Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Георг Еллинек





 

Г. Еллинек (1851-1911) изучал философию и права в университетах Брюнна, Гейдельберга и Лейпцига. «Социально-этическое значение права, неправды и наказания», вышедшая в свет в 1878 г. (русский перевод – 1910 г.) сразу обратила на себя внимание. А наиболее значительный обобщающий труд Г. Еллинека – «Общее учение о государстве» 1900 г., трижды изданное в России в 1903, 1908, 2004 гг.

 

Общее учение о государстве распадается на две части, каждая из которых имеет свой предмет исследования и соответствующие методы. В первом случае предметом изучения является государство как социальное явление. Оно обращается к реальным, субъективным и объективным явлениям, из которых слагается конкретная жизнь государства. Этот метод изучения государства обычно называют историко-политическим». Во втором случае предметом изучения является юридическая сторона государства, т. е. право.

 

Кроме того, существует практическая наука о государстве – политика, так же являющаяся составной частью общего учения о государстве. Она является учением о достижении государственных целей, в том числе в области законотворчества. Наука о политике не должна смешиваться с наукой о государстве, но не должна и игнорироваться. В противном случае, последняя рискует превратиться в чисто схоластическую науку.

 

Предметом общего социального учения о государства является фактическая жизнь государства и права, изучаются вопросы, касающиеся возникновения, преобразования, гибели государств, условий их существования, связи отдельных элементов и т. д. Исследователь оперирует эмпирическими фактами, подлежащими проверки. В этом смысле наука о государстве схожа с науками о природе. Однако принципиальное различие заключается в том, что социальные науки имеет дело с человеком наделенным сознанием и волей. Все социальные явления – это результат деятельности отдельных индивидов преследующих свои цели. Человек же бесконечно разнообразен и бесконечно разнообразны результаты его деятельности. Поэтому, если науки естественные стремятся открыть и сформулировать законы природы, то для наук социальных это недостижимо. Но вместе с тем и в социальных явлениях существуют и общие элементы, изучая которые мы может устанавливать определеннее типы явлений. Типология происходит путем сравнения. Но оно не должно заходить слишком далеко. Сравнивать поэтому следует явления, в данном случае государства, имеющие общую историческую и культурную основы, существующие либо в одном временном срезе, либо и не отдаленные большим промежутком времени друг от друга. С помощью такого рода сравнения мы можем выделить как статические типы государственных явлений (типы существования) и динамические типы (типы развития). Эти типы могут рассматриваться с точки зрения историко-социальной и юридической. Два этих похода смешивать нельзя. «Содержанием первого является фактическое, историческое или как не совсем правильно выражаются, естественное бытие государства, второго – те юридические нормы, которые должны найти свое выражение в реальном бытии» (Общее учение о государстве. СПб., 2004. С.56 – Далее ссылки на это издание даются в тексте).

 

Право, как и государство, существует и как социальное и как собственно юридическое явление. «Право существует, во-первых, как фактический осуществляемый правопорядок – в качестве такового оно является одной из социальных сил, создающих конкретную культурную жизнь народа; а во-вторых – как совокупность норм, долженствующих осуществиться в действиях» (Общее учение о государстве. С.157). Право как совокупность норм и является предметом юриспруденции. Это нормативная наука, которая состоит из логических понятий и положений. «Юридическое познание государства имеет своим предметом познание исходящих от государства и предназначенных к регулированию его учреждений и функций юридических норм и отношения реальных явлений государственной жизни к этим юридическим нормам… Метод его исключительно юридический» (Общее учение о государстве. С.157). Метод этот – догматический, предполагающий абстрагирование и дедукцию. Догматика права не может быть заменена никакой другой наукой. Вместе с тем социальное и юридическое учение о государстве взаимодополняют друг друга, а взятые порознь всегда односторонни.

 

С социальной точки зрения государства и право являются функциями общества, человеческого общения. Государство в этом смысле предполагает наличие отношений власти и подчинения, определенную территорию и общность целей, проживающих на ней людей. Итак, речь идет о таких свойствах государства как власть, территория и, обусловленное общей целью, единство народа. В связи с этим Г.Еллинек дает такое социальное определение государства: «государство есть обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей» (Общее учение о государстве. С. 191). С юридической стороны государство может быть определено только в качестве субъекта права. Это столь же правильно, как и рассматривать человека в качестве субъекта права. Вместе с тем взаимосвязь государства и права складываются достаточно сложна и многогранна.

 

То, что право представляет совокупность правил человеческого поведения для Г.Еллинека бесспорно. Однако это верно применительно и к моральным, религиозным и т. д. нормам. Отличие правовых норм от прочих, по мнению Г.Еллинека заключается в следующем: «Они суть нормы внешнего поведения людей в их отношениях друг к другу. Это – нормы исходящие от внешнего авторитета. Нормы, обязательность которых гарантируется внешними средствами». Причем правом в собственном смысле может считаться только право действующее, т. е. такое, которое «обладает способностью влиять в качестве мотива и определять волю» (Общее учение о государстве. С.332). Вместе с тем государство не в состоянии произвольно творить право.

 

Г. Еллинек определил право как минимум нравственности. «Право, это – не что иное, как этический минимум, – писал он. – Объективно это условия сохранения общества, поскольку они зависят от человеческой воли, т. е. Ezistenzminimum этических норм; субъективно – минимум нравственной жизнедеятельности и нравственного настроения, требующихся от членов общества» (Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М., 1910. С. 48). Из этого следует, что право часть нравственности в том смысле, что право с помощью предписывающих, запрещающих и охраняющих норм обеспечивает минимально необходимые условия для существования данного общества. В зависимости от места, времени и условий «набор» этих норм меняется и чем сложнее общество, тем их больше. Раз право часть нравственности, то различать их как нормы внешние и внутренние, необоснованно. Право становится эффективно действующим, когда его субъекты внутренне убеждены в его необходимости. Чувство права – вот что важно для обеспеченности правового порядка. Принуждение же необходимо только в случае правовой патологии. Эффективнее всякого государственного принуждения социальные гарантии разного рода нравы, правила приличия, литература, пресса, т. е. общественное мнение в самом широком смысле этого слова. Поэтому «правовые нормы суть не столько принудительные, сколько гарантированные нормы» (Общее учение о государстве. С. 335).

 

Date: 2015-08-06; view: 458; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию