Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Целостно-эволюционный подход






 

 

В основе целостно-эволюционного подхода[29] - целостное пред­ставление системы (объекта, процесса или явления) и когнитивная техно­логия ее познания.

Целостное представление системы есть представление ее как вло­женной системы, выделенной из макро- и метасистем по целям, функци­ям, элементам, связям и параметрам динамики эволюции. Когнитивная технология - это технология формирования, накопления и использования знаний о системе в условиях ее эволюции.

Содержание подхода определяется следующими положениями:

• любая сложная система представляет собой вложенную систему, вы­деленную из макро- и метасистем по целям, функциям, элементам, связям и параметрам динамики эволюции;

• процессы в структурированной макросистеме отображаются согла­сованной многоуровневой системой информационных потоков (системой знаний);

• система знаний формируется в процессе познания изменений и пре­образований в макро-, метасистеме и в системе.

На базе такого подхода формируется иерархическая система знаний о таможенной системе и ее окружении как о макросистеме в виде комп­лекса моделей; создаются методическое обеспечение и технологическая платформа для эффективного решения задач управления.

Центральное место в целостно-эволюционном представлении занима­ет идея «вложенных» систем. Рассмотрим ее на примере решения пробле­мы информатизации макросистемы.

В таком примере «вложенность» систем следующая (рис. 27): мак­росистема (М) - объект информатизации, метасистема (S) - лицо, при­нимающее решение (ЛПР), система (Т) - информационные технологии и средства (ИТиС), интегрированная база знаний (ИБЗ).

 

 

Основная цель информатизации - сохранить целостность процесса приобретения знаний в условиях эволюции макросистемы. При этом эле­ментарной ячейкой приобретения знаний является когнитивный канал (К-канал) - система, состоящая из интегрированной базы знаний и про­граммно-технических средств, которые обеспечивают формирование но­вого знания и продуктивные действия в соответствии с проблемной ситу­ацией.

Структуре «вложенных» К-каналов (макро-, метасистемного и сис­темного) соответствует структура реализуемых в них процессов приоб­ретения знаний - когнитивных процессов (К-процессов). В свою очередь, в рамках каждого К-процесса реализуются одна или несколько интел­лектуальных функций. Их место и роль в процессе приобретения знаний представлены на рис. 28.

Структура К-процессов в макросистемном К-канале отражена на рис. 27. Формирование нового знания (в пределах К-канала) осуществля­ется на основе процессов интеллектуальной интеграции и интеллектуа­лизации. В первом случае канал под воздействием К-канала более высо­кого уровня настраивается на выполнение того или иного К-процесса. Во втором - выполняется конкретный К-процесс, и результаты передаются в интегрированную базу знаний данного К-канала.

 

 

 

Эффективная конфигурация моделей, методического обеспечения и технологической платформы информатизации для различных вложен­ных систем и условий их совместной эволюции в целом определяется метатехнологией информатизации, называемой когнитивно-продуктивной.

Базовый алгоритм когнитивно-продуктивной метатехнологии пред­ставлен на рис. 29. Он включает три уровня реализации: Y, I, D.

На информационном уровне (Y) осуществляются идентификация и формулирование проблемной ситуации (проблемы).

На когнитивном уровне (I) реализуются интеллектуальные функции в зависимости от характера проблемной ситуации и формируются знания, а на продуктивном (D) - актуализируется адекватная парадигма продук­тивной технологии.

Такая процедура предполагает: коррекцию продуктивной технологии, адаптацию продуктивной технологии или смену ансамбля продуктивных технологий.

Нетрудно заметить, что реализация как когнитивной, так и продуктив­ной технологий предполагает всеобъемлющую системную интеграцию методического и информационного обеспечения и программно-техничес­ких средств в целях решения широкого спектра задач анализа или синтеза. Предполагается, что такая интеграция осуществляется с учетом эволюции структуры макросистемы, т. е. является целостно-эволюционной.

Основным инструментальным средством когнитивно-продуктивной метатехнологии является автоматизированное слежение (мониторинг) за эволюцией макросистемы, имитация дерева эволюции информационных потоков и выбор его прогрессивных ветвей, имитация и поиск приемле­мого варианта архитектуры ИТиС в пределах выбранной ветви, коррекция когнитивного и продуктивного ресурсов ИТиС.

 

 

 

Таким образом, целостно-эволюционный подход предлагает следую­щие возможности по информатизации макросистемы:

• работать со знанием в каждой конкретной системе;

• в соответствии со спектром выполняемых интеллектуальных функ­ций и К-процессов учитывать в составе ИТиС сложную структуру иерар­хии моделей макросистемы;

• опираясь на свойства метатехнологии как открытой системы, обеспе­чивать эффективное развитие методического и информационного обеспе­чения макро-, матасистемы и системы в целом.

 

По сути, целостно-эволюционный подход является интегрирующим, объединяя в себе процессный, ситуационный и системный подходы на уровне формирования знаний о таможенных процессах и таможенной ор­ганизации в целом в условиях происходящих изменений.

 

 

Выводы

Таможенная система во всех ее проявлениях: институт, органи­зация (таможенный орган, структурное подразделение таможенного орга­на), технология деятельности таможенного органа, таможенные услуги, таможенный персонал - представляет собой сложный объект управле­ния.

Главный методологический принцип подготовки управленческого ре­шения для таможенных органов России следующий: таможенную сис­тему необходимо рассматривать как целое, как систему, существующую в среде и взаимодействующую с другими системами. Лишь при таких условиях могут быть выявлены причины проблем, возникающих у орга­низации, и их возможные последствия. Только на этой основе могут быть определены цели, способы и требуемые ресурсы для всестороннего ре­шения проблемы. При этом весь процесс принятия решения должен быть систематизирован и технологичен.

Известен достаточно широкий спектр подходов, которые внесли су­щественный вклад в развитие теории и практики управления. Таможен­ный менеджмент в полном объеме опирается на принятую методологию, вариативно используя ее в зависимости от особенностей таможенной сис­темы и характера решаемых проблем.

Применительно к таможенной практике в последние годы все более широкий интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и ак­тивно развивающийся в настоящее время целостно-эволюционный (ког­нитивный) подходы.

Процессный подход рассматривает деятельность таможенных орга­нов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и технологических функций - бизнес-процессов.

Системный подход характеризует таможенную систему как совокуп­ность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология деятельности, которые ориентированы на достижение раз­личных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что выбор управлен­ческого решения определяется ситуацией. Поскольку имеется большое количество факторов, влияющих на таможенную систему, то не сущест­вует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффек­тивным в конкретной ситуации является метод, который более всего соот­ветствует данной ситуации.

Целостно-эволюционный, или когнитивный, подход - это подход к формированию, накоплению и использованию знаний об эволюции ее целостности в условиях изменений.

Интеграция таких подходов предоставляет самые широкие возможнос­ти в решении проблем, возникающих в таможенном деле, на любом уров­не ее представления: институциональном, организационном, процессном, ресурсном или на уровне предоставляемых услуг - конечном результа­те деятельности. Роль интегратора выполняет целостно-эволюционный подход. Он объединяет в себе процессный, ситуационный и системный подходы на уровне формирования знаний о таможенных процессах и та­моженной организации в целом.

Контрольные вопросы


 

 

1.Раскройте сущность главного методологического принципа иссле­дования и подготовки управленческого решения для любой организации. Применим ли он в системе таможенных органов?

2.Перечислите и дайте краткую характеристику основным методоло­гическим подходам к решению проблем управления. Сравните их между собой.

3.Дайте краткую характеристику процессному подходу к решению проблем управления. Приведите пример применения подхода в таможен­ной практике.

4.Дайте краткую характеристику системному подходу к решению про­блем управления. Приведите пример применения подхода в таможенной практике.

5.Дайте краткую характеристику ситуационному подходу к решению проблем управления. Приведите пример применения подхода в таможен­ной практике.

6. Дайте краткую характеристику целостно-эволюционному подходу
к решению проблем управления. Приведите пример применения подхода
в таможенной практике.

 








Date: 2015-08-06; view: 973; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.009 sec.) - Пожаловаться на публикацию