Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таможенного менеджмента





 

 

Решение проблем повышения эффективности внешнеэконо­мической деятельности в целом и таможенной деятельности в частнос­ти связано с проведением широкомасштабных экспериментов. Однако их постановка непосредственно на физической модели представляется рискованным и дорогостоящим делом. В то же время создание приклад­ных методов и методик в значительной мере сдерживается отсутствием адекватной теоретической модели, определяющей внешнеэкономическую и таможенную сферы деятельности в их согласованной взаимосвязи.

Разработка такой модели является фундаментальным условием при­нятия системных исследований, основанием для поиска различного рода эффективных общих и частных решений в этих областях деятельности.

Центральным вопросом в решении проблемы управления таможенным делом является вопрос о представлении сфер ВЭиТД как теоретических объектов. Предлагаемая ниже формализация рассматривается нами как базовое условие для ее решения.

Вначале дадим определения основным понятиям и раскроем их содер­жание с целью формализации в дальнейшем.

 

 

Внешнеэкономическая деятельность — это неотъемлемая часть хо­зяйственных связей и отношений государства[38], сложнейшая макроэконо­мическая сфера, охватывающая различные направления, формы, методы и средства перемещения материальных, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов.

Сфера ВЭД как объект анализа и управления - это большая, неодно­родная, распределенная, многоуровневая, открытая, информативно неоп­ределенная макросистема. Ее отличают:

• сложная структура товарных и финансовых потоков;

• комбинированный механизм регулирования и самоорганизации;

• большие объемы и большая размерность измеряемых, контролируемых и регулируемых параметров.

В рамках данной сферы порождается система финансовых потоков, по­токов товаров, услуг и интеллектуальной собственности, которая в объеме информации о ней представляется информационной моделью внешнеэко­номической деятельности, т. е. моделью, наиболее полно и адекватно ха­рактеризующей эту сферу деятельности. В дальнейшем, если в процессе изложения не требуется конкретизации, для представления всей системы потоков будем говорить о системе финансово-товарных потоков (СФТП).

Система финансово-товарных потоков находится под влиянием боль­шого числа неформализуемых и постоянно изменяющихся факторов, что значительно затрудняет создание адекватных моделей ВЭД, без которых практически невозможен качественный анализ такой деятельности, сни­жается и эффективность управления таможенной службой.

Современная сфера ВЭД имеет два основных уровня: международный (межгосударственный), где представлены единая мирохозяйственная сис­тема и вся мировая торговля, и государственный, где представлены ВЭД конкретного государства, ее потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки.

Наиболее важным инструментом контроля (в широком понимании данного термина) в сфере ВЭД, несомненно, является таможенная служба. Именно она на основе таможенных технологий и инструментов определя­ет адекватность применения мер государственного регулирования и в за­висимости от эффективности контроля воздействует на потоки товаров,

 

услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информацион­ные потоки в сфере ВЭД.

Эффект воздействия зависит от возможностей таможенной службы: ее кадрового состава, технологического, правового, информационного обеспечения, а также от других компонент, определяющих структуру и технологию таможенной деятельности. Другими словами, уровень развития таможенной службы, согласованность ее задач с целями и стра­тегией государства в сфере ВЭД, возможности таможенных органов по решению таких задач, адекватность таможенных методов и технологий специфике и параметрам ВЭД - все это факторы, непосредственно вли­яющие на потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки. Следовательно, в соответствии с возможностями таможенных органов и эффективностью их использо­вания таможенная служба является регулятором внешнеэкономической деятельности.

Обобщая, можно сказать, что внешнеэкономическая и таможенная де­ятельность имеют иерархическую структуру, в рамках которой целесооб­разно выделить следующие сферы, финансово-товарные и информацион­ные потоки, а также соответствующие механизмы регулирования:

• мировую сферу ВЭД - финансово-товарный поток мировой торгов­ли - общемировой информационный поток внешнеэкономической де­ятельности, международный (межгосударственный) механизм регулиро­вания внешнеэкономической деятельности;

• сферу ВЭД государства - финансово-товарный поток внешнеэконо­мической деятельности государства, информационный поток внешнеэко­номической деятельности государства - государственный механизм регу­лирования внешнеэкономической деятельности;

• сферу таможенной деятельности государства - финансово-товарный поток ВЭД государства, информационный поток таможенной деятельнос­ти - механизм влияния таможенной службы на внешнеэкономическую де­ятельность государства.

Чтобы показать, что все три сферы (мировая, государственная и тамо­женной деятельности) являются вложенными, а соответствующие финан­совые потоки, потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, информационные потоки и механизмы регулирования - взаимозависимы­ми, достаточно предположить, что в представляемой иерархии их взаи­мосвязь должна быть системной и в этом качестве призвана обеспечить иерархическую связность, согласованность и эффективность процессов внешнеэкономической деятельности.

 

Введем следующие определения.

Финансово-товарный поток ВЭД - это иерархическая система финан­совых потоков, потоков товаров, услуг и интеллектуальной собственности, структурированная относительно мировой сферы внешнеэкономической деятельности, сферы ВЭД государства и сферы таможенной деятельнос­ти, в рамках которых целесообразно и возможно комплексное воздействие на такую систему.

Механизм регулирования ВЭД - это иерархический механизм целенап­равленного воздействия на систему финансово-товарных потоков, струк­турированный относительно сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. В настоящее время в определенных случаях относительно таможенной деятельности такой механизм наиболее корректно называть механизмом администрирования. Однако, учитывая перспективу развития таможенного дела в России, в целях общности теоретической модели вос­пользуемся понятием «регулирование» и для таможенной деятельности.

Информационный поток ВЭД - это иерархическая система общеми­рового, государственного и таможенного информационных потоков, адек­ватно отображающая систему финансово-товарных потоков в целях как ее анализа, так и реструктуризации.

Структура общей теоретической модели, представленная в его де­ятельном выражении, приведена на рис. 40. В рамках модели относи­тельно системы финансово-товарных потоков взаимоувязаны обе сферы деятельности - внешнеэкономическая и таможенная, соответствующее информационное обеспечение и каналы информационно-аналитического взаимодействия, а также механизмы регулирования ВЭД.

Теоретическая модель построена с позиций повышения эффективнос­ти внешнеэкономической и таможенной деятельности за счет согласован­ного воздействия на эти процессы всех существующих регуляторов.

Объектом регулирования-контроля является система финансово-товар­ных потоков в сфере ВЭД (России или мира). Основное же содержание па­радигмы регулирования-контроля связано с формированием и реализацией эффективной стратегии реструктуризации такой системы для достиже­ния политических, экономических и других явно или неявно выраженных целей группы государств или конкретного государства в сфере ВЭД.

Базу для подготовки таких решений составляют методология систем­ных исследований, информационное и методическое обеспечение соот­ветствующих сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. В дальнейшем определим данную совокупность как информационно-ана­литическое обеспечение таможенного менеджмента.

 

 

 

Иерархическая система механизма регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности представлена следующими компонентами: межгосу­дарственным механизмом регулирования, механизмом государственного регулирования ВЭД, механизмом влияния таможенной службы на вне­шнеэкономическую деятельность (механизмом таможенного администри­рования), а также их взаимосвязями. Представленные механизмы струк­турированы относительно указанных сфер, а финансово-товарные потоки государства рассматриваются в составе СФТП мировой торговли.

Связи между механизмами, а также каналы информационно-аналити­ческого взаимодействия разбиваются на три типа:

• связи и каналы, характеризующие ситуацию в сфере внешнеэконо­мической деятельности (ситуации мирового - Рm, государственного - Ps и таможенного - Pt уровней);

• связи и каналы, по которым осуществляется согласование (интегра­ция) механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности: та­моженного - Mt и государственного - Ms с межгосударственным - Mm;

• связи и каналы, определяющие направление реализации стратегии регулирования внешнеэкономической деятельности (от межгосударствен­ного уровня до таможенного с непосредственным влиянием на СФТП в виде стратегий: общемировой - Rm, государственной - Rs, таможен­ной - Rt).

Таким образом, в модели центральным объектом регулирования явля­ется система финансовых и товарных потоков. Основное же содержание регулирования - поиск эффективной системы финансово-товарных по­токов (системы финансовых потоков) и реструктуризация существую­щей платформы.

Частные модели таможенного регулирования можно представить в ви­де инструментально-методической, функциональной и процедурно-тех­нологической моделей (рис. 41,42 и 43 соответственно).

Каждая из представленных моделей позволяет по-своему увидеть ре­гулятор, исследовать и принять решения с акцентом на инструментально-методическое (см. рис. 41), функциональное (см. рис. 42) или процедурно-технологическое регулирование (см. рис. 43). Очевидно, что разработке и применению в практике управления модели процедурно-технологичес­кого регулирования предшествует создание инструментально-методичес­кой и функциональной моделей. Более того, все три типа моделей по своей «конструкции» полностью соответствуют базовой принципиальной моде­ли управления для социально-экономических систем (гл. 6 «Таможенное дело России как объект управления»).

 

 

 

 

 

Date: 2015-08-06; view: 1008; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию