Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Пояснительная записка





I. Программа

Пояснительная записка

Современная образовательная парадигма требует от учителя технологии не только глубокого знания содержания преподаваемой им дисциплины, но и владения широким спектром методик и педагогических технологий, обеспечивающих вариативность, адаптивность и высокое качество образовательного процесса. Выпускник направления 050500 – «Бакалавр технологического образования» должен быть готов формировать и развивать ключевые компетенции учащихся, находить оптимальные пути реализации целей образовательной области «Технология». Учитывая разнообразие содержательных линий, включенных в образовательную область «Технология»и специфичности методики их преподавания, это обусловило необходимость введения в учебный план курса «Методика изучения отдельных разделов технологии».

Основой изучения курса являются знания и умения по специальным и психолого-педагогическим дисциплинам. В рамках курса углубляются и расширяются знания, полученные при изучении дисциплин «Основы теории технологической подготовки» и «Технологии и методики обучения». Успешное освоение данного курса обеспечивает успешную адаптацию учителя технологии в профессиональной деятельности.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050500 – «Бакалавр технологического образования».

Цель изучения курса – формирование у студентов готовности к решению педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач в процессе преподавания отдельных разделов образовательной области «Технология» в современной школе.

Задачи курса:

- формирование у представления о компетентностном подходе и его реализации в рамках ООТ;

- углубление знаний об основных принципах развивающего обучения;

- формирование готовности к формированию и развитию ключевых компетенций и социально значимых личностных качеств учащихся в процессе изучения технологии;

- углубление знаний о целях, принципах, содержании, организационных формах, методах и средствах обучения технологии;

- развитие умений по организации и управлению деятельностью учащихся в процессе изучения различных разделов образовательной области «Технология»;

- формирование умений по организации личностно-ориентированного, развивающего обучения;

- формирование умений разрабатывать контрольно-измерительные материалы, адекватные целям и задачам предмета;

- развитие коммуникативной, технологической, профессиональной культуры;

- развитие информационно-аналитических, прогностических и контрольно-рефлексивных умений студентов;

В структуре изучаемого курса выделяются следующие основные вопросы:

- специфика реализации отдельных содержательных линий программы предмета;

- цели и задачи ООТ в контексте компетентностного подхода;

- реализация развивающего обучения на уроках технологии;

- современные средства оценивания результатов обучения;

- дидактическое обеспечение образовательного процесса по технологии;

- межпредметная интеграция в технологическом образовании;

- технология в профильной школе.

 

 

Лекционный курс включает в себя общие вопросы, касающиеся специфики изучения отдельных разделов образовательной области «Технология» и особенностей реализации целей предмета в контексте компетентностного подхода. На практических занятиях конкретизируются и углубляются знания, полученные при изучении дисциплин «Основы теории технологической подготовки» и «Технологии и методики обучения», формируются умения организации личностно-ориентированного, развивающего обучения. Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение контрольной работы, тестовый контроль знаний. Особое место в изучении курса отводится самостоятельной работе студентов, которая служит расширению и углублению знаний, усвоенных на лекциях, семинарских и практических занятиях. Результаты самостоятельной работы обсуждаются на практических занятиях.

В результате изучения курса студент должен знать:

- основные понятия компетентностного подхода;

- специфику обучения технологии в старшей школе в том числе профильного типа;

- современные технологии развивающего обучения;

- организационные формы, средства и методы обучения технологии;

- требования, предъявляемые к современным средствам оценивания по технологии

- Студент должен уметь:

- проектировать и осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников на уроках технологии;

- использовать современные методы и технологии обучения, современные информационные и коммуникационные технологии обучения;

- разрабатывать и применять в своей деятельности современные дидактические средства;

- разрабатывать контрольно-измерительные материалы по предмету «технология»;

- реализовывать межпредметные связи в учебной и внеурочной работе по технологии.

- разрабатывать программы элективных курсов по технологии.

 

Курс общим объемом 100 часов изучается в 7 семестре:

лекции – 10 часов;

практические работы – 40часов.

Итого: аудиторных – 50 часов.

Самостоятельная работа студентов – 50 часов.

Изучение курса в 7 семестре завершается зачетом.


Содержание программы

 

Модуль 1. Методы и методические приемы, способствующие реализации целей образовательной области «Технология»

Специфика реализации отдельных содержательных линий программы предмета: Содержательные линии ООТ. Формирование представления о техносфере, знакомство с современным производством на уроках технологии. Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека. Формирование экологической культуры на уроках технологии. Изучение элементов домашней и прикладной экономики, предпринимательства.

 

Цели и задачи оот в контексте компетентностного подхода: Понятие о ключевых компетенциях. Виды ключевых компетенций. Компетенции, формируемые на уроках технологии.Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. Компетенции, относящиеся к деятельности человека. Организация проектной и исследовательской деятельности как фактор формирования компетенций деятельности. Понятие «Творчество». Основные признаки творческой деятельности.

Методы развития творческих способностей

Реализация развивающего обучения на уроках технологии: Проблемное обучение. Развивающее обучение.. Методика развития самообразовательных, творческих, коммуникативных способностей, самостоятельности, технологического и технического мышления. Методы, развивающие познавательный и профессиональный интерес и активизирующие познавательную деятельность учащихся при изучении различных разделов образовательной области «Технология». Деловые игры, Игровое проектирование.

 

Современные средства оценивания результатов обучения: Критерии оценки знаний, умений и навыков. Требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся. Тестовый контроль знаний. Составление тестов на различные уровни усвоения учебного материала. Управление качеством обучения. «Портфолио» как средство накопительной оценки учебных достижений. Модели портфолио.

Модуль 2. Современные подходы к организации обучения в рамках образовательной области «Технология»

 

Дидактическое обеспечение образовательного процесса по технологии: Методические требования к средствам обучения. Классификация средств обучения. Конструирование дидактических средств обучения. Роль Инструкционные и технологические карты. Учебник как обучающая система. Современные средства обучения. Выбор средств обучения, адекватных целям и задачам обучения. Опорные конспекты. Методика В.Ф. Шаталова.

 

Межпредметная интеграция в технологическом образовании: Интеграция технологии с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов. Межпредметные связи на уроках технологии.Методические приемы реализации межпредметных связей на уроках технологии.

 

Технология в профильной школе: Особенности технологического образования школьников в условиях профильного обучения. Цели, задачи и содержание технологической подготовки в старшей школе на профильном и базовом уровнях. Элективные курсы. Виды элективных курсов и требования к ним Предпрофильная технологическая подготовка учащихся как способ профессионального самоопределения учащихся основной школы.


Список литературы

Основная литература

1. Алешин Л.И. Контроль знаний без традиционных оценок как элемент совершенствования методов обучения/ Л.И. Алешин // Социально – гуманитарное знание. – 2003. - №1. – 106-114

2. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.

3. Бабина С.Н. Интеграция технологического и физического образования учащихся школ(научно-методические основы и педагогический опыт реализации): Монография / С.Н. Бабина. – М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2002. – 320с.

4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.

5. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: «Знание», 1983. — 96 с

6. Воронина Г.А. Элективные курсы. Алгоритмы создания. Примеры программ. Практическое руководство для учителя/ Г. А. Воронина.– М.: Айрис-Пресс, 2006.– 128с.

7. Г.В.Пичугина. Статья «Компетентностный подход в технологическом образовании».

8. Галкина Т.И. Организация профильного обучения в школе. Книга современного завуча/ Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко.– М.: Феникс,2007.– 288 с.

9. Гин А.А. Приема педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А. А. Гин. — 5-е изд. — М: Вита-Пресс, 2004. — 88 с.

10. Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности. 10-11 класс/ Д. А. Ершов.– М.: Глобус, 2007.– 160с.

11. Журнал «Школа и производство» №1 2006г.

12. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб.пособие для вузов/ В.И.Звонников, М.Б.Челышкова. - М. Академия, 2009. - 223 с.

13. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под ред. В.И. Андреева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 267с.

14. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 38с.

15. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Панфилова А.П.; под общ. ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А.. – 3-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 368 с.

16. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений/ Е. П. Ильин.– СПб.: Питер, 2009.– 576с.

17. Кедров Б.М. Науки и их взаимосвязи. История. Теория. Практика./ Б.М. Кедров, В.Л. Рабинович, А.П. Огурцов и др. –М.: Наука, 1988. -288с.

18. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб.пособие для пед.вузов /Г..М.Коджаспирова,К.В.Петров М. Академия2008. - 351 с.

19. Кожина О.А. Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда/ О.А.Кожина.– М.: Дрофа,2003.– 207 с.

20. Кругликов В.Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности/ В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов.– М.: П-2, 2006.– 190 с.

21. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.:Академия, 2007.-480с.

22. Кульневич, С.В. Современный урок. Проблемные урокиЧасть III: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед.учебных заведений, слушателей ИПК/С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов на дону: Издательство «Учитель», 2005. - 288с

23. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. -365с.

24. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций/ А. М. Матюшкин.– М.: КДУ, 2009.– 190 стр.

25. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей/ М.И. Махмутов. — М.: «Просвещение», 1977. — 240 с

26. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Пособие для студ.-заоч.2-3 курсов фак.педагогики и методики нач.обучения пед.ин-тов/Моск.гос.заоч.пед.ин-т. – М.: Просвещение, 1980. – 87с.

27. Методы активизации познавательной деятельности. В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.

28. Новиков А.М. Введение в методологию игровой деятельности/ А.М. Новиков. М.: «Эгвес», 2006.– 213с.

29. Новикова Т.Г Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы / Т.Г. Новикова, // Школьные Технологии. – 2006. - №1. – С.139-146

30. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб.пособие для вузов/ А.П.Панфилова. - М.:Академия, 2009. - 192 с.

31. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений/ под.ред. Пидкасистого П.И.– М.:Академия, 2010.– 512с.

32. Переверзев В.Ю. Технология разработки тестовых заданий: справочное руководство. Учеб. пособие для сред. проф. образ. Учреждений/ В.Ю.Переверзев. – М.: Е-Медиа, 2005. – 265 с.

33. Пономарев Я.А. Психология творчества/Я. А. Пономарев.– М.:Директмедиа Паблишинг, 2008 г. –703 стр.

34. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы / Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченкова А.С.// Школьные Технологии. – 2005. - №3. – С.171-180

35. Примерные программы по учебным предметам.Технология. 5-9 классы:проект.-М.: Просвящение, 2010. – 96с.

36. Провоторова Н.А. Межпредметные связи. Формирование познавательной активности школьников/ Н. А. Провоторова.– М.: МПСИ, МОДЭК, 2007.– 272 стр.

37. Программы. Технология. 5-11 классы [текст] / хотунцев ю.л., симоненко в.д., кожина о.а. – м.: просвящение, 2010. – 206с.

38. Психология креативности/Тодд Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Пер.: Д. Люсин.– М.:Когито-Центр, 2009.– 216 с.

39. Роботова А.С. Элективный курс в профильной школе как введение в науку/ А. С. Роботова, И. Н. Никонов.– М.:КАРО, 2005.– 80с.

40. Рослякова С.В. З Развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном процессе [Текст]/ С.В.Рослякова; Челяб. гос. пед. ун-т.– Челябинск:Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010.– 216 с.

41. Сальникова Т.П. Педагогические технологии/авт.-сост.Т.П.Сальникова.– М.:ТЦ Сфера, 2007.– 124 с.

42. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии учеб.пособие для пед.вузов и ин-тов повышения квалификации/ Г.К.Селевко. - М.:Нар.образование,1998. - 255 с.

43. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Монография. - Брянск: Изд-во БГПУ, 2001, - 214с.

44. Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры [Текст] / В.Д. Симоненко. Н.В. Матяш. – М.: Изд-во Вентана Граф. 2000. – 176 с.

45. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.

46. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991. 305 с.

47. Традиционная и современная технология. Философско-методологический анализ [Текст] / отв. Ред. Розин В.М. – М., 1998. – 150 с.

48. Трайнев В.А. Учебные деловые игры: методология и практика проведения/ В. А. Трайнев.– М.,2005.– 304 с.

49. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая: решение учебных и профессиональных проблем/ Л.И. Федорова. – М.:Форум, 2009.– 174с.

50. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда: пособие для преподавателей и студентов. - М.:Устойчивый мир, 2001.–224с.

51. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.

52. Хуторской А.В. Современная дидактика/ Хуторской А.В./ М.:Высшая школа, 2007. – 639 с

53. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

54. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций. // Интернет- журнал "Эйдос".

55. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие / М.Б. Челышкова - М.: Логос, 2002 - 432 с.

56. Шамова, Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебно-методическое пособие/ Т.И. Шамова, С.Н. Белова, И.В. Ильина, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 212 с.

57. Шамова, Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебно-методическое пособие/ Т.И. Шамова, С.Н. Белова, И.В. Ильина, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 212 с.

58. Шаронова С.А. Деловые игры: учебное пособие/ С.А. Шаронова. – М.: Изд-во РДН, 2005.– 166с

59. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается/ В.Ф. Шаталов - М. Педагогика,1989.-336 с

60. Шаталов В. Соцветие талантов. Часть первая / Шаталов В.– М.: 2001.– 380с.

61. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза: Авторский сборник/В. Ф. Шаталов.– М.: Северо-Западное книжное издательство, 1990.– 384с

62. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982.– 160с.

63. Экологические знания в образовательной области "Технология" / Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. // Школа и производство. - 1996. - N2.-С.16-18

Дополнительная литература

1. Альтшуллер Г. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач/ Генрих Альтшуллер/ М.:Альпина Паблишер,2011.– 410 с.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования; Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования / А.Н. Майоров. – М.: Нар. образование, 2000. – 352 с.

3. Петров А.В. Связи и взаимодействия в системе образования/ А.В.Петров, О.П.Петрова, А.И.Гурьев и др.; ред.А.В.Петров; М-во образ.Рос.Федерации. - Париж; Горно-Алтайск, ПАНИ, 2003. - 279 с.

 

Date: 2015-08-06; view: 236; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию