Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По К. Марксу и Э. Фромму





В ходе исследования феномена отчуждения так же поднималась и тема его классификации. Различными исследователями данного вопроса предпринимались попытки выявления типов и форм отчуждения. Пожалуй, одной из наиболее детальных классификаций видов отчуждения можно назвать типологию, предложенную К. Марксом1, который выделял:

 

___________________________________

1. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Изд.2. Т.42. / К. Маркс, Ф. Энгельс / М.: Издательство политической литературы. 1974. 512 с.

 

1) отчуждение от результата труда, т. е. продукт какого-либо труда сам является трудом, который осуществлен в некотором предмете, т. е. по сути своей является опредмеченным.

2) Подобное опредмечивание делает его более приспособленным для обращения с ним, как с товаром. При такой эксплуатации происходит освоение предмета владельцем средств производства и утрата предмета труда рабочим, ввиду чего предмет как нечто произведенное рабочим противопоставляется ему как некая чуждая сущность. Вся суть данного противостояния заключается в том, чтобы «умалить» рабочего, а именно отнять у него все, что вложено им в предмет в ходе своего труда и перехода этого уже к владельцу предмета, которым сам рабочий никак не является. При этом, чем значительнее результат труда, тем меньше роль самого рабочего, т. к. в ходе своей трудовой деятельности рабочий становится частично опустошенным из-за отчуждения от усилий, направленных им на труд. Маркс считал, что отчуждение от результата является своеобразным итогом отчуждения от процесса, т.е., отчуждение от результата вторично по отношению к отчуждению от процесса труда.

3) Отчуждение от процесса труда, т. е. та форма отчуждения, которая проявляется, как и в конечном результате труда, так и конкретно в самом его процессе. Ввиду того, что результат и есть отчуждение, то и сам трудовой процесс так же является отчуждением, но в данном случае уже деятельности, в свою очередь подытоживающим отчуждение результата. Данный тип отчуждения заключается в том, что подобный труд является для рабочего чем-то посторонним и не относящимся к его сущности, из-за чего он отрицает себя в своем труде, разрушает себя духовно и не реализует себя и свои стремления. В ходе трудовой деятельности у него создается ощущение изолированности от себя самого и только находясь вне труда, рабочий снова начинает чувствовать себя собой. Ввиду этого труд отчужденный никак не может быть добровольным, он всего лишь средство удовлетворения потребности за пределами труда, а не выражение потребности в труде. Но при этом вне труда по большей части находятся сугубо животные формы деятельности, а именно, обеспечивающие условия жизнедеятельности (еда, питье, сон, потребность полового акта, содержание порядка в своем жилище и украшение себя), из чего следует, что отчужденный труд опускает рабочего до уровня животного.

Стоит заметить, что два указанных выше типа отчуждения, по Марксу, в сочетании друг с другом представляют собой процесс эксплуатации. Но может ли называться эксплуатацией отчуждение от результата труда без отчуждения от его процесса или-же наоборот? Однако, первое К. Маркс сравнивает с ограблением, а второе – с некой весьма специфичной формой опеки.

4) Отчуждение от своей сущности, в случае с которым человек является сущностью своего рода, он создает себя и свой род, а так же окружающий его мир (в данном случае природа расценивается как неорганическое тело человека) в качестве универсальной и независимой сущности. Но, несмотря на это, отчужденный труд не позволяет родовой сущности человека выразить себя, той ее части, которая в нем уже присутствует и имеет потребность быть реализованной. При этом отчужденный труд отделяет от человека его трансцендентальную составляющую, выражающуюся в свободной творческой деятельности. Как следствие этого, человек, который занимается отчужденным по отношению к нему трудом, как правило, дифференцирован от творческого начала своей сущности и того, что собственно и делает его человеком, результатом этого является то, что данная часть нашей сущности регрессирует до стадии средства индивидуального существования, а именно, утери субъектности личности.

5) Отчуждение от окружающего заключается в том, что физическая и духовная жизнь человека являются неразрывно связанными с природой, ввиду того, что человек – ее часть. Отчужденный человеческий труд лишает его творческой части сущности и тем самым делает его чуждым самой природе. Непосредственным результатом чего является отчуждение и от других людей в частности. Более того, любое отчуждение может быть обнаружено сугубо отношением человека к себе подобным. В рамках отчуждения труда любой человек рассматривает других, руководствуясь точкой зрения, при которой он сам является работником. Все это служит причиной того, что для общества становится характерным такое явление, как атомизация.

Другой основополагающей типологией считается версия, предложенная Э. Фроммом1, который выделил семь типов отчуждения, а именно:

1) Отчуждение от творческой спонтанной деятельностью, а именно, по мнению Фромма, свобода может стать позитивной тогда и только тогда, когда она находится в состоянии сопряженности со спонтанной деятельностью. Что касается спонтанного поведения в таком случае, то под ним Э. Фромм подразумевает модель поведения и деятельности, которая обусловлена какими-либо внутренними мотивами человека, не навязываемыми извне, т. е. это по сути своей независимая творческая деятельность человека. Фромм по этому поводу пишет: «Спонтанность, утверждая индивидуальность личности, в то же время соединяет ее с людьми и природой. Основное противоречие, присущее свободе, – рождение индивидуальности и боль одиночества – разрешается спонтанностью всей жизни человека». Однако отчуждение и самоотчуждение является тем, что блокирует проявление какой-либо спонтанности. И, наоборот, при преодолении отчуждения спонтанная деятельность снова объединяет его с самим собой и миром. Э. Фромм придерживается мнения о том, что проявление спонтанной активности в основном в таких областях деятельности человека как труд и любовь:

____________________________

1. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм / М.: АСТ: Астрель. 2011. 224 с.

 

 

труд, который должен быть тождественным творчеству, соединяющему человека с природой во время процесса творения, а любовь – соединением с человеком без риска потери своей индивидуальности.

2) Отчуждение от другого человека выражается в том, что характер отношений между людьми начинает обусловливаться капитализмом, из-за чего у индивида усиливается ощущение его изолированности и беспомощности. Так называемый «Закон рынка» начинает проникать во все возможные личные и общественные отношения людей, что влечет за собой потерю связи между людьми и приобретает манипулятивный характер, который подразумевает использование человека в качестве средства. На фоне всего этого отношения людей друг к другу превращаются в отношения конкурентов, которые, прежде всего, основываются на взаимном безразличии. Похожим безразличием наполнены и отношения нанимателя и наемного работника, между производителем и потребителем.

3) Отчуждение от самого себя: этот вид характерен тем, что потеря человеком связей с другими людьми является обретением свободы от всего того, с чем все эти связи соединены. Но при этом такая свобода по своей природе достаточно двойственна, она одновременно может быть и позитивной, и негативной. Если освобождением предусматривается решение проблемы отчуждения, то в таком случае это свобода позитивная. Если же наоборот, получение свободы усиливает отчужденность человека от какой-либо общности (мира, природы или же людей) и от себя самого, то в таком случае это уже негативный вариант свободы.

4) Отчуждение от власти, по мнению Э. Фромма, также дает человеку возможность освобождения, но несмотря на это подобная независимость становится своеобразным бременем для человека. В части случаев человек не может его выдержать и сбежать от свободы в новое рабство ради обретения хотя бы какой-нибудь людской общности. Но, стоит заметить, что такой вариант, который наиболее ярко проявился в различных фашистких режимах в европейских странах, по сути своей – суррогат общности, т. к. это попытка сделать шаг назад, против естественного движения исторического процесса, что уже само по себе крайне непродуктивно, собственно как и непродуктивным является детское незрелое поведение для взрослого человека, другими словами – регрессия.

5) Отчуждение сознания от творческого мышления заключается в том, что рынок начинает решать стоимость тех или иных человеческих качеств, а так же диктует само их существование. При этом у человека нет абсолютно никакой уверенности в личной ценности, которая уже не зависит от его популярности и успеха в условиях рынка. В случае если он имеет спрос, то у него есть ощущение того, что он все же является «кем-то», если же наоборот и индивид не имеет должного успеха, то даже в своих глазах он является «никем».

6) Отчуждение от продуктов своего труда подразумевает собой то, что потеря связи между людьми ввиду исчезновения ее человеческого характера приводит к тому, что эти отношения вырождаются в отношения между вещами. При этом наиболее деструктивным является следствие данного процесса, связанного с проникновением отчуждения в самого человека в виде его отношения к себе, как вещи. Проще говоря, человек продает не только товары, но и себя, думая о себе как о товаре.

7) Отчуждение от природы, т. е. избавлением от своего рода «феодальных оков» и появление индивида, обладающего личной свободой и вольного самостоятельно распоряжаться собственной рабочей силой, ‒ освобождение, но такая свобода по сути своей негативна, потому что для большей части людей, которая не наделена собственностью, столкновение с воздействием производственных отношений, носящих капиталистический характер, обернулось высокой степенью усиления отчуждения и самоотчуждения в ходе разрыва связей с какой-либо общностью. Человек становится изолированным и бессильным, становится орудием посторонних целей и отчужденным от самого себя и общности других людей.

В заключение стоит отметить, что в своих трактовках классификации видов отчуждения и Фромм, и Маркс, подходят к проблеме с точки зрения трудовой деятельности, а так же прописывают отчуждение человека от самого себя, процесса творчества, результата своего творчества, а также от природы и других людей. Но если в марксисткой версии природа и общность людей, от которых отчуждается человек, включены в один тип отчуждения, то у Э. Фромма они разграничиваются. Помимо прочего типология Фромма более подробна и включает в себя и то, что у
Маркса не учитывалось, а именно отчуждение от власти, которая так же существенно влияет на различные сферы человеческого общества, в том числе и на культуру. К тому же типология Э. Фромма во многом актуальна для нашего времени и крайне точно описывает условия современного нам общества потребления. Ввиду этого в дальнейшем мы намерены отталкиваться именно от этого варианта классификации.

 

Date: 2015-08-06; view: 922; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию