Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово в Неделю Тридцатую по Троице





" Как трудно имеющим богатство

войти в Царствие Божие!

ибо удобнее верблюду пройти

сквозь игольные уши, нежели

богатому войти в Царствие Божие "

(Лук. 18:24-25).

Что же это значит? Неужели в Царство Божье один только путь - бедность и нищета? Неужели всем должно или не приобретать ничего, или и приобретенное бросать в огонь? Что ж было бы с человеческими обществами, если б они состояли из одних нищих? Кто ж будет и в Царстве Божьем, если из него изгнаны будут все имевшие сбережения в этой жизни? Ибо кто, живя в обществе, не имел или не имеет каких-либо сбережений? Так, может быть, рассуждали и слушавшие Господа, когда с удивлением спрашивали: " кто же может спастись? " Так, быть может, рассуждают и ныне, слушая слово Господне об участи богатых, и - вследствие того или с недоверчивостью приемлют Слово Евангельское, или готовы сомневаться в самой возможности спасения. Для избежания этих крайностей, необходимо войти в разумение духа и силы писания.

И, во-первых, Господь не сказал: "богатые не войдут в Царство Божье," что могло бы, конечно, подать повод к роптанию на сам Божий Промысел, который, по слову писания, может и обогатить, и ввести в нищету; привести к отчаянию ο своем спасении всякого, имеющего земные сбережения. Напротив, прежде всего Господь указал путь к жизни вечной, общий для всех, и богатых и бедных, знатных и незнатных, великих и малых: " если же хочешь войти в жизнь вечную," сказал Он богатому юноше, который спрашивал Его: " что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?... Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди... не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя " Вот одно непременное условие, без которого нельзя даже и видеть Божье Царство! Вот общий для всех путь к жизни вечной, по которому должны идти все без изъятия, ибо другой путь - преступления заповедей Божьих - неминуемо ведет в погибель. Итак, ни y кого не отнимается, напротив, всем и богатым и бедным - подается надежда наследовать Царство Божье и войти в жизнь вечную путем исполнения Божьих заповедей, при помощи благодати божественной, ибо " человекам это невозможно, Богу же всё возможно " (Мат. 19:17-26)/

И, действительно, Слово Божье представляет нам многие примеры богатых и бедных людей - добрых и злых, спасающихся или погибающих. Был богат Авраам, ο котором говорит писание: " И взял Авимелех серебра тысячу сиклей и мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму " (Быт. 20:14), но великое богатство не ослабило ни его непоколебимой веры и упования на Бога, ни его беспредельной преданности Божьей воле и послушания Слову Господню, ни его человеколюбия и сострадательности к людям, ни его чудного самоотвержения даже до пожертвования единородным сыном, не воспрепятствовало ему быть собеседником и другом Божьим, заслужить великие Божьи обетования и благословения, сделаться отцом верующих, так что и само место блаженства праведных именуется в писании лоном Авраамовым.

Был богат и человек некий, ο котором говорит Господь в притче: " Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно " (Лук.16:19), но многое богатство не спасло его от ада, и порфира и виссон не защитили от геенского пламени, и повседневное веселье земное превратилось по смерти в нескончаемое, вечное мучение.

Был богат и славен Давид, но ни богатство не препятствовало ему облачаться во вретище и смирять душу свою постом, ни могущество и слава не мешали ему смиряться перед Господом, вставать в полночь вопрошать Господа ο судьбах правды Его, и семикратно днем хвалить Господа, ни порфира и венец царский не препятствовали ему каяться во грехах своих во вретище и пепеле.

Был богат и знаменит и Ирод, которого лесть человеческая назвала даже великим, но эта знаменитность славна одними злодеяниями, это величие возбуждает одно отвращение и презрение потомства.

To же должно сказать и ο бедности.

Нищ был некто Лазарь, ο котором упоминается в притче евангельской, но и от нищеты и болезней он вознесен был ангелами на лоно Авраамово.

Обнищал ради Господа и Иуда, и оставив все, пошел за Христом, но и эта, святая сама по себе нищета не спасла его ни от ужасного преступления, ни от страшной погибели. Значит, не богатство губит и не бедность спасает человека. Богатство, само по себе, есть дар Божий, который, как и всякий другой дар, можно употребить и во благо, и во зло; в орудие к спасению и погибели; в средство к обретению как царства Божьего, так ада и геенны.

He следует, впрочем, скрывать от себя, что богатство, будучи само по себе ни добро, ни зло, при испорченности воли нашей, может ставить многие и великие препятствия на пути к Царству Божьему. Сам Господь сказал: " Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие. " To есть, предстоят ему многие трудности, искушения и соблазны, которые невозможно победить человеку без помощи Божьей благодати.

Опыт свидетельствует, что богатый скорее впадает в такие пороки, которых легче избежать может человек неимущий и бедный. Имея все средства к исполнению своих желаний, трудно удержать их в должных границах. Но каждое, легко исполняемое греховное желание растет и усиливается до того, что становится непреодолимой страстью, которая, в свою очередь, с непреодолимой силой увлекает сердце в бездну порока. Таким образом рождаются и возрастают, питаются и укрепляются все наши страсти, в которых погрязают человеческие души. Этому искушению менее подвержен тот, кто не имеет чем удовлетворить необходимые естественные потребности жизни, а тем менее угождать прихотям сердца.

Привыкнув находить в золоте легкое средство к удовлетворению всех своих желаний, человек легко привыкает почитать его своим кумиром, предметом всех забот и попечений, целью всех своих стремлений и надежд, к которому прилепляется и которому служит сго сердце. И это бедное сердце, поработившись всецело своему кумиру, наполняясь одним пристрастием к сокровищам, закрывается для всех веяний любви и милосердия к ближним, становится глухо и недоступно к мольбам нужды и бедности, жестоко и не внимательно к страданиям человеческим. He без причины святой апостол укоряет богатых, что они затворяют сердца свои перед мольбами несчастных. Пристрастившись к золоту, человек всегда и во всем на одно золото возлагает все свои надежды, в нем полагает все свое счастье и все благо своей души, забывая ο Боге и Его всеблагом Промысле, не помышляя ο стяжании духовного сокровища Божьей благодати, без которой он " несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг " (Откр.3:17). Потому-то святой апостол Павел и называет сребролюбие - "идолослужением," так что обладаемый этой страстью - уже не христианин, a идолослужитель. Напротив, человек бедный, не находя ни y себя, ни вне себя помощи и опоры, скорее обращается к небу, усерднее простирает руки к Отцу Небесному, охотнее предается в Его всесвятую волю. Богатство и великолепие всегда привлекают человеческие похвалу и лесть, которыми питается тщеславие и гордость - невольно закружится голова от одуряющего свойства этого поддельного фимиама. Напротив, убожество, презрение и унижение от людей погружает душу в глубину смирения и самоосуждения, и от убожества внешнего обращают сердце к нищете духовной. Потому-то в церкви апостольской " не много " было " мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;" (1 Кор. 1:26, 27, 29).

С другой стороны, не должно забывать и того, что богатый, встречая много препятствий на пути к Царству Божьему, - в самом богатстве земном имеет такие средства к приобретению сокровищ небесных, которых не имеет человек бедный, и свободен от многих искушений, которым подвергается последний. Ибо, если и за одну чашу холодной воды, поданную во имя Христово, человек не лишится мзды своей, как обетовал Сам Господь, то сколько мзды на небе может приобрести себе человек богатый, если он откроет сердце и руку свою к мольбам несчастных, если с верой и любовью к Господу, с сострадательным милосердием к собратиям своим, будет охотно разделять избытки свои с неимущими! Сколько может приобрести себе друзей на небе!

Если всякого, прославляющего имя Божье на земли, Господь обещает прославить славой вечной на небесах, то человек богатый сколько имеет и побуждений, и средств прославлять всесвятое имя Божье и словом, и делом, и усердной жертвой благодарения исповедающим имя Божье, и вещественными жертвами во славу того же пресвятого имени и во благо своих ближних!

Со своей стороны, и бедность ставит свои, и притом самые трудные и неудобопроходимые преграды на пути к царству Божьему, свои искушения, которые невозможно победить без помощи Божьей благодати.

Если трудно не прилагать сердца, когда течет богатство, то менее ли трудно не желать богатства, не завидовать богатым, не роптать на свого участь, переносить бедность и убожество с терпением, смирением и покорностью воле Божией! Если трудно побеждать страсти, когда есть средства к их удовлетворению, то менее ли трудно бороться с ними и побеждать их, при невозможности удовлетворить им? "Поверь мне, Авво Зосиме, говорила преподобная Мария Египетская, семнадцать лет жила в пустыни сей, как со зверьми борясь со своими плотскими похотями, огонь горел в моем окаянном сердце и всю меня опалял". Если трудно достигнуть самоотвержения человеку, обладающему всеми средствами к исполнению своей воли, то менее ли трудно и человеку бедному отвергнуться своей воли, своих желаний и стремлений, своих привязанностей сердечных и самой своей жизни?

Так премудро вседобрейший Божий Промысел соразмерил и уравновесил все состояния человека на земле, что все они равны между собой по отношению к небу и жизни вечной, и во всяком из них можно спастись или погибнуть! Так премудро устроил Господь все пути жизни человеческой, что все они могут, при помощи благодати Божьей, приводить к Царству Божиьему, равно как, при развращении воли человеческой, не покоряющейся заповедям Божьим, приводят к аду. И богатство и бедность, и слава, и унижение, и возвышение, и смирение - все может быть обращено нами в средство или к спасению, или к погибели.

Будет средством к спасению и богатство, если оно обретается не путями бесчестными, не обманом, хитростью и лукавством, не лихоимством и притеснением ближних, a путем праведным, - трудолюбием, бережливостью, скромностью и умеренностью во всем, если будем "богатеть" не в себя, a "в Бога," как учит Сам Господь.

To есть, если будем употреблять подаваемое нам Богом не по своим прихотям, a пo воле Божьей, - к насыщению алчущих, к одеванию нагих, к призрению сирых и немощных, к облегчению страждущих, к снабжению храмов Божьих подобающим благолепием, на содействие в общественных нуждах и злоключениях, если будем, по завещанию Апостола, " уповать не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни " (1 Тим. 6:17-19). Если при изобилии во всем, испытаем добровольный голод и жажду воздержания и поста; при богатстве - нужды умеренности, самоотречения и самоограничения во всем; среди почестей - уничижение смирения и самоотвержения; среди здравия - скорбь сострадания и соболезнования страждущим.

Будет средством ко спасению и бедность, если будешь переносить ее со смирением и терпением, без зависти и роптания, с благодарением и покорностью Божьей воле, если сердце наше не будет раздражаться завистью к другим, более нас счастливым, и уста наши не осквернятся словами ропота и недовольства, если, подобно Апостолу, привыкнем и голодать, и насыщаться; и благоденствоваать и нуждаться. С сердечным благодарением Богу за все, - благословлять Господа и в узах, и в темницах, радоваться и в страданиях, если, веря Слову Божьему, что и обогащает, и приводит в нужду - принимать и нужду от руки Господа, как дар Его любви, желающей нам спасения и жизни вечной, почитая себя недостойными лучшей участи.

Иов был богат более всех современников своих, но и при богатстве не было праведнее и благочестивее его из живущих на земли, как засвидетельствовал ο нем Сам Сердеведец Господь. Он обнищал и лишился всего - и имущества и детей, подвергся тяжкой болезни и ужасным страданиям, но и в ничтожном состоянии тела он благословлял Господа: "Господь дал, Господь взял," говорил сей чудный муж, " как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! " Вот образец того, что как богатство, так и бедность можно употреблять в средство к спасению и жизни вечной!

Обратится в погибель богатство, если оно будет употреблено только на то, чтобы, подобно упоминаемому в притче богачу, который отдыхал, ел, пил и каждый день пиршествовал блистательно, не обращая внимания на то, что перед вратами дома лежат бедные Лазари, страждущие и голодные. Приведет к погибели и бедность, если она послужит поводом к зависти и роптанию на Бога и людей, ко лжи и обману, к хищению и разврату, к ленности и тунеядству.

Все зависит от произволения человеческого. Во всяком состоянии в этом мире, при всех обстоятельствах временной жизни нашей, вина погибели - одна наша воля. У Господа нет лицеприятия, перед Ним и богатый, и бедный, и раб, и свободный - в равном достоинстве. Он для всех хочет одного - спастись и придти в разум истины. Аминь.

Date: 2015-08-06; view: 304; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию