Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моральное измерение личности и общества





«Золотое правило» нравственности – основополагающее нравственное требование: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Исторически это требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип, правило, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т. д. Термин «золотое правило» нравственности за ним закрепился с конца XVIII в.

Первые упоминания о «золотом правиле» нравственности относятся к середине I тыс. до н. э. Это правило встречается в книге «Махабхарата», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Из источников Древней Греции следует указать на «Одиссею» Гомера и «Историю» Геродота. В Библии «золотое правило» нравственности упоминается в ветхозаветной книге Товита (Тов. 4, 15) и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди (Лк. 3, 31; Мф. 7, 12). Евангельская формулировка «золотого правила» нравственности считается наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). В Коране «золотое правило» нравственности не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда. Раз возникнув, «золотое правило» нравственности прочно вошло в культуру и массовое сознание, осело в виде пословиц, очевидных требований житейской мудрости (нем.: «Was du nicht willst, dass man dir tu, das fucg auch keinem anderen zu»; рус.: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»). Оно было одним из постоянных (хотя и не всегда центральных) предметов этических размышлений.

«Золотое правило» нравственности и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона (древний обычай равного возмездия). В процессе многообразной внутренней дифференциации и расширения общественных отношений талион трансформируется в двух направлениях: подлежащий отмщению ущерб начинает:

1) калькулироваться с учетом субъективного аспекта (за его скобки постепенно выносятся ущерб, нанесенный скотом, ненамеренные действия и т. д.);

2) заменяться материальным вознаграждением, выкупом.

Эти изменения привели к необходимости перехода от коллективной ответственности рода к индивидуальной ответственности лиц и снятия той резкой разделенности между «своими» и «чужими», которая могла уравновешиваться только взаимным признанием права силы.

Они воплотились в «золотое правило» нравственности, которое отличается от талиона следующим:

1) утверждает в качестве субъекта поведения само действующее лицо и обязывает его руководствоваться своими собственными представлениями о хорошем и плохом («чего в другом не любишь...», «во всем, как хотел...»);

2) соединяет «своих» и «чужих», которые теперь становятся просто другими и охватывают всех людей;

3) представляет собой идеально (мысленно) заданный регулятив поведения, а не обычай.

«Золотое правило» нравственности есть формула отношения человека к себе через его отношение к другим. Специфичность «золотого правила» нравственности как сугубо нравственного феномена отразилась и в его языке. Язык талиона выдержан исключительно в повелительном наклонении: его императивность является категорической, в этом отношении «жизнь за жизнь» ничем не отличается от «не убий». «Золотое правило» нравственности дополняет повелительное наклонение сослагательным («как вы хотите» означает на самом деле «как вы хотели бы»). Через повелительное наклонение формула «золотого правила» нравственности задает отношение субъекта к себе, а через сослагательное наклонение – отношение к другим. Получается, что нравственность общезначима в качестве идеального проекта (в желаниях) и произвольна в качестве реального выбора (в поступках).

 

Date: 2015-08-06; view: 1493; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию