Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национально-региональный компонент 1 page





Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.

региональный компонент составлен с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан, который предусматривает следующие направления деятельности:

· Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.

· Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

· Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.

· Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РТ и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

1. Физическое развитие. (Физическая культура, здоровье)

Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:

- создание условий в дошкольном образовательном учреждении;

- развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (татарских, русских, чувашских, мордовских, марийских, башкирских, удмуртских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;

- осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ города Альметьевск;

- совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.

2. Социально-коммуникативное. (Безопасность, социализация, труд)

Использование национального регионального компонента в направлении, социально-личностного развития ребенка включает:

- развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность РТ, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых нефтяников; детей другой национальностей народов Поволжья, родной природы, общественной жизни.

- обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города.

- расширение знания детей о работе пожарной службы, службы скорой медицинской помощи города Альметьевск.

3. Речевое развитие. (развитие речи чтение художественной литературы,)

Основными задачами в речевом развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются:

- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Татарстан и городе Альметьевск.

- обучение детей двум государственным языкам (русскому и татарскому) в равных объемах.

- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям татарского, русского и других народов, проживающих в РТ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности широко использовать возможности народной и музейной педагогики.

4. Художественно-эстетическое развитие. (Музыка, художественное творчество)

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами татарского, русского, башкирского, чувашского, марийского, мордовского и удмуртского музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя:

-создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе;

- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в республике Татарстан, родного города.

- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями татарских, русских и других народов.

II младшая группа.

(от 3 до 4 лет)

Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)  
  ОО Физическое развитие. Здоровье Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; создавать условия для систематического закаливания детского организма, учитывая при этом тип и вид учреждения, имеющиеся условия, наполняемость группы, особенности состояния здоровья и развития детей, а также климатические и сезонные особенности региона. Создавать условия для формирования и совершенствования основных видов движений. Познакомить с основными алгоритмами выполнения культурно-гигиенических процедур. Приучать детей сознательно и самостоятельно осуществлять гигиенические процедуры. Формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой ложкой при приеме жидкой пищи, чайной ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлебо-булочные изделия, пережевывать пищу с закрытым ртом, благодарить. Познакомить с национальными блюдами и напитками: суп - лапша домашняя (токмач), пельмени с бульоном (шулпа), клецки по-татарски (чумар), чай с молоком (со сливками) и т. д. Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах: сметана (каймак), катык (простокваша из топленого молока), творог (эремчек), полезных для здоровья человека. Дать представление о ценности здоровья, формировать предпосылки здорового образа жизни. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью близких людей. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
  ОО Физическое развитие. Формировать двигательную активность в подвижных играх. Поощрять игры, в которых развиваются навыки лазанья, ползания; игры с бросанием и ловлей, развивающие ловкость движений. Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой движений.
  ООСоциально-коммуникативное Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к окружающим. Создавать условия для доверительного общения на родном языке. Поддерживать потребность в общении со взрослым как источником разнообразной информации об окружающем мире, событиях в родном городе (селе), республике. Воспитывать начала культурного общения (приветливо здороваться и прощаться в зависимости от национальной принадлежности собеседника, доброжелательно обращаться с просьбой, предложением, благодарить за помощь, угощение, называть сверстника по имени, выражать отказ, несогласие в приемлемой форме, не обижая другого). Приобщать детей к празднованию основных знаменательных дат республики. Воспитывать чувство сопричастности к жизни детского сада, республики, страны. Развивать умения выполнять игровые действия в упражнениях типа «Готовим чак-чак» и др., играть на темы из окружающей жизни и по мотивам татарских литературных произведений, мультфильмов с двумя-тремя детьми, к которым ребенок испытывает симпатию. Создавать условия для возникновения и развития сюжетно=ролевых игр, отражающих быт татарского и русского народов, обогащая жизненный опыт, предметно-игровую среду, игровую культуру детей. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать национальные игрушки, предметы ряженья(национальный костюм, ювелирные украшения, ичиги и др.), Побуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Алсу показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор). Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками, подражать движениям животных и птиц под музыку татарских композиторов, под звучащее слово (в произведениях татарской поэзии и малых фольклорных форм). Организовывать досуговые игры (народные, в том числе игры-забавы), проводимые преимущественно с народными игрушками, персонажами кукольного театра, музыкальными игрушками (курай, гармонь и др.). Формировать представления о составе семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры), именах ее членов, способах проявления заботы членов семьи друг о друге; стимулировать желание выполнять просьбы и поручения взрослых, включаться в совместную деятельность с разными членами семьи. Воспитывать внимательное отношение к родителям и близким людям.
  ОО Социально-коммуникативное Формировать некоторые представления детей о трудовой деятельности посредством малых фольклорных жанров. Сопровождать самообслуживание и трудовые операции ребенка татарскими народными пословицами. Познакомить с доступными пониманию ребенка профессиями родителей.
  ОО Социально-коммуникативное безопасность Познакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду. Формировать первичные представления об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые (режущие, колющие) предметы, электроприборы и др.).Приучать к осторожности во время купания в бассейне и в водоемах Формирование безопасного поведения на дорогах Познакомить детей с проезжей частью дороги, тротуаром; способствовать пониманию значения зеленого, желтого и красного сигнала светофора. Научить двигаться по зрительным сигналам. Формировать целостное представление детей об улице, транспортных средствах с выделением наиболее значимых для обучения правил дорожного движения, ситуаций и объектов. Познакомить с названиями и назначением средств передвижения. Учить находить сходство и различия грузового и легкового автомобиля, называть существенные детали (у автомобиля – кабина, руль, колеса и т. д.), цвет, размер. Обратить внимание на некоторые сходные по назначению средства передвижения (трамвай, троллейбус, автобус), способствовать умению группировать их по выделенным свойствам, назначению. Дать первые представления о видах транспорта (наземный, водный, воздушный) и т. д. Развивать умение определять местонахождение источника звука (звуки движущегося транспорта, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом цвете светофора и т. п.), воспринимать звуки различной громкости, отличать звуки движущегося самолета, поезда, трамвая и т. д. Развивать слуховое внимание. Формировать представление о труде взрослых (водитель, инспектор ГИБДД, кондуктор), обратить внимание на их трудовые действия и результат. Ставить перед детьми сюжетно-игровые, проблемные задачи, требующие конструирования (построить дорогу, чтобы по ней ездили грузовые машины, и т. д.). Создавать предметно-игровую среду для развития сюжетно-ролевых игр «Автобус», Трамвай», «Такси» и т. д.; обеспечивать детям свободное использование образных игрушек, предметов-заместителей, средообразующих игровых модулей. Поддерживать организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр, сохраняющуюся игру рядом или индивидуальную игру; поощрять принятие роли, развертывание ролевого взаимодействия и ролевое общение между детьми; одобрять ролевые реплики, связанные с культурой общения в общественном транспорте. Создавать условия для самостоятельных игр детей с дидактическим материалом. Поощрять игры с водой и песком (пускание корабликов, строительство дорог и др.). Учить соблюдать правила подвижной игры («Воробушки и автомобиль», «Поезд» и др.). Учить езде на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, с поворотами. Соотносить содержание литературных произведений с личным опытом детей, с их повседневной жизнью и окружением. Активно реагировать на высказывания ребенка типа «А у меня дома такая машина есть». Предоставлять возможность самостоятельно рассматривать картинки, книги, рекламные буклеты, наборы технических игрушек в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о средствах передвижения; поощрять детские вопросы. Обращать внимание на существующие в окружающем мире простые закономерности и зависимости (если темно – нужно зажечь фары, если скользко – посыпать проезжую часть песком). Формирование предпосылок экологического сознания Познакомить с правилами поведения в природе. Формировать первичные представления об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, насекомые, плоды растений, водоемы и др.).
  ОО Речевое развитие Чтение художественной литературы Формировать интерес к книге как к источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослым. Вырабатывать умение слушать вместе с группой сверстников выразительное чтение или рассказы воспитателя. Учить следить за развитием действий в татарских народных сказках, литературных произведениях татарских писателей и поэтов с наглядным сопровождением (игрушки, картинки, действия), передавать словами, действиями, жестами их содержание. Вызвать желание участвовать в соответствующих игровых действиях, отвечать на несложные вопросы, высказывать свое отношение к персонажам, вступать в ролевой диалог. Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, интерес к художественному слову. Помогать узнавать литературных героев и их действия при рассматривании иллюстраций в книгах. Познакомить с образцами татарского фольклора: потешками, закличками, пальчиковыми играми. Поощрять использование малых фольклорных форм в повседневной жизни.
  ООПознавательное развитие Учить детей называть свой родной город (село, поселок), улицу, на которой он живет. Продолжать знакомство с ближайшим окружением (основными объектами городской или поселковой инфраструктуры), предметами ближайшего окружения, их назначением. Развивать представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода. Вызвать желание быть активным участником событий, происходящих в детском саду, дома (участие в утренниках, изготовление подарков ко дню рождения близких и сверстников, празднование семейных праздников и др.). Учить правилам поведения в гостях, на дне рождения у друга, народном празднике, в детском саду. Познакомить с правилами поведения на улице, дорогах, в общественном транспорте. Побуждать детей к рассказыванию о том, как они провели выходные (праздничные) дни, с кем гуляли, где (в цирке, парке аттракционов «Кырлай», на центральной площади, улицах города, за городом). Инициировать проявления эмоционально-положительного отношения к событиям, стремление поделиться своими впечатлениями со взрослыми и детьми. Познакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями (береза, дуб, ель), кустарниками (сирень, шиповник), цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать- и-мачеха), комнатными растениями (герань, фикус). Расширять представления о насекомых (бабочка, божья коровка, стрекоза), познакомить с особенностями домашних и диких животных, обитающих в данной местности. Развивать интерес к объектам животного мира, ко всему живому, природе в целом. Учить детей замечать суточные и сезонные изменения в природе и те изменения, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности людей. Способствовать умению любоваться красотой окружающей природы (радуга, иней на деревьях, появление первоцветов и т. п.).
  ОО художественно-эстетическое развитие Музыка Вызвать эмоциональный отклик на татарскую народную музыку и музыку татарских композиторов, двигательную импровизацию под нее (самостоятельно или в сотворчестве с педагогом). Начать знакомство со звучанием музыкальных инструментов (курай, тальянка и др.). Познакомить с простейшими движениями, характерными для татарского танца: «ход с полупальцев», «притоп одной ногой», «борма» (упрощенный вариант), «дробь», «кружение па-рами». Вызвать желание танцевать. Включать музыку в структуру детских видов деятельности; проводить интегрированные музыкальные занятия с использованием произведений художественной литературы и изобрази-тельного искусства, соответствующих музыке по настроению и способствующих ее эмоциональному восприятию (пониманию).
  ОО художественно-эстетическое развитие Художественное творчество Рисование Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающей природы (кисть рябины, падающие на землю разноцветные листья и т. п.). Подводить детей к восприятию произведений искусства. Познакомить с элементарными узорами татарского прикладного искусства и украшенными ими предметами быта. Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту произведений искусства. Приобщать детей к декоративной деятельности: показать способы раскрашивания элементов национального орнамента (ромашка, василек, колокольчик, листья и т. д.). Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), характерных для татарского орнамента. Учить создавать изображения с использованием одного, двух или нескольких цветов. Учить детей рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные) в разных направлениях. Подводить к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная). Развивать умение создавать простые изображения («казанское полотенце», салфетка, тарелочка и т. д.). Формировать опыт совместной деятельности со взрослыми (сотворчества) при создании коллективных композиций по мотивам татарского прикладного искусства. Лепка Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, соленого теста и способах лепки. Развивать умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук, вдавливать пальцем, проделывая отверстие. Побуждать к созданию простейших форм для обыгрывания (оладьи коймак), пончики (кабартма), булочки (мич кумэчлэре). Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, соленым тестом; комочки и вылепленные предметы класть на дощечку. Объединять вылепленные предметы в коллективную композицию (перемячи лежат на подносе, чайный сервиз и др.). Вызвать радость от восприятия результата совместной деятельности. Аппликация Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали цветочно-растительных мотивов татарского орнамента (тюльпан, колокольчик, ромашка, плоды шиповника, рябины и т. д.), составлять простейшие узоры в несложном ритмическом порядке на полоске, затем располагать их в середине, по краям квадрата, круга. Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции по мотивам татарского прикладного искусства. Приобщение к изобразительному искусству Способствовать проявлению интереса к произведениям народного, декоративно-прикладного искусства, с которыми можно действовать (кукла в национальном костюме, шеморданская, актюбинская игрушки и др.). Вызвать эмоциональный отклик при восприятии произведений изобразительного искусства, детских книг с иллюстрациями по мотивам народных сказок, литературных произведений татарских писателей и поэтов, в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные детям.
  ОО Речевое развитие Налаживать общение на родном языке на разнообразные темы, в том числе выходящие за пределы наглядно представленной ситуации, о событиях из жизни ребенка, об интересующих го предметах и явлениях, объектах природы родного края. Учить отвечать на вопросы. Стимулировать инициативные высказывания, обращения к взрослому с просьбами и предложениями. Привлекать к драматизации отрывков из знакомых русских (татарских) народных сказок, стихотворений, строить высказывания, состоящие из 2–3 предложений. Правильно пользоваться системой окончаний для согласования слов в предложении. Помогать налаживать игровое взаимодействие со сверстниками, в ходе которого дети комментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы-заместители, условные действия. Обогащать словарь, необходимый для освоения всех образовательных областей. Совершенствовать звуковую культуру речи.

Комплексно-тематическое планирование

педагогической работы во II младшей группе.

Месяц Физическое развитие (физическая куль-тура, здоровье) Социально-коммуникативное Познавательное и речевое развитие (познание, чтение художественной литературы, Развитие речи)   Художественно-эстетическое развитие (музыка, художественное творчество)  
    Игры. «Түбәтәй»   Беседы. «С кем я живу», «О мамах и папах». Рассматривание альбомов. «Моя семья», «Труд взрослых в семье». Экскурсия «Хорошо у нас в саду»   Для чтения детям Малые формы фольклора: «Баю-баюшки…», пер. В. Тушновой; «Спи, малышка, засыпай...», пер. Н. Ишмухаметова;«Расти, расти, подрастай», пер. Р. Ахмета; «Дождик, дождик,лей, лей…»; пер.Н. Ишмухаметова; «Пальчик, пальчик, где ты был?..», пер. Р. Ахмета. Сказки: татарская народная сказка «Медведь и Дед», пер. Р. Ахмета; «Коза и Волк», пер. Р.Кожевниковой. Поэзия: Г. Тукай «Гали и Коза», пер. Р. Валеевой; А. Ерикеев «Осень наступила…», пер. Л.Гинзбурга; М. Хусаин «Баю-бай, дитя мое», пер. Г. Мачихиной; Ш. Галиев «Ребе- нок и гусенок», пер. Э. Блиновой; Р. Валеева «Новый год», пер.Е. Муравьева; Ф. Рахимголова«Наша любимая мама», пер.Е. Муравьева; Р. Курбан «Корова», пер. С. Малышева; Р. Валеева «Булат», пер. В. Валеевой; М. Файзуллина «В лесу», пер.Н. Умерова; Р. Курбан «Солнце», пер. С. Малышева; Ш. Маннур «Люблю», пер. Н. Ишмухаметова. Проза: А. Алиш «Два петуха», пер. А. Бендецкого; Дж. Тарджеманов «Добрый сон», пер. З. Халитовой. Для заучивания наизусть Поэзия: «Этот палец – дедушка…», пер. Р. Ахметова;Р. Миннуллин «Падает снег», пер. С. Малышева Слушание музыки «Апипа», татарская народная мелодия в обраб. Р. Еникеевой; «Марш кукол», муз. Р. Еникеева; «Резвушка», муз.Н. Жиганова; «Сердитый мальчик», муз. Р. Зарипова; «Танец капелек», муз. А. Батыршина, сл. З. Нури; «Жеребенок», муз.А. Бакирова, сл. А. Бикчентаевой, пер. С. Малышева. Музыкально-ритмические движения Игровые упражнения: «Цветы растут», татарская народная мелодия в обраб. Р. Еникеевой; «Марш», муз. Л. Шигабетдиновой; «Танец», муз. Дж. Файзи; «Паровоз», муз. Р. Ахияровой. Этюды-драматизации: «Самолет», муз. Р. Зарипова; «Сизый голубь», татарская народная мелодия в обраб. М. Музафарова; «Цыплятки на зарядке», муз. Л. Хайретдиновой, сл.М. Файзуллиной. Игры: «Медвежонок», муз. Ф. Абубакирова, сл. Н. Исанбета; «Игра в домики», муз. Ф.Шаймардановой, Ф. Ахметова,М. Салихова; «Дождик», муз. И. Якубова, сл. Р. Валеевой.Пляски: «В цветущем саду», татарская народная мелодия в обраб. Р. Еникеевой; «Татарский танец», татарская народная мелодия в обраб. Л. Шигабетдиновой; «Парный танец», муз.Ф. Фаизовой. Танцевально-игровое творчество: «Апипа», татарская народная мелодия в обраб. Р. Еникеевой; «Осенний вальс», муз.Ф. Шаймардановой; «Танец зайчиков», муз. Л. Хисматуллиной. Показать способы раскрашивания элементов национального орнамента (ромашка, василек, колокольчик, листья и т. д.). Создавать простые изображения:«казанское полотенце», салфетка, тарелочка. Лепка простейших форм для обыгрывания (оладьи коймак), пончики (кабартма), булочки (мич кумэчлэре). Учить предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали цветочно-растительных мотивов татарского орнамента (тюльпан, колокольчик, ромашка, плоды шиповника, рябины и т. д.),  

Средняя группа.

(от 4 до 5 лет)

Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)  
  ОО Физическое развитие здоровье Продолжать работу по укреплению физического и психического здоровья детей, закаливанию детского организма, учитывая при этом тип и вид учреждения, имеющиеся условия, наполняемость группы, особенности состояния здоровья и развития детей, а также климатические и сезонные особенности региона. Обогащать представления об алгоритме процессов личной гигиены. Добиваться сознательного и самостоятельного соблюдения гигиенических норм и правил. Развивать умение одеваться просто и чисто, аккуратно складывать одежду, ходить в помещении в чистой обуви. Воспитывать привычку самостоятельно мыть руки до и после приема пищи, по мере загрязнения, после пользования туалетом, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, есть бесшумно, не есть слишком горячую пищу, не сорить, правильно пользоваться столовыми при-борами. Познакомить с национальными блюдами и напитками: затируха (умач), азу по-татарски, казанский плов, чай с курагой и черносливом, ароматный чай и др. Дать представление о необходимых детскому организму витаминах. Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей, фруктов и ягод, рыбных и молочных продуктов (топленого молока, кефира, корта), мясных и других полезных продуктов. Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь», с некоторыми средствами народной медицины. Формировать умение оказывать себе и другим детям элементарную помощь при ушибах, порезах, заботиться о своем здоровье.
  ОО Физическое развитие Формировать у детей потребность в двигательной активности. Развивать самостоятельность в организации татарских народных игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил. Обогащать двигательный опыт (овладение основными движениями). Развивать творческие способности детей в подвижных играх (придумывание вариантов, комбинирование движений).
  ОО Социально-коммуникативное Одобрять инициативу общения на родном языке, вежливо откликаться на предложения общения со стороны других людей, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности. Поддерживать беседы об окружающем мире, событиях в родном городе (селе), республике. Формировать культуру общения (приветливо здороваться и прощаться в зависимости от национальной принадлежности собеседника, доброжелательно обращаться с просьбой, предложением, благодарить за оказанную услугу, помощь, угощение). Приобщать детей к празднованию основных знаменательных дат республики, страны. Воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, республики, страны. Побуждать включаться в совместные со взрослыми и сверстниками (с тремя-четырьмя детьми) игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни, быта народов, по мотивам литературных произведений татарских писателей и поэтов, мультфильмов. Учить распределять роли между партнерами по игре, поощрять умение отбирать необходимые для игры предметы домашней утвари (ведра с коромыслом, казан, скалка и др.), предметы ряженья (национальный костюм, ювелирные украшения, ичиги и др.), народные игрушки, музыкальные инструменты, использовать их в соответствии с ролью. В театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов по мотивам татарских народных сказок), используя кукол в национальной одежде, образные игрушки, бибабо, игрушки самоделки и некоторые средства выразительности – жесты, мимику, интонацию. Формировать представление ребенка о себе, национальности родителей. Рассматривая семейные фотографии, обратить внимание на черты их сходства с родителями. Учить определять эмоциональные состояния изображенных на фотоснимке людей, связывать их настроение с определенными событиями в жизни семьи. Формировать представления о семье и своей принадлежности к ее членам, об обязанностях всех членов семьи и самого ребенка, об их увлечениях, отдыхе; о значимости и красоте обычаев, праздников, семейных традиций. Воспитывать бережное отношение к семейным реликвиям.
  ОО Социально-коммуникативное Труд Формировать представления о трудовой деятельности посредством татарских народных сказок («Четыре друга»,«Гороховое войско» и др.). Сопровождать трудовые операции ребенка стихотворными строчками татарских писателей (Д. Тарджеманов «Верхом на палочке», Ш. Маннур «Воркуют голуби» и др.). Продолжать знакомство с доступными пониманию ребенка профессиями (строитель, электрик, сантехник и др.). Формировать представления о мотивах трудовой деятельности взрослых.
  ОО Социально-коммуникативное Безопасность Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности Продолжать знакомить детей с режимом дня и с элементарными правилами поведения в детском саду, с правилами безопасного передвижения в помещении. Прививать детям знания основ безопасности собственной жизнедеятельности, формировать чувство осторожности. Приучать детей к осторожности в работе с ножницами, ножом, стекой; в использовании спортивного инвентаря, предметов из стекла. Научить ребенка правильно вести себя в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах, при встрече с незнакомыми людьми. Формирование безопасного поведения на дорогах Познакомить с расположением и значением красного, желтого, зеленого цветов светофора в дорожном движении. Упражнять в определении своих действий по сигналу светофора. Учить детей не только различать направления (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево), но и двигаться в указанном направлении, определять положение того или иного предмета по отношению к себе (слева от меня – дом, справа – машина, впереди – пешеходы, сзади – велосипедист). Развивать умение определять относительную скорость движения (быстро, медленно); отличать звуковые сигналы транспортных средств (трамвая, автобуса, пожарной машины, машины скорой помощи и т. д.); реагировать на местонахождение источника звука, по мере необходимости останавливаться. Развивать слухомоторную координацию. Обогащать представления детей о некоторых видах общественного транспорта (троллейбус, автобус, трамвай, поезд,самолет, теплоход и т. д.); определять места остановок марш- рутного транспорта: автобуса, троллейбуса, трамвая; познакомить с соответствующим знаком «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». Обращать внимание на правила поведения при посадке, выходе из общественного транспорта. Рассказать детям о метрополитене, железной дороге, поезде, о труде машиниста, о правилах поведения в железнодорожном транспорте и на железной дороге. Познакомить с макетом железной дороги. Добиваться выполнения элементарных правил поведения на улице (не бежать, не кричать, не ходить по краю тротуара и т. д.). Познакомить с правилами езды на велосипеде, пешеходной дорожкой, со знаком «Пешеходный переход», объяснить, где и как переходят улицу. Продолжить обучение езде на трехколесном велосипеде, делая повороты налево и направо, по кругу, объезжая предметы. Развивать умение управлять своими движениями, тормозить и останавливаться, свободно ориентироваться на спортивной площадке. Учить находить общее и различное в транспортных средствах, сравнивать и группировать их по выделенным свойствам и функциям, поощрять попытки обобщать полученную информацию («Собери похожее», «Летает, плавает, ездит» и др.). Расширять знания о труде взрослых: водитель троллейбуса (автобуса) водит троллейбус (автобус), водитель снегоуборочной машины убирает снег на проезжей части дороги, инспектор ГИБДД регулирует движение автомобилей на улице и т. п., помочь установить связь между целью и видами труда. Поощрять самостоятельное создание детьми предметно-игровой среды для отражения правил безопасного поведения на дорогах, наделение модулей игровым значением, использование образных и технических игрушек, предметов-заместителей. Развивать умение воспроизводить ролевые действия (водителей, пешеходов, пассажиров и т. д.), быстро реагировать на зрительный и слуховой сигналы, неожиданные изменения в игровой ситуации. Создавать условия для самостоятельного использования приобретенного ребенком опыта в дидактических (настольно-печатных) играх. Совместно с детьми организовывать досуговые игры, игры-развлечения, кукольный театр, игры-драматизации, приуроченные к наиболее значимым для обучения правилам дорожного движения ситуациям. Развивать у детей желание сооружать постройки – макеты городских (сельских) улиц по собственному замыслу и по условиям. Поддерживать стремление к конструированию железных дорог, дорог с двусторонним движением, мостов, гаражей и др. Учить детей замечать происходящие в природе явления, суточные изменения и их отражения в окружающем (вечер – на улице стало темно, включаются уличные фонари, машины включают фары). Развивать интерес к процессу обучения правилам безопасного поведения на дорогах. Формирование предпосылок экологического сознания Приучать детей к осторожности при встрече с животными, предупредить о свойствах ядовитых растений. Развивать представления о некоторых опасных жидкостях, газообразных веществах, огне, о недоброкачественных продуктах, об опасности приема в больших дозах витаминов, лекарственных препаратов.
  ОО Речевое развитие Чтение художественной литературы Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики – народную сказку, рассказ, стихотворения татарских писателей и поэтов, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание. Обогащать внутренний мир ребенка представлениями о сказочных героях и их характерах, реалистических событиях, поступках взрослых и детей, задавать вопросы на понимание прочитанного и обсуждать его. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из татарских сказок. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Поощрять чтение наизусть небольших стихотворений, малых форм поэтического фольклора. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность, конструирование и др.
  ОО Познавательное развитие   Учить детей называть республику, родной город (село, поселок), улицу, на которой он живет. Рассказать детям о достопримечательностях города (села). Способствовать накоплению опыта участия в беседах о событиях, происходящих в родном городе. Стимулировать к собиранию коллекций открыток, значков, семейных фотографий у памятных мест, альбомов, иллюстрированных книг, журналов, буклетов, связанных с образами родного края. Развивать представления об устройстве человеческого жилья (в городе и деревне), предметах домашнего обихода. Вызвать стремление узнавать новое, задавать вопросы об устройстве и назначении различных приспособлений, сделанных руками человека. Формировать первичные представления о хозяйственной деятельности человека, который заботится о самом себе, своем жилище, о домашних животных и растениях, содержит в чистоте двор, улицу. Вызвать желание содержать в порядке жилище, улицы города (села). Продолжать знакомство с некоторыми растениями данной местности: с деревьями (сосна, клен), комнатными растениями (бальзамин, фуксия), грибами (маслята, опята, белый гриб), фруктами (яблоко, слива), овощами (огурец, помидор, лук, морковь, репа, лук), ягодами (малина, рябина, вишня, смородина). Вызвать желание помогать взрослым в сборе урожая ягод, овощей и фруктов. Расширять представления о насекомых (муравей, пчела, жук, шмель), домашних и диких животных, обитателях уголка природы в группе. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (воробей, снегирь, синица), вызвать желание детей подкармливать их круглый год. Побуждать детей к рассказыванию о том, что они видели в поле, в лесу, на речке. Проявлять желание детей нарисовать понравившееся растение, животное, уголок природы, сделать их фотоснимки.
  ОО Художественно-эстетическое развитие Музыка Развивать интерес к татарской музыке, поддерживать желание ее слушать. Побуждать говорить об ее эмоционально-образном содержании, делиться своими впечатлениями. Используя музыкальные произведения татарских композиторов, вводить понятие трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш. Совершенствовать умение детей определять характер музыки, ее настроение. Продолжить знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (курай, кубыз, тальянка и др.). Развивать навык чистого интонирования, четкого произношения слов, выразительного, осмысленного исполнения татарских песен. Продолжить знакомство с простейшими движениями, характерными для татарского танца: «ход с полупальцев», «одинарный бишек», «присядка», «носок-пятка», «дробь», «приподнимание на полупальцах», «борма» (упрощенный вариант),«кружение парами» и др. Формировать ритмичность движения в соответствии с характером музыки. Поощрять стремление передавать в двигательных импровизациях музыкально-игровой образ, совместно с детьми обсуждать варианты воплощения («важный» петушок, «заботливые»курочки, цыплята-непоседы и др.), помогать выбирать в наибольшей степени соответствующий характеру и содержанию музыкальной сказки образ, поддерживать каждую творческую находку. Включать музыку в структуру детских видов деятельности. Проводить интеграцию музыкальных занятий с ознакомлением произведений детской художественной литературы, изобразительного и театрального искусства, соответствующих музыке по настроению и способствующих ее эмоциональному восприятию (пониманию).
  ОО Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество Рисование Обращать внимание детей на красоту природы и любоваться вместе с ними совершенством формы, цвета, строения объектов растительного и животного мира. Продолжать знакомство с произведениями татарского прикладного искусства. Познакомить детей с понятием «орнамент». Рассмотреть с детьми реальные цветочно-растительные мотивы, которые мастерски воплотились в татарский орнамент. Развивать умение выделять элементы узора. Приобщать детей к декоративной деятельности: показать способы рисования трилистника (тройной мазок из одной точки), василька, ромашки, плодов рябины, шиповника и т. д. Формировать умение создавать ленточный (бордюрный) узор, состоящий из простых элементов с использованием одного, двух или нескольких цветов. Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего цветочной растительности. Учить передавать форму и строение предметов, состоящих из нескольких частей (фигура птицы, бабочки, пчелы). Познакомить с оттенками (голубой, серый, розовый), развивать чувство цвета. Привлекать детей к выполнению коллективных работ по мотивам татарского прикладного искусства. Побуждать передавать в рисунке яркие события из жизни родного города (села). Рассматривать вместе с детьми работы и побуждать к рассказу о том, что нарисовано. Содействовать проявлению творческой активности. Лепка Развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (соленого теста, пластилина). Формировать умение отщипывать или отрывать от основного куска небольшие комочки, раскатывать их круговыми движениями пальцев, соединять части (чак-чак, плоды граната, рябины); сглаживать поверхность сплюснутого шара, прищипывать края с легким оттягиванием (губадия, вак бэлиши др.). Поощрять стремление преобразовывать полученные формы, разрезая их при помощи стеки на две или четыре части(куски пирога). Упражнять в использовании приема вдавливания середины шара для получения полой формы (пиала, горшочек, чашка и др.). Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия национальным узором при помощи стеки, налепов. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной (соленым тестом, пластилином). Объединять вылепленные предметы в коллективную композицию (угощение на тарелочке, чайный сервиз и др.). Вызвать радость от восприятия результата совместной деятельности. В декоративной лепке побуждать создавать простейшие образы по мотивам народной игрушки (шеморданская, актюбинская игрушки и др.). Вызвать интерес и желание отображать в лепке сюжет по мотивам татарских народных сказок для последующего использования вылепленных фигурок в настольном театре. Доставить радость от восприятия результата совместной деятельности взрослого с детьми. Аппликация Развивать интерес к искусству аппликации, усложняя его содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Обучать разрезанию по прямой сначала коротких, затем длинных полос. Развивать умение составлять из полос цветной бумаги изображения предметов (флаги). Познакомить с техникой обрывной аппликации для создания композиции из цветов сирени, можжевельника. Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных форм из прямоугольника путем срезания углов для изображения цветов, ягод, фруктов и т. п. Побуждать составлять на полосе, квадрате, круге декоративные узоры в качестве украшений. Развивать чувство ритма. Подводить детей к сюжетной аппликации путем составления и наклеивания на одном листе бумаги нескольких предметов (улица, город). Формировать навыки аккуратной работы. Вызвать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций по мотивам татарского прикладного искусства из готовых форм (цветы, бабочки, птицы). Приобщение к изобразительному искусству Поощрять выражение эстетических чувств и эмоций при рассматривании предметов народного промысла, декоративно- прикладного искусства. Организовать посещение музея изобразительного искусства (совместно с родителями). Развивать художественное восприятие произведений искусства, умение последовательно рассматривать образ, эмоционально откликаться на изображение, соотносить увиденное с собственным опытом. Познакомить детей с традиционным татарским костюмом(однотонная просторная рубаха, бархатный камзол, нарядный нагрудник, штаны с широким шагом, вышитый передник с на-Грудником, калфак, мозаичные ичиги или туфли, тюбетейка ит. д.). Обратить внимание детей на то, что в национальном костюме нашли свое отражение искусство кроя, ткачества, разнообразная вышивка, ювелирные изделия и кожаная мозаика. Помочь найти элементы прошлого в современной одежде. Дать понятия «художественная керамика», «художник», «художник-керамик», «гончарное ремесло». В доступной форме рассказать детям о самобытности творчества гончаров («зооморская» керамика – сосуды с изображениями различных птиц и животных, детские игрушки в виде свистулек; пестречинский керамический промысел).Познакомить с творчеством современного художника-керамика Б. А. Шубина (статуэтки «Алтынчэч», «Шурале», «Су анасы» («Водяная»), напольная ваза «Сабантуй», декоративные тарелки с бытовыми сюжетами «Татарский танец», «Сидящая женщина» и др.). Способствовать проявлению умения понимать содержание произведений искусства. Познакомить с понятием «архитектура» (детский сад, школа, библиотека, цирк, кукольный театр – это архитектурные сооружения). Обратить внимание на сходство и различия разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с национальной библиотекой как центром хранения книг, созданных татарскими писателями и поэтами. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
  ОО Речевое развитие Развитие речи Развивать интерес детей к татарскому (русскому) языку. Посредством создания игровых ситуаций, использования информационно-коммуникационных технологий, организации различных видов детской деятельности (игры, общения, продуктивных видов деятельности) способствовать пониманию речи и желанию говорить на другом языке. Создавать условия для овладения первичной коммуникацией на татарском языке. Заложить основы правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи.

Комплексно-тематическое планирование в средней группе

Date: 2015-08-06; view: 621; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию