Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание болезни на разных этапах развития медицины





Болезнь существует давно – со времени возникновения че­ловека. На сей счет имеются доказательства двоякого рода:

– априорные, т.е. не основанные на фактах, а базирующиеся на суждениях и умозаключениях;

– фактические (данные археологии и палеопатологии –изучение костей древнего человека и бальзамированных трупов с обнаружением переломов, костных опухолей и т.д.).

Целый ряд племен в настоящее время еще находится на уровне развития каменного века и которые также имеют древние представления о болезни, включающие три компонента:

1. Магический (колдовство).

2. Религиозный. Болезнь – это результат действия раз­гневанного божества.

3. Эмпирический. Наблюдения и некоторые факты при­нимаются за существо болезни. Так возникло онтологическое (ontos – существо) представление о сущности болезни, которая вызывается проникшим в организм человека каким–то существом. Оно характеризовалось некоторой наукообразностью (счет чисел, расположение светил и т.п.). В период рабовладения болезнь связывали с неблагоприятным расположением светил, цифрой 13 и т.д., и считали, что болезнь является результатом разгневанного божества. Так, до настоящего времени сохранился термин "сглазить".

По мере развития культуры, особенно в древней Греции, письменности появляется новое представление о сущности болезни – гуморальное, основоположником которого явился Гиппократ. В основе его взглядов лежит философское учение Пифагора и Эпидокла. Они считали, что весь мир состоит из 4 элементов: воды, огня, земли и воздуха.

Гиппократ утверждал, что тело человека состоит из твердых частей (кости, жилы, сосуды) и жидких влаг (кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Последние, передвигаясь и смешиваясь в теле человека, определяют все жизненные проявления и воздействуют на них. Он считал, что в строении человеческого тела существует незримая гармония, выражающаяся в правильном смешивании жидких влаг {кризис} организма, что характерно для здоровья. Нарушение правильного смешивания влаг (дискразия) приводит к болезни. Он считал, что человек обладает естественными силами, способными бороться против болезни. Природа, по мнению Гиппократа, стремится подавить болезнь, поэтому он призывал врача прежде всего помогать природе.



Положительное в учении Гиппократа:

1. Сохранилась до наших дней терминология, предложенная Гиппократом, (нефрит, пневмония и др.).

2. Сохранились некоторые принципы лечения: кровопус­кание, дача слабительных, потогонных.

3. Особое место в учении Гиппократа занимали его морально–этические установки – "клятва Гиппократа".

Канадский невропатолог и нейрохирург Пенфилд (1891 –1976) издал книгу о Гиппократе, назвав ее "Факел".

Одновременно с этим появилось другое направление, пред­ставители которого происхождение болезни ставили в связь с из­менением плотных составных частей человеческого тела. Его наз­вали солидарным (solidus – плотный). Оно возникло на основе атомистического учения Демокрита, по мнению которого, все тела, составляющие природу, включая и человека, состоит из атомов – мельчайших частиц. Болезнь же возникает как от изме­нения формы атомов, так и от неправильного расположения их.

Безусловно, что приведенные взгляды на болезнь прими­тивны. Они не могли раскрыть сущность болезни и способствовать разработке эффективного лечения больных. Важно, что пред­ставители гуморального и солидарного направления связывали развитие болезни с материальными изменениями тела человека.

Известный римский врач и естествоиспытатель Гален (II век н.э.) создал новую теорию медицины, взяв самое существенное от Гиппократа и других видных медиков прошлого. Носителем жизни Гален считал пневму – жизненное начало, поступающее в организм с воздухом и проявляющееся в виде трех пневм: психической, находящейся в мозгу, жизненной – в сердце и физической – в печени. Признавая 4 влаги по Гиппократу, Гален главное значение в возникновении болезни придавал изменениям крови. Он считал, что между структурой органа и его функциями имеется предустановленная гармония (элемент теологии), которая и нарушается при болезни. Эти взгляды на болезнь сохранялись на протяжении последующих 15 веков.

В период средневековья господствовали виталистические взгляды на болезнь, развивавшиеся на основе схоластических рассуждении, согласно которым особый вид жизненной силы – "Архей", находящийся в желудке, – определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнями. Медицина средневековья, вооруженная идеалистическими установками и оторванными от жизни представлениями, основанными на умозрительных рассуждениях, оказывалась совершенно беспомощной в борьбе с различными заболеваниями.

Материалистические взгляды на болезнь в то время разви­вал выдающийся представитель медицины Востока Абу–Али Ибн–Сина– АВИЦЕННА (980–1037). У него были самые значитель­ные к тому времени труды по медицине и главным среди них был "Канон медицины", охватывавший вопросы анатомии, биоло­гии, физиологии, микробиологии и т.д. Он отдавал предпочте­ние наблюдению и опыту, проводя эксперименты, признавал влияние на организм факторов внешней среды. Он утверждал, что причинами ряда заболеваний являются мельчайшие не­видимые существа. Авиценна большое значение придавал типу телосложения человека и требовал индивидуального подхода к каждому больному, так как каждый человек, по его мнению, обладает своей особой природой.



Научное развитие медицины, и в частности нозологии, на­чалось в эпоху Возрождения. На прогресс медицины и формиро­вание представлений о болезни начинает сказываться влияние естественных наук: сначала химии, затем физики, а позднее ана­томии и физиологии. Тогда же возникают два направления в медицине:

1. ятрохимическое (jatros – врач),

2. ятрофизическое.

Однако представления о сущности болезни оставались еще наивными. Родоначальник ятрохимического направления Парацельс развивал учение о химических элементах, которые он считал основой всего органического мира. Организм че­ловека, по его мнению, – это смесь различных химических веществ. Если соотношение их нормальное, то организм здоров; нарушение же химического равновесия вызывает болезнь.

По мнению представителей ятрохимического направления, болезни возникают вследствие изменения химического состава соков организма, в первую очередь, пищеварительных соков и крови. Ятрохимики, исходя из своих представлений о болезни, широко применяли химические вещества для лечения больных.

Представители ятрофизического направления развивали механистические взгляды на болезнь. Они усматривали опреде­ленное сходство в работе машин и органов и систем человека. Например, работу сердца они сравнивали с работой насоса, легкие с кузнечными мехами, пытаясь на основании законов фи­зики объяснить состояние здоровья и болезни. Возникновение болезни они объясняли ограничением движения органов.

Исследования Везалия (1514–1564) в области анатомии, работы Гарвея (1578–1657) по кровообращению и Мальпиги (1628–1694) по капиллярному кровообращению оказали сущест­венное влияние на развитие патологии и объяснение сущности болезни. Появилось анатомическое направление в изучении сущности болезни. На основании результатов анатомирования трупов людей, умерших от различных заболеваний, итальянский анатом Морганьи (1728–1771) высказал мысль о связи болезней с анатомическими изменениями, обнаруженными в органах. Свои взгляды на сущность болезни он изложил в книге "О сидалищах и причинах болезни" (т.е. о локализации и причинах болезней). Морганьи по существу является родоначальником современной патологической анатомии, поскольку связывал сущность болезни со структурными изменениями в органах.

Его учение продолжил Биша (1771 –1802), достаточно подроб­но для того времени описавший патологоанатомические и мик­роскопические изменения органов людей, умерших от различных болезней. Установление связи между болезнью и морфологичес­кими изменениями в органах для того времени было весьма про­грессивным. Эти работы явились началом органолокалистического направления в медицине.








Date: 2015-07-27; view: 419; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию