношения ком­мерческого и некоммерческого секторов на рынке таможенных услуг);

• по оперативно-тактическому направлению - за счет снижения изде­ржек внутри сектора таможенных услуг, контролируемого таможенной системой (например, путем снижения потерь непосредственно в процессе таможенного оформления и контроля на основе оптимизации соответст­вующих технологий).

Место и роль маркетинга в сфере таможенных услуг графически изоб­ражены на рис. 65.

Проблема маркетинга таможенных услуг может быть представлена комплексом задач анализа и (или) синтеза таможенной услуги, а в более широкой постановке - задачами синтеза и позиционирования таможенной системы на рынке таможенных услуг.

Общая процедура решения проблемы включает в себя следующие ос­новные задачи-этапы:

1) определение и анализ позиции существующей таможенной услуги на рынке таможенных услуг;

2) формирование требований к таможенной услуге для целей ее созда­ния или модернизации;

3) определение оптимальной или рациональной позиции услуги и фор­мирование стратегии ее достижения;

4) формирование маркетинговой стратегии продвижения таможенной услуги;

5) разработку целевой программы реализации маркетинговой страте­гии.

Основные идеи и процесс решения проблемы маркетинга тамо­женных услуг.Структурированные таможенные услуги, задачи марке­тинга, используемый для их решения научный инструментарий, а также получаемые результаты (стратегический аспект) в их взаимосвязи пред­ставлены на рис. 66.

Основные идеи решения проблемы маркетинга таможенных услуг можно выразить следующим образом.

1. Таможенные услуги представляются в виде услуги-продукта, услу­ги-технологии, услуги-системы или в их комбинированном варианте в ус­ловиях конкретной задачи.

2. Маркетинг в сфере таможенных услуг - это теория и практика сис­темного анализа рынка, формирования требований к системе таможенных услуг и активного продвижения таможенных услуг в частном и государст­венном секторах.

3.Эффективный маркетинг предполагает решение задач анализа и синтеза услуг и стратегий их позиционирования с учетом потребностей потребителей.

4. Поиск оптимальных решений осуществляется в процессе маркетин­гового исследования сферы таможенных услуг, формирования требований к системе таможенных услуг, моделирования и проектирования системы таможенных услуг. В общем случае таможенная система проектируется как система услуг, способная реализовать эффективную стратегию пози­ционирования на рынке таможенных услуг.

5. Принципы и условия маркетинговых исследований, моделирования и проектирования для любого вида услуги и стратегии ее позиционирова­ния идентичны.

Алгоритм решения задачи стратегического маркетинга таможен­ныхуслуг. Рассматривая общую задачу стратегического маркетинга как задачу эффективного позиционирования услуги на рынке таможенных ус­луг, представим соответствующий алгоритм ее решения в виде определен­ной последовательности:

1) выбирается сегмент рынка услуг (государственных или частных);

2) задается или формируется стратегия системы таможенных услуг на данном сегменте рынка;

3) выбирается вид позиционируемой услуги (услуга-система, услуга-технология или услуга-продукт), конкретизируются ее параметры и струк­тура;

4) определяется система показателей и критериев эффективности та­моженной услуги;

5) выбирается вид модели для исследования услуги (аналитическая (параметрическая), экспертно-аналитическая, физическая);

6) проводится маркетинговое исследование выбранного сегмента рынка услуг. По результатам маркетингового исследования моделируется и анализируется позиция услуги на рынке услуг;

7) синтезируются оптимальная модель таможенной услуги и стратегия ее позиционирования в пределах стратегии системы услуг на выбранном сегменте рынка;

8) определяется экономическая или социально-экономическая эффек­тивность системы таможенных услуг в условиях предполагаемых измене­ний;

9) формируются программа проектирования, модернизации или раз­вития таможенной услуги и маркетинговая программа ее продвижения на рынок таможенных услуг.

Здесь представлена одна итерация алгоритма. В результате такой ите­рации формируется альтернативная таможенная услуга или система тамо­женных услуг.

 

Модельное описание задачи стратегического маркетинга.Общая задача позиционирования услуги может быть представлена более частны­ми задачами:

• задачей маркетинговых исследований или мониторинга в сфере та­моженных услуг;

• задачей анализа эффективности таможенной системы как системы таможенных услуг;

• задачей синтеза таможенной системы как системы таможенных услуг;

• задачей формирования альтернатив и выбора приемлемой стратегии ее позиционирования.

Приведем модельное представление задачи, воспользовавшись дляэтих целей известными инструментами маркетинга.

Выбор способа инструментального описания процесса позициониро­вания зависит от степени информативной определенности ситуации на рынке услуг. В случае, когда имеется полная определенность для описания условий в сфере ВЭД, таможенной сфере и в формулировании позиций на рынке таможенных услуг, наиболее эффективными являются методы аналитического моделирования. С помощью таких методов достаточно просто определяются позиции конкурентов. Здесь чаще всего проводит­ся аналитическое моделирование; дается численная характеристика по­зиций. Назовем такой вид модельного представления и решения задачи аналитическим моделированием.

В случае, когда исследователь рынка сталкивается с устранимой ин­формативной неопределенностью, а именно такая ситуация наиболее ха­рактерна для сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности, для решения задач стратегического моделирования более эффективными ста­новятся методы экспертно-аналитического моделирования. С помощью таких методов и с привлечением экспертов из соответствующих облас­тей знаний осуществляется качественно-количественное описание тамо­женных услуг и условий их позиционирования. Как правило, требуется детальное структурирование услуги, описание ее функционально-техно­логических признаков и параметров, наиболее существенных с точки зре­ния реальных потребителей. Осуществляется экспертная оценка услуги. Определяется соответствующая позиция. В случае необходимости эта же техника может быть использована для определения позиции конкурента. По сути, при данных условиях эксперты работают не с параметрическим описанием услуги, а с ее экспертной моделью. Такая модель отражает структурно-технологическое представление эксперта об услуге и пара-

метрическое качественно-количественное описание требований рынка услуг. Назовем такой вид модельного представления и решения задачи экспертно-аналитическим моделированием.

В случае, когда исследователь рынка сталкивается с неустранимой ин­формативной неопределенностью, решение задачи стратегического моделирования эффективнее проводить методом физического моделирования (на натурном эксперименте). В данной ситуации услуга поставляется на рынок без предварительных исследований, осуществляется мониторинг реакции рынка на новый товар. Существующая позиция услуги и ее перс­пектива моделируются и прогнозируются на основе данных мониторинга, формируемых в процессе физического моделирования. Назовем такой вид представления и решения задачи физическим моделированием.

Рассмотрим самую общую ситуацию. Будем исходить из того, что мы решаем задачу оценки реальной позиции услуги-системы (системы тамо­женных услуг[71]) на рынке таможенных услуг и определения стратегии ее эффективного продвижения на этом рынке. Задачи продвижения на рынок таможенных услуг для услуги-технологии или услуги-продукта - частные случаи этой задачи.

С целью конкретизации описания задачи и ее инструментального пред­ставления введем ограничения.

1. Систему таможенных услуг определяют компоненты, представлен­ные на рис. 67.

2. Государство заинтересованно в увеличении доходов от ВЭД. Участ­ники ВЭД заинтересованы в сокращении издержек в таможенном секторе. Условие непротиворечивости целей потребителей позволяет переходить к единой модели системы таможенных услуг. Во всех других случаях за­дача для каждого из потребителей услуг решается отдельно. Интересы государства и участников ВЭД совпадают, например, если говорить об увеличении скорости товарооборота (в частности, для государства в этом случае увеличивается объем платежей, растет доход) и о большей пропуск­ной способности в таможенном секторе (предполагается, что, например, для участника ВЭД при этом снижаются расходы в таможенном секторе).

3. Таможенная система осуществляет свою деятельность на основе определенных процедур таможенного регулирования и контроля. С пози­ций деятельного подхода - это услуга-технология, оказывающая проце­дурно-инструментальное воздействие на объекты таможенного контроля: на участника ВЭД, бизнес-структуры и сферу ВЭД в целом.

4. Эффективность услуг в рамках такого подхода можно определить различными показателями[72]. Для примера остановимся на двух, по нашему мнению, наиболее существенных:

 

• оперативности предоставления услуг (время пребывания участника ВЭД в таможенном секторе, пропускная способность таможенного объек­та, косвенно - интенсивность товарооборота и т. п.);

• надежности предоставляемых услуг (отсутствие риска в таможенном секторе в результате качественного таможенного обслуживания; пред­полагается, что надежный таможенный сервис обеспечит низкие риски участника ВЭД).

Все перечисленные выше условия позволяют ввести параметрическую модель для позиционирования таможенных услуг. В рассматриваемом контексте модель позиционирования таможенных услуг есть модель стра­тегического маркетинга, поскольку она описывает услугу и стратегию из­менения ее позиции.

Воспользуемся известной техникой Бостонской консультационной группы для наших целей и представим модель позиционирования так, как это показано на рис. 68.

На матрице позиционирования позиция услуги зависит от надежности и оперативных параметров следующим образом:

• в квадрате «Н-Н» услуга характеризуется низкой надежностью и опе­ративностью;

• в квадрате «В-Н» услуга характеризуется высокой надежностью и низкой оперативностью;

• в квадрате «Н-В» услуга характеризуется низкой надежностью и вы­сокой оперативностью;

• в квадрате «В-В» услуга характеризуется высокой надежностью и высокой оперативностью.

Выводы относительно услуги при ее нахождении в том или ином квад­рате достаточно очевидны. В целом же необходимо определить ее исход­ную позицию и оценить позицию конкурирующей услуги (в процессе маркетинговых исследований или маркетингового мониторинга). Далее важно рассчитать возможности по изменению позиции, определить усло­вия и реализовать соответствующие инновационные решения для обеспе­чения конкурентоспособности услуги. После всего этого остается модер­низировать существующую или создать новую услугу и предъявить ее на рынок.

В данной технике задача стратегического маркетинга представляет со­бой задачу позитивного изменения позиции некоторой услуги-технологии на рынке таможенных услуг. Модельное описание подобной задачи со­держится на рис. 69. Здесь позиция услуги-технологии характеризуется уровнем изменений в секторе таможенных услуг и уровнем изменений в сфере ВЭД.

 

 

В случае экспертно-аналитического моделирования техника позици­онирования остается прежней. Однако формирование позиции услуги на Бостонской матрице в этом случае осуществляется с привлечением знаний экспертов. Соответственно объектом анализа в данном варианте становят­ся не параметры услуги, а, как уже было отмечено, прежде всего, сама услуга, ее структура и технология. На рис. 70 показан пример экспертно-аналитического моделирования, когда будущее системы таможенных ус­луг определяется уровнем развития двух ключевых технологий: техно­логии автоматизации и технологии управления рисками[73] в таможенном секторе.

 

Пример комбинированного описания, когда позиция услуги меняется в зависимости от ее содержательного инструментально-технологического наполнения и параметра, характеризующего рассматриваемую систему услуг на рынке услуг, приведен на рис. 71. Здесь позиция таможенной услуги определяется существующим уровнем ее автоматизации и дости­гаемой скоростью обслуживания в исследуемом секторе услуг.

Таким образом, модельное представление задачи эффективного пози­ционирования услуги на рынке таможенных услуг зависит от следующих условий:

• от вида и содержания позиционируемой услуги (т. е. какую услугу мы предоставляем: услугу-систему, услугу-технологию или услугу-продукт):

• от выбранной системы показателей, описывающих услугу на рынке таможенных услуг;

 

• от степени информативной определенности для формального опи­сания услуги и рынка услуг и соответствующей модели для ее опи­сания и исследования (аналитической, экспертно-аналитической или физической);

• от выбранных инструментальных средств для моделирования и ре­шения задач стратегического маркетинга.

Конкретизация задачи и техники ее решения задается условиями ре­ального рынка и возможностями научно-методического обеспечения та­моженных органов для решения задач такого класса.

 

Выводы

В современных условиях значительно возрастает роль марке­тинга в успехе таможенного администрирования, в решении проблем раз­вития таможенных органов России. Знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ в ближайшем будущем должны входить в круг основных обязанностей руководителей всех уровней уп­равления таможенными органами. Каждый руководитель обязан вносить свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, эффек­тивно удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности госу­дарства и участников ВЭД.

В целом речь идет о таможенных услугах, о сфере или рынке тамо­женных услуг, о проблеме содействия участникам ВЭД, о маркетинге как современной методологии управления таможенными услугами. Необхо­димо определить условия применения теории маркетинга и адаптировать некоторые ее положения к сфере таможенных услуг. Предоставление госу­дарственных услуг в процессе таможенного администрирования должно основываться на нормах и принципах международных таможенных кон­венций и соглашений, на международных стандартах качества (по типу стандартов ИСО-9000), а также на вовлечении участников ВЭД в процесс подготовки законодательных и нормативных правовых актов.

Особое внимание необходимо уделить вопросам стратегического мар­кетинга, системному подходу к совершенствованию таможенных услуг, определить пути и способы реализации такого подхода в дальнейшем. Необходимо развивать инструментарий маркетингового исследования, инструменты маркетингового мониторинга состояния таможенных услуг. С учетом начального этапа разработки проблемы представляется, что зна­ние о таких инструментах особенно важны для успешного осуществления

 

 

маркетингового подхода. Они также позволят доказательно решать все за­дачи, возникающие в сфере таможенных услуг, на последующих этапах.

Каждому специалисту таможенного дела следует иметь знания и навы­ки, необходимые для перспектив развития таможенного дела:

• определять и структурировать факторы, задающие динамику и тра­екторию стратегических изменений таможенной системы;

• формулировать современные проблемы и стратегические цели раз­вития таможенного дела;

• видеть и ставить в контексте возникающих проблем и целей задачи маркетинга таможенных услуг;

• отвечать на вопросы: что есть таможенная услуга, кто ее заказчик или потребитель, как он формулирует свои требования к таможенным ус­лугам;

• уметь решать задачи маркетинга в сфере таможенных услуг с учетом специфики заказчика услуг, таможенной специфики и специфики предо­ставляемой таможенной услуги;

• знать базовые инструменты для решения задач маркетинга в сфере услуг.

Контрольные вопросы


 

 

1. Дайте определение понятиям «таможенная услуга», «государствен­ная таможенная услуга», в чем их сущностное отличие?

2. Охарактеризуйте основные элементы структуры понятия «государс­твенная таможенная услуга» и их связи.

3. Что представляет собой административный регламент? Каким об­разом он может применяться в качестве инструмента управления тамо­женными услугами? Приведите примеры.

4. Дайте определения терминам: «маркетинг», «менеджмент», «стра­тегия», «стратегическое управление».

5. В чем сущность стратегического маркетинг-менеджмента?

6. Опишите основные процедуры формирования стратегии и ситуаци­онного выбора стратегических альтернатив. Приведите примеры.

 

 








Date: 2015-08-06; view: 2110; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.013 sec.) - Пожаловаться на публикацию