Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные функции правовой системы





В современном мире все больше учёных начинают проводить исследования в вопросе принадлежности правовой системы к определенной категории, все более тщательно изучая ее отдельные элементы, уникальность строения, специфичность условий её отношений с политической системой, а также другими системами общества. Соответственно, перед нами встаёт достаточно важная задача, а именно составление образа правовой системы через изучение её основных функций.

В наши дни главной задачей любой правовой системы является не просто создание информации и представлений о праве, или, иначе говоря, воссоздание права, которая оказывает существенное влияние на сознание участников правоотношений, которые осуществляют взаимодействие практически во всех структурах современного общества.

Существует множество точек зрения на то, как следует определять понятие функций правовых систем. Здесь мы приведём наиболее известные из них. Первая из них определяет функции правовой системы как «основные направления ее обратного воздействия на социальную действительность с целью гармоничного развития всех подсистем общества и общества в целом»[10], при этом разделение этих направлений связано с целым спектром условий, среди которых можно найти такие как зависимость функций от роли, отведённой ей правовой системой в структуре общества, индивидуальный для каждой функции аспект регулирования, наличие механизма, отвечающего за работу данной функции, а также уникальным содержанием; вторая точка зрения делает упор на то, что под функциями следует понимать «главные направления, тенденции развития правовой системы, взаимодействие элементов в системе, способы их связи в условиях воздействия на ее структуру внешних и внутренних факторов»[11].Данная точка зрения является наиболее полной по отношению к предыдущей. И, наконец, третья из наиболее известных точек зрения на данный вопрос: рассмотрение функций правовой системы «применительно к их взаимодействию с внешней средой по двум направлениям: первое включает правотворчество, применение права, правоотношения и т.д., что соответствует динамической функции; второе связано с доктриной, институтами и нормами права, структурированными по горизонтали (система права) и по вертикали (система источников права), что соответствует статической функции»[12].

 

Давайте рассмотрим характеристики основных функций правовой системы, а точнее подходы к их классификации.

 

Одним из наиболее многообещающих считается подход, которого придерживается известная ученая Л. А. Луць, который состоит в том, чтобы разделить все функции на внешние и внутренние. К внешним, согласно данному подходу, можно отнести функцию адаптации, обеспечения оптимальной работоспособности и, конечно, функция интеграции. К внутренним относятся, в свою очередь, функции определения основных направлений деятельности, регулирующая функция, функция восстановления затраченных ресурсов и функция организации работы и выполнения намеченного плана.

З.К. Аюпова, напротив, определяет правовую систему как целую группу ярусов правовой реальности, а именно нормативный ярус, организационный и идеологический, при этом связывая их основную деятельность с выполнением задач таких функций, как функция взаимодействия, функция регулирования и функция интеграции, при этом имея в качестве своей настоящей цели создание мощного и крепкого конституционного строя.

Наиболее простым и, в то же время, наиболее действенным методом решения вопросов, связанных с функциями правовых систем является метод аналогии с функциями политической системы, основываясь на схожести их основных подсистем.

Вот какие функции политической системы, которые схожи с функциями правовой системы, предлагают нам рассмотреть известные российские ученые Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин:

1. Установление плана основных направлений деятельности;

2. Полная подготовка и быстрое восполнение необходимых ресурсов;

3. Интеграция всех элементов общества;

4. Легитимация как конечная цель при соотношении существующей политической действительности и правовых норм.

В нынешнем толковании понятие функций связывают с достижением обозначенных целей, как то:

а) Политическое руководство обществом – функция определения целей развития;

б) Грамотное соотношение интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтов, угрожающих целостности общества - функция интеграции;

в) организация членов общества на поддержание образца - функция организации корректной деятельности;

г) Осуществление принятия и необходимой реакции на потоки информации – функция обеспечения коммуникации и поступления информации.

В некоторых известных учебниках по теории государства и права можно встретить следующие функции:

1. Определение основных направлений деятельность, при этом устанавливая в качестве главного направления развитие государства и общества;

2. Направление всех сил общества и государства на поддержание и осуществление социальных программ;

3. Регулирование отдельных взаимоотношений элементов общества;

4. Осуществление деятельности, связанной с узакониванием постулатов политической системы;

5. Политическая социализация;

6. Артикуляция интересов как предъявление требований к лицам, вырабатывающим политику;

7. Осуществление стабильного развития и сохранения общества.

На Западе наиболее авторитетными являются подходы к классификации функций правовых систем, которые поддерживают такие известные ученые, как Г. Алмонд и Д. Пауелл. Согласно их подходу, все функции можно разделить на две группы: те, которые способствуют сохранению системы в целом, и на те, которые удовлетворяют потребности политической организации.

Судя по всему, по такому же принципу возможно деление функций и правовой системы. Иначе говоря, это те функции правовой системы, которые обеспечивают сохранение социальной системы в целом (их можно назвать внешними функциями правовой системы) и те функции правовой системы, которые обеспечивают потребности самой правовой реальности (их можно назвать внутренними функциями правовой системы).

Среди внутренних функций можно выделить следующие:

а) пространственная функция – та, которая обозначает границы действия права;

б) субъектная функция – такая функция, которая выделяет основные характеристики субъектов, действующих в данной правовой среде;

в) функция моделирования – функция, которая создает образцы правового поведения, а также основной перечень прав и обязанностей субъектов, факты юридической реальности;

г) ценностно-ориентационная функция – обеспечивает фиксированность, иерархизацию, сохранность, распределение ценностей права, информирование об их изменениях и о создании новых, а также синтез системы правовых ценностей, составляющих само право;

д) коммуникативная функция – та, что выражается в регуляции правовых отношений и правового общения.

К основным внешним функция можно отнести:

а) функция достижения социальной целостности, ставящая во главу угла достижение единства системы управления обществом;

б) функция правовой политики, которая направлена на обеспечение деятельности политической системы, функционирование разнообразных политических институтов;

в) функция сохранения национального своеобразия, состоящая в том, чтобы использовать в деятельности системы национальные особенности общества;

г) функция духовной идентификации - обеспечивающая соответствие между провозглашенными нормами и ценностями и тем, что реально существует в социуме.

Основные цели деятельности правовой системы ярко отражаются в ее взаимодействии с другими системами. В литературе также подчеркивается значение правовой системы в деятельности других видов систем.

Также необходимо омтетить, что роль правовой системы в отношении государства четка выражена. При этом стоит заметить, что если раньше задачей было формирование конституционного государства, то сегодня стоит задача создания правового государства. Поэтому можно сказать, что Еще одной функцией правовой системы является формирование правового государства.

Многое из того, что необходимо для выхода к правовому государству определяется правовой системой: от гуманитарно-правовой составляющей в виде признания и соблюдения неотчуждаемых прав человека, нормативно-правового компонента, в виде верховенства права и правовых законов, до институционально-правового компонента, в виде надлежащей правовой организации государственной власти на основе принципа разделения властей. Все это связано с функциональной характеристикой правовой системы, нацеленной на соответствующие изменения в государстве и государственной власти.

Особенности правового стиля состоят в развитии и происхождении правовой системы, преобладающей в ней доктрине мысли и специфике, специфичности правовых институтов и идеологии.

В нынешних обстоятельствах характеристика функций правовой системы должна связываться с процессами универсализации и унификации права, которые определяются глобализацией и регионализацией, локализацией и специализацией общественных отношений. Так, правовая система должна реагировать на взаимодействие таких участников глобализации как государство и транснациональные корпорации, выполняя функцию обеспечения партнерства и сотрудничества; на региональном уровне, где формируются интегративные правовые системы (например, Европейский Союз), складывается такая функция национальной правовой системы как делегирование полномочий субъектам права интегративной правовой системы; для локального уровня характерно формирование локальных систем специального регулирования отношений и потому правовая система выполняет регламентационную функцию; на специализированном уровне происходит постоянная дифференциация социальных связей и отношений, что предопределяет выполнение правовой системой функции специализации правового регулирования.

 

 

Date: 2015-08-06; view: 1400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию