Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 5





Тема занятия: рисуем сказку «Мужик и медведь»

 

Предварительная работа: взрослый обучает детей количественному счету до де­сяти; закрепляет навык сравнения количества предметов в двух разных мно­жествах, употребляя понятия «поровну», «больше на», «меньше на».

Цели занятия

Воспитательные — формировать учебные навыки (правильную рабочую по­зу за столом при рисовании, усидчивость, аккуратность в работе); стимулиро­вать развитие творческой индивидуальности детей; воспитывать такие качест­ва, как умение сочувствовать, желание помочь другому.

 

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей (учить пра­вильно держать карандаш, рисовать и раскрашивать изображения, не выходя за контур); закрепить в словаре детей слова «вверху» и «внизу», названия частей растения; учить детей образовывать формы множественного числа имен сущест­вительных; закрепить знания детей об овощах и фруктах; совершенствовать счетные навыки в пределах десяти; учить детей сравнивать количество предме­тов; формировать умение соотносить фигуры из счетных палочек и их изображе­ние на листе бумаги в клетку.

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей, быстроту реакции; развивать логическое мышление (умение сравнивать, рассуждать).

Оснащение:

— мольберт (доска);

— образец изображения репы и колоса из счетных палочек (рис. 28, с. 56);

— набор счетных палочек;

— листы бумаги в клетку с обозначенными на них фигурами (рис. 29, с. 57);

— цветные и простые карандаши по количеству детей.

 

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям на­звать себя по порядку номеров.

Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем предложите детям назвать по цепочке, какие овощи они знают. Дети по очереди называют разные виды овощей, причем каждый следующий ребенок должен назвать не только тот овощ, который он знает, но и вспомнить по поряд­ку все те овощи, которые были названы другими детьми до него. После выполне­ния задания малыши садятся за стол.

2. Раскрась картинки. Скажите детям, что вам жаль глупого медведя, кото­рый так и остался голодным. Предложите малышам нарисовать для него много
репы и пшеницы, чтобы не пришлось ему на зиму в берлогу ложиться спать с
пустым животом. Выдайте детям их графические работы, которые они выполня­ли на прошлом занятии, и предложите малышам раскрасить для медведя и репу,
и пшеницу.

.

3. Назови части. Когда работа будет закончена похвалите детей и предложите
внимательно рассмотреть части растения на примере пшеничного колоса. Сна­
чала сами покажите и назовите: колос с зернами, стебель, лист, корень, а затем
предложите детям повторить эти названия.

4. Закончи фразу. Скажите детям, что в поле вырос не один колос, а много-
много пшеницы. Предложите малышам вместе с вами рассказать о ней.

В поле выросло не одно растение, а много растений. Не один колос, а много... (колосьев).

Не одно зерно, а много... (зерен).

 

Не один стебель, а много... (стеблей). Не один лист, а много... (листьев). Не один корень, а много... (корней).

5.Подвижная игра «Где растет?». Предложите детям встать на дорожке и подровнять ножки. (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Расскажите де­тям, что овощи растут в огороде на грядке, то есть внизу, на земле. А фрук­ты— яблоки, груши, сливы, вишни, апельсины, наоборот, растут в саду на де­ревьях, и чтобы их сорвать, надо потянуться вверх. Предложите детям слушать вас внимательно и совершать движения вверх или вниз в соответствии с тем, что вы назовете: фрукт или овощ. Если назван фрукт, нужно поднять руки вверх и встать на цыпочки, если овощ — присесть.

Взрослый называет слова: «картошка», «виноград», «слива», «капуста», «ре­па», «мандарин», «свекла», «морковь», «яблоко», «апельсин», «тыква», «гру­ша», «вишня».

6. Конструирование из счетных палочек. Поместите на мольберте (доске) об­разец изображения репы и колоса (рис. 28, с. 56). Предложите детям сложить из
счетных палочек любое из этих растений. Пусть каждый малыш выберет сам,
что он хочет изобразить.

Детям дается задание сначала отсчитать нужное количество палочек (для ре­пы 10, для колоса 14), а затем самим сложить репу или пшеницу. Когда изобра­жение будет готово, дети показывают, где у растения вершки, а где корешки, и говорят, что из них съедобно, а что нет. Предложите малышам вспомнить, что взял себе медведь в сказке «Мужик и медведь» и остался ли он доволен.

7. Рисование по клеткам. Предложите детям нарисовать репу и колос по кле­точкам в соответствии с образцом из счетных палочек. Дайте малышам индиви­дуальные листы в крупную клетку, где в помощь детям точками обозначены на­
чало и конец каждой линии (рис. 29, с. 57). Когда изображения репы и колоса
будут готовы, предложите детям раскрасить их цветными карандашами.

8. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.


 

 

Рис. 21. Демонстрационный рисунок к заданию «Найди одинаковые колоски»

 

 

 
 


 


 


       
 
   
 


Рис. 22. Демонстрационный рисунок «Овощи»

Рис. 23. Графическое задание «Дорисуй и раскрась»

 

 

 

 


Рис. 24. Демонстрационный материал «Геометрические фигуры»

 

 

 


Рис. 25. Графическое и математическое задание «Сосчитай»

 

 

 

 


Рис. 26. Карточки с буквами.

 

 

 
 

 


Рис. 27. Графическое задание «Репа и колос»

 

 

 


Рис. 28. Образец изображения репы и колоса из счетных палочек.

 

 

 
 

 

 


Рис.29. Рисование колоса и репы по клеткам.

 

Заяц-хваста

Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно* ходить овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого
не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про этого хвасту. Тетка ворона пошла хва-сту разыскивать, нашла его под корягой. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:

— Боле не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел:

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец: не хваста, а храбрец!

· Гумно —место, где обмолачивают зерно.

 

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку

«Заяц хваста».

Предварительная работа: дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации и фигурки персонажей сказки и устанавливают их на под­ставки; взрослый беседует с детьми о смене времен года, их последовательно­сти, рассказывает о том, как зимуют дикие животные, как они приспосабли­ваются к морозам и снежному покрову (к зиме отращивают теплую шубу, меняют ее цвет), о том, как добывают себе пищу; взрослый напоминает де­тям, что некоторые животные утепляют свое жилище и делают запасы на зи­му (например, белка), а другие устраиваются спать в берлогах и норах до при­хода весны (медведь и еж).

Цели занятия

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого, соблюдать правила подвижной игры; воспитывать скромность, понимание, что хвастаться некрасиво.

Обучающие — совершенствовать общую моторику; закрепить знания детей о том, как зимуют дикие животные; познакомить детей с новыми словами: «ко­ра», «ветки», «грызть», «зимовать», «хвастун», «храбрец»; ввести в активный словарь детей существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличи­тельными суффиксами.

Развивающие — развивать у детей слуховое внимание, умение отгадывать за­гадки, осмыслять события сказки.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — заяц, ворона, собаки, зайцы (см. вклейку,
рис. 18-21);

— декорации: заснеженное поле около деревни (см. вклейку);

— демонстрационный рисунок «Три зайца» (рис. 30, с. 70).

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки, приготовили ладошки». Подойдите к ребенку, стоящему в шеренге первым, хлопните двумя ладонями по его выставленным вперед ладошкам и скажите: «Мы». Подойдите к следующему малышу, хлопните по его ладошкам и скажите: «Знаем». Затем двигайтесь вдоль всего ряда детей, хлопайте по их ла­доням и продолжайте пословно говорить фразу: «Мы знаем много названий ди­ких животных». Важно, чтобы в сказанной вами фразе было ровно столько слов, сколько детей стоит в ряду. Если на занятии присутствуют семеро детей, то фра­за удлиняется: «Мы знаем много-много названий диких животных». Если пяте­ро детей, то фраза укорачивается: «Мы знаем названия диких животных».

Проговорив с хлопками фразу, вернитесь к первому ребенку и спросите у ма­лышей, каких диких животных наших лесов они знают. Предупредите детей,

 

 

что, называя животное, они должны хлопнуть по вашим ладоням. Вновь идите вдоль ряда, подставляя для хлопков свои ладони, и слушайте ответы малышей. После того как все дети по очереди назовут животных, они садятся на стульчи­ки, расставленные полукругом около стола.

2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что про одного из диких животных
они сегодня будут слушать русскую народную сказку. А про какое животное,
предложите отгадать. Прочитайте детям загадку:

Комочек пуха, Длинное ухо. Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц)

Когда дети назовут животное, сообщите малышам, как называется сказка, которую они сейчас услышат: «Заяц-хваста». Прочитайте или расскажите де­тям сказку «Заяц-хваста», одновременно выставляя декорации и фигурки пер­сонажей.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто жил в лесу?

Хорошо зайцу было зимой в лесу или плохо?

Куда пошел заяц?

Кого он там встретил?

Что стал говорить заяц своим товарищам?

Кому зайцы рассказали про хвастуна?

Что сказала зайцу тетка ворона?

Кто напал на тетку ворону?

Как заяц-хваста спас тетку ворону?

Как после этого тетка ворона назвала зайца?

4.Подвижная игра «Будь внимателен». Предложите детям участвовать в по­движной игре. Объясните малышам правила игры: по команде «зайцы» малы­ши должны изображать зайцев — прыгать в разных направлениях по комнате, держа руки перед грудью, как лапки; по команде «собаки» —бежать мелкими, легкими шажками, так же держа руки перед грудью; а по команде «вороны» — «летать», размахивая руками, как крыльями.

Сначала вы меняете команды не торопясь, через 20-30 секунд, затем темп на­растает и команды к смене видов движений даются чаще — уже через каждые 5-10 секунд.

5. Отгадай загадки. Предложите детям отгадать загадки про всех героев сказ­ки «Заяц-хваста».

 

У кого хороший нюх? Сама вся сероватая,

Кто помчался во весь дух? Походка мешковатая,

По следам она идет — Важная персона,

Все отыщет, все найдет. Зовут ее... (ворона).
(Собака)

 

Что за трусишка: Хвост-коротышка, Уши вдоль спинки, Глаза с косинкой, Одежда в два цвета — На зиму и лето.

(Заяц)

6. Цепочки слов. Покажите детям демонстрационный рисунок «Три зайца» (рис. 30, с. 70) Предложите малышам вместе с вами рассказать о трех зайцах: среднем, маленьком и большом. Скажите: «У среднего зайца нос, у маленько­го — носик, а у большого — носище».

У среднего зайца усы, у маленького —... (усики), а у большого —... (усищи).

В дальнейшем достаточно показывать на картинки и называть соответствую­щие части тела:

Глаза—... (глазки, глазищи).

Лапы —... (лапки, лапищи).

Хвост —... (хвостик, хвостище).

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия: рассказываем сказку «Заяц-хваста».

-

Цели занятия

Воспитательные — формировать у детей умение соблюдать очередность, вы­полнять правила подвижной игры, участвовать в коллективном пересказе.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику (учить детей бро­сать и ловить мяч, удерживать правильную рабочую позу за столом, правильно держать в руке карандаш); расширять словарный запас детей за счет слов-анто­нимов: трудно — легко, скромный — хвастливый, быстро — медленно, смелый — трусливый. Закреплять у детей грамматические навыки — умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать представле­ние о различии в строении тела зверей и птиц; совершенствовать связную речь детей. Закреплять знания о геометрических фигурах.

Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание, форми­ровать чувства ритма. Учить детей сравнивать и дорисовывать недостающие час­ти изображения, продолжать последовательность по образцу.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — заяц, ворона, собаки, зайцы (см. вклейку,
рис. 18-21);

— декорации: заснеженное поле возле деревни (см. вклейку);

 

—демонстрационный рисунок «Зайцы зимой» (рис. 31, с. 70);

—листы с индивидуальным графическим заданием «Продолжи ряд» (рис. 32,
с. 71) по количеству детей;

—простые карандаши по количеству детей;

—мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям пред­
ставиться по имени, но имя свое произносить в уменьшительно-ласкательной
форме, например: Танечка, Димочка. Дети по очереди называют себя по имени и
садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

2. Совместный пересказ. Предложите детям провести коллективный пересказ
сказки «Заяц-хваста». Каждый ребенок говорит по 2-3 предложения. Жестом
давайте детям понять, чья очередь продолжать пересказ. Сами последовательно
выставляйте декорации и фигурки персонажей, совершайте с ними описывае­мые в сказке действия.

Если у кого-либо из детей возникают затруднения, задайте ему наводящий вопрос или начните следующую фразу сами.

3. Найди ошибку. Скажите детям, что теперь они знают о том, как тяжело жи­вется зайцам зимой в лесу: холодно и голодно, вокруг много опасностей и врагов.
Покажите малышам демонстрационный рисунок «Зайцы зимой» (рис. 31, с. 70).
Предложите малышам найти на нем ошибку, которую допустил художник (один
из зайцев в серой шубке).

4.Игра с мячом «Скажи наоборот». После рассматривания рисунка предло­жите детям поиграть с мячом. Скажите малышам: «Встали на лужок, сделали кружок». Когда дети сделают круг, возьмите мяч и встаньте в центр круга. Объ­ясните детям правила игры: вы произносите слово и бросаете мяч одному из де­тей; ребенок ловит мяч, придумывает слово с противоположным смыслом, про­износит его и одновременно бросает мяч обратно.

Слова для игры «Скажи наоборот»: большой — маленький, летний — зимний, сытый — голодный, толстый — тонкий, веселый — грустный, трусливый — храб­рый, смелый, скромный — хвастливый, слабый — сильный, трудно — легко, бы­стро — медленно, тепло — холодно, далеко — близко.

После окончания игры дети садятся вокруг стола.

5. Урок вороньего языка. Предложите детям научиться говорить по-вороньи. Для этого у мудрой вороны нужно взять урок вороньего языка. Предупредите де­тей, что на этом уроке все нужно повторять так, как скажет сама ворона. Пока­жите малышам фигурку вороны и произнесите: «Кар-кар (пауза), кар». Дети сначала слушают, а потом повторяют, копируя ритмический рисунок.

Затем скажите: «Кар-кар (пауза), кар-кар». Следующая воронья фраза будет звучать так: «Кар (пауза), кар-кар». И наконец самое трудное задание: «Кар-кар (пауза), кар (пауза), кар-кар».

 

Сначала ритмические задания выполняются детьми хором, а затем каждый ребенок получает индивидуальное задание, а остальные малыши проверяют правильность его выполнения.

 

6. Продолжи ряд. Предложите детям нарисовать главных героев сказки «Заяц-хваста». Для этого выдайте им листы с индивидуальным графическим зада­нием «Продолжи ряд» (рис. 32, с. 71). Пусть дети продолжат ряд рисунков, изо­бразив еще одну ворону и зайца. Предложите малышам дорисовать картинки так, чтобы изображения зайца и вороны чередовались в том же порядке.

Обратите внимание детей на то, что фигурки обоих персонажей в своей основе имеют одинаковые геометрические фигуры и отличаются друг от друга лишь до­полнительными деталями, такими как уши, хвост, крылья и клюв. Предложите детям самим назвать и показать на рисунке соответствующие части тела у жи­вотных и уточните названия геометрических фигур, с помощью которых они изображены (туловище — овал, голова — круг, хвостик у зайца — маленький кружок, хвост у вороны — треугольник, заячьи уши — овалы, клюв и крылья у вороны — изображены с помощью треугольников). Предложите детям срав­нить, чем отличается тело птицы (вороны) от тела зверька (зайца).

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия: показываем сказку «Заяц-хваста».


 


Цели занятия


Воспитательные — вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при рисовании и письме); учить детей согласовывать действия при проведении простой инсценировки; стимулировать развитие творческой ин­дивидуальности детей.

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику; вве­сти в словарь детей притяжательные прилагательные «заячьи», «собачьи» и «вороньи»; стимулировать активное употребление в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить счетные навыки (количественный и по­рядковый счет); продолжить знакомство детей с цифрами.

Развивающие — развивать зрительное внимание, наблюдательность и мыш­ление детей; развивать способность к подражанию.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — заяц, ворона, собака, группа зайцев (см.
вклейку, рис. 18-21);

— декорации: заснеженное поле возле деревни (см. вклейку);

— большое настенное зеркало или индивидуальные зеркала по количеству
детей;

 

 

— листы с индивидуальным математическим заданием (рис. 33, с. 71) по ко­личеству детей;

— красные карандаши по количеству детей;

— демонстрационные рисунки «Следы» (рис. 34, с. 71) и «Где чьи следы?»
(рис. 35, с. 72).

 

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки, приготовили ладошки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Пройдите, вдоль ряда детей, хлопая по их ладошкам и пословно проговаривая фразу: «Мы знаем много диких животных». (Смотрите подробное описание ана­логичной игры на с. 59.) Предложите детям назвать этих животных, но предупре­дите, что сказать о них нужно ласково, так, чтобы им было приятно услышать свое имя, например: зайчик, лисичка, белочка, волчок, мышка, ежик и медведенька.

Спросите у детей, про кого из этих животных они в прошлый раз рассказыва­ли сказку. Сообщите, что сегодня вы все вместе будете показывать спектакль по сказке «Заяц-хваста». Распределите между детьми роли зайца-хвасты, воро­ны, собак и зайцев из группы. Выберите декоратора.

Выдайте детям-артистам фигурки их персонажей, а декоратору дайте деко­рацию заснеженного поля около деревни. Остальные дети будут зрителями. Ма­лыши по мере получения фигурок и декораций садятся за стол: артисты с одной стороны стола, а зрители — с противоположной.

2. Инсценировка сказки. Помогите детям провести инсценировку сказки, вы­
ступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказы­вайте декоратору, куда поставить декорацию; указывайте на артиста, чья оче­редь говорить; если необходимо, подсказывайте слова его роли.

3. Артикуляционная гимнастика. Предложите детям изобразить перед зерка­лом всех героев сказки «Заяц-хваста» с помощью мимики и артикуляции. (Для
этого дети встают в ряд перед настенным зеркалом или получают индивидуаль­ные зеркала.) Продемонстрируйте детям артикуляционные позы.

Ворона — губы вытянуть вперед трубочкой — «клюв».

Заяц — поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы-резцы.

Собака — оскалиться, обнажив крепко сжатые зубы.

(Когда дети разучат все артикуляционные позы, у них можно забрать инди­видуальные зеркала.) Предложите малышам показать артикуляционные позы в следующем порядке: заяц, собака, ворона, заяц, ворона, собака, ворона, соба­ка, собака, заяц.

После выполнения задания дети вновь садятся за стол.

4. Сосчитай. Предложите детям посчитать героев сказки. Для этого покажите
малышам сначала фигурку вороны, потом фигурки собак и наконец всех зайцев,
включая хвасту. Спросите малышей сколько ворон принимало участие в спек­такле (одна), сколько собак (две) и сколько всего зайцев (четыре и еще один —
всего пять). Предложите детям пересчитать зайцев по порядку номеров.

 

Выдайте детям листы с индивидуальным математическим заданием (рис. 33, с. 71) и предложите малышам нарисовать в рамке столько палочек, сколько зай­цев они насчитали, а затем найти среди других цифру 5 и обвести ее красным ка­рандашом.

5.Где чьи следы? Покажите детям рисунок «Следы» (рис. 34, с. 71). Показы­вайте и называйте следы разных животных: заячьи, собачьи и вороньи. Затем предложите малышам посмотреть на рисунок «Где чьи следы?» (рис. 35, с. 72) и самостоятельно определить, где по снегу проскакал заяц, где пробежали соба­ки, а где прошла ворона. Следите за тем, чтобы, показывая следы, дети называ­ли их правильно: «заячьи», «собачьи» и «вороньи».

6. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема занятия: читаем и показываем

сказку «Заяц-хваста».

Предварительная работа: взрослый повторяет с детьми звук [с], обучает малы­шей четкому произнесению согласных звуков [в] и [з]; взрослый знакомит де­тей с буквами В и 3 и соотносит их с соответствующими звуками; повторяют­ся уже знакомые детям буквы М, П, Б, К, С, Л и Р; взрослый учит детей выделять начальный согласный звук в словах «мак», «мох», «пир», «пуш­ка», «бык», «булка», «киви», «санки», «соль», «лошадь», «лыжи», «рак», «руки», «каша»; взрослый дает детям знания о временах года и их последова­тельности; взрослый вместе с детьми изготавливает из плотной бумаги кар­точки с буквами 3, В и С (образец для изготовления на рис. 36, с. 72).

Цели занятия

Воспитательные — формировать правильную учебную позу за столом во вре­мя письма; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсцени­ровки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику де­тей, готовить руку к письму (учить детей правильно держать карандаш, выпол­нять обводку букв по образцу); закреплять знания детей о смене времен года; формировать у детей фонематический слух, готовить их к звуко-слоговому ана­лизу слов (учить определять первый согласный звук в слове, количество слогов в словах); познакомить детей с согласными буквами В и 3, повторить букву С.

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей, моторную память; развивать дыхание, вырабатывать длительный направленный выдох.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — заяц, ворона, собаки, зайцы (см. вклейку,
рис. 18-21);

— декорации: заснеженное поле около деревни (см. вклейку);

 

— карточки с буквами на плотной бумаге (рис. 36, с. 72);

— барабан и палочка к нему;

— настольная ширма;

— листы с индивидуальным графическим заданием «Заяц и ворона» (рис. 37,
с. 72) по количеству детей;

— красные карандаши по количеству детей.

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки, приготовили ладошки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Пройдите вдоль ряда детей, хлопая по их ладошкам и пословно проговаривая фразу: «Мы знаем названия всех четырех времен года». (Смотрите подробное описание аналогичной игры на с. 59.) Дети перечисляют по порядку все времена года, начиная с любого или с того, которое идет сейчас, например: «Зима, весна, лето, осень, зима, весна...» Затем спросите у детей, какую сказку они показыва­ли на прошлом занятии, и попросите изобразить ее главных героев с помощью артикуляции. Пусть девочки покажут ворону, а мальчики — зайца. После того как задание будет выполнено, предложите детям сесть за стол—сначала девоч­кам, а потом мальчикам.

2. Чья буква? Поставьте на стол фигурки персонажей сказки «Заяц-хваста»: зайца-хвасту, ворону, собак. Покажите каждую из фигурок, громко и четко про­износя ее название (выделяйте голосом первый звук в слове). Предложите детям назвать этот звук. Когда дети будут произносить звук, предъявляйте им карточ­ку с соответствующей буквой. Соотнесите буквы и звуки — на каждую карточку с буквой поставьте фигурку того персонажа сказки, название которого начина­ется на этот звук. На карточку с буквой 3 будет поставлен заяц, на карточку с буквой В — ворона, на карточку С — собаки. Когда все фигурки будут стоять на карточках, скажите, что поднялся ветер, и подуйте на бумажные фигурки.

Предложите детям подуть вместе с вами. Когда бумажные фигурки упадут или сместятся, предложите детям восстановить порядок — поставить каждую фигурку на свою букву.

Дайте трем детям по фигурке. Ребенок, получивший фигурку, проговаривает вслух имя персонажа и определяет первый звук в слове, а затем ставит фигурку на карточку с соответствующей буквой.

Если у малышей будет желание, игру с ветром можно повторить, но соотно­сить фигурки с буквами будет уже следующая тройка детей.

3. Инсценировка сказки. Установите на подставки карточки с буквами 3, В и С — первыми буквами слов «заяц», «ворона» и «собаки». Предложите детям еще раз показать инсценировку сказки «Заяц-хваста», но вместо фигурок героев сказки в спектакле на этот раз будут использоваться карточки с первыми буква­ми их имен.

Распределите между детьми роли зайца, вороны и собак, выберите декорато­ра. Выдайте артистам фигурки персонажей сказки, а декоратору — изображение заснеженного поля около деревни. (Пусть артистами станут дети, которые на прошлом занятии были зрителями.)

 

Малыши, получившие роли, и декоратор занимают места с одной стороны стола, а зрители — с другой. Помогите детям провести инсценировку сказки, вы­ступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: указывайте на артиста, чья очередь говорить; если необходимо, подсказывайте слова его роли.

4.Пишем буквы. Выдайте детям листы с графическим заданием «Заяц и во­рона», которое дети выполняли на занятии 2 «Рассказываем сказку», где под ри­сунками штрихом подписаны буквы 3 и В (рис. 37, с. 72). Спросите у детей, что изображено на рисунках и какие буквы под ними подписаны. Предложите ма­лышам назвать и обвести буквы под первыми двумя рисунками, а затем напи­сать такие же буквы под следующими рисунками. '

5. «Волшебный» барабанчик (подробное описание игры см. на с. 18). «Во-ро-
на», «со-ба-ки»—три удара, «за-яц», «по-ле»—два удара.

6. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

 

ЗАНЯТИЕ 5

Тема занятия: рисуем сказку «Заяц - хваста».

Цели занятия

Воспитательные — формировать учебные навыки (правильную рабочую по­зу за столом при рисовании, усидчивость, аккуратность в работе, выдержку); стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; воспитывать уме­ние сочувствовать и желание заботиться о животных.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей (учить пра­вильно держать карандаш, рисовать и раскрашивать изображения, не выходя за контур); закрепить в словаре детей слова «слева» — «справа», «вверх» — «вниз», «выше» — «ниже»; формировать у детей умение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа; активизировать в словаре детей слова — названия частей тела животных (голова, уши, туловище, лапы, хвост) и частей деревьев (ствол, ветки); учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два» и «пять»; закрепить знания о том, как зимуют дикие животные в лесу; расширить словарный запас детей за счет слов «опасность», «хищник», «враг», «чуткий», «быстрый», «осторожный»; уточнить, какие у животных бывают способы передвижения, ввести в словарь детей глаголы «идти», «бежать», «ска­кать», «прыгать», «красться», «шуршать»; совершенствовать счетные навыки в пределах десяти; учить детей сравнивать количество предметов; тренировать умение соотносить фигуры из счетных палочек и их изображение на листе бу­маги.

Развивающие — развивать слуховое, зрительное внимание, память детей, а также быстроту реакции.

 

Оснащение:

— мольберт (доска);

— листы бумаги для рисования по количеству детей;

— образец изображения елки и осины из счетных палочек (рис. 38, с. 73);

— набор счетных палочек;

— геометрические фигуры для выкладывания зайца (рис. 39, с. 73);

— листы бумаги в клетку (величина одной клеточки 1,5x1,5 см) с обозначен­ными на них точками (рис. 40, с. 73);

— цветные и простые карандаши по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки, приготовили ладошки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.)
Пройдите вдоль ряда детей, хлопая по их ладошкам и пословно проговаривая
фразу: «Мы знаем много (много) названий диких животных». (Смотрите подроб­ное описание аналогичной игры на с. 59.)

Затем предложите детям произнести по цепочке названия этих животных, причем каждый ребенок должен назвать не только то животное, которое он вы­брал, но и вспомнить по порядку всех уже названных. Проговаривая названия животных, отвечающий ребенок каждый раз хлопает по ладоням взрослого. Ко­гда задание будет выполнено, дети садятся за стол.

2. Поможем зайцам зимовать. Скажите детям, что вам очень жаль зайцев,
которым голодно зимой. Всюду снег лежит, нет нигде ни травинки — приходит­ся бедным зайцам грызть кору на деревьях да жевать жесткие ветки. Предложи­
те малышам нарисовать для зайцев угощенье. Предложите детям подумать, ка­кие овощи больше всего любят зайцы (морковку и капусту). Выдайте им листы
бумаги и цветные карандаши, чтобы дети могли сделать для зайцев вкусные по­дарки.

3. Сосчитай. Предложите детям сосчитать, сколько всего овощей они нарисо­вали: одну морковку, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять мор­
ковок и так далее (обращайте внимание на то, чтобы дети правильно произноси­
ли окончания существительного «морковка», согласуя его с числительными.
Затем сделайте вывод: «Вот как много моркови вы нарисовали».

Так же посчитайте и кочны капусты. Говорите так: «Один кочан капусты, два кочна капусты... пять кочнов капусты». Вместе с детьми сравните количест­во капусты и моркови и сделайте вывод, чего больше. Похвалите детей и скажи­те им, что теперь зайцам до весны хватит этих запасов, а весной вырастет травка, появятся на деревьях и кустах молодые зеленые листочки, и зайчикам будет чем подкрепиться.

 

4.Подвижная игра «Зайки на лужайке». Расскажите детям о том, что зайцам зимой в лесу бывает не только голодно, но еще и опасно. Всюду их подстерегают страшные хищники: волки, лисы, а иногда даже и медведи. Если косолапого разбудили среди зимы и он вышел из берлоги, приходится и ему бродить по лесу в поисках пищи. От этих опасных хищников зайцев спасают только чуткие уши

 

и быстрые ноги. Зайцы очень осторожны — они все время прислушиваются, не подкрадывается ли к ним хищник, и, заметив врага, тут же пускаются нау­тек.

Предложите детям поиграть в подвижную игру «Зайки на лужайке». Скажи­те малышам, что они будут изображать зайцев, которые скачут на полянке, но при этом не забывают прислушиваться, не прячется ли рядом опасный враг. Объясните малышам правила игры. При словах взрослого: «Скачут зайки на лужайке — прыг-скок, прыг-скок»—дети изображают зайцев: передвигаются прыжками, резвятся, играют друг с другом.

При словах «волк идет», «крадется лиса», «проснулся медведь» или «собаки бегут» дети-зайцы должны быстро убегать и прятаться в домик — специально обозначенный для этого участок групповой комнаты (пространство на ковре или внутри обручей, положенных на пол). При словах «белка прыгает», «мышка шуршит» или «ворона летит» зайцы не пугаются и продолжают как ни в чем не бывало резвиться на лужайке.

Предупредите детей, что они должны быть внимательными и убегать только тогда, когда им действительно грозит опасность. Во время проведения игры не­сколько раз произносите слова-команды, каждый раз меняя их.

5. Конструирование из счетных палочек и геометрических фигур. Поместите
на мольберте (доске) образец изображения елки и осины (рис. 38, с. 73). Предло­жите детям сложить из счетных палочек оба этих дерева на расстоянии пример­
но 15 см одно от другого.

Осинка выкладывается из шести счетных палочек, а елка из девяти палочек. Предварительно детям дается задание отсчитать нужное количество палочек. Когда «деревья» будут готовы, спросите детей, где ствол, а где ветки. Взрослый обращает внимание детей на то, куда направлены ветки у каждого из деревьев (у елки — вниз, а у осинки — вверх).

Затем предложите детям поместить между деревьями фигурку зайца-хвасты. Для этого дайте малышам геометрические фигуры: большой овал, два кру­га— большой и маленький, два одинаковых овала. Предложите детям подумать, как можно из них выложить фигурку зайца. (Из фигур выкладываются голова, туловище, хвост и уши; рис. 39, с. 73). В процессе работы дети сами называют фи­гуры и их назначение: «Овал будет у зайца туловищем, большой круг — головой, маленький кружок — хвостом, а овалы ушами».

Когда композиция будет готова, задайте детям несколько вопросов по ней.

У какого дерева веточки подняты вверх, а у какого опущены вниз?

Что выше — елка или осинка?

Что ниже — осинка или елка?

Какое дерево справа от зайца, а какое слева?

6. Рисование по клеткам. Предложите детям нарисовать елку и осинку по кле­точкам в соответствии с образцом из счетных палочек. Дайте малышам индиви­дуальные листы в крупную клетку, где в помощь детям точками обозначены на­чало и конец некоторых линий (рис. 40, с. 73). Когда изображения деревьев
будут готовы, предложите детям раскрасить их цветными карандашами.

Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей

 

 

 
 

 




 


Рис.30. Демонстрационный рисунок «Три зайца»

 

Рис.31.Демонстрационный рисунок «Зайцы зимой»

 


Рис.32. Графическое задание «Продолжи ряд».

 

 

 
 

 

 


Рис.33. Математическое задание.

 

 

 
 

 

 


Рис. 34. Демонстрационный рисунок «Следы».

 

 


Рис. 35.Демонстрационный рисунок «Где чьи следы».

 

 
 

 


Рис. 36. Карточки с буквами.

 
 

 


Рис. 37. Графическое задание «Заяц и ворона»

 

 

 


Рис. 38. Образец изображения елки и осины на счетных палочках.

 

       
 
   
 

 


Рис. 39. Геометрические фигуры Рис. 40. Рисование елки и осины

для выкладывания зайца по клеткам

 

Смоляной бычок

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Танюшка. Сидели они один раз у своего дома, а мимо пастух стадо коров гонит. Коровы всякие: и ры­жие, и пестрые, и черные, и белые. А с одной коровой рядом бежал бычок — чер­ненький, маленький. Где припрыгнет, где прискачет. Очень хороший бычок.

Танюшка и говорит:

— Вот бы нам такого теленочка.

Дедушка думал-думал и придумал: достану для Танюшки теленочка. А где достанет — не сказал.

Вот настала ночь. Бабка легла спать. Танюшка легла спать, кошка легла спать, собака легла спать, куры легли спать, только дедушка не лег. Собрался поти­хоньку, пошел в лес.

Пришел в лес, наковырял с елок смолы, набрал полное ведро и вернулся до­мой.

Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит, собака спит, куры тоже уснули, один дедушка не спит — теленочка делает. Взял он соломы, сделал из соломы бычка. Взял четыре палки, сделал ноги. Потом приделал головку, рожки, а потом всего смолой вымазал, и вышел у дедушки смоляной бычок, черный бочок. Посмот­рел дедушка на бычка — хороший бычок. Только чего-то у него не хватает. Чего же это у него не хватает? Стал дедушка рассматривать — рожки есть, ножки есть, а вот хвоста-то нет!

Взял дедушка веревочку, приладил и хвост. И только успел хвост прила­дить— глядь! — смоляной бычок сам в сарай побежал.

Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоля­ной бычок, черный бочок. Обрадовалась Танюшка, нарвала травы, стала смоля­ного бычка кормить. А потом повела бычка пасти. Пригнала на крутой бережок, на зеленый лужок, за веревочку привязала, а сама домой пошла. А бычок траву ест, хвостиком размахивает.

Вот выходит из лесу Мишка-медведь. Постоял, постоял, туда-сюда погля­дел — увидел бычка. Стоит бычок к лесу задком, не шелохнется, только шкурка на солнышке блестит.

 

 

«Ишь, жирный какой,— думает Мишка-медведь,— съем бычка».

Вот медведь бочком, бочком к бычку подобрался, схватил бычка... да и при­лип. А бычок хвостиком взмахнул и пошел домой. «Топ-топ!..» Испугался мед­ведь и просит:

— Смоляной бычок, соломенный бочок, отпусти меня в лес!
А бычок шагает, медведя за собой тащит.

А на крылечке и дедушка, и бабушка, и Танюшка сидят, бычка встречают. Смотрят — а он медведя привел.

— Вот так бычок! — говорит дедушка.— Смотри, какого здоровенного медве­дя привел. Сошью теперь себе медвежью шубу.

Испугался медведь и просит:

— Дедушка, бабушка, внучка Танюшка, не губите меня, отпустите меня, я вам
за это из лесу меду принесу.

Выпростал дедушка медвежьи лапы из бычковой спины. Бросился медведь в лес. Только его и видели.

Вот на другой день Танюшка опять погнала бычка пастись. Бычок траву ест, хвостиком помахивает. Вот выходит из лесу волчище — серый хвостище. Кру­гом осмотрелся — увидал бычка. Подкрался волк, зубами щелк, да и вцепился бычку в бок, вцепился да и завяз в смоле. Волк туда, волк сюда, волк и так и этак. Не вырваться серому. Вот и стал он просить бычка:

— Быченька-бычок, смоляной бочок! Отпусти меня в лес!

А бычок будто не слышит, повернулся и идет домой. «Топ-топ!» — и пришел. Увидел старик волка и говорит:

— Эй! Вот кого сегодня бычок привел! Будет у меня волчья шуба.
Испугался волк:

— Ой, старичок, отпусти меня в лес, я тебе за это мешок орехов принесу.
Выпростал дедушка волка — только того и видели.

И назавтра бычок пошел пастись. Ходит по лужку, травку ест, хвостиком мух отгоняет. Вдруг выскочил из лесу зайчик-побегайчик. Смотрит на бычка — удив­ляется: что это за бычок здесь гуляет? Подбежал к нему, тронул лапкой — и при­лип.

— Аи, аи, аи! — заплакал зайчик-побегайчик.
А бычок «топ-топ!» — привел его домой.

— Вот молодец, бычок! — говорит дедушка. — Сошью теперь Танюшке рука­вички заячьи.

А заинька просит:

— Отпустите меня. Я вам капустки принесу да ленточку красную для Танюшки.

Выпростал старик зайчишкину лапку. Ускакал заинька.

Вот под вечер сели дедушка, да бабушка, да внучка Танюшка на крылеч­ке — глядят: бежит медведь к ним на двор, несет целый улей меду — вот вам!

Не успели мед взять, как бежит серый волк, несет мешок орехов — пожалуй­ста!

Не успели орехи взять, как бежит заинька — кочан капусты несет да ленточку красную для Танюшки — возьмите скорее! Никто не обманул.

 

 

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Смоляной бычок».

Предварительная работа: дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации, фигурки персонажей и предметов к сказке и устанавли­вают их на подставки; взрослый беседует с детьми о том, чем отличаются до­машние животные от диких (дикие животные живут в лесу, боятся человека, сами добывают себе пищу и устраивают жилище — норы, дупла, логова, бер­логи, а домашние животные с давних пор привыкли жить рядом с человеком и не боятся его, люди ухаживают за домашними животными, кормят их, стро­ят им жилище — хлев, конюшню, будку,— а животные приносят человеку пользу: корова дает молоко, лошадь перевозит грузы, собака охраняет дом, кошка ловит мышей, курица несет яйца, овца дает шерсть).

Цели занятия

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого, соблюдать правила подвижной игры; вырабатывать учебные на­выки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего); формировать потребность защищать слабого.

Обучающие — совершенствовать общую моторику; закреплять и расширять знания детей о домашних и диких животных; учить ориентироваться в про­странстве, познакомить со словами «внутрь», «наружу»; ввести в активный сло­варь детей относительные прилагательные «соломенный», «деревянный», «ве­ревочный»,«смоляной».

Развивающие — развивать у детей зрительное внимание, способность осмыс­лять события сказки.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — дедушка, бабушка, Танюшка, бычок, заяц,
волк, медведь (см.вклейку, рис.6, 10, 12, 20, 22, 24, 26);

— декорации: дом, стадо коров, лесная поляна (см. вклейку);

— предметные картинки — ведро со смолой, кочан капусты, обвязанный
красной ленточкой, мешок с орехами, улей с медом (см.вклейку, рис.23, 25,
27-28);

— демонстрационные рисунки «Коровы и волк» (рис. 41, с. 87) и «Бычок
и тень» (рис. 42, с. 87)

— игрушка теленок.

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали рядышком друг с дру­гом, словно месяц,—полукругом». (Дети встают полукругом перед педагогом.) Пройдите вдоль ряда детей, хлопая по их ладошкам и пословно проговаривая фразу: «Мы знаем много (много) названий домашних животных» (смотрите по­дробное описание аналогичной игры на с. 59). Вернитесь к ребенку, стоящему

 

первым слева, подставьте ему свои ладони. Малыш называет домашнее живот­ное и одновременно хлопает по вашим ладоням. Пройдите вдоль стоящих полу­кругом детей и выслушайте их ответы. Когда все дети назовут животных, они садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что про одно из домашних живот­ных они сегодня будут слушать русскую народную сказку. А называется эта
сказка «Смоляной бычок». Прочитайте или расскажите детям сказку «Смоля­
ной бычок», одновременно выставляя декорации и фигурки персонажей.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
С кем жили дедушка и бабушка?

Кого увидела Танюшка в стаде коров?

Что сказала Танюшка, когда увидела бычка?

Кто сделал бычка для Танюшки?

Из чего дедушка сделал бычка?

Чем дедушка вымазал соломенного бычка?

Куда Танюшка повела пастись своего бычка?

Кто захотел съесть смоляного бычка?

Что случилось с медведем?

Куда отвел бычок медведя?

Что сказал дедушка, когда увидел медведя?

О чем попросил медведь?

Кого на следующий день привел бычок домой?

Что сказал дедушка, когда увидел волка?

О чем попросил волк?

Кого еще приводил бычок?

Что сказал дедушка, когда увидел зайца?

О чем попросил заяц?

Что принесли лесные звери в подарок дедушке, бабушке и Танюшке?

4.Подвижная игра «Коровы и волк». Покажите детям демонстрационный рисунок «Коровы и волк» (рис. 41, с. 87). Расскажите, что, когда коровы видят приближающегося волка, они готовятся к защите. Взрослые коровы встают в круг головой наружу, выставляя рога на своего врага и не подпуская его к цен­тру круга, где в это время прячутся маленькие телята.

Предложите детям провести подвижную игру. Скажите малышам, что сейчас они будут изображать стадо коров, на которых напал волк. Выберите «волка», а остальных детей попросите «встать на лужок и сделать кружок». Положите в центр круга игрушечного теленка. Затем скажите детям, чтобы они поверну­лись спиной к центру круга и взялись за руки, изображая стадо коров, готовых к защите своего теленка. Ребенок-«волк» должен бегать вокруг стада, пытаясь достать игрушку из центра. «Коровы» не должны подпускать «волка» к телен­ку— они могут мычать, «бодаться», но не должны разъединять рук.

После окончания подвижной игры дети садятся на стульчики около стола.

5. Из чего бычок? Поставьте на стол фигурку бычка из сказки «Смоляной бы­чок». Скажите детям, что сказочный бычок, смоляной бочок никого не боит-

 

ся — ему не страшны никакие хищники, ведь он ненастоящий, его смастерил де­душка.

Напомните малышам, из чего дедушка сделал бычка, и спросите, какой по­лучился бычок: «Взял дедушка солому, сделал бычку туловище. Получилось ту­ловище соломенное. И голову бычку дедушка сделал тоже из соломы. Какая по­лучилась голова? (Соломенная.) Потом взял дедушка четыре деревянные палки и сделал бычку ножки. Какие ноги получились? (Деревянные.) После этого взял дедушка веревку, сделал бычку хвостик. Какой получился хвостик? (Веревоч­ный.) А под конец вымазал дедушка бычка смолой. Стал бычок какой? (Смоля­ной)».

6. Найди ошибку. Покажите детям демонстрационный рисунок «Бычок и
тень» (рис. 42, с. 87) и предложите малышам внимательно посмотреть на него и
найти ошибку, которую допустил художник (на тени не хватает рогов).

7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия: рассказываем сказку «Смоляной бычок».

Предварительная работа: взрослый рассказывает детям, как называются дете­ныши животных (у зайца — зайчонок, у лисы — лисенок, у волка — волчонок, у медведя — медвежонок, у ежа — ежонок, у белки — бельчонок; у кошки — котенок, у козы — козленок, у гуся — гусенок, у утки — утенок).

Цели занятия

Воспитательные — формировать у детей умение соблюдать очередность, участвовать в коллективном пересказе; воспитывать подражательность; стиму­лировать развитие творческой индивидуальности детей.

Обучающие — совершенствовать общую и артикуляционную моторику; фор­мировать речевое дыхание, умение узнавать и воспроизводить различные звуки; закреплять у детей грамматические навыки (умение образовывать притяжа­тельные прилагательные, называть детенышей животных); совершенствовать связную речь детей.

Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание и память; тренировать скорость реакции, умение отгадывать загадки.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — дедушка, бабушка, Танюшка, бычок, заяц,
волк, медведь (см.вклейку, рис.6, 10, 12, 20, 22, 24, 26);

— декорации: дом, лесная поляна, стадо коров (см. вклейку);

— предметные картинки — ведро со смолой; кочан капусты, обвязанный
красной ленточкой; мешок с орехами; улей с медом (см. вклейку, рис. 23, 25,
&1 28).

 

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали рядышком друг с дру­гом, словно месяц,— полукругом». (Дети встают полукругом перед педагогом.) Пройдите вдоль ряда, стоящих полукругом детей, хлопая по их ладошкам и по­словно проговаривая фразу: «Мы знаем много (много) названий детенышей жи­вотных» (см. подробное описание игры на с. 59).

Вернитесь к ребенку, стоящему первым слева, подставьте ему свои ладони и скажите: «У зайца...». Малыш отвечает: «Зайчонок» —и одновременно хлопа­ет по вашим ладоням. Пройдите таким образом вдоль ряда детей, и когда все на­зовут детенышей животных, они садятся на стульчики, расставленные полукру­гом около стола.

2. Совместный пересказ. Предложите детям провести коллективный пере­
сказ сказки «Смоляной бычок». При пересказе каждый ребенок говорит по 2-
3 предложения.

Жестом давайте детям понять, чья очередь продолжать пересказ. Сами по­следовательно выставляйте декорации и фигурки персонажей, совершайте с ни­ми описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей возникают за­труднения, задавайте ему наводящий вопрос или начинайте следующую фразу сами.

3. Отгадай загадки. Предложите детям отгадать загадки о некоторых героях
сказки «Смоляной бычок».

По полю скачет — Летом бродит без дороги

Ушки прячет, Между сосен и берез.

Встанет столбом — А зимой он спит в берлоге,

Ушки торчком. От мороза пряча нос.

(Заяц) (Медведь)

Серый, зубастый, по полю рыщет, Телят, ягнят ищет.

(Волк)

Когда загадки будут отгаданы, спросите у малышей, что случилось с этими дикими животными в сказке «Смоляной бычок».

4.Подвижная игра «Будь внимателен». Предложите детям участвовать в по­движной игре. Объясните малышам правила игры: по команде «заяц» малыши должны изображать зайцев — прыгать в разных направлениях по комнате, дер­жа руки перед грудью, как лапки; по команде «волк» —бежать; а по команде «медведь» — не спеша идти вперевалочку.

Сначала вы меняете команды через 20-30 секунд, затем темп нарастает и ко­манды к смене движений даются чаще — уже через каждые 5-10 секунд.

5. Узнай по голосу. Предложите детям узнать по голосам героев сказки «Смо­ляной бычок». Познакомьте малышей со звуками, которые издают животные: медведь рычит— «э», волк воет— «у», зайчик жалобно пищит— «и» (все звуки произносить длительно, на одном дыхании), а бычок мычит— «му».

 

Затем произнесите эти звуки, дав задание детям узнать, чей это голос. Если звуковые загадки отгадываются безошибочно, то предложите детям самим по очереди загадывать их друг другу.

6. Чьи подарки? Напомните детям, что дедушка, бабушка и Танюшка пожа­лели лесных зверей, которых привел бычок, и отпустили их обратно в лес. А бла­годарные звери принесли им разные подарки. Предложите малышам вспомнить,
какой подарок принесло каждое животное, и ответить на вопросы.

Кочан капусты — чей подарок? (Заячий.) Мешок орехов? (Волчий.) Улей меду? (Медвежий.) Ленточка? (Заячий.)

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работе детей.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия: показываем сказку «Смоляной бычок».

Предварительная работа: взрослый знакомит детей с понятиями «длинный — короткий», «широкий — узкий» на примере разных полосок бумаги (полоски сравниваются попарно).

Цели занятия

Воспитательные — вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при рисовании и письме); воспитывать подражательность; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки; стимулиро­вать развитие творческой индивидуальности детей.

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику; учить детей правильно держать в руке карандаш, выполнять обводку цифр по образцу; расширять словарный запас детей за счет слов-антонимов: широ­кий— узкий, длинный — короткий; закреплять счетные навыки; знакомить де­тей с цифрами.

Развивающие — тренировать слуховое и зрительное внимание детей, память; развивать чувство ритма.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — дедушка, бабушка, Танюшка бычок, заяц,
волк, медведь (см. вклейку, рис. 6, 10, 12, 20, 22, 24, 26);

— декорации: дом, лесная поляна, стадо коров (см. вклейку);

— предметные картинки — ведро со смолой; кочан капусты, обвязанный крас­ной ленточкой, мешок с орехами; улей с медом (см.вклейку, рис.23, 25, 27-
28);

— большое настенное зеркало или индивидуальные зеркала по количеству
детей;

 

 

—листы с индивидуальным математическим заданием «Сосчитай» (рис. 43,
с. 88) и графическим заданием «Выбери ленточку» (рис. 44, с. 88) по количеству
детей;

—цветные карандаши по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали рядышком друг с дру­гом, словно месяц,—полукругом». Спросите у детей, какую русскую народную
сказку они рассказывали на прошлом занятии. Сообщите, что сегодня вы все
вместе будете показывать спектакль по сказке «Смоляной бычок».

Распределите между детьми роли дедушки, бабушки, Танюшки, бычка, мед­ведя, волка и зайца. Если детей меньше, чем ролей, то возьмите себе роль бабуш­ки и Танюшки.

Выдайте детям-артистам фигурки их персонажей. Сами возьмите декорации и атрибуты. Малыши по мере получения фигурок садятся за стол. (Зрителями могут стать посаженные перед столом-сценой игрушки).

.

2. Инсценировка сказки. Помогите детям провести инсценировку сказки, вы­
ступая одновременно в качестве декоратора, бутафора, чтеца от имени автора
и режиссера: указывайте на артиста, чья очередь говорить, если необходимо,
подсказывайте слова роли.

3. Артикуляционная гимнастика. После окончания спектакля предложите
детям изобразить перед зеркалом героев сказки с помощью мимики и артикуля­ции.

Продемонстрируйте детям артикуляционные позы:

Танюшка — широко улыбнуться.

Бычок — положить широкий язык на нижнюю губу и слегка покусывать его верхними зубами, изображая, как бычок жует травку.

Медведь — опустить вниз нижнюю губу.

Заяц — поднять вверх верхнюю губу, обнажив верхние зубы-резцы.

Волк — оскалиться, обнажив два ряда зубов.

Предложите малышам показать артикуляционные позы в следующем поряд­ке: бычок, заяц, медведь, Танюшка, волк, бычок, заяц, Танюшка.

После выполнения задания дети вновь садятся за стол.

4. Урок коровьего языка. Предложите детям научиться говорить по-коровьи.
Для этого у смоляного бычка нужно взять урок коровьего языка. Предупредите
детей, что на этом уроке все нужно повторять так же, как скажет сам бычок. По­
кажите малышам фигурку бычка и произнесите: «Му (пауза), му-му». Дети сна­
чала слушают, а потом повторяют, копируя ритмический рисунок.

Затем, озвучивая бычка, скажите: «Му-му (пауза), му-му». Следующая фра­за будет звучать так: «Му-му (пауза), му». И наконец самое трудное задание: «Му-му (пауза), му (пауза), му-му».

Сначала ритмические задания выполняются детьми хором. Затем каждый ре­бенок получает индивидуальное задание, а остальные малыши проверяют пра­вильность его выполнения.

 

5. Сосчитай. Выдайте детям листы с индивидуальным математическим зада­нием «Сосчитай» (рис. 43, с. 88) и попросите по памяти назвать все подарки, ко­торые принесли звери дедушке, бабушке и Танюшке, считая и при этом загибая
пальцы на руке. Затем предложите детям начертить в рамочке столько же пало­
чек, а потом выбрать и обвести соответствующую цифру.

6. Выбери ленточку. Выдайте детям листы с индивидуальным графическим
заданием «Выбери ленточку» (рис. 44, с. 88) и цветные карандаши. Предложите
малышам определить, какую из трех ленточек подарил Танюшке зайчик. Преду­предите, что она должна быть самая длинная и самая широкая.

Когда дети выберут нужную ленточку сообщите малышам, что они сделали правильный выбор, потому что оставшиеся ленточки короткие и узкие. Пред­ложите детям показать самую короткую, а затем самую узкую ленточку. Дайте детям задание раскрасить Танюшкину ленточку, вспомнив, какого она была цвета (красная). По желанию дети могут раскрасить остальные ленточки в дру­гие цвета.

7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

 

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: читаем и показываем сказку «Смоляной бычок».

Предварительная работа: взрослый повторяет с детьми звуки [м], [б], [в] и [з]; обучает малышей четкому произнесению согласных звуков [т] и [д]; взрос­лый знакомит детей с буквами Т и Д и соотносит их с соответствующими зву­ками; кроме того, повторяются уже знакомые детям гласные буквы А, У, И, О и согласные буквы М, Б, В и 3; взрослый учит детей выделять начальный гласный звук в словах «астра», «Аля», «ум», «улица», «удочка», «иней», «искры», «иглы»; «озеро», «облако», «окна» и начальный согласный звук в словах «Маша», «Миша», «муха», «башня», «Боря», «буря», «Ваня», «Во­ва», «выход», «Зоя», «Зина», «зубы»; взрослый вместе с детьми изготавлива­ет из плотной бумаги карточки с буквами Д, Т, Б, М, В, З иУ, необходимые для проведения занятия (образец дан на рис. 45, с. 88).


 


Цели занятия


Воспитательные — формировать правильную учебную позу за столом во вре­мя письма; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсцени­ровки; стимулировать проявление творческой индивидуальности детей.

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику де­тей, готовить руку к письму (учить детей правильно держать карандаш, выпол­нять обводку букв по образцу); развивать дыхание, вырабатывая длительный направленный выдох; формировать у детей фонематический слух, готовить их к звуко-слоговому анализу слов (учить определять первый согласный звук в сло­ве, количество слогов в словах); познакомить детей с согласными буквами Т и Д,

 

повторить гласную букву У и согласные М, Б, В и 3; обучать детей читать слог «му».

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей, моторную память; тренировать умение проводить слоговой анализ слова, определять пер­вый звук в слове; формировать умение сливать буквы в слог.

• Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — дедушка, бабушка, Танюшка, бычок, заяц,
волк, медведь (см. вклейку, рис.6, 10, 12, 20, 22, 24, 26);

— декорации: дом, лесная поляна, стадо коров (см. вклейку);

— предметные картинки — ведро со смолой; кочан капусты, обвязанный крас­ной ленточкой; мешок с орехами; улей с медом (см. вклейку, рис. 23, 25, 27-28);

— карточки из плотной бумаги с буквами (образец дан на рис. 45, с. 88);

— барабан и палочка к нему;

— настольная ширма;

— листы с индивидуальным графическим заданием «Танюшка и дедушка»
(рис. 46, с. 89) по количеству детей;

— красные карандаши по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали рядышком друг с дру­гом, словно месяц,— полукругом». (Дети встают полукругом перед педагогом.)
Затем спросите у детей, какую сказку они показывали на прошлом занятии,
и попросите изобразить ее героев с п

Date: 2015-08-06; view: 293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию