Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шитова Елена Александровна





ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

(КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ)

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра

Государственно-правовых дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«История государства и права зарубежных стран»

 

НА ТЕМУ

«Государство в Древнем Риме»

 

 

Выполнил студент

НБД-13 учебной группы

Евсиков Сергей Александрович

 

 

Научный руководитель

Шитова Елена Александровна

 

Дата защиты ____________________

Оценка ___________________

_________________________________

 

КАЛУГА

Оглавление

стр.

Введение…………………………………………………………………………..3-5

I. Царский период…………………………………………………………………..6

1.1. Становление государства в Древнем Риме………………..……………….6-9

1.2. Реформы Сервия Туллия…………………………………………………...9-11

II. Республиканский период………………………………………………………11

2.1. Общественный строй……………………………………………………...11-13

2.2. Государственный строй……………………………………………………13-19

2.3. Армия……………………………………………………………………….19-21

III. Падение республиканского строя и переход к империи………………...21-23

IV. Императорский период………………………………………………………..23

4.1. Общественный строй………………………………………………………23-25

4.2. Государственный строй. Принципат и доминат………………………....25-30

4.3. Армия……………………………………………………………………….30-31

Заключение……………………………………………………………………...32-33

Библиографический список……………………………………………………34-36

 

ВВЕДЕНИЕ.

Продолжительность истории древнего Рима исчисляется более чем 12 веками. На протяжении столь длительного времени существования Римское государство не оставалась неизменным, оно прошло длительный путь развития.

Историю Римского государства принято делить на три основных периода: Царский (VIII-VI вв. до н.э.); Республиканский (VI-I вв. до н.э.); Императорский (I в. До н.э.-V в.)[1].

В развитие Древнего Рима принято выделять три этапа:

1 этап (VIII-III вв. до н.э.) – характеризуется становлением раннего Римского государства;

2 этап (III. до н.э - II в.) – характеризуется дальнейшим развитием и утверждением Рима как великой средиземноморской державы;

3 этап (III – V в.) – характеризуется наступлением экономического, социального и политического кризиса Римского государства, который стал причиной продолжительного периода упадка государственности.[2]

Изучение Древнеримского государства – прослеживание его основных закономерностей экономического, политического, социального и культурного развития – неслучайно вызывает особый интерес. Это связано с тем, что такие проблемы изучения истории древнего мира, как определение своеобразия экономического развития рабовладельческого общества, института рабства, социальной и классовой борьбы, форм рабовладельческих государств, получили наиболее четкое оформление и завершенность в Римском государстве.

Возникновение, функционирование и гибель Римского государства во все времена будоражила умы ученых-историков.

Данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечается уже античными авторами. Наиболее авторитетной была версия Тита Ливия: основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию.[3]

История Древнеримского государства волновала и ученых Нового времени. Так, Георг Бартольд Нибур, профессор университетов в Берлине и Бонне, крупнейший специалист в области римской истории, в своем труде «Римская история» рисует картину развития римского общества от родового строя к государственному, основанному на территориальных началах. [4]

Из русских ученых наибольший вклад в изучение римской истории в первой половине XIX в. внесли профессора Московского университета Д.Л. Крюков, Т.Н. Грановский и С. В. Ешевский. Д. Л. Крюков (1809—1845) дал оригинальную разработку двух исторических проблем: религиозных концепций патрициев в раннем Риме (1842) (он развивал идеи о существовании различных религиозных систем у патрициев и плебеев); характера творчества Корнелия Тацита. По его мнению, деспотизм римских императоров и нравственная деградация римского населения вели к упадку римского могущества и обусловили трагический характер творчества Тацита.[5]

В современной науке интерес к истории Римского государства ничуть не ослаб. Так, научными исследованиями в области древнеримской истории занимаются крупнейшие российские университеты, академические институты, различные научные центры. Проблема античной демократии и римской политической системы – вот одно из направлений, которое разрабатывается отечественными историками, такими как Егоров А. Б., Васильев А. И. [6]

Объектом данного исследования является государство Древнего Рима, основные этапы его развития.

Предметом исследования выступают институты государственной власти и общественный строй Древнеримского государства в период его существования.

Цель данной работы: всесторонне изучить институт государственной власти и особенности общественных отношений в Древнеримском государстве, проследить их эволюцию в соответствии с основными этапами истории Древнего Рима.

Из цели вытекают задачи:

-изучить и проанализировать принципы организации и деятельности основных институтов государственной власти Древнего Рима;

-изучить и проанализировать особенности общественных отношений в Древнеримском государстве;

-выявить характерные черты организации государственной власти Древнего Рима для каждого периода его истории;

-выявить основные особенности общественных отношений Древнего Рима для каждого периода его истории;

-указать причины падения Западной Римской Империи;

-сделать соответствующие выводы.

 

ГЛАВА I. ЦАРСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА

1.1. Становление государства в Древнем Риме.

Крайне острой проблемой изучения древнейшей истории Рима сегодня остается скудность источников. Труды же римских историков, например Фабия Пиктора, не могут гарантировать истинность информации по той причине, что древние авторы часто включали в свои труды весьма недостоверный, а иногда и сознательно искаженный в угоду той или иной римской семьи материал.[7] Поэтому, при разработке таких источников нужно осторожно и критически относиться к изложенным в них данным.

Основание Рима историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рема, которые в свою очередь являлись потомками троянцев.

Уже римские ученые пытались определить на основании легенд дату основания Рима. Так, Варрон в I в. до н.э. предложил считать днем основания Рима 21 апреля 753 г. до н.э. В настоящее время ученые смотрят на дату, предложенную Варроном, лишь как на традиционную, легендарную. К тому же установлено, что первые жители Рима — латиняне и сабиняне были италиками, а не выходцами из Малой Азии, италики же если и мигрировали сюда, то из Центральной Европы.

Однако ученые признают, что в римских легендах наряду с вымыслом отразились и воспоминания о реальных исторических событиях: о приблизительном времени возникновения Рима, о связи первых римских поселенцев с Альбой-Лонгой (поселение в Лации) и других фактах. [8]

Римская община образовается путем объединения трех племен: древних латин, сабин и этрусков. Выделяются наиболее старейшие и знатные роды, члены которых носят название патриции.

Быстрыми темпами идет процесс развития земледелия и скотоводства, который повлек за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает институт рабства, основным источником которого являются постоянные войны, и как следствие появляются зачатки социальной стратификации.

Процесс имущественной дифференциации оказывает влияние на социальную структуру общины таким образом, что она становится более сложной и ярко выраженной. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи, которые накапливают лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины, получают большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Но они не входили в римскую общину.[9]

Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

Главой римской общины являлся выборный вождь – рекс. Несмотря на то, что его по традиции называли царем, он обладал ограниченными полномочиями, которые сводились главным образом к военным, жреческим и судебным.

Управление общиной осуществлял сенат – совет старейшин, который состоял из старейшин родов. Позже по причине имущественного расслоения в обычай вошло избирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода. Это вело к образованию в Риме родовой знати и возникновению патрицианских семей.[10]

Обсуждение и решение общих вопросов происходило на народных собраниях, которые собирались по куриям – куриатные комиции. На куриатных комициях принимались законы, избирались все высшие должностные лица, решались вопросы войны и мира, вершился суд.

Общины состояла из 300 родов. Каждые 10 родов – 1 курия, а каждые 10 курий – 1 триба. Каждая курия в собрании была представлена только воинами и имела один голос.

Несмотря на то, что военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер, социально-экономические процессы, протекающие в Древнем Риме, неизбежно вели к ее разрушению.

Из среды плебеев выделяются богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.[11]

Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой — патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима.

Победа плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами царя Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.

 

1.2. Реформы Сервия Туллия.

В VI в. до н.э. в Римском государстве резко обостряется борьба народа против родовой знати. Точных данных о времени и ходе борьбы нет, но причина ее корениться в противоречиях между плебеями и первоначальным населением Рима, главным образом патрициями.

С целью решения возникших проблем предпоследний римский царь – Сервий Туллий проводит масштабные реформы по реорганизации общественного строя. В основу общественной организации были положены имущественный и территориальный принципы.

Первая часть реформ – деление свободного мужского населения Рима – патрициев и плебеев − на 5 имущественных разрядов. Принадлежность определялась имущественным цензом. К I разряду относились те, чье имущество оценивалось в 100 тысяч ассов, ко II разряду – 75 тыс. ассов, к III разряду – 50 тыс. ассов, к IV классу – 25 тыс. ассов, к V – 12.5 тыс. ассов.

Беднейшие слои населения не входили ни в один из разрядов. [12]

 

Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа гра­ждан — всадники.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооружен­ной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролета­рии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число цен­турий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центу­рии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные коми­ции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а приих единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ – деление свободного населения по территориальному признаку. Территория Древнеримского государства была поделена на 4 городских и 17 сельских триб, которые не имели ничего общего со старыми родоплеменными трибами, а были лишь территориальными округами. К трибам приписывалось все гражданское население – как патрицианское, так и плебейское, владевшее в данном округе землей. Таким образом, плебеи были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины.

Не­сколько позднее по территориальным трибам также стали созы­ваться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Несмотря на то, что их роль долгое время оставалась второстепен­ной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые повинности, свидетельствовало о появ­лении в организации общественной власти в Риме территориаль­ного, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс на имущественном различии и территориальном делении.[13]

 

II. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПЕРИОД

2.1. Общественный строй.

В 509 г. до н.э. в Риме утвердилась республика. Республиканский период характеризуется интенсивным развитием производства, внешней торговли, неуклонным расширением границ Римского государства, превращением его в могущественную державу. Все это не могло не привести к значительным социальным сдвигам и изменению правового положения отдельных групп населения.

Социальная структура Древнего мира периода республики включала в себя два класса: свободные и рабы. Несмотря на то, что единство свободных граждан Рима некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежащих государству, со временем коллективная собственность становится фиктивной, участки из земельного фонда переходят к отдельным собственникам, пока, наконец, законодатель окончательно не утвердил частную собственность на землю.[14]

Следует отметить, что класс свободных имел внутреннее деление. Он распадался на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев, которая в свою очередь делилась на два сословия: нобилей (имущественный ценз 1 млн. сестерций) и всадников (имущественный ценз 400 тыс. сестерций) и мелких производителей – земледельцев и ремесленников, составляющих большую часть общества. К последним примыкала и городская беднота.

Представители сословий нобилей и всадников пользовались преимуществом на занятие должностей, могли иметь свои носилки, ложи в театре, носить золотые украшения.[15]

В силу того, что рабство в Риме поначалу носило патриархальный характер, имела место быть борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями. И только со временем противоречия непосредственно между рабами и рабовладельцами выступают на первый план.

К числу свободных, не имевших римского гражданства, были отнесены латины и перегрины – жители подвластных Риму местностей.

Рабы не имели никаких прав и в период республики превращаются в основной и эксплуатируемый класс. Источниками рабства были плен, рождение от рабыни. В отличие от стран Древнего Востока, долговое рабство в Риме не получило широкого распространения, а в III в. до н.э. было полностью отменено. Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля – покупка рабов за границей.

Рабы делились на государственных и частновладельческих. Первая группа состояла преимущественно из военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Частновладельческие рабы в основном трудились в крупных рабовладельческих латифундиях. Они также были задействованы в ремесленных мастерских, домашнем хозяйстве. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину. Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.

Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их имущество. Однако, развитие этого процесса в период, когда рабовладельческий строй еще развивался, противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому во 2 году до н.э. был издан закон, ограничивший эту практику.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.[16]

 

2.2. Государственный строй.

Организация системы высших государственных органов в Римской республике отличалась простотой и практичностью, и в период зарождения республиканского государства вполне отвечала сложившимся условиям.

Несмотря на то, что в течение пяти последующих веков размеры государства постоянное увеличивались, вследствие завоеваний, структура высших государственных органов, способы их организации не подвергались изменению – они по-прежнему находились в Риме и централизованно управляли огромными территориями. Естественно, такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, что обеспечивало привилегированное положение знатной и богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших органов государственной власти.

В систему высших государственных органов входили: сенат, народные собрания и магистраты.

Важное место в механизме Римской республики занимал сенат. Должность сенаторов не была избираемая. Специальные должностные лица, избираемые народным собранием - цензоры раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, члены которых уже, как правило, занимали высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Сенат был высшим правительственным и административным учреждением. Формально он не имел законодательных прав. По любому вопросу сенат выносил свое суждение, мнение (сенатус-консульты). Юридически его решения не являлись обязательными для магистратов и народных собраний, хотя на практике имели огромный авторитет. Сенат контролировал законодательную деятельность народных собраний, путем предварительного рассмотрения и разработки законопроектов, и избрание народными собраниями должностных лиц, путем предоставления им кандидатур на должность. Сенат осуществлял высшую правительственную власть: он ведал финансами, государственным имуществом; участвовал в решении вопросов внешней политики; общественной безопасности и благоустройству. Он также мог объявить чрезвычайное положение в стране.[17]

Народные собрания (комиции) считались законодательными органами. Они были трех видов – центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консу­лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные со­брания, которые в зависимости от состава жителей триб, участво­вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалуих компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива­ли жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собра­ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их зна­чения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов[18].

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс­ших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и пе­ренести его на другой день. Они же председательствовали в собра­нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со­брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования).

Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистрата. Магистратами в Риме называли государственные должности. Организация деятельности магистратур была основана на принципах выборности, срочности, коллегиальности, безвозмездности и ответственности.

Все магистраты, за исключением диктатора, срок полномочий которого не мог превышать шести месяцев, избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Исключением также являлся срок полномочий консула, командовавшего армией, в случае незавершенной военной кампании. Отличительной чертой римских магистратур является коллегиальность – замещение одной должности несколькими людьми (кроме диктатора). Но специфика кол­легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог­ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде­ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе­риода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте­чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен­ности народным собранием, избравшим их[19].

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие рим­ской магистратуры — иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Дик­татор имел "высочайший империум" (summum imperium), вклю­чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) — право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) — без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра­ординарные, (чрезвычайные).

К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Верховными магистратами считались консулы. На эти должности могли избираться лица не моложе 43 лет сроком на год. Консулы созывали сенат, председательствовали в народных собраниях, издавали обязательные постановления и могли налагать административные взыскания, имели право ареста и даже осуждения к смертной казни. Они были главнокомандующими войсками, осуществляли высшую административную власть. Консулы имели неограниченную военную власть за пределами римской городской черты.[20]

К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на пять лет. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налогообложение.[21]

Судебные дела в Риме предварительно рассматривал претор, при необходимости замещавший консула, и направлял их в суд для разрешения по существу. Наиболее важные решения преторов по гражданским делам составили преторское право, которое во II в. до н.э. стало важнейшей частью знаменитого римского частного права[22]. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой – дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

К магистратуре низшего ранга относились курульные эдилы и квесторы. Эдилы наблюдали за порядком на рынках Рима, устраивали зрелища, издавали распоряжения о продаже рабов, животных. В обязанности квесторов входило расследование уголовных преступлений.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право вето играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.[23]

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал высшей гражданской, военной и судебной властью одновременно; диктатор имел законодательную власть, ему не страшны были никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали. Последняя из известных нам республиканских диктатур имела место в 220 г. до н.э.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

Таким образом, формально магистратом мог быть любой гражданин Рима. Фактически доступ на такие должности был ограничен материальным положением, учитывалось и происхождение. Далеко не всякий мог бесплатно в течение года исполнять обязанности магистрата.

2.3. Армия.

Уже в период республики военная организация играет большую роль в механизме Римского государства. Достаточно вспомнить существование центуриатных собраний, состоявших из воинов, что означало признание роли военной силы в государстве. Да и судьба республики, в условиях постоянных войн, часто оказывалась в руках армии.

Несмотря на то, что первоначальная организация римской армии была довольно проста, требования которые, применялись к солдатам были весьма строгими. Это в первую очередь соответствие довольно высокому имущественному цензу, а также покупка необходимой амуниции за свой счет. Вдобавок, Рим в период ранней республики не имел постоянной армии. Когда появлялась угроза войны, текущие консулы должны были провести набор войска из числа пригодных к призыву граждан республики. Каждый разряд имущих граждан выставлял определенное число центурий, объединявшихся в легионы. Командование армией сенат вручал одному из консулов, который мог передать командование претору. Во главе легионов стояли военные трибуны, центуриями командовали центурионы, отряды конницы (декурии) возглавлялись декурионами. В случае если военные действия продолжались больше года, консул или претор сохранял свое право командовать армией.[24]

Длительность и частота войн требовала превращения армии в постоянную, профессиональную организацию. Назрела необходимость реорганизации армии, которая была осуществлена в рамках реформ Г. Мария в 107 г. до н.э.

Основа марианских реформ состояла во включении римских граждан, не проходящих установленный имущественный ценз, в число подлежащих призыву. Так как большинство граждан были бедны и не могли обеспечить покупку вооружения, Марий определил порядок снабжения их оружием. Не имея надежды получить общественный статус другими путями, малообеспеченные граждане республики стали стекаться под знамёна Мария. Эти солдаты зачислялись в армию на 25-летний срок. Марий организовал легионы следующим образом. Полностью укомплектованный легион состоял из примерно 6000 человек, из которых 5200 были солдатами. Остальные классифицировались как нестроевые части. Легион делился на 10 когорт из 6 центурий каждая и 10 центурий в первой когорте. Центурия состояла из 100 человек и делилась на группы по 10 человек. Благодаря этим реформам Мария римские легионы за короткий срок достигли вершины боевой выучки, физических кондиций и дисциплины, непревзойдённых в древнем мире и увеличивших военную мощь Рима.[25]
Частью реформы можно считать наделение ветеранов земельными участками, но не в Италии, а в Африке.

Реформа Мария привела к укреплению боеспособности римской армии, а создание ветеранских колоний на завоёванных территориях способствовало романизации местного населения, предотвращая мятежи против метрополии.

Среди отрицательных сторон реформ обычно называют то, что теперь армия, состоявшая из неимущих воинов, служила не столько «сенату и римскому народу», сколько полководцу, руководившему армией, и давало ему возможность претендовать власть в Риме, а это способствовало политической нестабильности и разжиганию гражданских войн.

 

III. ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СТРОЯ И ПЕРЕХОД К ИМПЕРИИ

Развитие рабовладельческого общества и успешная завоевательная политика Римского государства порождают новые политические и социальные проблемы. В условиях значительного расширения территории государства становится ясно, что существующее политическое устройство не в силах справится с возникшими и обострившимися противоречиями.

Рабство приобретает классический характер. Значительная масса рабов трудится в крупных частных или государственных латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда. Протест рабов выливается в ряд крупных восстаний.

Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхивают гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями и возросшей массой люмпен-пролетариев, получавших незначительную материальную помощь государства.[26]

Несмотря на то, что в результате Союзнической войны 91-88 гг. до н.э. жителям Италии удалось уравняться в правах с римскими гражданами, политическое напряжение в Риме не ослабло. Обострились противоречия между возникшими в среде свободных граждан группировками оптиматов и популяров, что привело в I в. до н.э. к гражданским войнам.

Росту латифундий соответствовал обратный процесс обезземеливания и разорения коренного римского крестьянства. Кульминацией борьбы между мелким и крупным землевладением стали реформы братьев Гракхов.

Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на народное движение, сумел, несмотря на сопротивление сената, провести в 133 году до н.э. через народное собрание Аграрный закон. Закон ограничил максимальный размер земли, получаемый от государства. За счет изымаемых излишков создавался земельный фонд, распределяемый между безземельными или малоземельными гражданами. В результате несколько десятков тысяч граждан получили землю.

Но в том же году Тиберий Гракх был убит и осуществление его реформы было фактически приостановлено.

Но в 121 году до н. э. брат Тиберия, Гай Гракх продолжил дело своего брата, тоже в качестве народного трибуна. Но силами олигархии, с помощью сената Гай Гракх был устранен и его аграрная реформа была свернута.[27]

Крайнее обострение политической ситуации в Риме потребовали усиления центральной государственной власти. Все более очевидной становится неспособность старых политических учреждений справиться с осложнившейся ситуацией. Предпринимаются попытки приспособить их к новым историческим условиям. Наиболее важная из них была предпринята в период диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.). Опираясь на вооруженные силы, Сулла устанавливает собственную диктатуру, устраняет противников по политической борьбе, ограничивает или упраздняет ряд должностей магистратуры.

В установлении пожизненной диктатуры прослеживается стремление нобилей и верхушки всадников выйти из кризисной ситуации, которая сложилась на тот момент в Римском государстве. Тем более что попытки приспособить старую государственную систему к новым историческим условиям не увенчались успехов.

Успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицу огромного государства, к управлению которым старая государственная форма полиса была совершенно неприспособленна.

Необходимость выйти из острого политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым историческим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского режима.

Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпеи, Красе, Цезарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора (до этого дававшийся иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями "для устроения государства". После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. — полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства - периода империи.

 

IV. ИМПЕРАТОРСКИЙ ПЕРИОД

4.1. Общественный строй.

После установления военно-диктаторского режима и прекращения гражданских войн ситуация в Риме стабилизировалась, удалось преодолеть острый политический кризис. Но вместе с тем возникают и новые социальные противоречия в обществе.

Как уже отмечалось, расширение территории государства повлекло за собой и рост численности свободного населения, обладающего римским гражданством. Это продолжалось вплоть до 212 года, когда император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению империи. Таким образом, привилегированное положение Рима было подорвано. [28]

Не прекращается начавшийся еще в период республики процесс дифференциации свободного населения. Значительно вырос и укрепился высший слой класса рабовладельцев. Как и в период республики, он был представлен двумя сословиями. Первым и наиболее почетным считалось сословие нобилей, которое сформировалось еще в IV-III вв. до н.э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В период империи нобили становятся господствующим сословием, которое доминирует и в обществе и в государстве. При императоре Августе нобилитет превращается в сенаторское сословие, что делает сенат политическим оплотом нобилей.[29] Консулат становится прерогативой нобилитета. Представители нобилитета занимает высшие должности в магистратурах, храмах. Они же осуществляют и управление провинциями. Вторым сословием рабовладельческого класса было сословие всадников. Из представителей данного сословия главным образом выходили государственные чиновники и офицеры среднего звена.

Несмотря на то, что сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из легионеров-ветеранов, получивших земельные наделы, положение этих слоев становится все более неустойчивым. Мелкое сельскохозяйственное производство не выдерживает конкуренции с огромными латифундиями нобилей и приходит в упадок, что влечет за собой распространение в слое свободных граждан самопродажи в рабство и колоната. Аналогичный процесс наблюдается и в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Рабы по-прежнему находились на самой низшей точке социального положения. Однако положение рабов со временем несколько улучшается. Это происходит по нескольким причинам.

Во-первых, рабский труд как основа производства требовал постоянного притока рабочей силы. Но эпоха успешных завоевательных войн уходит в прошлое и военный плен, бывший ранее основным источником пополнения рабов, начинает иссякать. И как следствие, жестокое обращение с рабами, и тем более их беспричинное убийство запрещаются.

Во-вторых, экономическое развитие все более указывало на неэффективность труда рабов. Раб не имел экономического стимула, поэтому исполнял свою работу неохотно и небрежно.

Понимая все это рабовладельцы-хозяева начинают все более широко применять формы пекулия и колоната.

Так в еще рабовладельческом Риме зарождаются феодальные производственные отношения.

 

4.2. Государственный строй. Принципат и доминат.

Историю монархического Рима принято делить на два периода: первый – принципат, второй – доминат.

Период принципата характеризуется сохранением видимости республиканской формы правления и существованием почти всех учреждений республики.

Роль институтов народовластия – народных собраний, практически полностью утрачивается. Императором Августом делались попытки реформировать народные собрания, но это не принесло положительного результата. Напротив, комиции были лишены права выступать в качестве судебной инстанции. Вместе с тем, они теряют свое исключительное право избирать на должности магистратов.

Реальная же власть концентрируется у принцепса. Он соединяет в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве. Как цензор – он комплектует сенат, как трибун – он отменяет по своей воле действие любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т. д. Как консул и диктатор он командует армией, управляет провинциями и т. д. Кроме того, уже Октавиан получил звание понтифика – верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

Кроме перечисленных полномочий принцепс имеет право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, осуществлять командование армиями, выступать в качестве высшей судебной инстанции, толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматри­ваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепри­знанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона"[30]. Первоначально власть принципса не была наследственной, но он мог указать своего преемника.

Сенат сохраняется, но существенно меняется его компетенция. По причине того, что из числа народных собраний продолжали созываться только трибутные, с I в. постановления сената – сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов привело к тому, что сенат превратился в подконтрольный орган, который лишь утверждал вносимые принцепсом законопроекты. Ограничивались и перешедшие к сенату права избрания и контроля магистратов – кандидаты на должности предлагались принцепсом. Практически полностью утрачивается компетенция сената в военной, внешнеполитической, экономической и управленческой областях. Несмотря на то, что выборы самого принцепса принадлежали сенату, но и это сделалось чистой формальностью. Во многих случаях дело решалось армией.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат. Управление осуществлялось советом и канцелярией принцепса, в которую входили ведомства финансов, прошений, императорского суда и др. Члены совета и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из числа приближенных.[31]

Была произведена реорганизация управления составными частями Римского государства, которая заключалось в разделении провинций на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, вторые – назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении – сената и принцепса.

Разделение провинций имело важное последствие. К сенату были отнесены немногочисленные и давно завоеванные, а, следовательно, основательно разграбленные Римом провинции. В то время как императорские провинции, завоеванные сравнительно недавно приносили принцепсу колоссальные доходы, так что сенат был вынужден часто брать деньги в долг у принцепса. Таким образом, сенат попадал в экономическую зависимость от принцепса.

Постепенно власть принцепса распространилась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

С конца III в. в Риме устанавливается режим ничем не ограниченной монархии – доминат. Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.

Неограниченный характер власти императора подчеркивался титулами – Август и Доминус. Происходит процесс обожествления императоров. Население империи превращается из граждан в подданных, которые стали рассматриваться как рабы.

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимися в подчинении главы империи – императора с неограниченной властью. Среди этих ведомств важное место занимают – государственный совет при императоре и финансовое ведомство. Складывается развитый аппарат чиновников, разделённых на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности.

Среди многих реформ и законов империи особого внимания заслуживают реформы императоров периода домината – Диоклетиана и Константина.

Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы.

Экономическая политика Диоклетиана характеризуется активным административным вмешательством в экономику. Император ввел в оборот полноценную золотую монету наряду с серебряной и медной, пытаясь приостановить процесс обесценивания денег. С целью остановить рост цен на товары и услуги, Диоклетиан в 301 г. издал эдикт, установивший максимальные цены на основные товары потребления. Кроме этого эдикт устанавливал и максимальные размеры заработной платы для представителей ряда профессий. Достаточно эффективной оказалась политика императора в сфере налогообложения. Вводится единый прямой налог – поземельно-подушный. Поскольку за уплату налогов отвечали землевладельцы и городские чиновники, реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии.[32]

Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

Важное место имела административная реформа Диоклетиана. Сложная обстановка как внутри империи, так и за ее пределами вынудили императора Диоклетиана в 285 году назначить себе соправителя – цезаря, который обладал такой же властью по управлению своей части империи и вскоре получил титул Августа. Как следствие, империя была разделена на две части – западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Причем, каждый из них назначал себе соправителя – цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций.

Начатые Диоклетианом реформы продолжил император Константин (306-337), более всего известный своей церковной политикой, благоприятной для христиан. Миланским эдиктом 313 г. Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии.

Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. И как следствие, стабилизировалось денежное обращение, упорядочилось налогообложение. При Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов. Согласно императорской Конституции 332 г. колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Та же линия проводилась и в отношении ремесленников.

В военной области профессия воина становилась наследственной, в армию стали широко привлекаться варвары, получившие римское гражданство и возможность продвижения по служебной лестнице.

Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам — двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы — на провинции, которыми управляли ректоры, провинции — на округа с окружной администрацией.[33]

Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината — военной, политической и идеологической.

Наконец, учитывая, что восточная часть империи относительно меньше западной подвергалась нападениям варварских племен и была экономически более развитой, Константин перенес туда свою столицу — в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Перенос столицы в Константинополь закрепил процесс распада империи на две части, приведший в 395 году к окончательному ее разделу на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).

 

4.3. Армия.

Армия превращается в мощную опору личной и государственной власти принцепса, за счет того, что он обладал правом командования и возможностью содержания армии за свой счет. Более того армия превращается во влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса, то есть армия превращается в инструмент борьбы за власть. Если при республике единство политической власти и военной силы олицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом, распоряжавшимся армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.

После перехода к профессиональной армии она превращается в корпоративную организацию. Октавиан произвел ее реорганизацию, разделив на три части. Привилегированное положение занимала преторианская гвардия. Ее когорты при Октавиане насчитывали 9000 человек. Преторианцы набирались из римских граждан италийского происхождения и получали жалованье в 3,5 раза больше, чем легионеры, служили 16 лет и после отставки располагали солидным имуществом и пополняли ряды господствующего класса. Основную часть армии (при Октавиане 300 000 человек) составляли легионеры, набиравшиеся из граждан римских провинций. Они служили 20 лет и получали жалованье, позволявшее после отставки завести небольшое рабовладельческое хозяйство и влиться в состав провинциальной знати.

Третью часть армии составляли вспомогательные войска (численностью до 200 000 человек), комплектовавшиеся из жителей провинций, не имевших прав римских граждан. И хотя жалованье у них было в три раза меньше, чем у легионеров, и срок службы 25 лет, а дисциплина жестче и наказания суровее, служба во вспомогательных войсках все же привлекала возможностью получить римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторые средства.

После эдикта Каракаллы, давшего римское гражданство всем свободным империи, социальная разница между легионными и вспомогательными частями исчезает, растет корпоративный дух армии, что еще больше увеличивает ее политическую роль.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате сопоставительного анализа принципов организации и деятельности основных институтов государственной власти Древнего Рима и особенностей общественных отношений Древнеримского государства в соответствии с основными этапами его развития, мы пришли к выводу, что экономическое обособление и политическое разделение империи совпало с периодом дальнейшего углубления общего кризиса рабовладельческого строя и было его проявлением и результатом. Раздел единого государства объективно был попыткой предотвратить гибель этого строя, разрушавшегося ожесточенной политикой и идеологической борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжением варварских племен, от которых особенно страдала Западная Римская империя.

Временное укрепление положения империи при Диоклетиане и Константине завершилось острым политическим кризисом в 337 году. После смерти Константина империя была объединена в руках одного из его сыновей – Константина II, а затем его преемника – Юлиана Отступника (361-363), который пытался найти опору в восстановленном язычестве. Однако такая стратегия еще более обострила внутреннюю борьбу.

Следствием этого стало разделение империи на две части: Валентиан I управлял западной частью империи, его брат Валент – восточной.

Новый удар империи нанесли в 60-70-ые годы IV века волнения рабов и колонов в сочетании с вторжениями варваров. Римская армия потерпела поражение в битве с готами в 387 году при Андринополе, император Валент был убит. В 379 году полководцу Феодосию удалось нанести готам частичное поражение и заключить с ними мир, что позволило ему в 394 году на короткое время объединить в своих руках обе части империи. Но после смерти Феодосия империя окончательно разделилась на Западную и Восточную (395 г.).

В результате восстания готов в конце IV века Рим был захвачен и разграблен. К середине V века большая часть Западной Римской империи была захвачена различными племенами, образовавшими там свои королевства: готами, вандалами, англо-саксами, франками, бургундами.

Формально державшаяся власть римских императоров в Италии была свергнута в 476 году, когда один из начальников наемных варварских дружин Одоакр низложил последнего римского императора Ромула Августула.

Как видим, Западная Римская империя пала под ударами «варваров», так как оказалась ослабленной восстаниями рабов и колонов, а также вследствие глубокого кризиса рабовладельческой системы.

Западноримская империя перестала существовать. На ее развалинах возникли новые государства, новые политические образования, в рамках которых началось формирование феодальных общественно-экономических отношений. И хотя падение власти западно­римского императора, уже давно потерявшего престиж и влияние, не воспринималось современниками как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал важнейшим рубежом, концом древнего мира, рабовладельческой социально-экономической формации, и началом средневекового периода всемирной истории, феодальной общественно-экономической формации.

Несмотря на падение Римской империи, необходимо заметить, что темпы экономического развития античных государств намного превосходили динамику древневосточных рабовладельческих государств. За свою историю античные государства продемонстрировали и превосходство в государственном и общественном устройстве, испытав различные его формы и в период расцвета, обеспечив демократизацию политического строя и высочайший расцвет культуры, создав недосягаемые и на сегодняшний день ее образцы.

 

 

Библиографический список

1. Банников А.В. Вегеций о системе комплектования римской армии//Мнемон. Вып. 13. СПб., 2013.

2. Всеобщая история государства и права. Учебник/Под ред. проф. К. И. Батыра. Издание четвертое, переработанное и дополненное. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.

3. Георг Бартольд Нибур. Римская история., 1811— 1812 - т. I.

4. Древний Рим. Марий. Военная реформа//Древний Мир: 2014. – Режим доступа: http://ancient.gerodot.ru/topics/data/rome_in_faces/09_marius_gaius/marius_gaius02.htm

5. Егоров А. Б.. Античная демократия и римская политическая система.//Мнемон. Вып. 13. СПб., 2013.

6. ЕГОРОВ А. Б.. Муции Сцеволлы, Лицинии Крассы и Юлии Цезари (римская интеллегенция и кризис конца II - начала I в. до н.э.) //Мнемон. Вып. 2. СПб., 2003.

7. История древнего мира. Античность. М.: - «Владос», 2000.

8. История Древнего мира. Древний Рим/А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. – Мн.: Хавест, 1998.

9. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

10. История государства и права зарубежных стран: курс лекций/ А. В. Попова.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014.

11. КИРЮШОВ Д.А. Аграрная политика Гая Гракха//Мнемон. Вып. 7. СПб., 2008.

12. КОФАНОВ Л.Л. LEX И IUS: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РИМСКОГО ПРАВА В VIII - VII ВВ. ДО Н.Э. / РАН. ИН-Т ВСЕОБЩ. ИСТОРИИ И ДР. - М.: СТАТУТ, 2006.

13. Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1980.

14. Крю́ков Д. Л.. О трагическом характере истории Тацита// Москвитя́нин -1841.

15. Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М.: Высшая школа 1982.

16. Кучеренко Л.П. (Сыктывкар). Перепись населения как функциональная обязанность римских цензоров//Мнемон. Вып. 10. СПб., 2011.

17. Немировский А.И. У истоков исторической мысли. – Воронеж, 1979.

18. Новицкий И. Б. Римское право. Учебник для вузов. – М.: ИКД ЗЕРЦАЛО-М, 2005.

19. Павлов А.А. (Сыктывкар). Магистратура и плебейский трибунат в римской антикварно-грамматической и юридической историографии//Мнемон. Вып. 10. СПб., 2011.

20. Павлов А.А. (Сыктывкар). Плебейский трибунат между магистратурой и представительством народа: к систематике трибуната у Полибия и Цицерона//Мнемон. Вып. 9. СПб., 2010.

21. Сизиков М. И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997.

22. Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1975.

23. Тит Ливий. История Рима от основания города. Том I. Изд-во «Наука» М., 1989. Перевод В. М. Смирина. Комментарий Н. Е. Боданской.

24. Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима Ш–I вв. до н.э. – М., 1977.

25. Хрестоматия по истории Древнего Рима. – М.: Высшая школа, 1987.

26. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1937.

 


[1] История государства и права зарубежных стран: курс лекций/А. В. Попова.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – с 43.

[2] История Древнего мира. Древний Рим/А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. – Мн.: Хавест, 1998. – с. 3.

[3] Тит Ливий. История Рима от основания города. Том I. Изд-во «Наука» М., 1989.
Перевод В. М. Смирина. Комментарий Н. Е. Боданской. – с. 2.

[4] Римская история. Георг Бартольд Нибур, 1811— 1812 - т. I- с. 10.

[5] Дми́трий Льво́вич Крю́ков. О трагическом характере истории Тацита//Москвитя́нин -1841.

[6] А.Б. Егоров. Античная демократия и римская политическая система.//Мнемон. Вып. 13. СПб., 2013. С. 12-19.

[7] История Древнего мира. Древний Рим/А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. – Мн.: Хавест, 1998. – с. 30.

[8] КОФАНОВ Л.Л. LEX И IUS: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РИМСКОГО ПРАВА В VIII - VII ВВ. ДО Н.Э. / РАН. ИН-Т ВСЕОБЩ. ИСТОРИИ И ДР. - М.: СТАТУТ, 2006. - С. 503-525.

[9] Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима Ш–I вв. до н.э. – М., 1977., С. 39.

[10] Всеобщая история государства и права. Учебник/Под ред. проф. К. И. Батыра. Издание четвертое, переработанное и дополненное. – М.: ООО «ТК Велби», 2002 – с. 79-90.

[11] Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997., с. 113.

[12] История Древнего мира. Древний Рим/А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. – Мн.: Хавест, 1998. – с. 33.

[13] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1937. С. 125.

[14] Сизиков М. И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997., с. 72.

[15] История государства и права зарубежных стран: курс лекций/А. В. Попова.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – с. 46.

[16] Новицкий И. Б. Римское право. Учебник для вузов. – М.: ИКД ЗЕРЦАЛО-М, 2005. – с. 46.

[17] Всеобщая история государства и права. Учебник/Под ред. проф. К. И. Батыра. Издание четвертое, переработанное и дополненное. – М.: ООО «ТК Велби», 2002 – с.85.

[18] Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1975., С. 97.

[19] Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М.: Высшая школа 1982., С. 61

 

[20] Павлов А.А. (Сыктывкар). Магистратура и плебейский трибунат в римской антикварно-грамматической и юридической историографии//Мнемон. Вып. 10. СПб., 2011. С. 12-16.

[21] Кучеренко Л.П. (Сыктывкар). Перепись населения как функциональная обязанность римских цензоров// Там же. С. 5-9.

 

[22] Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1980., С. 206

[23] Павлов А.А. (Сыктывкар). Плебейский трибунат между магистратурой и представительством народа: к систематике трибуната у Полибия и Цицерона//Мнемон. Вып. 9. СПб., 2010. С. 17-19.

[24] Банников А.В. Вегеций о системе комплектования римской армии//Мнемон. Вып. 13. СПб., 2013. С. 2-4.

[25] Древний Рим. Марий. Военная реформа//Древний Мир: сайт URL: http://ancient.gerodot.ru/topics/data/rome_in_faces/09_marius_gaius/marius_gaius02.htm (22.03.2014).

[26] А.Б. ЕГОРОВ. Муции Сцеволлы, Лицинии Крассы и Юлии Цезари (римская интеллегенция и кризис конца II - начала I в. до н.э.) //Мнемон. Вып. 2. СПб., 2003. С. 191-194.

[27] КИРЮШОВ Д.А. Аграрная политика Гая Гракха//Мнемон. Вып. 7. СПб., 2008. С. 2-8.

[28] Всеобщая история государства и права. Учебник/Под ред. проф. К. И. Батыра. Издание четвертое, переработанное и дополненное. – М.: ООО «ТК Велби», 2002 – с. 92.

[29] История древнего мира. Античность. М.: - «Владос», 2000., С. 47

[30] Немировский А.И. У истоков исторической мысли. – Воронеж, 1979., С. 109

 

[31] Всеобщая история государства и права. Учебник/Под ред. проф. К. И. Батыра. Издание четвертое, переработанное и дополненное. – М.: ООО «ТК Велби», 2002 – с. 95.

[32] Хрестоматия по истории Древнего Рима. – М.: Высшая школа, 1987., с. 36.

[33] История государства и права зарубежных стран. Часть2.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

Date: 2015-08-06; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию