Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронный консультант (часть первая) 5 page. • товары имеют созданную трудом стоимость (издержки труда и ма­териальных ресурсов), что подтверждается





• товары имеют созданную трудом стоимость (издержки труда и ма­териальных ресурсов), что подтверждается, в частности, получени­ем продавцом суммы денег;

• величина стоимости и ценность товара прямо зависят от качества
веши и ее редкости.

Любопытно и поучительно то, что авторы экономике считают прак­тически приемлемым разработанный английскими классиками полити­ческой экономии принцип сравнительного преимущества. Чтобы опреде­лить, выгодно ли производить товары в определенной стране или ввозить из других государств, экономисты сравнивают затраты ресурсов, в том числе труда (в часах рабочего времени) на изготовление одинаковых из­делий.

Подобный же принцип позволяет определить эффективность произ­водства в сопоставляемых странах.

Но представители рассматриваемых нами учений не смогли найти сколько-нибудь убедительный ответ на вопрос о том, как можно измерять величину стоимости или ценности благ.

 

1.19 Сущность, функции и экономическая роль денег

 

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Ры­нок невозможен без денег, денежного обращения, без разветвленной, гибкой и многообразной системы кредитных отношений. Макроэкономическая не­стабильность проявляется в форме инфляции и сопровождается ростом цен на товары и обесцениванием денег.

Деньги - это особый товар, исполняющий роль всеобщего эквивалента.

Сущность и предназначение денег наиболее полно можно представить, уяснив их функции. До относительно недавнего времени считалось, что деньги выполняют пять функций, одновременно являясь: мерой стоимости; средством обращения; средством накопления, сбережения и образования со­кровищ; средством платежа и мировыми деньгами.

Деньги как мера стоимости. Деньги измеряют стоимость всех товаров. Причем измерение стоимости товаров деньгами происходит идеально, т. е. у владельца товара необязательно должны быть наличные деньги. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Существует понятие масштаба цен. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество золота или серебра, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех других товаров. При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной единицы, приравненной к определенному количеству золота.

Благодаря денежной системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен. Использование денег в качестве общего эквивалента означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу.

В каждой стране установлена собственная денежная единица, выступающая мерой стоимости для всех обращающихся на рынке товаров и услуг. Механизм реализации этой функции на мировом рынке связан с переводом одной национальной валюты в другую, т.е. с переходом из одного масштаба цен в другой (при условии взаимной конвертируемости национальных валют).

Деньги как средство обращения. В этой функции деньги выступают в качестве посредника в обращении и должны присутствовать реально. Функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги - бумажные и кредитные. В настоящее время господствующее положение заняли так называемые кредитные деньги: векселя, чеки, банковские кредитные карточки.

Деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена.

Деньги как средство накопления, сбережения и образования сокровищ. Деньги, изъятые из обращения с целью накопления, выполняют функцию средства образования сокровищ. Поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются наиболее удобной формой хранения богатства. Владение деньгами за редким исключением не приносит денежного дохода, который извлекается при хранении богатства, например, в форме недвижимого имущества (собственности) или ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.). Однако деньги имеют то преимущество, что они могут быть безотлагательно использованы фирмой или домашним хозяйством для любого финансового обязательства.

Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль.

Деньги как средство платежа. Эта функция денег проявляется, прежде всего в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. Если товар продается в кредит, то средст­вом обращения служат не сами деньги, а выраженные в деньгах долговые обязательства, например векселя. Однако по истечении срока кредита поку­патель обязан уплатить продавцу-кредитору сумму денег, выраженную в долговом обязательстве. Будучи орудием погашения долгового обязательст­ва, деньги выполняют функцию средства платежа.

Функция мировых денег. Вначале золото использовалось на мировом рын­ке как всеобщее средство платежа. Со временем расчеты во внешнеторговых сделках стали производиться путем зачета долговых обязательств через бан­ки. Наличное золото перевозилось только в случае, если долг не погашался взаимными расчетами. Отмена золотого стандарта привела к тому, что отпа­ли две функции денег, которые не могут осуществляться без золота: деньги как средство образования сокровищ и мировые деньги.

В современных условиях деньги выполняют четыре функции, выступая как: мера стоимости, средство обращения, средство накопления и сбереже­ния, средство платежа (рис. 1).

Деньги находятся в постоянном движении между тремя макроэкономическими субъектами: домохозяйствами, бизнесом и государственными органами. Движение денег при выполнении ими своих функций представляет собой денежное обращение. Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.

Наличное денежное обращение - движение наличных денег и выполнение ими двух функций - средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются: для обеспечения кругооборота товаров и услуг; для расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по платежам населения за коммунальные услуги; при оплате ценных бумаг и др.

 
 

 

 


 

Рис. 1 Основные функции денег в современной экономике

 

Наличное денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Значительно более важную роль, чем металлические монеты, играют бумажные деньги.

В России бумажные деньги были выпущены в 1769 году при Екатерине II. Это были ассигнации, свободно обмениваемые на серебряную монету.

Эмиссию (выпуск) наличных денег осуществляет центральный (государ­ственный) банк.

Безналичное обращение - это перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей и Других кредитных инструмен­тов. Особенно быстрыми темпами внедряются в механизм платежных отно­шений электронные деньги. На базе электронных денег возникли кредитные карточки.

Закон денежного обращения устанавливает количество денег, необходи­мое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа. Существуют различные теоретические подходы к определению оптимально­го количества денег в обращении.

В рамках количественной теории денег (основоположники этой теории Ш. Монтескье, Д. Локк, Д. Юм) за основу анализа берется тождество, извест­ное как уравнение обмена:

МV = РY, (1)

где М - количество денег, находящихся в обращении;

V - скорость обращения денег;

Р - абсолютный уровень цен;

Y - реальный объем производства.

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной еди­ницы за известный период.


1.20 Денежная масса и уровень цен. Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке

Трансформацию количественной теории денег осуществили представите­ли неоклассической школы А. Маршалл и И.Фишер. Широко используется математическая формула Фишера, показывающая зависимость уровня цен от денежной массы:

MV = PQ (2)

где: Q - количество обращающихся товаров;

М - количество денег, находящихся в обращении;

V - скорость обращения денег;

Р - абсолютный уровень цен.

Исходя из формулы (2) количество денег в обращении (объем денеж­ной массы) определяется следующим образом:

М = РQ/V (3)

Уравнение обмена Фишера выражает количественные зависимости между суммой товарных цен и обращающейся денежной массой.

Денежная масса - это совокупность покупательных, платежных и накоп­ленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая фи­зическим и юридическим лицам, а также государству.

Денежная масса включает различные виды денег или денежные агрега­ты. Данные денежные агрегаты отличаются разной степенью ликвидности. Ликвидность различных видов денег - это их способность быть обращен­ными в наличные деньги и истраченными на покупку товаров. Наличные деньги (например, рубли в России) ликвидные на 100 %, ибо на них можно незамедлительно приобрести различные виды товаров. Менее ликвидными являются срочные вклады в сберегательном банке, ценные бумаги.

Денежная система - это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством.

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 12. 04. 1995 г., опреде­лившим ее правовые основы. Официальной денежной единицей (валютой) в Роcсии является рубль.

Денежный рынок обычно рассматривается как часть финансового рынка, которая отражает спрос и предложение денег. На денежном рынке взаимо­действуют спрос и предложение денег и на этой основе формируется равно­весная цена денег.

Под предложением денег понимается общее количество денег, находя­щихся в обращении. Денежное предложение складывается из денежных агре­гатов (обладающих ликвидностью).

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хра­нят хозяйствующие субъекты.

Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций и на денежном рынке. Важнейшая из них - равновесие между спросом и предложением денег.

Теоретический анализ спроса на деньги и изучение условий равновесия на денежном рынке привели к возникновению двух основополагающих эконо­мических школ в этом вопросе и, соответственно, к разработке двух базис­ных макроэкономических моделей: монетаристской и кейнсианской.

Суть монетаристской теории спроса на деньги состоит в следующем.

Монетаристы подчеркивают исключительно важную роль денег в процес­се хозяйственного развития, считая, что именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения циклического развития ры­ночного хозяйства.

Основоположник современного монетаризма лауреат Нобелевской пре­мии по экономике М. Фридмен утверждает, что существует стабильная функция спроса на деньги. Желаемый населением денежный запас составляет некоторую устойчивую долю номинального валового национального продук­та. Если фактический денежный запас у населения превосходит его желае­мый уровень, люди попытаются избавиться от дополнительных денег, делая это либо путем увеличения своих расходов, либо путем изменения структуры своих активов (например, покупая ценные бумаги). Поскольку эти шаги уве­личат совокупный спрос, цены возрастут, но и производство при этом долж­но расшириться.

Важным постулатом монетаризма является утверждение, что предложе­ние денег определяется не спросом на них, а правительством. Такой внешний характер предложения денег обусловлен способностью Центрального банка страны жестко и эффективно контролировать величину денежной массы.

Кейнсианская теория внесла новые аспекты в объяснение спроса на деньги. В кейнсианской терминологии спрос на деньги — это предпочтение ликвидности. Дж. М. Кейнс выдвинул гипотезу о трех психологических мо­тивах, побуждающих людей хранить сбережения в денежной (т.е. ликвидной) форме: трансакционный мотив, спекулятивный мотив и мотив предосторож­ности.

Трансакционные (от англ. сделка) остатки денежных средств хранятся людьми в целях осуществления сделок, связанных с поддержанием заданного уровня денежного дохода. Желаемый для индивида уровень трансакционных остатков составляет постоянную долю его денежного дохода.

Спекулятивный мотив хранения денежных остатков продиктован тем, что в условиях неопределенности и риска, существующих на финансовом рынке, спрос на деньги в значительной степени зависит от уровня дохода по облига­циям. Повышение нормы банковского процента за приобретение денег повлечет за собой понижение курса обли­гаций и увеличение денежных остатков. Если существующая на рынке высо­кая норма банковского процента понизится, то можно ожидать повышения курса облига­ций (за счет повышения спроса) и есть смысл поместить свои средства в облигации.

Мотив предосторожности связан с риском потери капитала. Если инди­вид считает, что процентная ставка в будущем повысится настолько, что это принесет чистый убыток от облигаций, то он будет хранить сами деньги. Этот мотив очень близок к спекулятивному мотиву и также связан с измене­нием ставки процента.

Таким образом, Кейнс ввел в экономическую науку так называемую про­блему портфельного выбора, которая заключается в поиске ответа на вопрос: какова должна быть оптимальная структура активов данного лица (т.е. соот­ношение доли денежных средств и доли облигаций).

Рассмотренные выше теоретические проблемы актуальны для решения сложных вопросов государственного регулирования рыночного хозяйства и имеют большое практическое значение.

Различают три вида спроса на деньги: спрос на деньги для проведения сделок; спрос на деньги со стороны активов и общий спрос на деньги.

Спрос на деньги для сделок связан с тем, что люди нуждаются в деньгах для оплаты приобретаемых товаров и услуг. Количество денег, необходимых для заключения сделок, определяется стоимостью валового национального продукта. Денег в обращении должно быть не больше, но и не меньше их необходимого количества. Превышение денег над необходимым количеством приводит к инфляции, а недостаток денег ведет к неплатежам, затоварива­нию, сокращению производства.

Спрос на деньги со стороны активов связан с желанием людей иметь деньги как средство сбережения в различных формах: в виде облигаций, ак­ций, наличных деньгах или чековых вкладах. Активы - это все принадлежа­щие человеку блага. Преимущество денег как вида активов заключается в их ликвидности. Но недостаток денег по сравнению с другими формами финан­совых активов заключается в том, что они не приносят дохода в виде процен­та. Чем выше ставка банковского процента, тем менее выгодно держать день­ги на руках.

Общий спрос на деньги — это сумма спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов. Общий спрос на деньги зависит от стоимости ВНП и процентной ставки. Если объединить спрос и предложение денег, можно определить равновесную процентную ставку.

Пересечение кривой спроса на деньги и кривой предложения денег ука­жет равновесную цену, представляющую собой равновесную ставку про­цента, т.е. цену, уплачиваемую за использование денег.

Предложение денег можно изменять с помощью правительственных мер. Правительство с помощью Центрального банка должно держать под контролем денежное предложение, т. е. эмиссию наличности и кредитных денег.

Изменение предложения денег имеет весьма важные последствия для экономики страны. Если предложение денег увеличится, люди будут изменять структуру своих активов - уменьшать денежные запасы и увеличивать свои финансовые активы. Это приведет к росту цен на товары, облигации и акции и снижению процентной ставки за использование денег.

Если предложение денег будет меньше чем спрос на них, то люди снова будут предпринимать попытки изменить структуру своих активов, в частности, сокращать свои покупки. Это приведет к снижению рыночных цен. Понизятся цены и на финансовые активы. Процентная ставка за пользование кредитами будет расти.

Таким образом, оказывая влияние на величину денежного предложения, можно влиять на состояние экономики в целом.

 

1.21 Инфляция и ее виды

Инфляция (от лат. - "вздутие") означает переполнение сферы об­ращения бумажными деньгами сверх действительной потребности в них на­ционального хозяйства.

Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к золоту (при золотом стандарте), товарам и иностранным валютам.

Вследствие этого, соответственно, происходит: повышение рыночной це­ны золота а бумажных деньгах, рост цен товаров, падение курса националь­ной валюты по отношению к иностранным денежным единицам, сохранив­шим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.

После отмены золотого стандарта исчезла объективная мера для опреде­ления необходимого количества бумажных денег в обращении. Инфляция стала постоянным явлением, принявшим интернациональные масштабы.

Какие существуют причины инфляции?

Различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложе­ния.

/. Инфляция спроса. Повышение цен возникает вследствие избыточного спроса на товары. Когда все имеющиеся производственные ресурсы уже за­действованы, дальнейший рост спроса уже не может привести к увеличению объема выпуска и будет приводить к повышению цен на товары.

2. Инфляция предложения. Здесь причиной возникновения инфляции яв­ляется увеличение издержек на единицу продукции. Повышение издержек сокращает объем продукции, который фирмы готовы предложить при суще­ствующем уровне цен. В результате сокращается предложение товаров при сохраняющемся спросе и повышается уровень цен. Здесь производственные затраты, а не спрос взвинчивают цены и являются причинами инфляции.

Известны два наиболее важных источника роста издержек — удорожание энергии и сырья, а также неоправданное повышение заработной платы. Если повышение зарплаты не уравновешивается соответствующим повышением производительности труда, то увеличиваются издержки на единицу продук­ции.

На инфляцию влияют следующие факторы:

1) Рост дефицита государственного бюджета. В этом случае Цен­тральный банк может замещать дефицит денег их дополнительной эмиссией, а коммерческие банки - расширением кредита или созданием денег в безна­личной форме. В результате увеличения количества денег как в наличной, так и в безналичной форме происходит их обесценение.

2) Политика доходов. Она заключается в чрезмерном по сравнению с то­варной массой росте денежных доходов населения. Однако влияние доходов здесь не однозначное. Повышение денежного спроса со стороны населения может подтолкнуть предложение товаров, расширение производства и, на­оборот, сокращение денежной массы, отсутствие должного спроса на товары создают застой в производстве товаров, не находящих должного спроса в силу отсутствия денег у населения.

К факторам неденежного характера относятся:

1) монополизм в экономике, ибо монополии склонны к вздуванию цен;

2) высокий удельный вес военной экономики;

3) скрытая излишняя занятость, что ведет к появлению доходов, не соот­ветствующих росту товарной массы.

В зависимости от темпа роста цен различают три вида инфляции:

Ползучая инфляция: цены поднимаются постепенно, но неуклонно, при умеренном темпе — примерно на 10 % в год.

Галопирующая инфляция: быстрый рост может вызвать тяжелые экономи­ческие и социальные последствия (падение производства, закрытие многих предприятий, снижение уровня жизни населения и т. п.).

Гиперинфляция: катастрофический рост цен - 500 - 1000 % и более в год.

Гиперинфляция вызывает крах денежной системы. Деньги начинают ут­рачивать свои функции. Это происходит, когда заработная плата выдается не деньгами, а талонами и купонами, на которые приобретаются продукты по установленным ценам. При гиперинфляции происходит так называемое "бегство от денег": люди не желают держать свои сбережения в денежной форме и стремятся вложить их в материальные ценности.

В зависимости от характера инфляционного процесса инфляцию также можно классифицировать на следующие виды:

• открытая инфляция, то есть ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен на товары;

• скрытая или подавленная инфляция, когда государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита. При этом до­пускается снижение качества продукции без уменьшения цен на нее. Одно­временно растут цены на товары на "черном" рынке;

• инфляционный шок: одномоментное резкое повышение цен, которое может дать толчок для открытого ускоренного подъема уровня цен.

Для регулирования инфляционных процессов необходимо измерять дина­мику индекса цен. С этой целью подсчитывается индекс цен - показатель, отражающий относительное изменение общего (среднего) уровня цен:

 

цена рыночной корзины в данном году

Индекс цен = ———- ——————-——————————— х 100%

цена рыночной корзины в базовом году

 

Если индекс цен ниже 100 % (например, 90 %, т.е. цены упали на 10 % по сравнению с базовым годом), значит, произошла дефляция (от лат. - "сдувание").

Каковы же последствия инфляции? Негативные последствия инфляции нам хорошо известны. Но инфляция вместе с тем способствует экономиче­скому росту. Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вна­чале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.

Опасность представляет выход инфляции из-под контроля. Поэтому необ­ходима выработка рекомендаций по ее регулированию, четкая оценка кон­кретных условий и особенностей функционирования национальной экономи­ки. В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассмат­ривается как нормальный фактор экономического роста. Однако галопирую­щая инфляция, а тем более гиперинфляция, воспринимается как явление крайне негативное.

Для борьбы с инфляцией используют антиинфляционную политику.

Существует два основных подхода к осуществлению государственной ан­тиинфляционной политики.

Первый (кейнсианский) подход предусматривает активное регулирующее воздействие государства, в том числе:

• временное замораживание роста цен и заработной платы;

• налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения;

• поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Второй (монетаристский) подход отрицает необходимость активных воз­действий государства на экономику. Антиинфляционная программа монетаристского характера предусматривает широкое использование рыночных регуляторов наряду с уменьшением хозяйственной активности государства. Монетаристы рекомендуют снижать государственные расходы, в частности, военные расходы и социальные программы.

Антиинфляционная политика западных стран включает ис­пользование смешанных мер, сочетающих кейнсианские и монетаристские рекомендации.

 

1.22 Понятие рынка как экономической категории: родовые черты, функции и роль в общественном производстве.

Принципы функционирования рыночного хозяйства

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат про­давцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими при­были, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупа­телей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных "первич­ных" связей: что, в каком объеме и какой структуре следует произ­водить.

2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалан­сированность экономики.

3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.

4. "Санитарная" роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших произ­водств.

Такова сущность рынка как политэкономической категории, но она вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно-исторического развития человеческого об­щества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различ­ных странах.

Материальную основу рыноч­ных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различ­ный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, мето­ды и размеры регулирования рынка и т.д.)- Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции и т.д.) позволяет говорить о московском, российском, американс­ком, японском и других рынках.

Принципы функционирования рыночного хозяйства

Основным принципом, определяющим суть рыночной экономики, является свободное предпринимательство. Предпринимательство - самостоятельная и инициативная деятельность отдельной личности (физического лица) или коллектива (юридического лица), направленная на получение прибыли.

Всегда существует огромная разница между людскими желаниями и ресурсами, необходимыми для удовлетворения этих желаний. Человеческие потребности безграничны, а ресурсы (земля, труд, энергия, информация, капитал и время), необходимые для удовлетворения этих потребностей, - ограничены. Как только предел ресурсов достигнут, больше ничего произвести уже нельзя.

Ближайшим следствием ограниченности ресурсов является конкуренция между альтернативными целями их использования. Ведь почти все ресурсы могут использоваться для удовлетворения самых разнообразных нужд.

Другими словами, когда национальные ресурсы (все заводы, фермы, работающие на них люди и т.д.) полностью задействованы, единственный способ увеличить производство одного продукта - сократить производство другого.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что люди в любом обществе сталкиваются с одинаковой проблемой - проблемой ограниченных возможностей.

Правовая перестройка экономической системы в России обуславливает необходимость применения принципа новых экономических методов управления в повседневной деятельности руководителей в условиях рыночной экономики. Нарушение большинства вертикальных и горизонтальных хозяйственных связей неизбежно влечет за собой неоправданные потери материального и других видов обеспечения производства. Поэтому в новых экономических условиях каждый руководитель обязан владеть знаниями и навыками новых экономических методов хозяйствования.

Принцип рационального ведения хозяйства и управления им реализуется через поведение людей на всех стадиях воспроизводственного процесса, который включает в себя производство, обмен, распределение и потребление материальных благ и услуг.

Обычно предполагается, что отдельные граждане и семьи должны решить, как использовать свои ограниченные доходы, сбережения и другие ресурсы для максимального удовлетворения своих потребностей. Аналогично, предприятия ограничены своими производственными возможностями и кредитоспособностью для максимизации прибыли. Государство также ограничено в своих возможностях взимать налоги, получать кредиты и печатать деньги для увеличения общественного благосостояния.

Экономика обычно связана с такими экономическими потребностями, как продукты питания, одежда, аэропорты и железнодорожные вокзалы, парикмахерские, ремонт автомобилей. Другие важные человеческие цели, потребности и желания, например, безопасность, уважение, дружба находятся вне компетенции экономики, но под влиянием экономических потребностей и желаний людей.

Современная модель рыночного хозяйствования, которая сло­жилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономи­кой, характеризуется следующими общими закономерностями:

Date: 2015-08-06; view: 465; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию