Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОСТРА-НСТВА СЦЕНИЧЕСКОГО





КОМПОЗИ'ЦИЯ, Композиция сценического

пространства.

ПРОСТРАНСТВО ИГРОВОЕ, Игровое

пространство.

ПРОСТРАНСТВО СЦЕНИЧЕСКОЕ,

Сценическое пространство.

ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЕННОЕ, Временное

пространство.

ПРОСТРАНСТВО РЕА'ЛЬНОЕ, Реальное

пространство.

ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРА'ЛЬНОЕ, Те-
атральное пространство.

ПРОСЦЕНИУМ, 1) пространство передней
сцены, находящееся в толщине портала и соеди-
няющееся с авансценой. I) Авансцена.

ПРО'ФИЛЬ ЧИ'СТЫЙ, Чистый профиль.

ПРОЦЕ'ССИЯ, Шествие.

ПСИХИ'ЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ имеет целью
воздействие на психику (чувства, сознание, волю)
чел-ка. Объектом воздействия может быть не только
сознание др. чел-ка, но и собственно сознание
действующего. Именно при помощи, главным
образом, Д. п. и осуществляется та борьба, к-рая
составляет существенное содержание всякой роли и
всякой пьесы. К данному виду следует отнести такие
действия, как просить, объяснять, убедить, упрекнуть,
пошутить, утешать, отказать, потребовать, обдумать
(взвесить, оценить), в чем-то признаться, кого-то о
чем-то предупредить, удержать, позволить,
побранить, последить и т. п. (Ср., Простое
физическое действие, Психо-физическое. действие).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕА'ТР, тип театра, в
к-ром образность воздействует на зрительное
восприятие предельно достоверным и оправданным
переживанием события в предлагаемых
обстоятельствах,
иллюзорно приближенных к

жизненным. Зритель сопереживает героям

спектакля, вместе с ним ищет пути решения их
проблем. Чем больше потребности, мотивы, поступки
героя привлекают зрителя, чем глубже его
переживание и более конкретна идентификация себя с
ним, тем глубже и многозначнее сопереживание и
большего художественного эффекта достигает
образность в П. т.

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ,

взаимосвязанный процесс двух неразрывных сторон,
где целесообразное простое физическое действие
рождает психическое, ибо всякое физическое есть
психическое и во всяком психическом есть
физическое. Всякое психическое действие, имея своей
непосредственной, ближайшей задачей определенное
изменение в сознании (психике) партнера, в конечном
счете стремится, подобно всякому физическому
действию, вызвать определенные последствия во
внешнем, физическом поведении партнера.



ПУБЛИКА (< лат. publicus - общественный), 1)
лица, находящиеся где-н. в качестве зрителей,

слушателей, пассажиров и т. п., а также вообще -
люди, общество (Театральная П., читающая П.,
гуляющая П.) 2) Социально-психологическая
общность потребителей иск-ва, связанных собой и
художниками многообразными отношениями по
поводу иск-ва и через него; неотъемлемое звено
художественной культуры общества, благодаря к-
рому и посредством к-рого реализуются
социальные функции иск-ва. П. - активный
участник художественного процесса, борьбы
вкусов, направлений, стилей. Структура П.
включает исторически подвижную

противоречивую дифференциацию ее по
внехудожественным (классовым, социальным,
политическим, мировоззренческим, этническим,
демографическим, образовательным) и собственно
художественным параметрам (предпочтение
определенных видов, направлений, отдельных
произведений искусства; господствующие
художественные установки, типы восприятия,
оценки, идеалы, нормы и проч.) В формальном
отношении П. может быть реальной и
потенциальной, организованной и диффузной,
стабильной и ситуативной.

ПУНКТУ А'ЦИЯ - «знаки препинания» в ми-
зансценических фразах. Они подчиняются не
формальным правилам, а смыслу, и служат, одной
цели - выразить суть происходящего, помочь
зрителям лучше воспринять его.

Точка - итоговый пластический штрих перед
занавесом или затемнением. Точка - всегда
остановка. Завершая сценический период -
событие, она дает время для оценки его. Важные,
значительные, события требуют больших,
заметных точек. Малые - малых. Точка - это также
и безупречный связующий знак между двумя
мизансценами (напр., соединить точкой два
перехода на сцене - значит завершить первый из
них нек-рой успокоенностью, утверждением).
Точки внутри актов - точки-провокации. Мнимые
окончания, ложные точки кажутся логично завер-
шающими ход событий. Но потом происходит
какая-л. неожиданность на самом-то деле тоже
мнимая, кажущаяся, хотя логично была
подготовлена. Точка в конце постановки - это
действительный конец. Точка по смыслу может
быть и знаком препинания.

Запятая удерживает на стыке пластических
фраз определенную незавершенность,

неустойчивость, намекает на смысловую связь
между ними.

Двоеточие в конце первого куска пластически
обозначает предстоящее пояснение, назидание,
хорошо применимо в комедийных и водевильных
сценах. Восклицание - эмоциональный результат,
куска, в к-ром выражается особая пораженность,
немыслимое удивление, невероятное, какое-н.
саркастическое возмущение и т. д Знак вопроса
ставится в конце мизансценического предложения
и заключает вопрос,


рассчитанный на непосредственное получение
ответа.

Многоточие выражает недосказанность, что в
мизансцене выразительно, но и коварно.
Несколько многоточий подряд создают интона-
цию жеманной чувствительности или ложной
многозначности.

Тире - люфтпауза, это как бы на секунду
замершее действие. Прием емкий, употребляемый
в самых различных ситуациях.

ПЬЕ'СА (фр. piece), 1) небольшое инстру-
ментальное муз. сочинение лирического или
виртуозного характера (напр., ноктюрн, таран-
телла, сборник пьес для баяна). 2) Драматическое
произведение для театрального представления. П.
обычно является художественным обобщением
множества судеб, событий и фактов. Многое
здесь строится на художественном вымысле. В то
же время в ряде пьес наблюдается обратная кар-
тина - опора на документальный материал
("Почтовый роман". "Записки княгини Волкон-
ской" и др.). Но в драматургии театра, в сравне-
нии с драматургией театрализованного представ-
ления, это исключение, а не правило.

РАДИОВЕЩАНИЕ, одно из средств массо-
вой информации (массовой коммуникации).
Осуществляется через радиоцентры и принима-
ется на радиовещательные приемники. Особен-
ность Р. - симультанность- мгновенная передача
на большое расстояние звукового образа
события, к-рое протекает именно сейчас, в
данное время, вездесущность - одновременная
информация сразу многочисленной рас-
средоточенной аудитории и программность
вещания - объединение отдельных произведений
в единый системно организованный процесс
социальной информации. На базе

полифункциональных коммуникативных систем
развились новые техногенные иск-ва - радиоиск-
во и телеиск-во. Радиоиск-во, синтезирующее
вербальный, муз. и шумовой языки, с успехом
используется при организации и проведении
массовых действ: создание на радио фонограмм,
проведение радиомостов, радиогазет, радиоре-
портажей, использование радиомикрофонов ис-
полнителями. Радио - основная форма управле-
ния массовым действом (радиосвязь между
службами, радиоуправление художественным
фоном в
стадионных представлениях и т. п.).
РАЕ'К, 1) потешная панорама, вид площадного
развлечения на ярмарках до начала 20 в.:
ящик с двумя отверстиями (снабженными впере-
ди увеличительными стеклами) для демонстрации
зрителям различных картинок, изготовленных по
принципу панорамы. Показ сопровождался
пояснениями раешника, различными ко-
мическими прибаутками. Приемы Р. использу-
ются в современных театрализованных пред-



 


ставлениях и народных гуляниях 2) (У стар.)
верхний ярус зрительного зала (галерка).

РАЕ'ШНИК, 1) дед-раешник (балаганный
дед), один из участников балаганного представ-
ления-!
в России, зазывающий публику с балкона
балагана ~ т. н. рауса. Т) Участник балаганного
представления, пояснявший показ картинок (по-
тешной панорамы) в райках.

РА'УС, 1) балкон балагана. 2) В 17-18 в. про-
лог
к балаганному представлению, вынесенный
на площадь: выкрики зазывал, перекличка труба-
чей, трели балалаечников.

РАЗВИТИЕ ДЕ'ЙСТВИЯ процесс перехода
сценического действия от одного качественного
состояния к новому качественному состоянию
(от простого к сложному, от низшего к высшему,
от медленного к более динамичному и наоборот),
это также переход от одного события (эпизода,
номера) к др. и повышение напряженности
действия до его кульминации и финала. Р. д.
характеризуется темпо-рит.мо.м. В результате
композиционно-цельного Р. д. и активности
участников праздника, театрализованного пред-
ставления создается* целостное эмоциональное
впечатление о смысле события, создается образ
события
и образ общения.

РАЗВЛЕЧЕ'НИЕ, занятие, времяпрепровож-
дение, доставляющее удовольствие (напр., мас-
совые Р.). 2) То, к чему относятся несерьезно:
шутка, пера, игрушка, смех, забава, потеха.

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, свойства всех
разновидностей иск-ва-2, вызывающее эстетиче-
ское сопереживание, игру чувств зрителя, дос-
тавляя ему духовное удовольствие. Развлека-
тельный - доставляющий только развлечение, без
глубокого содержания, (Ср., Занимательность).

РАЗВЯ'ЗКА, 1) завершение какого-л слож-
ного, запутанного дела. 2) Заключительная часть
драматического или литературного произведе-
ния, сюжетного хода театрализованного пред-
ставления, а также вообще конец, 3) Разрешение
главного противоречия, конфликта. Р. связана с
нравственным эффектом, к-рый в большей сте-
пени важен для зрителя. В Р. зритель делает для
себя какие-л. выводы.

РАЗДЁРЖКА, часть одежды сцены, пред-
ставляющее собой полотнище, разделенное на
две половины, к-рые могут, как занавес, расхо-
диться в разные стороны; замыкает средний или
последний план кулис.

РАЗМЕТ, ритмическая, единица стиха, соот-
ношение ударных и безударных слогов или рит-
мических единиц в муз. такте.

РАЗМЕТКА, нанесение на поверхность бу-
маги, а затем на поле стадиона точек, позво-
ляющих разрабатывать рисунки построения уча-
стников .массовых сцен и четкое их выполнение.
Практика показывает, что оптимальной для мас-
совой постановки на стадионе является Р. 2x2
метра. В зависимости от размеров футбольное
поле может вместить от 48 - 56 отметок по фрон-
ту и от 33 до 36 точек в глубину. Для Р. исполь-


зуются специальные метки, похожие на
канцелярские кнопки, только значительно
больших размеров (диаметр шляпки 12 см, длина
штыря 10-14 см). Важно, чтобы Р. была очень
точной по фронту, в глубину и по диагонали, т. к.
от этого зависит четкость рисунков и качество
действия всей массы участников. Р. нумеруется
по первым линия точек горизонтально (слева
направо) и вертикально (снизу вверх) Получается
система координат, с помощью к-рой можно
легко определить место нахождение любого
участника на поле стадиона. Существуют два
метода разработки композиционно-

постановочного плана: графический.метод и
фотомакетный метод. (Прием обратного
действия, Прием прямого действия, Прием
возврата к исходному положению)

РА'КУ'РС (< фр. raccourci, букв. - сокраще-
ние), 1) (в живописи, графике и рельефе) изо-
бражение фигуры или предмета в перспективе, с
сильным сокращением удаленных от зрителя
частей. 2) (В киносъемке) изображение объекта с
различных точек зрения неподвижной или дви-
жущейся кинокамерой, точка зрения камеры,
создаваемая путем наклона или подъёма оптиче-
ской оси аппарата при съёмке; активный прием
операторского иск-ва для построения изобрази-
тельно-монтажной композиции фильма. Р. помо-
гает выразить взгляд героя или автора на собы-
тие. 3) (В драматургии) точка зрения, с к-рой
автор сценария рассматривает проблему. (Сцени-
ческий ракурс).

РА'КУ'РС СЦЕНИ'ЧЕСКИЙ. Сценический
ракурс.

РА'МПА ('фр. rampe), низкий барьер вдоль
авансцены, закрывающий от зрителей освети-
тельные приборы, направленные на сцену.

РАССКАЗ, 1) метод репетиционной работы.
(Репетиция). 2) Художественное повествова-
тельное прозаическое произведение небольшого
размера. В театре отображение действительности
происходит посредством сиюминутного воспро-
изведения процессов жизни. На эстраде - путем
Р. о процессах жизни: о событиях, о мыслях, о
чувствах чел-ка, рассказом иногда театрализо-
ванном, но лишь в определенной мере. Свойства
Р.: а) возможность свободно оперировать про-
шедшим, настоящим и будущим временем и
пространством, «сжимать» и «растягивать» про-
цессы жизни; б) возможность сделать достояни-
ем слушателей внутреннюю жизнь героя; в)
включение в Р. словесных оценок и комментари-
ев автора или лирического героя, от лица к-рого
он ведется.

Разновидностью Р. является

инсценированный Р. В нем каждый исполнитель
оценивает происходящее с т. зр. своего героя,
либо «перевоплощаясь в автора», комментирует
поведение партнера, либо делает авторский
описательный текст своим внутренним
монологом. В процессе перехода от актерского
самочувствия в диалоге к функции рассказчика в



сурой самой жизни, и в этом главная особенность
профессии режиссера.

РЕЖИССЕР ПО ЗВУКУ. Звукорежиссер.

РЕЖИССЕР ПО КИНО', член постановоч-
ной группы,
совместно с главным реж-ром опре-
деляет, какие кино", видео", фотодокументы бу-
дут использованы по сценарию, составляет пар-
титуру динамика-статической проекции,
под-
бирает и монтирует материал, осуществляя кон-
такты с телевидением, кино- и видеоцентрами,
определяет количество технических исполните-
лей (операторов и монтажеров) и руководит их
работой: следит за качеством аппаратуры, при-
нимает необходимые меры по ее ремонту, про-
водит репетиции и праздник. Если на представ-
лении предполагается присутствие TV, то он с
режиссером телевидения согласовывает техниче-
ские особенности показа документального мате-
риала, после проведения праздника, возвращает
использованные материалы их владельцам.

РЕЖИССЕР ПО ПАНТОМИ'МЕ, член по-
становочной группы, в чьи обязанности входит
отбор пантомимических номеров, проведение
репетиций, а также создание пластических, пан-
томимических связок между номерами и эпизо-
дами, и, если нужно "живого занавеса". Работает
совместно с главным балетмейстером,

РЕЖИССЕР ПО СПОРТУ, член постано-
вочной группы,
отвечающий за осуществление
той части театрализованного представления, к-
рая связана со спортивными номерами. Особенно
велика роль Р. по с. в физкультурно-спортивных
праздниках и театрализованных представлениях
на стадионе.

РЕЖИССЕРА АССИСТЕ-НТ. Ассистент
режиссера.

РЕЖИССЕРА ФУНКЦИИ, Функции ре-
жиссера.

РЕЖИССЕРСКАЯ ГРУППА. I) группа
людей, создаваемая главным реж-ром при орга-
низации масштабной художественной акции
(особенно праздника), в к-рой за каждым эпизо-
дом закрепляется свой режиссер, создающий, в
свою очередь, постановочную группу. 2) Члены
постановочной группы, осуществляющие режис-
серские функции: режиссер по пантомиме, ре-
жиссер по спорту,
режиссер по видео и т. а, а
также режиссеры эпизодов.

РЕЖИССЕРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ,

обоснование режиссерского -замысла, зафикси-
рованное на бумаге. К Р. д. относятся план-
сценарии, сценарий, эскизы
оформления сцены,
зала, костюмов, планировки сценического дей-
ствия (опорные мизансцены), монтажный лист,
муз. партитура, партитура динамика-
статистической проекции, световая партитура,
монтировочный лист, график репетиций,
список
постановочной группы, смета затрат на
художественно-постановочную часть, инструк-
ции для ряда технических исполнителей.

РЕЖИССЕРСКАЯ ПАРТИТУРА, Мон-
тажный.чист.


РЕЖИССЕРСКАЯ СИТУА'ЦИЯ, игровая,
жизненная ситуация, к-рая создается сценарным
и режиссерским ходом и включает в театрализо-
ванное действие зрителей и реальных героев. В
сценарии и режиссерском замысле программи-
руются игровые ситуации будущего действа.
Само праздничное театрализованное игровое
общение исполнителей и зрителей происходит в
самый момент праздника и вызывается теми иг-
ровыми ситуациями, к-рые созданы реж-ром и
организаторами празднества.

РЕЖИССЕРСКИЙ АКЦЕ'НТ. момент осо-
бого напряжения действия, где реж-р сосредото-
чивает выразительные средства для раскрытия
своего смыслового и образного решения, кон-
центрирующее внимание зрителей на главном,
особенно существенном для выявления идеи
спектакля (представления), его сквозного дейст-
вия,
режиссерской трактовки. Р. а. продумыва-
ются, начиная с первых видений пьесы, массово-
го представления и далее в постановочном плане,
в отборе событий, через обострение конфликтов.
контрастов монтажных связей, через звучание
слова и музыки, опорные мизансцены, атмосферу
действия.

РЕЖИССЕРСКИЙ ЗА'МЫСЕЛ, Замысел /
режиссерский.

РЕЖИССЕРСКИЙ ПРИЕ'М, способ взаи-
мосвязи выразительных средств в воплощении
режиссерской художественной мысли, образный
перевод режиссерского замысла в решение.

РЕЖИССЕРСКИЙ СЛУХ, совокупность
хорошо развитых, отточенных до предела таких
режиссерских качеств, как чувство времени,
пространства, меры, чувство правды, чувство
зрителя. (Профессионализм режиссерского иск-
ва).

РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ, описание
режиссерского воплощения литературного
сценария в живом образном действии. Жизненная
основа режиссуры массового театрализованного
действия предполагает изначальную родст-
венность функций и совместную работу сценари-
ста и режиссера.
Но в отличие от литературного
сценария, описывающего предполагаемое празд-
ничное действо как будущий результат, режис-
серский сценарий содержит режиссерское реше-
ние,
конкретные художественные приемы поста-
новки самого процесса действия и использования
выразительных средств, в реализации сценарно-
го и режиссерского замысла.

РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД, зримое, условное
игровое действие, выражающее режиссерское
решение
и связывающее все части, эпизоды, но-
мера, выразительные средства
в непрерывно
развивающуюся композицию целого, включаю-
щее зрителей и участников в сквозное действие
праздника, представления, концерта.

РЕЖИССЕРСКОЕ РЕШЕ'НИЕ режиссер-
ская концепция пьесы или сценария, выраженная
художественными выразительными средствами.
Включает в себя определение образного зерна,


72


сквозного действия, и сверхзадачи, событийного
ряда и режиссерских акцентов
и т. д. Замысел-
это
неосуществ'ленное решение. Решение - это
осуществленный замысел (Г. Товстоногов). Р. р.
работает на сквозное действие, определяет ритм
и стиль, жанр
спектакля, театрализованного
представления. Р. р. выражает индивидуальность
художника, режиссера. «Решение, пришедшее на
ум многим, при всей кажущейся оригинальности
ничего не стоит. Это не решение, а
штамп». (Рехельс).

РЕЖИССУРА, своеобразный вид художест-
венного творчества, позволяющий создавать
пространственно-пластическое, художественно-
образное решение идейно- тематического замыс-
ла произведения одного из "зрелищных иск-в" с
помощью только ему присущих выразительных
средств.
Различают Р. драмы, муз. театра (опе-
ры, оперетты, балета), кино, эстрады, цирка,
театрализованных представлении и массовых
праздников. Понятие «Р.» сегодня распространя-
ется на художественную организацию не только
самых различных произведений коллективного
творчества, но и жизненных общественных ак-
ции:
Р. общественных и политических компаний,
презентации, режиссура художественных верни-
сажей и парада мод, Р. книги и муз. альбома, Р.
школьного урока и т. д. Т. о., понятие «Р.» можно
определить как художественный процесс соз-
дания композиции гармонического целого из раз-
личных компонентов произведений иск-ва и яв-
лений реальной жизни. Все эти виды Р. отлича-
ются своими специфическими особенностями и в
то же время имеют свои общие принципы, ос-
нованные на естественных законах композиции
целого в природе и в иск-ве. Предметом режис-
суры массового театрализованного Действия яв-
ляется человеческое общение художественными
средствами, зто двуединый творческий процесс
Р. художественных выразительных средств и Р.
самой жизни. Результатом режиссерского про-
цесса здесь становится образ праздничного со-
бытия,
образ праздничного театрализованного
общения. (Зрелище, Праздник, Представление)

РЕКВИЗИТ (< лат. requisition - необходимое),
совокупность предметов, вещей (подлинных и
бутафорских), используемых в театральном и
театрализованном представлениях, на ки-
носъемках. К Р. относятся все предметы, к-рые
находятся во время представления на сцениче-
ской площадке
(картины, часы, вазы, обручи,
мячи, и т. д.) или с которыми выходят исполни-
тели (ручка, блокнот, бинокль, ружье, шпага и т.
п.). В Р. всегда много подлинных предметов. В
зависимости от жанра, от стилистики постановки
Р. имеет разный характер. В одних спектаклях
используются в основном натуральные предме-
ты, в др. - предметы могут быть упрощенными
или преувеличенными в размерах (фарс, коме-
дия)
или фантастически видоизмененными, при-
украшенными (сказка). (Ср.. Бутафория, Аксес-
суар).


РЕМЕСЛО1, 1) Культура трудовых профес-
сиональных навыков и технических приемов ху-
дожественной обработки различных материалов
(металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемых
в процессе накопления творческого опыта масте-
ров, создающих художественные изделия. Про-
фессиональный опыт ремесленника складывался
путем открытия наиболее эффективных в эстети-
ческом смысле приемов и техники художествен-
ной обработки материала, доведенных до совер-
шенства. 2) (В театре) одно из направлений сце-
нического иск-ва, имеющее дело не с внутренним
чувством, а с его внешним результатом,
превращенным в штамп. Р. не является иск-вом.
ибо в нем отсутствует человеческое пережива-
ние. 3) (Перен.) знать свое ремесло - быть про-
фессионалом.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (< позднелат.

reminiscentia - воспоминание), 1) смутное воспо-
минание, отголосок; явление, наводящее на со-
поставление с чем-л. 2) В поэтическом и муз.
произведении черты, наводящие на воспомина-
ние о др. произведении; обычно - результат не-
вольного заимствования автором отдельного об-
раза,
мотива, стилистического приема.

РЕПЕРТУА'Р (фр. re'pertoire), совокупность
произведений, исполняемых в театре (драмати-
ческом, муз.), на концертной эстраде, отдельным
артистом. Различают Р. также по стилям и жан-
рам (романтический, комедийный); существуют
понятия «современный Р.», «классический Р.»

РЕПЕТИ-ЦИЙ ГРА'ФИК, График репети-
ций.

РЕПЕТИ'ЦИЯ (< лат. repetitio - повторение),
1) быстрое повторение одного и того же звука на
клавишных и некоторых др. инструментах. 2)
Основная форма подготовки (под руководством
режиссера) театральных, эстрадных, цирковых
представлений, концертных программ, отдельно-
го номера, сцены путем многократных повторе-
ний (целиком или частями).

Виды репетиций:

Р. просмотровая - просмотр и прослушивание
всех исполнителей. Задача этих репетиций -
определение репертуара, с которым исполнители
или коллективы будут выступать в
представлении, реж-р может отобрать имеющий-
ся или предложить какой-л. репертуар, к-рый
необходим для представления как самостоятель-
ный номер или к-рый войдет в состав сводного
номера. Просмотр можно проводить и для опре-
деления стадии готовности номера.

Р. индивидуальная - это по существу, разговор
с актером по душам. Такая Р. помогает
исполнителю пройти тщательно и свободно «уз-
кие» места в работе над ролью. Легче добиться
единомыслия исполнителя и режиссера. Есть
индивидуальные репетиции технического рода
(разобраться в тексте, логике ударений и т. п.).
Индивидуальная Р. преследует большую про-
никновенность в интимные механизмы исполни-
теля. Форма, приемы, тема Р. зависят от одарен-



ности режиссера, его авторитета и фантазии. Такие
репетиции могут быть запланированы заранее, но
могут возникать и спонтанно.

Р. корректурные связаны с шлифовкой роли,
номера. Они могут быть индивидуальными,
групповыми, коллективными, как техническими,
так и смысловыми. К корректурным репетициям
можно отнести и такие, когда коллективы
прогоняют свои номера на новых для них
площадках, проверяют, как звучит фонограмма на
новой аппаратуре и т. п.

Р. монтажная -ее задачи: выстроить общую
композицию, проверить "сцепления" эпизодов (т.
н. "мостики" и "буфера"), проверить все
партитуры и монтажный лист, внести измене-
ния, найти дополнительные средства для обеспе-
чения представления в заданном темпо-ритме,
отрепетировать слабые места, добиваясь точности
и синхронности исполнения. (Ср., Р. прогон-.
ные)

Р. прогонная исполнение и отработка
представления в его временной последователь-
ности, шлифовка представления. Ими заканчива-
ется работа режиссера над представлением. Ста-
новятся ясны, наглядны все достоинства и недос-
татки: обнаруживаются ненужные паузы, затяжки
действия, ритмические «дыры». Здесь опреде-
ляется, что необходимо уточнить, что поправить
и даже переделать; выверяется композиция пред-
ставления; ритм эпизодов приводится в соответ-
ствие с ритмом всего представления, устанавли-
вается его темп; проверяется действие исполни-
телей во время их выхода и ухода со сцены Как
правило, такие Р. идут без остановок, «под ка-
рандаш», чтобы исполнители почувствовали це-
лостность сценического действия, его атмосфе-
ру, тем пи-ритм.
Проверяется драматургия
представления, проводится хронометраж.

После прогонных репетиций иногда возникает
надобность в дополнительном репетиционном
времени для ликвидации просчетов и недорабо-
ток. Поэтому в репетиционном плане после пер-
вого прогона предусматривается время для репе-
тиций «по назначению».

Р. монтировочная- сборка и отработка
взаимодействия сценического оформления,
художественных и технических средств театра-
лизованного зрелища. В назначенный по плану-
графику срок, к к-рому должны быть подготов-
лены все эл-ты оформления (станки, задники, и т.
д.), реж-р вместе с художником и всеми техни-
ческими службами проводит репетицию, на к-рой
окончательно определяется декорационное и
световое решение представления. На сцене в со-
ответствии с эскизами или макетом художника
устанавливаются все эл-ты оформления, разраба-
тываются способы м средства для быстрой его
смены, уточняется размещение отдельных эл-тов
оформления, проверяется техническая часть,
предназначенная для получения сценических
эффектов и т. д. На этой репетиции также отра-


батываются перемены, связанные с перестанов-
кой по ход)' представления деталей оформления.

Р. световая -ее цель - установка света,
проверка костюмов и грима при установленном
свете. Первая световая Р. проводится после Р.
монтировочной, она по сути дела прикидочная,
предварительная. Окончательно свет устанавли-
вают во время сводных Р. в присутствии на сцене
исполнителей.

Р. сводная -на ней реж-р впервые собирает все
номера и эпизоды представления подряд, вводя в
них музыку, свет, кино и т. п- Именно на ней
проверяются все связки между номерами и
эпизодами, правильность их чередования,
развитие сквозного действия, словом, все содер-
жание и все компоненты концерта. Поэтому
сводную Р. рекомендуется проводить после от-
дельных Р с кино, диапозитивами, слайдами, фо-
нограммой,
радиоаппаратурой, сложным светом и
другой техникой, чтобы потом на сводной Р. как
можно меньше времени тратить на технику, а
главное внимание уделять исполнителям.

Р. "за столом"- проводится перед прогоном
театрализованного представления и преследует
цель проверить во избежание "накладок",
насколько хорошо каждый ассистент, помощ-
ники режиссера, ведущий представление и служ-
бы знают свой маневр.

Р. генеральная - представление, идущее без
зрителей или при ограниченном их количестве.
Генеральная - это тот же прогон, но с особой
целью и на особом этапе. Чаще всего она
одновременно является и сдачей реж-ром и по-
становочной группой
представления заказчику,
поэтому Р. идет как спектакль. Профессиональ-
ные режиссеры проводят генеральную Р. за день-
два до показа представления, чтобы можно было
внести необходимые, обнаружившиеся по ходу
Р., изменения. (График репетиций. Прикрытие).

Методы репетиционной работы. Любое
режиссерское указание может быть дано как в
форме словесного объяснения (рассказа) так и в
форме показа. Словесное объяснение (рассказ)
считается основной формой режиссерских указа-
ний.

Рассказ -это разъяснение, погружение артиста
в замысел режиссера, введение в обстоятельства
роли, среды, в к-рой будет существовать
исполнитель, мизансцены, выяснение действия в
каждом куске роли. Большое внимание рассказу
уделяется в застольный период. Использование
рассказа зависит также от степени
подготовленности исполнителей (профессионалы
- непрофессионалы), от вида репетиции, от
.взаимоотношений режиссера и исполнителя (со-
авторы-подчиненные) и от некоторых других
факторов. Не рекомендуется злоупотреблять рас-
сказом, чтобы не убить интуитивный характер
действования исполнителя.

Показ - это демонстрация мизансцены, ха-
рактера, поведения героя на сцене, жестов и т. д.
Различают режиссерский показ и актерский по-




каз. Актерский показ- это подмена актера
режиссером, демонстрация, как надо сыграть,
режиссерский показ - это указание, что надо в
данном куске делать, чтобы раскрыть какую-н.
существенную сторону образа. Режиссерский
показ, как правило, конкретен и представляет
собой лаконичное средство передачи актеру
режиссерского задания.
Ра с с к а з с демонстрацией -это есть
подлинный режиссерский показ. Только при
помощи демонстрации с пояснением реж-р
может выразить мысль синтетически, т. е. де-
монстрируя одновременно движение, слово, ин-
тонацию
в их взаимодействии. При этом реж-ру
нет необходимости проговаривать точный текст.
Кроме того, режиссерский показ связан с воз-
можностью творческого мобилизационного за-
ражения актера режиссером, реж-р только наме-
кает актеру, только подталкивает его,
подсказывает ему направление, в к-ром следует
искать.

РЕ'ПЛИКА (фр. replique), 1) ответ, возраже-
ние, замечание на слова собеседника, говоряще-
го. 2) В сценическом диалоге ответная фраза
партнера; последние слова персонажа, за кото-
рыми следуют текст другого действующего лица
спектакля. Понятие современной Р. расширено. К
ней относится движение актера, смена света,
Мчало или окончание движения поворотного
круга, занавеса, штанкета и проч.

РЕПРИ'З(А) (фр. reprise - возобновление, по-
вторение), 1) повторение какого-л. раздела муз.
произведения. 2) В цирке - движение лошади
одним и тем же аллюром; серия трюков. 3) В
цирке и на эстраде - словесный или пантомими-
ческий номер, лаконичная шутка, меткое слово,
каламбур, парадокс, трюк, рассчитанный на без-
условную, общую и быстро возникающую реак-
цию аудитории. Р. бывают сатирические, юмори-
стические, публицистические, музыкально-
вокальные и т. п.

Р. может иметь значение самостоятельного
мининомера конферансье, отлично приспособле-
на для заполнения межномерных пауз, когда в
его распоряжении считанные секунды, а также
может существовать как составная часть номера
эстрадного или циркового артиста. Репризный
ход внутри фельетона, монолога, интермедии
может круто поменять смысловое значение цело-
го кустка, придать особую остроту и второй план
содержанию. Как элементарный вид комическо-
го, Р. внутри текста служат ударными смеховы-
ми акцентами, являясь по образному выражению
Н. П. Смирнова-Сокольского, поплавками, под-
держивающим на поверхности зрительского ин-
тереса весомые и ведущие части произведения.
Самое незначительное перемещение слов в Р., к-
рое может произойти при нетвердом знании тек-
ста или изменение интонации, фразировки вы-
холащивает юмор из микроскопического, но
точно построенного произведения.


РЕФРЕ'Н (фр. refrain), стих или строфа, при-
пев, в определенном порядке повторяющийся в
стихотворении, песне.

РЕЧЕВА'Я ПАРТИТУРА, разделение текста
между исполнителями по голосам для поли-
фонического (хорового) исполнения литератур-
ных произведений.

РЕЧЕВО'Й ХОР, одновременное произнесе-
ние всеми участниками представления или от-
дельными его группами определенного текста,
чаще всего стихотворного Этот прием часто ис-
пол ьзуется в литературно-муз. композициях,
агитпредставлениях.

РЕЧИ МЕЛО'ДИКА, Мелодика речи.

РЕЧИТАТИВ (ит. recitative), вокальный
стиль, основанный на соответствии интонацион-
ных и метрических закономерностей музыки и
словесного текста. В 17 - 18 вв. возникли «сухой
Р.» - наиболее близкий речевой интонации и ис-
полняемых под аккомпанемент отдельных ак-
кордов клавесина, и «аккомпанированный Р.» -
более мелодизированный с развитым оркестро-
вым сопровождением. Р. встречается в операх,
ораториях, кантатах, песнях.

РЕШЕ'НИЕ О'БРАЗНОЕ. Образное решение,

РЕШЕ-НИЕ РЕЖИССЕРСКОЕ, Режис-
серское решение.

РИТМ (гр. rhythmos - мерное течение), 1) че-
редование каких-л. эл-тов (звуковых, речевых,
цветовых и т. п.), происходящее с определенной
последовательностью, частотой; размеренность в
протекании, совершении чего-л 2) (Муз) вре-
менная организация муз. звуков и их сочетаний.
С 17 в. в музыке утвердился тактовый, акцент-
ный Р., основанный на чередовании сильных и
слабых ударений. Системой организации служит
метр. 3) Упорядоченность звукового, словесного
и синтаксического состава речи, "определенное
его смысловым заданием. 4) (В стихе) - а) общая
упорядоченность звукового строения стихотвор-
ной речи; частным случаем Р. в этом значении
является метр, б) реальное звуковое строение
конкретной стихотворной строки в противопо-
ложность отвлеченной метрической схеме; в
этом значении, наоборот, Р, является частным
случаем («ритмической формой», «вариацией»,
«модуляцией») метра и стихотворного размера.
5) (В иск-ве) важнейшее формообразующее
средство художественного произведения - муз.,
поэтического, театрального - основанное на за-
кономерной повторяемости в пространстве и/или
во времени аналогичных эл-тов и отношений
через соизмеримые интервалы с вариативными
пропусками или сгущениями отдельных ритми-
ческих единиц. 6) (В сценическом и эстрадном
иск-ве, в массовом представлении) это пульс
внутр. действия. Отдельные Р. складываются в
ритмический рисунок представления, в ритмиче-
ское настроение. {Ритмические волны. Ритмиче-
ский повтор. Ритмичный).



РИТМИ'ЧЕСКИЕ ВО'ЛНЫ, принцип композиции,
сформулированный М. Чеховым, выражающийся в
регулярном повторе ритмических движений, в смене
между внутренним и внешним действием. Все
выразительные средства на сцене колеблются между
этими двумя полюсами:

с одной стороны, они достигают наибольшего
напряжения в своей внешней выразительности (речь,
жесты, мизансцены, обращения актеров с предметами,
световые и звуковые эффекты и т. п.). С др. стороны,
они становятся чисто душевными, внутренними
(излучениями отдельных исполнителей, их настроения
и атмосферы). Р. в. являются важнейшим принципом
композиционного построения концертного номера,
концертного и праздничного действия.

РИТМИ'ЧЕСКИЙ ПОВТОР, принцип ком-
позиции,
выражающийся в том, что отдельные ее
части, моменты повторяются в пространстве или во
времени (или вместе), оставаясь при этом не-
изменными или меняются при каждом повторе
количественно и качественно. Различают Р. а
смысловые, звуковые, зрительные и т. д. Они
сосредоточивают внимание на смысле действия,
создают его атмосферу. Как выразительное средство
режиссуры Р. п. структурирует, укрепляет и усиливает
воздействие всех эл-тов спектакля, театрализованного
представления, праздничного массового действа на
зрителя. (Ритм, Ритмические волны. Ритмичный),

РИТМИ1ЧНЫИ, подчиненный ритму, рав-
номерный, налаженный, размеренный. Какое время и в
каком пространстве может обозревать зритель одну
картину без изменений зависит от количества и
качества художественной информации- (Ритм,
Ритмические волны, Ритмический повтор).
РИТУА'Л (< лат. ritualis - обрядовый), вид обряда,
исторически сложившаяся форма сложного
символического поведения, упорядоченная,
стереотипная система действий (в т. ч. речевых);
выражает определенные социальные и культурные
взаимоотношения, ценности. В древних религиях
служил главным выражением культовых отношений. Р.
играет особо важную роль в истории общества как
традиционно выработанный метод социального
воспитания. В современном обществе сохраняется,
главным образом, в области церемониальных форм
официального поведения и бытовых отношений
(гражданская обрядность, этикет, дипломатический
протокол и т. п.). В праздничном Р. важное место
занимает шествие (процессия), демонстрирующее
принадлежность к какой-л. социальной идее, общности,
к-рая отображается в песнях, пантомимах, танцах,
молитвах, но также ранг, иерархию, социальную
функцию участвующих в нем лиц. Ритуальное
действие, являющееся обязательным структурным эл-
том любого театрализованного празднично-обрядового
действия, опирается на народные традиции. К общим
ритуальным эл-там организации театрализованного
действия


следует отнести культ огня, воды, растительного мира,
ритуальную трапезу, ряженье и проч.

РОЛЬ (< фр. role), 1) (психол.) социальная функция
личности; соответствующая принятым нормам способ
поведения людей в зависимости от статуса или позиции
в обществе, в системе межличностных отношений. 2)
Изображение актером на сцене персонажа пьесы. 3)
Совокупность реплик одного действующего лица в
пьесе. В массовом действе участники добровольно
принимают на себя различные игровые и роле* вые
функции, выполняя творческие задания, предложенные
сценарием, режиссером, ведущим. (Пластический
рисунок роли).

РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ, Главный
дирижер. Главный хормейстер.

РЯД СОБЫТИ'ЙНЫЙ, Событийный ряд.

Date: 2015-08-06; view: 458; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию