Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наставление для плавания по реке Анабар до селения Урюнг-Хая





При плавании по реке следует соблюдать осторожность и строго придержи-вать­ся фарватера, руководствуясь ограждением и рекомендациями лоцмана.

Плавание по фарватеру реки Анабар осуществляется по створам, как указано в таблице (выделенный шрифтом курс дается для плавания вверх по реке. Положе-ние створа — по носу или по корме — указано также для плавания с моря в реку).

Название створа. Направление створа или рекомендованный курс. Расстояние, мили. Глубины, м   Плавучие предостерегательные знаки (по ходу с моря)     Указания по использованию ориентиров  
слева   справа  
       
Сайбалах (по корме) 154,7°—334,7° 4,6 10,6—16,4 Эрен (по корме) 175°—355° 3,3 8,8—11,2 Сарбыт (по носу) 319,5°—139,5° 3,6 5,6—11,4 Арангастах-Переходной (по корме) 170,1°—350,1° 0,6 9,8—10,4   Арангастах и Арангастах-Горный (по корме) 192,5°—12,5° 1,6 10,0—13,0   Кресты-Встречный (по корме) 217,7°—37,7° Кресты (по носу) 37,6°—217,6° 4,0 5,2—10,2 Суолама (по корме) 156,4°—336,4° 2,3 6,8—13,2 Тус-Туя (по корме) 203,4°—23,4°   Тус-Туя-Встречный (по носу) 23,2°— 203,4 1,9 10,0—17,4   Вехи № 4 и 6     Веха № 8   Вехи № 10 и 12   Веха № 14   Вехи № 16 и 18   Вехи № 20, 22 и 24   Вехи № 26 и 28     Вехи № 30 и 32   —     —     Веха № 1     —   Веха № 3     Веха № 5     Веха № 7   Веха № 9   Плавный поворот со створа Ме­ловой II следует начинать пройдя задний знак створа Хорго-Анабарский и ориентируясь по остаю-щейся слева.вехе № 2   На створе следует опасаться прижимного течения, которое может снести судно на Е на близко распо­ложенную приглубую кромку осы- хающей отмели   Поворот со створа Эрен следует делать, ориентируясь по вехе № 10 у кромки осы-хающей отмели. Надо идти точно по створу и не уклоняться влево   Поворот со створа Сарбыт следует делать пройдя веху № 1   Надо точно удерживать судно на створе, избегая рыскания из-за узкости фарватера. Проходя самое узкое место между вехами № 3 и 18, следует придерживаться вехи № 3 во избежание сноса течением на веху № 18. Проходить по этому участку в ограниченную видимость не следует   Плавный поворот со створа Арангастах следует начинать мино­вав веху № 3, с расчетом оставить слева веху № 20. Пройдя по створу 4 мили, можно следовать к якор­ному месту     Слева от курса надо остерегаться банки с глубиной 3,8 м, которая находится в конце ходовой части створа     Поворот со створа Суолама следует делать плавно   Следовать надо Точно по ство­рам. Уклоняться вправо можно до расствора знаков не более чем на ширину одного знака. Влево ук-лоняться нельзя, так как с левой стороны близко к линии створа подходит осыхающая отмель  
   
Название створа. Направление створа или рекомендованный курс. Расстояние, мили. Глубины, м   Плавучие предостерегательные знаки (по ходу с моря)     Указания по использованию ориентиров    
слева   справа    
         
Отмелый (по корме) 142,5°—322,5° Отмелый-Встречный (по носу) 322,6°—142,6° 2,6 5,0—26,0 Дырыспанай (по корме) 205,7°—25,7° 2,7 6,0—18,6   Кумах-Встречный (по корме) 171,2°—351,2° Кумах (по носу) 351,2°—171,2° 2,7 5,4—14,2   Без створа 0,4     Баттахтах-Встречный (по корме) 226,9°—46,9° Баттахтах (по носу) 46,9°—226,9° 1,4 5,4—11,4 Ыстакан-Встречный (по корме) 161,5°—341,5° Ыстакан (по носу) 341,5°—161,5° 1,0 6,2—12,4   Переходной I (по корме) 196,3°—16,3° 0,8 7,0—13,2   Думастай (по носу) 352,8°—172,8° 1,9 5,0—15,4     —     —   —   —     —   —   —     —     —   —   —     —   —   —   Следовать нужно точно по створам. Уклоняться влево можно до расствора знаков не более чем на ширину одного знака. Вправо укло­няться нельзя, так как близко к створу подходит отмель     Плавный поворот со створа Отмелый-Встречный следует начинать пройдя узкость русла реки. Линия створа подходит близко к левому приглубому берегу   Поворот со створа Дырыспанай следует делать плавно     Следует идти вдоль правого приглубого берега реки до выхода на створ Баттахтах-Встречный   В конце этого курса надо точно держаться на створе. Вправо укло­няться можно до расствора знаков не более чем на ширину одного знака. Влево уклоняться нельзя, так как близко к линии створа подходит песчаная отмель     Поворот со створа Баттахтах происходит в узкости. Для плав­ного поворота следует сначала повернуть вправо до расствора на ширину двух знаков и посте­пенно выходить влево на створы Ыстакан. В конце створа судно подходит близко к правому при­глубому берегу реки   Поворот со створа Ыстакан следует делать постепенно, не укло­няясь со створа влево     Поворот со створа Переходной I следует делать плавно      

 


Окончание

Название створа. Направление створа или рекомендованный курс. Расстояние, мили. Глубины, м   Плавучие предостерегательные знаки (по ходу с моря)     Указания по использованию ориентиров  
слева   справа  
       
Новый (по корме) 210,9°—30,9° 0,9 4,2—15,6   Переходной II Встречный (по корме) 231,7°—51,7° Переходной II (по носу) 51,8°—231,8° 1,0 4,3—7,6 Бренный (по носу) 32,1°—212,1° 3,1 5,2—14,0 Кюрджигелях (по корме) 245,4°—65,4° 1,8 3,7—9,4     Кёлюс-Арыта (по корме) 232°—52° 2,6 Кёлюс-Арыта-Встречный (по носу) 52,1°—232,1° 2,7 5,6¾15,2   Поселковый (по корме) 164,4°—344,4° 1,7 5,3—10,0     —   Веха № 34     —     Веха № 36     —     —     —   —     —     Веха № 11     —     —     Постепенный поворот со створа Думастай нужно делать заранее, уменьшив ход до малого, так как в начале створа Новый глубины резко меняются и судно может рыскнуть влево. В конце створа близко подходят песчаные отмели   Поворот со створа Новый следует делать не доходя до вехи № 34. Выйдя на створ Переход­-ной II-Встречный, можно увеличивать ход, так как глубины будут увеличиваться   Поворот со створа Переходной II следует делать постепенно. В конце створа следует умень­шать ход вследствие малых глубин на перекате Кюрджигелях   Поворот со створа Бренный следует делать на малом ходу, проходя перекат Кюрджигелях между ве­хами № 36 и 11. В конце створа судно проходит вдоль приглубого берега острова Кёлюс-Арыта   Поворот со створа Кюрджиге­лях следует делать плавно, не укло­няясь со створа вправо   При повороте со створа Кёлюс-Арыта-Встречный первым открыва­ется передний знак створа Посел­ковый, а задний его знак откры­ва-ется только после выхода на створ  

 

ОТ АНАБАРСКОГО ЗАЛИВА ДО ОЛЕНёКСКОГО ЗАЛИВА в удалении 10—15 миль от береговой линии в глубь материка тянутся отроги горного кряжа Прончищева высотой до 150—300 м, который при хорошей видимости может усматриваться с моря. Местность между берегом и кряжем Прончищева представляет собой типичную тундру с большим количеством озер.

На протяжении 11 миль от устья реки Песчаная до мыса Лыгый берег низкий, с отдельными пологими и неприметными с моря холмами. К востоку от мыса Лыгый на протяжении 21 мили до мыса Мамонтов Клык берег повышается до 20—35 м; он большей частью обрывистый и дает почти сплошное отображение на экране РЛС с 5—6 миль. Восточнее мыса Мамонтов Клык на 10 миль вновь тянет-ся низменность, частично затапливаемая при северных ветрах. Последний участок описываемого берега до мыса Терпяй-Тумса снова повышается до 20—30 м; он обрывист и четко отображается на экране РЛС. Весь берег быстро разрушается под действием морского прибоя и в результате таяния вечной мерзлоты.

Берег описываемого района мало изрезан. Между устьем реки Песчаная и мысом Оюлах-Тумус на протяжении примерно 45 миль почти везде берег окаймлен осыхающей отмелью шириной местами до З—4 кбт.

Местами на берегу имеется плавник.

Глубины у берега небольшие, дно сравнительно ровное. Примерно до 80 миль от берега простирается обширное мелководье с глубинами менее 20 м. В удалении до 40—50 миль среди глубин 10—15 м имеются пологие поднятия дна с глубинами 6—7 м. Наиболее приглубым участком является район устья реки Урасалах примерно в 8 милях к Е от мыса Лыгый, где изобата 5 м подходит к берегу на 1 милю. Район острова Песчаный характеризуется неровным дном, особенно к северо-востоку и юго-востоку от острова. Кроме того, в 28 милях к северу от острова Песчаный имеется банка с глубиной 8 м; можно предполагать наличие здесь и других банок.

Грунт. На описываемом участке встречаются все типы грунтов, свойственные прибрежной полосе моря Лаптевых: песок, илистый песок, песчанистый ил, ил и глинистый ил.

Приливы вдоль побережья полусуточные. Величина сизигийного прилива 1,1 м, квадратурного 0,4 м.

Затонувшие суда лежат в пределах 125 миль к N от описываемого участка берега.

Предупреждение. При плавании в районе острова Песчаный и севернее его на судах с большой осадкой следует соблюдать осторожность и постоянно пользо-ваться эхолотом.

Река Песчаная (73°42'N, 115°21'Е) прорезает низкий заболоченный берег. Вход в устье реки с моря прегражден осыхающей отмелью, через которую в него ведет узкий мелководный и заносимый песком проход.

Глубины в районе устья реки и в нем самом небольшие, поэтому подходить к нему трудно даже на шлюпках.

Мыс Лыгый обрывистый высотой 15 м незначительно выступает в море в 11 милях к Е от устья реки Песчаная. После обширной низины, расположенной к западу от него, берег в районе мыса повышается до 20 м, вследствие чего обрывы мыса Лыгый приметны. Берег на этом участке сложен из ископаемого льда, покрытого слоем глины, и интенсивно разрушается.

Берег у мыса окаймлен илисто-глинистой осушкой. Проход к берегу в районе мыса затруднен из-за песчаных кос, на которых обычно стоят стамухи. В 2 кбт к W от мыса Лыгый в море впадает осыхающая речка. В полную воду суда с малой осадкой могут подходить к берегу устья речки для разгрузки.

Светящий знак Лыгый установлен на мысе Лыгый.

Остров Песчаный находится в 36 милях к N от мыса Лыгый. Остров песчаный, ширина его 0,5—1,5 кбт; берега острова образуют большую лагуну. С морем лагуна сообщается тремя проливами, прорезающими его восточный берег.

Со стороны лагуны берег острова окаймлен осыхающей отмелью. Остров имеет преимущественно ровную поверхность, понижающуюся к лагуне. В нескольких местах на острове встречаются бугры высотой около 2 м, сложённые из плавника, засыпанного песком. Наибольший из таких бугров находится на северном берегу среднего из проливов, соединяющих лагуну с морем. Во время штормовых северных и восточных ветров, вызывающих подъем уровня воды, почти весь остров, кроме указанных выше бугров, затопляется. Вечная мерзлота залегает на глубине 50—60 см. Плавник разбросан почти по всему острову, но не в большом количестве. На острове Песчаный находится лежбище моржей.

Остров является естественным барьером для дрейфующего с запада и востока льда. Ледяной массив 9—10-балльного льда с вкраплениями стамух может сохра-няться вокруг острова до осеннего льдообразо­вания.

Проливы, соединяющие лагуну с морем, за исключением южного, имеют глубины до 4—6 м; входы в них со стороны моря преграждены барами, допускающими проход катеров с осадкой не более 1 м. Вход в южный пролив прегражден порогом. Глубины в лагуне 0,4—3,2 м.

Дно в районе острова Песчаный неровное. В 12—15 милях к западу от острова проходит изобата 20 м. Уменьшение глубин от этой изобаты по направлению к острову проходит постепенно. Примерно на 80—90 миль к северу от острова Песчаный простирается обширное мелководье с преобладающими глубинами 12—18 м. Грунт на мелководье илистый песок. К западу от него глубины 30— 40 м, а к востоку 23—33 м.

К юго-востоку от острова Песчаный примерно на 25 миль простирается район с глубинами 10—12 м, среди которых имеется несколько значитель­ных по площа-ди пологих возвышений дна с глубинами менее 10 м.

П р е д у п р е ж д е н и е. Подходить к острову ближе 5 миль, высажи­ваться на остров, а также подавать звуковые сигналы запрещается.

Светящий знак Песчаный-Восточный, хорошо видимый с моря, установлен на восточном берегу острова Песчаный.

Банка с наименьшей глубиной 4,8 м лежит в 10 милях к NЕ от острова Песчаный. На банке в навигационный период длительное время могут стоять части разломившихся ледяных полей в виде стамух высотой до 3 м.

Банка Москва с глубиной 7,4 м находится в 28 милях к N от острова Песчаный.

Река Урасалах впадает в море Лаптевых в 8 милях к Е от мыса Лыгый. Берега реки вблизи ее устья обрывистые, высотой 3—5 м, а пологие холмы у берегов имеют высоту до 28 м. Река недоступна даже для шлюпок, так как ее устье заполнено широкой осыхающей отмелью. На берегах устья находится много крупного плавника.

Река Нючча-Юрях прорезает берег в 11,3 мили к ЕSЕ от устья реки Урасалах. Глубины в реке Нючча-Юрях достигают 1 м, но вход в нее недоступен даже для шлюпок. В устье имеется очень много плавника.

Мыс Мамонтов Клык (73°36'N, 117°12'Е) высотой 33 м расположен вблизи восточного конца участка обрывистого берега и окаймлен очень узкой осыхающей отмелью.

К востоку от мыса берег низкий, болотистый, с множеством озер. В 1—2 ми-лях от береговой линии тянется гряда холмов высотой до 30—40 м с пологими склонами. При штормовых наганных ветрах низменность затопляется. Этот берег окаймлен осыхающей отмелью.

Глубины вдоль берега в районе мыса значительно меньше, чем на соседних участках. Изобата 2 м удалена от него на 1 милю.

Знак Мамонтов Клык установлен на мысе Мамонтов Клык.

Река Оюлах-Юрях впадает в море Лаптевых в 9 милях к Е от мыса Мамонтов Клык. Глубины в реке на протяжении 18 км от устья составляют 2—2,5 м; вход в нее с моря прегражден баром, недоступным даже для шлюпок. Грунт на баре песок с илом. На берегах устья имеется много плавника.

Мыс Оюлах-Тумус (73°35'N, 118°03'Е) обрывист и прорезан двумя узкими оврагами. Высота его около 30 м.

Знак Баогаз установлен на обрывистом берегу в 4,4 мили к Е от мыса Оюлах-Тумус.

Светящий знак Терпяй-Тумса установлен на обрывистом берегу в 10 милях к Е от мыса Оюлах-Тумус.

Полярная станция Мыс Терпяй-Тумса (73°33'N, 118°44'Е) расположе­на на обрывистом берегу. Строения станции, особенно башня ветряного двигателя, приметны. Берег в районе полярной станции окаймлен осыхающей отмелью. Вдоль берега в районе полярной станции Мыс Терпяй-Тумса на мористой кромке осушки могут долгое время наблюдаться стамухи в виде гряды сплошного льда. Между берегом и этой грядой остается полоса чистой воды с глубинами, пригодными для прохода катеров и шлюпок с осадкой до 1 м. Вход сюда следует искать в 3—4 милях юго-восточнее полярной станции Мыс Терпяй-Тумса.

Якорное место. Становиться на якорь рекомендуется в 2,5 мили к NЕ от полярной станции Мыс Терпяй-Тумса. Глубина на якорном месте 6 м, грунт — илистый песок

Разгрузка судов производится судовыми средствами. Судовые катера и шлюпки могут подходить к берегу вплотную.

Н а с т а в л е н и е д л я п о д х о д а к я к о р н о м у м е с т у. Судам с осадкой до 5 м подходить к якорному месту следует курсом 225° в направлении прямо на станцию, постройки которой хорошо видны.

Глубины на этом курсе примерно от параллели 73°40' сев. шир. будут медлен-но уменьшаться с 10 до 6 м; справа от курса остается обширная банка с глуби-нами 3—4 м, а слева — отмель с глубинами менее 4 м. Суда с осадкой до 4,5 м могут подходить к якорному месту и с NW. В этом случае из точки 73°40'N, 118°23'Е следует лечь на курс 145° и держать на светящий знак Терпяй-Тумса. Не доходя до знака 4 мили, в точке 73°36,5'N, 118°32,0'Е надо лечь на курс 110° и идти им к указанному якорному месту.

оленёкский залив вдается в южный берег моря Лаптевых между мысом Терпяй-Тумса и северо-западной частью дельты реки Лена. Западный и восточный берега залива низкие, высота южного берега местами достигает 200 м. Южный берег залива прорезан устьями реки Оленек и протоки Оленёкская реки Лена. Как река Оленек, так и протока Оленёкская образуют обширные дельты. Высадка на берега Оленёкского залива в большинстве мест затруднена из-за их отмелости и вязкости почвы в низких местах.

Перед входом в Оленёкский залив лежит низкий остров Лейкина. Вблизи западного берега залива южнее полуострова Терпяй-Тумса (73°30'N, 118°53'Е) расположена группа невысоких островов и островков: Орто-Ары, Салкай и др. На восточной стороне входа в Оленёкский залив около берега лежат низкие песчаные острова Аэросъемки (73°56'N, 123°13'Е) и остров Самолета (73°53'N, 123°07'Е).

Населенные пункты на побережье имеются в устьях реки Оленек и протоки Оленёкская. На западном и восточном берегах залива постоянного населения нет.

Подходить с моря к Оленёкскому заливу следует либо с NW западнее острова Лейкина, либо с NЕ по проходу, описанному на стр. ***.

Приметные пункты в Оленёкском заливе очень немногочисленны; для опознания района плавания могут служить лишь входные мысы устья реки Оленёк, а также мыс Ыстаннах-Хочо, находящийся вблизи устья протоки Оленёкская. При подходе к берегам Оленёкского залива в условиях ограниченной видимости следует учитывать, что только обрывистый берег между дельтами реки Оленёк и протоки Оленёкская (между мысами Курупа-Стан и Ыстаннах-Хочо) четко отображается на экране РЛС. Указанные дельты, а также весь восточный берег залива отображаются на экране очень слабо и расплывчато. На шкалах даль-ности до 30 миль могут быть обнаружены почти с середины залива отдельные вершины горного кряжа Прончищева и гор Ангардам-Таса, но они не опознаются на экране РЛС и позволяют только очень приближенно определить расстояние до берега.

Глубины и грунт. Оленёкский залив мелководен, в нем преобладают глубины 10—14 м, постепенно убывающие к берегам. К входу в среднюю часть залива западнее острова Лейкина подходит с моря желоб с глубинами 20—29 м. Наиболее отмела западная часть залива у низких островов, тянущихся к югу от полуострова Терпяй-Тумса, а также юго-восточная его часть, примыкающая к дельте протоки Оленёкская реки Лена. Северная часть восточного берега залива менее отмела, здесь глубины 6—8 м расположены в 2—3 милях от берега. Мели и банки имеются перед входом в залив с севера, на подходе к мысу Терпяй-Тумса с востока и на подходах к устью реки Оленек.

Колебания уровня и приливы. У южного побережья залива при сильных и ус-тойчивых ветрах от NW и N иногда наблюдается повышение уровня до 1,5—2 м, а при продолжительных ветрах от 5— понижение до 1—1,5 м. В Оленёкском заливе средняя величина сизигийного прилива 0,5 м, а квадратурного 0,3 м.

Ледовый режим. Молодой лед в Оленёкском заливе появляется в начале октября; начало устойчивого льдообразования приходится в среднем на 5—7 октября. Устойчивый припай образуется в период с 15 по 30 октября.

В середине залива поздней осенью преобладает дрейфующий лед. В течение всей зимы Оленёкский залив и подход к нему до параллели 74° сев. шир. бывают покрыты припаем, толщина которого к концу мая достигает 200 см и более. Взламывание льда начинается в конце июня начале июля с вершины залива и постепенно распространяется к северу. Окончательное разрушение припая происходит в среднем около 10 июля, но освобождение залива от льда протекает довольно медленно и оканчивается обычно в середине августа. Для этого периода характерно наличие больших стамух, сидящих на банках и отмелях. Иногда даже в конце сентября в северной части залива встречается разреженный лед. В отдель-ные годы ледяной массив сплоченностью 9—10 баллов может стоять в Оленёк-ском заливе до осеннего льдообразования; так было, например, в 1980—1982 гг. Однако каботажное плавание судов между протокой Оленёкская реки Лена и ре-кой Оленек и даже проводка барж и плотов при этих условиях вполне возможны.

Якорные места. Суда с осадкой до 6 м, разгружающиеся вблизи устья протоки Оленёкская, могут стать на якорь в 8 милях от южного берега залива. Глубины здесь 6—8 м. При восточных ветрах стоянка возможна в 5 милях от восточного берега залива.

Мыс Терпяй-Тумса, являющийся западным входным мысом Оленёкского залива, представляет собой юго-восточную оконечность низкого, заболоченного, окаймленного осыхающей отмелью полуострова Терпяй-Тумса; вдоль северного берега этого полуострова тянется песчаный пляж.

К о л е б а н и я у р о в н я. Максимальная суммарная величина колеба­ний уровня в навигационный период у мыса Терпяй-Тумса достигает 2,6 м, а за год 3,1 м.

Отмель с глубинами менее 5 м шириной 5 миль окаймляет мыс Терпяй-Тумса с востока. Подходить к мысу Терпяй-Тумса можно только с N по меридиану 119° вост. долг. При нагонных ветрах остров полностью затопляется.

Остров Лейкина (74°05'N, 120°28'Е) низкий песчаный лежит на подходе к Оленёкскому заливу с N и окаймлен отмелью с глубинами менее 10 м, прости-рающейся до 5 миль от него. Остров сложен из мерзлого песка, интенсивно разрушается. В навигационный период остров, как правило, покрыт водой. Глубины над ним, в этом случае, 0,1—0,2 м, а его местоположение можно определить по образующимся многочисленным бурунам.

Отмель с глубинами менее 2 м простирается на 14 миль к SSW от полуострова Терпяй-Тумса. На отмели лежат небольшие заболоченные острова.

Остров Орто-Ары находится в 5 милях к SW от мыса Терпяй-Тумса. Этот низкий болотистый остров с отдельными небольшими холмами почти сплошь затопляется при нагонных ветрах. Посредине острова расположен приметный холм высотой 11,8 м. Остров окаймлен осыхающей отмелью. Непосредственно к N от острова Орто-Ары пролегает пролив Орто-Ары.

Остров Салкай находится в 8 кбт к S от острова Орто-Ары и отделен от него проливом Чугас. Берега острова Салкай, за исключением южного, низкие, но обрывистые. Остров окаймлен осыхающей отмелью, соединяю­щейся с отмелью у острова Орто-Ары, поэтому пролив Чугас непроходим.

Между островом Салкай и западным берегом Оленёкского залива пролегает желоб шириной около 8 кбт с глубинами до 7 м. Для прохода из средней части Оленёкского залива под укрытие острова Салкай надлежит идти вдоль восточного и южного берегов острова Салкай, в 5—6 милях от них по глубинам, постепенно убывающим от 6 до 5 м, а от меридиана западной оконечности острова нужно следовать по глубинам 5 м на середину пролива, между ним и западным берегом Оленёкского залива.

Мыс Буор-Сыр, сложенный из глины, высотой 12 м выступает от берега в 5,5 мили к SW от острова Салкай. Хотя мыс и незначительно выступает от берега, но приметен из юго-западной части Оленёкского залива. На мысе установлен знак.

Мыс Япон-Стан галечный незначительно выступает от юго-западного берега Оленёкского залива в 6,2 мили к SSЕ от мыса Буор-Сыр. Мыс Япон-Стан прорезан рекой Алексей-Аллага.

Мыс Ала-Хая обрывистый высотой до 25 м находится в 7 милях к ЕSЕ от мыса Япон-Стан и усматривается с моря в виде холма, на вершине которого стоит знак. К западу от мыса простирается широкая заболоченная низина, по которой протекает река Аллах. К востоку местность заметно повыша­ется, берег становится обрывистым и местами скалистым; на этом участке он окаймлен узким галечным пляжем. В низких местах, в устьях ручьев и оврагов много плавника.

Река Оленёк впадает в юго-западную часть Оленёкского залива. Длина реки 2290 км; судоходной она является на протяжении 1000 км от устья, глубины на фарватере около 2 м. В приустьевой части реки глубины на фарватере 8—20 м. Река Оленек обследована недостаточно. В устьевой части река образует обширную дельту, острова которой частично заболочены; на островах много озер.

Все внешние острова дельты с мористой стороны окаймлены осыхающими отмелями шириной до 1 мили. Между островами пролегают многочисленные протоки. Судоходными из них являются западные протоки Улахан-Юёс и Кубалах-Юёсе и восточная протока Чугас-Юёс (73°00'N, 120°10'Е). Глубины на подходах к дельте реки Оленек небольшие.

Т е ч е н и е в реке Оленек вблизи входа в неразветвленное русло имеет скорость около 1,6 уз. В протоках дельты реки скорость течения возрастает до 2,2 уз. При отливе скорость течения на короткий промежуток времени местами достигает 3,3 уз.

Л е д о в ы й р е ж и м. Вскрытие реки Оленек в приустьевой ее части начинается с образования водяных заберегов. Почти одновременно с образова-нием сквозных заберегов, в среднем 18 июня (ранняя дата 8 июня, поздняя 30 июня), начинается ледоход, который имеет здесь спокойный характер. Очищение от льда приустьевого участка реки в среднем наблюдается 21 июня (ранняя дата 12 июня 1975 г., поздняя 3 июля 1963 г.).

Замерзание начинается с образования ледяных заберегов. Затем на приустье-вом участке реки, в среднем 1 октября (ранняя дата 21 сентября, поздняя 13 октября), появляются начальные виды льда. Становление льда на реке наступает в среднем 6 октября (ранняя дата 23 сентября, поздняя 17 октября). Толщина льда к весне достигает 200 см и более.

Мыс Тас-Тумул (73°04'N, 119°22'Е) образован склоном холма высотой 60 м; высота обрыва у мыса 20 м. К N от мыса Тас-Тумул лежат острова Эппет, западные из островов дельты реки Оленек; протока между этими островами и мысом Тас-Тумул несудоходна.

З н а к Э п п е т установлен на восточном берегу северо-восточного из островов Эппет.

Проход. Через бар, лежащий перед западной частью дельты реки Оленек, ведет из залива узкий, меняющий свое положение проход; глубины в нем 4,2— 13м.

Этот проход, используемый судами, которые следуют из Оленёкского залива в протоки Улахан-Юёс и Кубалах-Юёсе, начинается в 9,5 мили к NЕ от северо-восточного из островов Эппет и идет к северной оконечности во­сточного из ост-ровов Эппет между приглубыми отмелями с глубинами менее 4 м. При плавании по проходу, особенно в его северной части, примет­ных пунктов почти нет. Опо-знать место можно по широкой ложбине между холмами на мысах Тас-Тумул и Эбе-Хая, горе Бысар-Хаята (72°59'N, 119°58'Е) и рельефно выделяющемуся входу в неразветвленное русло реки Оленек между обрывами мысов Эбе-Хая и Тумул.

При ограниченной видимости РЛС позволяет только приближенно опознать место по расстоянию до высокого берега между мысами Ала-Хая и Тумул.

Опознанию места при плавании помогает также различный цвет воды в проходе и на прилегающих к нему мелководьях. Летом вода в проходе темно-синяя, а над отмелями — желтая, мутная; осенью зеленоватая вода в проходе резко отличается от коричневой воды на мелководье. Кроме того, вдоль сторон прохода тянутся пенные полосы. Плавание по проходу без лоцмана не рекомендуется.

Протока Улахан-Юёс, западная в дельте, пролегает между островами Эппет и находящимся к Е от них островом Огоннёр-Ары (73°05'N, 119°30'Е), а далее—между южным берегом этого острова и берегом материка. Глубины в проходе, ведущем по этой протоке, 7—13 м.

Протока Кубалах-Юёсе, средняя в дельте реки Оленек, впадает в Оленекский залив между островами Огоннёр-Ары и От-Ары (73°07'N, 119°42'Е). Далее к югу эта протока огибает с востока остров Улахан-Ары (73°03'N, 119°41'Е) и выходит в неразветвленное русло реки Оленёк у мыса Тумул. Глубины в протоке Кубалах-Юёсе меньше, чем в протоке Улахан-Юёс, и составляют 2—11 м. Проход, ведущий по ней, извилистый, а опознание района плавания затруднено однообразным видом берегов.

Знак Хобуох установлен на одном из островов дельты реки Оленек в 10,3 мили к NЕ от мыса Эбе-Хая.

Остров Джангылах (73°04'N, 120°10'Е), расположенный в восточной части дельты реки Оленек, сложен в основном из ископаемого льда, покрытого слоем почвы толщиной около 1 м; остров холмистый. Восточный и западный берега этого острова низкие и заболоченные.

Протока Чугас-Юёс, восточная в дельте реки Оленек, проходит между берегом материка и прилегающими к нему островами дельты. Наибольшая глубина в протоке 4 м; перед выходом протоки в Оленекский залив находится бар; наименьшая глубина в проходе, ведущем через бар, 0,6 м.

Мыс Эбе-Хая (73°00'N, 119°41'Е) выглядит утесом, возвышающимся над низкими островами дельты. Мыс Эбе-Хая вместе с лежащим напротив обрывистым мысом Тумул отчетливо ограничивает вход в неразветвленное русло реки Оленёк.

Мыс Тумул, выступающий от коренного берега реки Оленек в 2 милях к Е от мыса Эбе-Хая, образован западной оконечностью крутого склона горы Бысар-Хаята, переходящего в обрыв. Мыс хорошо усматривается с прохода протоки Улахан-Юёс при подходе к островам Эппет.

Селение Усть-Оленёк расположено на правом берегу реки Оленек непосредственно к югу от мыса Тумул у подножия крутого склона крайнего западного отрога горного кряжа Чекановского. В селении есть медицин­ский пункт. На восточной окраине селения находятся могилы участников Великой северной экспедиции супругов Прончищевых.

Берег реки у селения приглубый. Ширина прохода междуизобатами 10 м достигает 2,5 кбт.

К о л е б а н и я у р о в н я и п р и л и в ы. Максимальная суммарная величина колебаний уровня у селения Усть-Оленёк достигает в навигаци­онный период 3,3 м, за год 4,5 м

Приливы у селения Усть-Оленёк полусуточные. Средняя величина сизигий-ного прилива 0,4 м, квадратурного 0,2 м.

Полярная станция Усть-Оленёк расположенав селении Усть-Оленёк насклоне горы в 1 миле к SЕ от мыса Тумул.

Южный берег Оленёкского залива от устья реки Оленек до протоки Оленёк-ская образован отрогом горного кряжа Чекановского, имеющим высоту более 200 м. На северном склоне этого кряжа, обращенном к Оленёкскому заливу, имеется несколько пологих малоприметных холмов высотой 40—60 м. Берег материка местами обрывистый, покрытый осыпями высотой 10—20 м.

Дно вдоль берега восточное дельты реки Оленек ровное; глубины позволяют подходить к берегу на катерах почти вплотную.

Между устьем протоки Оленёкская и внешним баром реки Оленек плавание вблизи берегов возможно для судов с осадкой до 2,5 м.

Морские суда могут стать на якорь между мысами Курупа-Стан и Ыстаннах-Хочо в 6—7 милях от берега. Глубины здесь 7—9 м.

Мыс Курупа-Стан (72°59'N, 120°32'Е) высотой 16 м образован плавным выступом обрывистого берега вблизи восточного края дельты реки Оленёк.

Геодезический знак Стан-Хаятын находится на южном берегу Оленёкского залива в 5,2 мили к ЕSЕ от мыса Курупа-Стан на холме высотой 77 м. Берег в районе знака обрывистый, высотой до 13 м. При плавании в юго-восточной части Оленёкского залива холм усматривается с 15—18 миль.

Мыс Улахан-Кириес (72°57'N, 121°25'Е) скалистый, обрывистый, окаймленный узким пляжем. Непосредственно к западу от мыса Улахан-Кириес стоит несколько изб, берег в районе изб завален большим количеством плавника. Глубины вблизи мыса около 2 м, но к западу от него берег более отмел из-за наносов речки Улахан-Кириес-Юреге, впадающей в Оленёкский залив в 1,2 мили к SW от мыса. Здесь, соблюдая осто­рожность, можно подходить на катерах на 3—4 кбт к берегу. Грунт на подходе к мысу ил с вкраплениями крупной гальки.

Подходить к мысу следует с NW или N. Глубины в 5—6 милях от него 8—9м.

От мыса Улахан-Кириес до селения Ыстаннах-Хочо вдоль берега ведет проход, доступный для судов с осадкой до 2,5 м. С севера он ограничен отмелью с глубинами менее 2 м, выступающей к W от островов, лежащих в устьевой части протоки Оленёкская.

З н а к У л а х а н – К р е с т установлен на мысе Улахан-Кириес. Знак виден с 5—6 миль.

Гора Ыстаннах-Хочо (72°56'N, 121°41'Е) возвышается вблизи входа в протоку Оленёкская с запада. Северные ее склоны довольно пологие и лишь у береговой линии образуют крутые осыпи, приметные как из Оленёкского залива, так и из протоки Оленёкская на подходах к селению Ыстаннах-Хочо.

Селение Ыстаннах-Хочо расположено в 5,4 мили к Е от мыса Улахан-Кириес на низкой косе, заканчивающейся на востоке мысом Ыстаннах-Хочо, южным входным мысом протоки Оленёкская. Глубины на подходах к селению с севера 3—8 м. Берег у селения приглуб.

Приливы у селения Ыстаннах-Хочо полусуточные. Средняя величина сизигийного прилива 0,6 м, а квадратурного 0,2 м.

П о л я р н а я с т а н ц и я О л и м п и йс к а я расположена в 6 кбт к Е от селения Ыстаннах-Хочо.

Я к о р н ы е м е с т а. Морским судам, прибывающим с грузами для селения Ыстаннах-Хочо или с грузами, предназначенными для дальнейшей транспорти-ровки на речных судах по протоке Оленёкская, рекомендуется становиться на якорь в б милях к NW от селения Ыстаннах-Хочо напротив мыса Улахан-Кириес. Глубина здесь 7 м, грунт — ил и песок. Якорное место укрыто только от южных ветров.

Речные суда становятся на якорьк SЕ от мыса Ыстаннах-Хочо близберега.

Аэрорадиомаяк Таймылыр (72°36'N, 121°40'Е) находится на берегу реки Оленек примерно в 20 милях к S от горы Ыстаннах-Хочо.

Наставление для плавания вдоль южного берега Оленёкского залива. От селения Ыстаннах-Хочо следует идти вдоль берега курсом 272°, вначале в 2 кбт от него, а затем постепенно удаляясь на расстояние до 5 кбт. На меридиане мыса Улахан-Кириес надо лечь на курс около 300° и идти к северо-восточной части дельты реки Оленёк. Примерно через 5—6 миль слева от курса откроется в виде холма самая высокая часть острова Джангылах, которая затем сольется со всей возвышенной частью острова. Обогнув северо-восточную оконечность острова Джангылах в 3—4 милях, следует идти в западном направлении вдоль северных берегов островов дельты реки Оленек, в расстоянии около 3 миль от них, по глубинам 3—4 м до бара реки Оленек. Входить в реку Оленёк надо по проходу, описанному на стр. ***.

Протока Оленёкская является юго-западной-судоходной протокой дельты реки Лена; длина ее около 240 км, общее направление от основного русла реки Лена — WNW. Вблизи места впадения протоки в Оленёкский залив ее южный берег образован склонами горного кряжа Чекановского, высота отдельных вершин которого достигает 529 м. Местами склоны кряжа крутые, обрывистые, а местами, полого спускаясь, переходят в осыхающие песчаные отмели. С севера протоку ограничивают многочисленные низкие острова дельты реки Лена. Русло протоки Оленёкская извилисто; ширина его различна. По протоке ведет проход, наименьшая глубина в котором 1,6 м; при длительных сгонных ветрах она уменьшается до 1,2 м. Скорость течения на плесах 0,5—0,8 уз. Воздействие прилива отмечается на расстоянии до 100 км от устья протоки.

Дельта протоки Оленёкская изобилует низкими песчаными островами. Доступный для речных судов проход в пределах дельты пролегает при выходе из реки в море вначале вдоль низкого правого берега протоки, затем уклоняется между островами к югу и проходит у селения Ыстаннах-Хочо.

Знак Оленёкский (73°01'N, 122°22'Е) установлен на низком песчаном островке.

Залив Куба вдается в берег непосредственно к востоку от дельты протоки Оле-нёкская, отделяясь от нее в своей южной части нешироким перешейком. Глубины во внешней части залива 5—6 м; к берегамони постепенно уменьшаются. Южная, наиболее узкая часть залива мелко­водна и почти занята осыхающими отмелями.

РЕКА ЛЕНА —крупнейшая водная магистраль Азиатской части России. Судоходство по реке Лена осуществляется от устья до селения Усть-Кут, т. е. на протяжении около 3540 км. Главными пристанями на этом участке реки являются, считая от устья, пристани Кюсюр (116 км), Жиганск (778 км), Сангар (1202 км), Намцы (1429 км), Кангалассы (1490 км), Жатай (1515 км), Якутск (1532 км), Олекминск (2136 км), Витим (2748 км), Киренск (3189 км) и Осетрово (3489 км). В начале навигации (июль) в реку с моря входили суда с осадкой 4 м и поднимались до поселка Сангар.

В настоящей лоции дается описание только дельты реки Лена, которая занимает обширное пространство у южного берега моря Лаптевых между Оленёкским заливом и бухтой Тикси. В южной части дельты расположен каменистый остров Столб (72°23'N, 126°38'Е) высотой до 100 м. Западная часть дельты в основном занята наиболее крупным островом Арга-Муора-Сисе (73°20'N,124°45'Е). В восточной части дельты расположено много небольших низ-ких островов. Только на некоторых из них встречаются холмы высотой 10—25 м. Почти все острова дельты сильно заболочены и изобилуют озерами. Острова почти непроходимы при весеннем паводке и летом. Передвижение в дельте реки возможно только по протокам на лодках с малой осадкой.

Местность к югу от дельты возвышенная. К западу от низовьев реки Лена тянутся Приморский кряж (71°44'N, 128°27'Е) и кряж Чекановско­го, а к востоку — Хараулахский хребет. Мористая часть дельты реки Лена окаймлена большими отмелями, образованными речными наносами.

Главными протоками дельты реки Лена, доступными для речных судов, явля-ются текущая на запад протока Оленёкская, текущие на север протоки Малая Туматская (73°00'N, 126°00'Е) и Большая Туматская (72°45'N, 126°27'Е), текущая на северо-восток протока Большая Трофимовская (72°36'N, 127°09'Е), протока Быковская (72°10'N, 128°20'Е) и впадаю­щая в море Лаптевых у залива Неелова в юго-восточной части дельты протока Исполатова (72°03'N, 128°47'Е).

Наибольшее значение имеет протока Быковская; вход в нее по Быковскому фарватеру доступен для судов с осадкой до 3—4 м в зависимо­сти от уровня воды на баре.

Все протоки имеют бары, которые, как правило, вынесены далеко в море, откуда не видны низкие берега. Только бары проток Оленёкская и Быковская расположены вблизи берегов, что обеспечивает достаточную ориентировку и позволяет выставлять створы и плавучее ограждение.

В районе дельты реки Лена суда могут принять пресную воду непосредственно из-за борта, для чего следует подходить к устьям крупных проток на глубины не более 10 м. Наиболее удобными местами для приема пресной воды являются районы устьев проток Большая Трофимовская, Малая Трофимовская и Быковская.

Каботажным судам, следующим из реки Лена в реку Яна или обратно без захода в порт Тикси, выходить в море рекомендуется от мыса Мамонта курсом 85° в направлении мыса Буор-Хая. Перед выходом из реки Лена в порт Тикси или обратно необходимо учитывать состояние погоды, так как укрытых от ветров и волнения якорных мест для речных судов на фарватере нет. Поэтому рекомендуется держать связь с Бюро погоды Тиксинского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Приметные пункты в районе дельты реки Лена почти отсутствуют. Только при подходе к юго-восточной части дельты и бухте Тикси в ясную погоду хорошо различимы высокие горы на западном берегу залива Неелова (71°50'N, 129°00'Е) и в районе бухты Тикси.

Глубины и грунт. Изобата 20 м удалена от берегов на расстояние до 75 миль к NW и только на небольшом участке восточной части дельты располагается в 15—20 милях от берега. К NW от дельты простирается обширное мелководье, в восточной части которого имеется узкий проход. К NЕ от дельты в расстоянии около 30 миль также расположено обширное мелководье. Морские суда, идущие в порт Тикси с запада, проходят между ним и северо-восточной частью дельты. Ширина прохода между изобатами 10 м составляет около 15—20 миль; глубины в проходе 13—20 м.

Грунт у берегов в западной части дельты песок, а в восточной части — песчанистый ил. Мористее этих грунтов лежит серый ил с редкими вкраплениями глинистого ила.

Гидрометеорологические сведения. Туманы в дельте реки Лена чаще наблюда-ются в июне и июле. В южной и средней частях дельты бывает в среднем 4—5 дней с туманом в месяц (полярная станция Столб). Ближе к морю число дней с туманом увеличивается: на полярной станции Сасыллах-Ары в среднем до 8—10 в месяц, а в районе островов Дунай до 15—19 в месяц.

К о л е б а н и я у р о в н я и п р и л и в ы. В районе дельты реки Лена колебания уровня главным образом сгонно-нагонные. Величина сгонно-нагонных колебаний уровня достигает 0,9—1,2 м. Нагонными ветрами являются северные и частично западные, а сгонными — юго-западные и восточные. Приливы здесь полусуточные; средняя величина сизигийного прилива 0,1—0,2 м.

Средства навигационного оборудования. Установленные вдоль мори­стой окраины дельты светящие знаки могут использоваться лишь судами, следующими по глубинам 10—15 м.

Якорные места. При штилях и ветрах с берега стать на якорь можно в любой части описываемого района, поскольку глубины здесь незначитель­ные. При ветрах с моря стоянка становится опасной, так как грунт ненадежно держит якоря. При стоянке здесь необходимо соблюдать осторожность и держать машину в постоянной готовности.

Предупреждение. Протоки дельты реки Лена выносят в море многоплавника. Кроме того, в дельте встречаются топляки, создающие большую опасность для судов, плавающих вдоль нее по глубинам до 6—8 м.

Косы песчаные шириной 1—8 кбт тянутся вдоль западных берегов островов дельты реки Лена в расстоянии от 5 кбт до 3 миль. При нагоне воды косы на большом протяжении затопляются. С мористой стороны наиболее приглубы косы, расположенные между параллелями 73°20' и 73°27 сев. шир.

Проливы между косами, а также между ними и берегом мелководны.

П р е д у п р е ж д е н и е. На экране РЛС отображаются не косы и не береговая линия, а удаленные на некоторое расстояние от нее прибрежные холмы.

Мелководье обширное с глубинами менее 10 м простирается на 50 миль к WNW от северо-западной части дельты реки Лена и прикрывает вход в Оленёк-ский залив с севера и северо-востока. Мелководье недостаточно обследовано, в его пределах лежат банки, в том числе осыхающая банка. В западной части мелко-водья наблюдались буруны; пересекать ее на судах даже с малой осадкой нельзя.

Остров Самолета и острова Аэросъемки (73°57'N, 123°05'Е) располо­жены в восточной части мелководья на отмели с глубинами менее 5 м и представляют собой песчаные косы длиной около 5 миль, изогнутые в виде дуг, обращенных выпуклостью на запад. При нагоне воды острова полностью затопляются.

Восточные берега островов окаймлены широкими осыхающими отмелями; западные берега более приглубы, почти везде вплотную к ним могут подходить катера.

В восточной части пролива, пролегающего между островомСамолетаи островами Аэросъемки, глубины достигают 11 м, но сквозное плавание по проливу с запада на восток возможно только на катерах, поскольку на восточных подходах к проливу простираются обширные мели.

Малые суда могут укрыться в проливе от южных и северных ветров и волнения.

Проход пересекает мелководье между островами Аэросъемки и лежа­щей в 10 милях к WNW от них банкой Опасная. Глубины в проходе до 24 м; плавать по нему можно только при тщательном ведении прокладки. Этим проходом обычно пользуются суда, курсирующие между портом Тикси и реками Хатанга и Анабар. Здесь проходит также рекомендованный путь для морских судов с осадкой до 7 м, когда Таймырский ледяной массив движется на юг и препятствует плаванию судов обычными курсами из пролива Вилькицкого к порту Тикси.

При наличии сплоченного льда пользоваться этим проходом мало­мощным буксирам с лихтерами не рекомендуется, так как в таких условиях судам трудно держаться точно на фарватере из-за довольно сильных поперечных течений.

Островки Булгунняхтах-Бёлкёй находятся в 10 милях к Е от острова Самолета. Наибольшим из них является северо-западный. Западный берег этого островка в южной части обрывистый, высотой до 10 м. Он заболочен, покрыт тундровой растительностью. Остальные островки песчаные.

Пролив с неровным дном пролегает между островками Булгунняхтах-Бёлкёй и островом Самолета. По проливу ближе к островкам Булгуннях­тах-Бёлкёй ведет узкий проход, глубины в котором 5—9 м.

По проливу можно пройти из Оленёкского залива непосредственно к островам Дунай, но плавание по нему сопряжено с большими трудностя­ми из-за отсутствия надежных ориентиров. Практически пролив доступен для судов с осадкой не более 4,5 м.

П р е д у п р е ж д е н и е. Особое внимание мореплавателей обращается на участок пролива, расположенный в 2—3 милях к NW от северо-западного из островков Булгунняхтах-Бёлкёй, где проход сужен до 4 кбт приглубыми банками с глубинами 3—4 м.

Острова Дунай (73°53'N, 124°30'Е) образованы группой песчаных, местами заболоченных островов с изрезанными берегами. Рельеф островов пересеченный. Земляные обрывы чередуются здесь с заболоченными низинами, покрытыми мелкими пресноводными озерами. Высота островов не превышает 13 м при средней высоте около 3—4 м, причем местность плавно повышается в направлении с севера на юг. На северных берегах островов имеется большое количество плавника. Их южные берега значительно подмываются течением.

Острова Дунай отделены от острова Арга-Муора-Сисе мелководным, частично пересыхающим проливом Джиеллигестях-Обуруоса. При дли­тельных сгонных южных ветрах проливы между островами Дунай также пересыхают и вся группа превращается в один остров, вытянутый с запада на восток на 13 миль, а с севера на юг на 7 миль.

Дно на подходах к островам Дунай с севера и северо-востока ровное, причем в целом район этих островов является наиболее приглубым на всем протяжении дельты реки Лена. Северные берега островов Дунай окайм­лены отмелью с глубинами менее 4 м. От северного берега северного из островов Дунай — острова Джиё-Бёлькёё — отмель простирается до 3 кбт.

Грунт на подходах к островам Дунай с севера преимущественно илисто-песчаный, якоря держит плохо.

К о л е б а н и я у р о в н я. Максимальная суммарная величина колеба­ний уровня в районе островов Дунай достигает в навигационный период 2,6 м, а за год 2,8 м.

З а т о н у в ш е е с у д н о с глубиной над ним 3 м лежит в 1,3 мили к N от построек полярной станции Острова Дунай.

Полярная станция Острова Дунай расположена в средней части острова Джиё-Бёлькёё, в 250 м от береговой линии. На территории полярной станции установлены приметные ветряной двигатель и четыре радиомачты. В районе полярной станции вдоль берега, до 1 кбт от него, тянутся подводные косы, затрудняющие плавание на шлюпках.При волнении над этими косами образуются буруны. К берегу против станции при отсутствии прибоя можно подходить на шлюпках вплотную; во время прибоя высадка здесь затруднена.

М а я к Д у н а й находится в южной части территории полярной станции.

Я к о р н о е м е с т о. Суда с осадкой до 5 м могут стать на якорь против полярной станции в 8—9 кбт от берега. Глубины здесь 6—6,5 м; грунт мягкий, илистый. Подходить к этому месту следует с NNЕ, ориентируясь по башне маяка Дунай.

Суда, имеющие осадку до 6—7 м, с грузами для полярной станции и маяка Дунай, подходят к ней с N или NNЕ на предельно возможные глубины и по мере разгрузки постепенно приближаются к берегу. При подходе нужно остерегаться отличительной глубины 5,8 м, находящейся в 3,8 мили к N от острова Джиё-Бёлькёё.

Остров Куба-Арыта (73°35'N, 125°45'Е) лежит в непосредственной близости от северного берега острова Арга-Муора-Сисе. Берега острова Куба-Арыта сильно изрезаны и отмелы; преимущественно низкие и песчаные, они лишь местами образуют невысокие земляные обрывы, которые интенсивно разрушаются. Наиболее высокая — средняя часть острова. Северная и южная части острова соединены с его средней частью узкими песчано-илистыми перешейками. На северном берегу острова стоят полуразрушенные дома.

При плавании с мористой стороны острова Куба-Арыта в условиях хорошей видимости можно ориентироваться по приметной вершине острова Куба-Арыта.

Светящий знак Куба установлен на северном берегу острова Куба-Арыта.

Мыс Докторский (73°33'N, 126°18'Е), северо-восточная оконечность острова Арга-Муора-Сисе, находится почти посредине северного побе­режья дельты. Мыс Докторский обрывист и окаймлен песчаной осушкой шириной до 50 м; высота его 12 м. Мыс является западным входным мысом мелководного Туматского залива, в вершину которого впадает одна из крупных проток дельты реки Лена— протока Большая Туматская.

Глубины в районе мыса Докторский небольшие; изобата 4 м проходит от него в расстоянии не менее 6 миль.

Остров Сагастыр, один из небольших островов на северной опушке дельты реки Лена, лежит в вершине Туматского залива в 8 милях к SЕ от мыса Докторский. Берега острова низкие; в его южной части местами имеются небольшие земляные обрывы.

Поселок Тумат, в котором находятся отделения связи, больница и торгово-заготовительный пункт, расположен на южном берегу острова Сагастыр. Сообщение между поселком и портом Тикси в навигационный период осуществляется по протоке Большая Туматская до слияния ее с протокой Быковская, затем по протокам Быковская и Исполатова и далее по Быковскому фарватеру. Из-за мелководности протоки Большая Туматская плавание здесь возможно только на судах с осадкой до 1,5 м.

Знак Алхан установлен в северо-восточной части острова Алхан-Бёлкёё, находящегося в 20 милях к Е от мыса Докторский.

Остров Америка-Куба-Арыта расположен в северо-восточной части дельты реки Лена в 23 милях к Е от мыса Докторский. Остров сильно заболочен. Берега его отмелы. На берегах мористой части острова и на отмелях, их окаймляющих, встречается большое количество плавника.

Знак Мишка установлен на песчаном острове Быяка-Арыта (73°18'N, 128°24'Е) высотой до 5 м, лежащем в северо-восточной части дельты реки Лена.

К о л е б а н и я у р о в н я. Максимальная суммарная величина колеба­ний уровня у острова Самах-Бертиемете в навигационный период достигает 2 м.

Острова Григорий находятся в 15 милях к SЕ от острова Самах-Бертиемете и представляют собой группу низких заболоченных островов, разделенных пересыхающими протоками. Наибольшая высота островов 4 м. К югу от островов Григорий начинается дельта протоки Большая Трофимовская, самой мощной в дельте реки Лена по расходу воды, но доступной лишь для судов с осадкой не более 2 м. Вход в протоку с моря прегражден баром с глубинами около 1,5 м.

Знак Григорий установлен на восточной оконечности острова Григорий-Оччугуй-Арыта, среднего из островов Григорий. На знаке установлен радиолокационный маяк-ответчик.

Мелководье Вест с глубинами 4,8—10,4 м находится в 63 милях к ЕNЕ от островов Григорий среди глубин 11—16 м. В пределах 15 миль к SW, S и NЕ от мелководья Вест лежат банки с глубинами 6,4—11 м.

П р е д у п р е ж д е н и е. Район мелководья Вест обследован недоста­точно.

Островок Затопляемый (73°10'N, 133°02'Е) длиной около 5 кбт и шириной около 1 кбт лежит на мелководье. На островке имеется плавник. В 1965 г. гидрографическое судно “Шквал” нашло хорошее укрытие от юго-западного шторма, став на якорь в 5 кбт к NW от средней части островка Затопляемый. Глубина здесь 12 м.

От островов Григорий до полуострова Быковский (73°50'N, 129°20'Е). Восточная окраина дельты реки Лена обычно не усматривается с рекомен-дованных путей судов, направляющихся в порт Тикси. Острова дельты здесь низкие, отмелые, изрезанные бесчисленным множеством узких мелководных проток. Пути судов здесь обычно располагаются в районе глубин 15—20 м в расстоянии около 15—20 миль от низкого, лишенного каких-либо ориентиров берега. Для определения места судна судовую РЛС здесь использовать нельзя, так как низкий берег с моря не обнаруживается, а с подходом к полуострову Быковский наблюдаемые на экране РЛС отметки от крутых склонов Хараулахского хребта не опознаются. Для определения места судна при плавании у восточных берегов дельты реки Лена на подходах к порту Тикси с N необходимо использовать спутниковую навигационную систему. Могут быть также взяты пеленги на аэрорадиомаяк Тикси (когда он работает для самолетов) и радиостанцию факсимильных передач Тикси, работающую по расписанию.

Поселок Аношинск (72°52,8'N, 129°22,0'Е) расположен на берегу протоки Большая Трофимовская. Жители поселка заняты в летний период охотой, а в зимний — рыбным промыслом. К берегу в районе поселка возможен подход судов с осадкой до 3 м.

Поселок Огонёр (72°33,6'N, 129°33,0'Е) находится на песчаном острове. В летний период жителей в поселке нет.

З н а к С в и с т о в установлен в поселке Огонёр.

Поселок Арангастах (72°33,6'N, 129°10,0'Е) расположен на острове Арангастах-Арыта. В летний и осенний периоды в поселке проживают охотники.

С моря к нему могут подходить суда с осадкой до 3—4 м в зависимости от уровня воды.

Знак Урасалах (72°15'N, 129°26'Е) установлен на возвышенном островке среди островов Булгуннях-Бёлкёйдёрё. На знаке установлен радиолокационный маяк-ответчик.

Остров Улахан-Тикян-Арыта (72°03'N, 129°08'Е) является южным из островов восточной окраины дельты реки Лена. Островок низок, покрыт тундровой растительностью. С S и Е он сливается с общим фоном островов дельты.

С т в о р с в е т я щ и х з н а к о в У л а х а н, установленных на восточном берегу острова Улахан-Тикян-Арыта, ведет по северной части Быковского фарватера от створа Песчаный-Красный до крутого поворота на створ Черный.

Протока Джер-Баидах-Юёсе, пролегающая между островами Улахан-Тикян-Арыта и Орто-Юёс-Арыта, ведет в сторону моря из реки Лена на северо-восток через обширную отмель. Эта протока является самой глубоководной в мористой части дельты реки Лена. Глубина на баре в 16 милях мористее мыса Быков 4,1 м; в протоке глубины достигают 20 м. Отсутствие надежных ориентиров в районе протоки затрудняет как ее ограждение, так и определение места ее выхода в открытое море. Протоку иногда используют речные суда, выходящие из реки Лена на восток. Вход в нее с моря можно только примерно опознать по характеру волнения и цвету воды, более темной по сравнению с водой на отмели.

Остров Орто-Юёс-Арыта находится в 2,6 мили к SЕ от острова Улахан-Тикян-Арыта у разделения проток Джер-Байдах-Юёсе и Орто-Юёсе. От восточ-ного берега острова Орто-Юёс-Арыта на 4 кбт простирается осыхающая отмель. В 5 кбт к N от северо-восточной оконечности острова Орто-Юёс-Арыта лежит островок Джер-Байдах-Бёлкёй.

Створ светящих знаков Средний, установленных на осыхающей отмели у восточного берега острова Орто-Юёс-Арыта, ведет по Быковскому фарватеру от створа Песчаный-Красный до створа Песчаный-Белый.

Протока Орто-Юёсе, пролегающая между островами Орто-Юёс-Арыта и Юёс-Кумах, является основной судоходной протокой для каботажных и речных судов, следующих из реки Лена в порт Тикси.

Остров Юёс-Кумах, небольшой и низкий, лежит в 2 милях к ЕSЕ от мыса Быков.

На острове оборудованы створы светящих знаков Песчаный-Красный и Песчаный-Белый, задний знак которых является общим.

Створ светящих знаков Песчаный-Красный ведет по Быковскому фарватеру от створа Улахан до створа Средний.

Створ светящих знаков Песчаный-Белый ведетпо Быковскому фарватеру от створа Средний до створа Мамонта.

Полуостров Быковский (71°53'N, 129°15'Е) находится к югу от восточной окраины дельты реки Лена и отделяет залив Неелова от моря. Полуостров сложен из рыхлых пород с включением ископаемого льда и подвергается интенсивному разрушению; он соединен с материком узким низким перешейком Колычева, который разделяет залив Неелова и бухту Тикси. Поверхность полуострова Быковский неровная; наиболее высокая южная его часть находится у самого перешейка. По направлению к мысу Быкова (72°00'N, 129°06'Е) местность плавно понижается. Между холмами высотой 20—40 м много больших озер. Полуостров покрыт тундровой растительностью и во многих местах сильно заболочен. Берега его преимущественно обрывистые, мало изрезанные и, за исключением района мыса Быков, отмелые. В 100—150 м к W от восточного берега полуострова Быковский вдоль него тянется обрыв высотой 14 м.

Г л у б и н ы у восточного берега полуострова Быковский неравно­мерные, особенно в северной части.

К о л е б а н и я у р о в н я и п р и л и в ы. У берегов полуострова Быковский колебания уровня преимущественно сгонно-нагонные. Величи­на сгонно-нагон-ных колебаний 2 м. Средняя величина сизигийного прилива 0,2 м.

Мыс Быков высотой 8 м является северной оконечностью полуострова Быковский. Он окаймлен песчаным пляжем шириной 50—100 м.

Поселок Быковский расположен в северной части полуострова Быковский. В поселке имеются полярная станция, рыбозавод, отделение связи, радиостанция, школа и больница. Осуществляется телефонная связь с портом Тикси.

П р и ч а л в виде затопленного металлического лихтера оборудован у западного берега полуострова в районе поселка Быковский. К нему могут швартоваться суда с осадкой до 2 м. Здесь иногда становятся на зимовку небольшие буксиры, лихтеры и баржи.

Я к о р н о е м е с т о. Речные суда и морские буксиры становятся на якорь в 3—5 кбт к NW от мыса Быков. Глубины на якорном месте 6—10 м. Здесь иногда осуществляется приемка морскими буксирами речных караванов, следующих из реки Лена в реки Анабар, Хатанга, Яна (73°30'N, 137°00'Е), Индигирка (71°30'N, 150°00'Е) и другие.

Створ светящих знаков Мамонта, установленных на берегу в 3 кбт к W от мыса Мамонта (71°50'N, 129°22'Е), ведет по Быковскому фарватеру от створа Песчаный-Белый до створа Мысовой.

Светящий знак Ледник установлен в 3,5 мили к SSЕ от мыса Мамонта.

Створ светящих знаков Мысовой, установленных на берегу в 3,5 кбт к NNW от мыса Муостах (71°42'N, 129°36'Е), ведет по Быковскому фарватеру с моря на север до створа Мамонта. Задним знаком створа служит светящий знак Муостах-Мыс.

Створ светящих знаков Черный, установленных на восточной оконечно­сти крупного низкого острова Хара-Ары в 1,8 мили к WSW от мыса Быков, ведет со створа Улахан севернее оконечности Быковского полуострова к якорному месту у мыса Быков и далее до поворота на речной фарватер протоки Исполатова, ограждаемый по принятой на реках РФ латеральной системе.

Подводное препятствие (затонувший плавкран) находится в 1,2 мили к NЕ от мыса Быков.

Отличительная глубина 12,8 м находится в 25,5 мили к Е от мыса Быков среди глубин 15—16 м.

Быковский фарватер ведет из устья реки Лена от протоки Исполатова до порта Тикси по протоке Орто-Юёсе и далее вдоль восточного и южного берегов полуострова Быковский. Глубины почти на всем протяжении фарватера более 4 м, и только против мыса Мамонта имеется неширокий бар с глубинами 3,7—3,8 м, который ограничивает в малую воду плавание судов.

Фарватер доступен при низком уровне воды (при сгоне) для судов с осадкой до 2,5—3 м, при среднем навигационном уровне воды для судов с осадкой до 3,5 м, а при высоком уровне воды (при нагоне или половодье в июле) — для судов с осадкой до 4 м. Сведения об уровнях воды на участках фарватера с наименьшими глубинами можно получить от полярных станций Тикси, Остров Муостах (71°33'N, 130°01'Е) и Быков Мыс.

В начале навигации, пока в реке Лена держится высокий уровень воды, Быковский фарватер используется в основном морскими судами Арктиче­ского морского пароходства для входа в реку.

Средства навигационного оборудования. Фарватер оборудован створа­ми светящих знаков. На берегу полуострова Быковский установлены светящие знаки. На фарватере выставляются светящие буи.

Вследствие частого прохода по этому фарватеру больших трудно­управляемых караванов плотов плавучее ограждение фарватера нередко сносится со своих мест и не всегда может быть быстро восстановлено. Поэтому полагаться на наличие буев и на точность их положения не следует. Капитаны судов, следующих из пор-та Тикси в реку Лена по Быковскому фарватеру, обязаны перед выходом обрати-ться в Тиксинскую гидрографическую базу и получить последние сведения об ограждении. Капитаны судов, заметившие отсутствие буев или снос их с места, неисправность действия створных огней и т. п., должны немедленно сообщить об этом по радио или по приходе в порт лично в Тиксинскую гидрографическую базу.

При плавании по Быковскому фарватеру при ограниченной видимости необхо-димо постоянно проверять свое место с помощью судовой РЛС по расстоянию до берега, по пеленгам на характерные мысы и по радиолока­ционным отражателям.

Подводное препятствие (затонувшая баржа), положение которого сомнительно, находится приблизительно в 11 милях к NNЕ от мыса Муостах.

Наставление для плавания по Быковскому фарватеру. Плавание по фарватеру осуществляется, как указано в таблице. Полужирным шрифтом даны курсы при следовании от порта Тикси к входу в реку Лена.

Название створа. Направление створа или рекомендованный курс. Расстояние, мили. Глубины, м Плавучие предостерегательные знаки (по ходу из порта Тикси)   Указания по использованию ориентиров
слева   справа  
       
Заря (по корме) 121,6°—301,6° 2,4 6,4—7,4   Тиксинский (по корме) 81,5°—261,5° 12,4 8,0—10,8—5,0   Без створа 67°—247° 1,7 4,7—6,0     Без створа 146°—326° 8,0 4,3—6,4   Мысовой (по корме) 341,7°—161,7° 5,0 4,7—5,6   Буй № 1*   Буи № 1-А и 2     Буй № 3   Буи № 4 и 5     Буй № 6   —   —   —   —     —   Нужно следовать по юго-западной полосе движения системы раз­деления движения по направлению линии створа. Ориентиры — светящие знаки и северо-восточный склон горы Саха-Кириэсин-Хаята (71°35'N, 129°12'Е)   Поворот со створа Заря следует делать в районе буя № 1. Сле­дуя по южной полосе движения системы разде-ления движения по направлению линии створа, надо своевременно заметить кру-той северный склон горы Лельки-на(71°37'N,128°52'Е) и в дальнейшем уде-рживать его по корме. Ориентиры —

Date: 2015-08-06; view: 1113; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию