Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Ответственность за таможенные правонарушения





Особенность таможенных преступлений. Ответственность за таможенные преступления. Административные правонарушения в сфере таможенного дела. Ответственность таможенных органов. Ответственность должностных лиц таможенных органов. Экономическая контрабанда. Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов. Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено».

Правонарушения в сфере таможенного дела всегда отличались своей специфичностью и требуют тщательного и детального подхода при рассмотрении.

Предпринимательство в Республике Казахстан активно развивается и занимает важное место в современной рыночной системе, способствует экономическому росту государства, повышению качества жизни, обеспечению граждан работой. Соответственно, правоотношения в этой сфере требуют четкости, определенности и строгого соблюдения законности. Вопрос обретает особую актуальность в свете создания Таможенного союза.

Государство, со своей стороны, принимает меры по созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, но это обязывает и субъектов МСБ соблюдать требования закона.

Одной из главных причин увеличения товарооборота является создание Таможенного союза. Благодаря Союзу на территории трех государств значительно упрощены все торговые операции, а таможенные границы между тремя странами и вовсе отменены, что облегчает работу бизнеса, передвижение товаров и капитала. Таможенный союз открывает перед странами дополнительные огромные перспективы. Казахстан, Россия и Беларусь могут свободно торговать между собой, создавать совместные предприятия и новые рабочие места.

Большая часть нарушений таможенных правил, допускаемых лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) не содержат в себе состава уголовно наказуемых деяний и относятся к категории административных правоотношений.

Из имеющихся данных за 2010 и 2011 годы видно, что количество административных дел, рассмотренных судами области, в сфере таможенного дела возросло, что говорит об активизации внешнеэкономической деятельности, но и о незнании участниками ВЭД законов или о нежелании их соблюдать.

В то же время, значительная часть дел была прекращена в виду истечения сроков давности привлечения к ответственности, предусмотренныхст. 69 КоАП.

Причиной этого стало то, что в большинстве случаев выявление фактов совершения правонарушений имеет место при проведении проверки таможенным органом, когда с момента совершения правонарушения истек установленный законом срок. Для исключения подобных фактов следует активизировать работу таможенных служб.

На таможенные органы возложены большие задачи, в том числе по выявлению и пресечению правонарушений. Разработан и принят Кодекс РК о таможенном деле, который требует от предпринимателей соблюдения таможенного законодательства, международных соглашений, направлен на защиту суверенитета и экономической безопасности, а с этой целью необходимо объединение в борьбе с административными правонарушениями, связанными с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В целях правового регулирования отношений при определении принципов и порядка привлечения лиц, совершивших преступления или административные правонарушения в сфере таможенного дела, к уголовной или административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - его членов, Сенат принял закон «О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза».

Также ратифицировано Соглашение «О правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях».

Соглашение совершено с целью оказания странам - членам Таможенного союза более широкого содействия в выявлении нарушений и повышения эффективности сотрудничества в этой области путем организации взаимодействия при расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях, а также информационного обмена в этой области.

Следует отметить, что лицо, совершившее административное правонарушение на территории ТС, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той страны, на территории которой выявлено административное правонарушение. Административный процесс (производство) ведется по законодательству стороны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности. Это говорит о необходимости повышения правового сознания бизнесменов, ужесточения требований к юристам, действующим в интересах предпринимателей.

 

 

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ.
Нарушения таможенных правил.
Установленные таможенным законодательством правила содержат точные предписания, которым должны следовать все участники внешнеэкономической деятельности (физические и юридические лица), независимо от наличия казахстанского гражданства, при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РК. В эти правила входят такие необходимые условия, как определение соответствующих таможенных режимов, прохождение таможенного контроля, проведение таможенного оформления, осуществление таможенных платежей (пошлин, налогов и сборов), пользование таможенными льготами и другие, за нарушение которых предусматривается ответственность согласно Указу Президента, имеющем силу закона, «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 20 июля 1995 года без специальной отсылки на административное законодательство РК. Хотя следует отметить, что отдельные процессуальные действия осуществляются р соответствии с общеустановленными нормами административноГо законодательства в части, не урегулированной Указом о таможенном деле.
Основное же производство по делам о нарушениях таможенных правил проводится должностными лицами таможенных органов. Рассмотрение дел осуществляется уполномоченными должностными лицами таможенных органов и судебными органами (статья 300). В Указе раздел XII посвящен нарушениям таможенных правил и ответственности за эти нарушения, а также производству по делам о нарушениях таможенных пра вил и их рассмотрению. Этот раздел включает 13 глав и 124 статьи.
Нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный законодательством Республики Казахстан по таможенному делу и международными договорами (контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы) порядка перемещения, включая применение таможенных режимов, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РК, обложения и уплаты таможенных платежей и налогов, предоставления и пользования таможенными льготами, за которое Указом предусматривается ответственность.
Рост числа выявляемых таможенных правонарушений говорит о качественном улучшении подготовки таможенников, несмотря на то, что значительная часть импортеров-экспортеров для избежания уплаты таможенных пошлин, акцизов и налогов стремится произвести перемещение товаров через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля.

Производство по делам о нарушениях таможенных правил

Система процессуальных действий, установленных Указом о таможенном деле в Республике Казахстан, в части, не урегулированной им, отражена в законодательстве об административных правонарушениях и представляет собой производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение. Основными задачами производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрения являются:
выявление и пресечение правонарушений;
своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств дела;
разрешение его в точном соответствии с законодательством;
обеспечение исполнения постановлений:
выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений, принятые мер к их устранению; - предупреждение правонарушений. Производство по делу о нарушении таможенных правил начинается с момента заведения дела, а именно с момента составления протокола о нарушении таможенных правил либо административного задержания физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности.
Дело заводится при наличии к тому поводов и оснований (статья 304 Указа). Поводами к заведению дела являются:
непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа признаков НТП;
сообщения и заявления казахстанских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов;
информация, поступившая от зарубежных таможенных и иных правоохранительных служб, международных организаций; - сообщения, поступившие от других таможенных органов РК. Основаниями для заведения дела являются достаточные данные, указывающие на признаки НТП.' Статья 305 Указа обязывает при непосредственном обнаружении должностными лицами таможенных органов признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного нарушения или получении материалов, в которых имеются основания для заведения дела, немедленное оформление протокола о нарушении таможенных правил. При проверке информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном правонарушении должностное лицо вправе до заведения дела проводить таможенный контроль товаров и транспортных средств, а также получать необходимые для проверки документы, сведения и объяснения. Место ведения производства по делу о нарушении таможенных правил определяется таможенным органом, в зоне деятельности которого обнаружено это правонарушение, или в случае необходимости таможенным органом, в зоне деятельности которого совершено правонарушение.
Производство по делу о нарушении таможенных правил должно быть закончено не позднее чем в месячный срок с момента заведения дела. Продление может произведено начальниками (первыми руководителями) соответствующих таможенных органов в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом. Общие условия участия лиц в производстве по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении по казахстанскому таможенному законодательству представлены только тремя статьями Указа (315-317).

Таможенные преступления

Таможенное преступление (преступление в сфере таможенного дела) - это предусмотренное уголовным законом, запрещенное под угрозой применения уголовного наказания общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное в сфере таможенного дела, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов. Дознание по делам о контрабакце и иным преступлениям в сфере таможенного дела Указ (статья 240) относит к компетенции таможенных органов. Из иных преступлений статья 241 Указа выделяет: - невозвращение на территорию Республики Казахстан предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Республики Казахстан и зарубежных стран;
уклонение от уплаты таможенных платежей;
незаконные операции с валютными ценностями;
незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами;
иные преступления, касающиеся таможенного дела. В уголовном законодательстве Республики Казахстан (на 1 марта 1997 года) имеется только два вида таможенных преступлений: контрабанда (статья 64 УК) и уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей (статья 81), в то время как в российском уголовном законодательстве - пять видов этих преступлений. Необходимы соответствующие дополнительные статьи. А в новом Уголовном кодексе, вводимом с 1 января 1998 года, предусматривается опять два вида таможенных преступлений: экономическая контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей.
Объектом контрабанды является, в конечном счете, экономическая безопасность Республики Казахстан, нуждающаяся в особой государственной поддержке (к примеру, необходимо принятие специальной Государственной программы экономической безопасности). Содержание признаков контрабанды раскрыто непосредственно в диспозиции статьи 64 УК, квалифицирующие признаки приводятся в части второй этой статьи. Контрабанда может быть совершена только с прямым умыслом, т. е. лицо сознает, что противоправно перемещает товары через государственную или таможенную границу и желает такое деяние совершить. Контрабанда признается оконченной с момента фактического противоправного перемещения предметов. Уголовную ответственность за контрабанду несут граждане РК, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста.
Уклонение от уплаты налогов и иных обязательных платежей (статья 81 УК) может выражаться:
в заявлении ложных сведений, повлекших неуплату таможенных платежей (таможенной пошлины, налогов и сборов);
в предоставлении подложных финансовых документов, подтверждающих факт либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
в отзыве плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов;
в нарушении сроков уплаты таможенных платежей. Таможенными платежами являются таможенная пошлина, налоги (акциз, НДС), таможенные сборы за выдачу лицензии, плата. Для квалификации противоправных деяний не имеет значения, юридическое или физическое лицо было необоснованно освобождено от таможенных платежей, либо не уплатило их в установленный срок.
Субъектом данного преступления могут быть как граждане РК, так иностранцы, либо лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые.
Преступление может совершаться только с прямым умыслом, то есть лицо сознает, что в результате его действий оно уклоняется от уплаты таможенных платежей и желает действовать подобным образом.
Должностные лица таможенных органов, умышленно способствовавшие своими действиями или бездействием правонарушителям в уклонении от уплаты таможенных платежей, несут ответственность за соучастие в совершении этого преступления по ст. ст. 17 и 81 УК. Следует отметить аналогичную ответственность и в случае причастности к преступлению по статье 64 УК.

Производство дознаний по уголовным делам о таможенных преступлениях.

Производство дознаний по уголовным делам о таможенных преступлениях осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РК. При наличии признаков преступлений таможенные органы обязаны возбудить уголовные дела и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступлений и передать дела следователю ГСК или КНБ, после чего орган дознания (таможенный орган) может производить по данному уголовному делу следственные действия только по письменному поручению следователя.
Таможенные органы не вправе отказывать в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, а также не правомочны прекращать уголовные дела о таможенных преступлениях даже в случаях их необоснованного возбуждения.
Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов РК выделена в Указе отдельной главой (глава 37, статьи 243-245). Были внесены изменения в УПК (статья 113) и в Закон РК от 15 сентября 1994 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (статья 6).
К органам дознания (статья 113 УПК) отнесены таможенные органы по делам о контрабанде и иным преступлениям, касающимся таможенного дела. Согласно статье 6 названного Закона таможенные органы осуществляют и оперативно-розыскную деятельность. Следует отметить, что ее проведение ограничивается по Указу только теми противоправными деяниями (преступлениями), производство дознания по которым отнесены к компетенции таможенных органов (статья 243), хотя предусматриваются случаи обеспечения собственной безопасности либо запросы международных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами (соглашениями).
В раздел XI Указа «Преступления в сфере таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Республики Казахстан» включена и глава 38 «Контролируемые поставки». Указанный метод допускает ввоз под негласным таможенным контролем и вывоз из Республики Казахстан наркотических средств, психотропных веществ и других предметов, а также выявление лиц, участвующих в их международном незаконном обороте, в каждом отдельном случае в соответствии с договоренностями с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров. Решение об использовании метода контролируемой поставки принимается ГТК совместно с КНБ РК.
Важной правовой гарантией в деятельности таможенных органов является предусмотренная Указом ответственность их перед гражданами и государством за обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, состояние защиты законных прав и интересов лиц.
За неправомерные решения, действия или бездействие, ненадлежащее выполнение своего служебного долга должностные лица и иные работники таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (статья 425 Указа). Подпольное перемещение через Республику Казахстан наркотических средств, психотропных веществ, составляющих международный незаконный их оборот, является своего рода бичом для Казахстана. Пресечением этих действий активно занимаются государственные органы, в т. ч. таможенные органы. Таможенное законодательство отражает метод контролируемой поставки, согласно которому допускается под контролем ввоз в Республику Казахстан, вывоз или транзит через ее территорию наркотических средств и психотропных веществ. Основные положения этого метода изложены в Венской конвенции ООН 1988 года «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств».
В рамках Содружества Независимых Государств 12 апреля 1996 года принято Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики, а ранее утверждена Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (12 марта 1993 года). Указанные документы принимались в целях выработки стратегии и укрепления взаимодействия правоохранительных и контрольных органов в борьбе с преступлениями в сфере экономики.
В целом правоохранительная деятельность таможенных органов отражена в разделах XI и XII

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исследуя проблему об осуществлении деятельности таможенными органами в Казахстане, в работе была сделана попытка раскрыть основные правовые вопросы организации и деятельности таможенной службы в период её становления и укрепления. Всё это происходит в сложных условиях осуществления в стране политических и экономических преобразований.
Таможенная служба - один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных государственных служб.
Сегодня каждый третий налоговый рубль попадает в государственную копилку из таможенных органов.
Основной итог деятельности таможенных органов РК - это завершение процесса интегрирования таможенной службы в правоохранительную систему страны. Определились и оформились основные направления участия таможенной службы в укреплении экономических основ государства, регулировании внешнеэкономического оборота, обеспечении экономической безопасности Державы.
Таким образом в курсовой работе проанализированы наиболее важнейшие функции таможенных органов, новшества, которые появились в таможенном деле в связи с принятием нового таможенного кодекса, а также правоохранительный статус таможенных органов Республики Казахстан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1.1 Некрасов В.А., Джандарбеков И.А. Основы таможенного дела. Учебник - Алматы, ТОО ‘Издательство LEM’ 2002 г.-552 с.-(Таможенное дело).

1.2. Таможенный кодекс Республики Казахстан. - Алматы: ЮРИСТ, 2008.-212 с.

1.3 Таможенные органы. Учебное пособие для ВУЗов и колледжей/ Курманбаев С.К., Нурекенов Н.Н., Шалтынова А,А,, Жампозова А.Е., Сабирова Ю.К. – Семипалатинск, 2007, 135 с.

1.4 Таможенный кодекс таможенного союза, Алматы: ЮРИСТ, 26 июня 2010 г.-212 с.

Дополнительная литература

2.1. Алибеков С.Т. Казахстанское таможенное право (Общая и Особенная части): Учеб.пособие.-2-е изд., и доп. – Алматы: Аркаим, 2003. – 332 с.

2.2. Сарсембаев М.А. Таможенное право РК. Учебник, Алматы: Данекер, 2002 г.

2.3. Сулейменов М.А. «Роль таможенной службы Республики Казахстан в правовом регулировании внешнеэкономической деятельности в условиях рынка», Алматы, 2002 г.

2.4. Абсеметов М.О. Таможенное дело Казахстана (история, опыт, перспективы). Учебное пособие, Астана, 2001 г.

2.5. Шалтыков А.И. Таможенная служба Казахстана: история и современность. А, 2001 г.

2.6. Менеджмент в системе таможенных органов Республики Казахстан. Учебное пособие/ С.К. Курманбаев, Р.Р. Мустакимов, Ж.С. Дюсембинова, Ю.К. Сабирова, А.Е. Жампозова – Семипалатинск, 2004, 168 с.

2.7. Жатканбаев Е.Б., Сухова Л.Ф. Таможенно-тарифное регулирование в Республике Казахстан: Учебное пособие.2-ое переработанное и дополненное издание. – Алматы, 2003.-200 с.

3) Законодательные и нормативно – правовые акты

3.1 Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года №54-1 «О валютном регулировании» (внесены изменения законами РК от 11.07.97 г. № 154-1; от 09.07.98 г. № 277-1; от 16.07.99 г. № 431-1; от 30.01.01 г. № 154-II; от)

3.2 Правление Национального Банка Казахстана. Инструкция об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан: Постановление от 05.09.2001 г. № 343.

3.3 Указ Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 г»

Периодическая литература

4.1 Каржы-Каражат-Финансы Казахстана. Ежемесячный журнал Министерства финансов Республики Казахстан.

4.2 Нормативные акты по финансам, налогам, бухгалтерскому учету, страхованию. Министерства финансов Республики Казахстан. Официальное издание. -Алматы. «Каржы - Каражат».

4.3 Вестник Национального банка Республики Казахстан.

4.4 Статистический бюллетень Национального банка Республики Казахстан.

4.5 Статистический бюллетень Министерства финансов Республики Казахстан.

4.6 Статистический ежегодник Казахстана. Статистический сборник -Алматы. - Агентство Республики Казахстан по статистике.

4.7 Банки Казахстана. Ежемесячный журнал.

4.8 Деловая неделя. Еженедельная газета Республики Казахстан.

4.9 Официальная газета. Ежемесячная газета Республики Казахстан.

Date: 2015-08-06; view: 509; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию