Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы и структура исторического образования в советской школе 50-60 гг. Методисты этого времени и основные их труды ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Основной формой организации учебной работы становится урок с группой учащихся со строго определенным расписанием занятий Предлагалось восстановить систематический курс истории в школе. Цель: вооружить школьников прочными знаниями основ наук. Для подготовки кадров учителей восстанавливались исторические факультеты в вузах, появлялись кафедры методики. В соответствии с этими постановлениями летом 1933 г. Наркомпрос РСФСР издал программы по истории. В основу их была положена марксистская теория общественно-экономических формаций. Программы строились «послойно»: за несколькими темами по всеобщей истории шла тема по истории СССР. В основу построения курсов был положен принцип хронологической последовательности в изложении исторических событий и линейности (изучение курсов один раз без повторений); вводились самостоятельные курсы отечественной и всеобщей истории. Линейный принцип обучения: 3—4 классы — элементарный курс истории СССР (краткий курс истории); — история древнего мира (Восток, Греция); — история древнего мира и средних веков; — история средних веков и Конституция СССР (ее изучение вводилось с 1936 г.); — новая история, ч. I; история СССР до конца XVIII в.; — новая история, ч. И; история СССР XVIII—XIX вв.; — история СССР XX в.; новейшая история (вводилась с 1958 г.). С 1935 пр 1941 г. в школах увеличивается количество часов на изучение истории: с 14 до 25,5 в неделю. С июля 1934 г. Выходит 5, 6, 7, 8, 9, 10 класс Начинается интенсивная подготовка новых программ и учебников. В состав авторских коллективов вошли самые известные ученые: H.H. Ванаг, Б.Д. Греков, А.М. Панкратова (история СССР); С.И. Ковалев, Н.М. Никольский, A.B. Мишулин (древний мир); Е.А. Косминский, А.И. Малышев, А.И. Гуковский (средние века); Н.М. Лукин, А.В. Ефимов (новая история). Подготовка учебников велась под контролем наркома просвещения А.С. Бубнова. Конспекты учебников рецензировали И.В. Сталин, А.А. Жданов, С.М. Киров. Учебник A.B. Шестакова. В учебнике появиляютя цветные иллюстрации и карты, шрифтовые выделения имен и понятий; в конце параграфов сделаны обобщения, конспективное изложение, сухость и лаконичность, перегруженность фактическим материалом. Работу учащихся затрудняло отсутствие вопросов и заданий, схем и таблиц. Его концепция исторического процесса в дальнейшем была положена в основу всех учебников по отечественной истории для старших классов и вузов. В 30-е гг. еще не было взаимодействия между методистами и учеными-историками в работе над школьными курсами истории. Методисты не вмешивались в отбор содержания, а историки в учебниках мало учитывали методические особенности преподавания истории в школе. В годы ВОВ на первое место в обучении истории выдвигается воспитательная цель. Перед учителями была поставлена задача усилить воспитание патриотизма и интернационального единства. При изучении средних веков рассматривалась историческая роль славянских народов, их совместная борьба с чужеземными захватчиками, значение культурного наследия. С конца 30-х гг. ученые историки и методисты провели работу по определению методологических и методических основ школьного курса истории. Ее продолжением явилась подготовка разного рода методических руководств, созданных в годы войны под руководством и с участием А. М. Панкратовой, Н.М. Дружинина, Е.А. Косминского и др. В послевоенные годы большой вклад в развитие методики внесли В.Н. Вернадский, Н.В. Андреевская, М.А. Зиновьев, В.Г. Кар дов, Н.Г. Тарасов, А.И. Стражев, Д.Н. Никифоров, И.В. Гиттис и др. В их трудах рассматривались дидактические требования к уроку истории; наглядность в обучении истории; психология усвоения учащимися исторических знаний; методика повторитель- но-обобщающих уроков; система формирования фактических и понятийных знаний; методическая система обучения истории. В советское время на преподавание истории накладывали отпечаток идеологические установки. Появляются учебники-нового поколения. В 1954 г. издан учебник С.И. Ковалева по истории древнего мира, в 1957 г. на смену ему пришел учебник Ф.П. Коровкина с цветными илюстрациями, вопросами и заданиями к параграфам и главам. В 1973 г. этот учебник, а также учебник по истории средних веков Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского были удостоены государственной премии. В конце 50-х гг. в учебники начинают включать документы, предназначенные для самостоятельной работы учащихся, издавать тетради по истории древнего мира и средних веков М. И. Тененба- ума, а также контурные карты. Происходят изменения в системе и содержании исторического образования. Вместо линейности вводят принцип концентризма. Связано это было с тем, что, заканчивая семь классов, ученики не знакомились с историей нового и новейшего времени зарубежных стран. 8 октября 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах». В соответствии с ним вводился частичный концентризм исторических курсов. Обязательным становится 8-летнее образование и только для желающих. Структура исторического образования (с 1959 по 1964 г.): 4 класс — эпизодический курс истории СССР; 5 класс — история древнего мира (2 часа в неделю вместо 3); 6 класс — история средних веков (2 часа в неделю вместо 3); 7 класс — история СССР с элементами новой истории до середины XIX в.; 8 класс — история СССР с элементами новой и новейшей истории до современности; 9 класс — новая история, ч. 1; история СССР до конца XIX в.; 10 класс — новая история, ч. 2; история СССР с начала XX в. до1937 г.; новейшая история; 11 класс — история СССР с 1938 г. по настоящее время; новейшая история, ч. 2.
|