Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Глава 1 . Понятие об экологии





ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Понятие об экологии. Экологические факторы и природные ресурсы

1.1. Что изучает экология

1.2. Природа и природные объекты

1.3. Экологические факторы

1.4. Экологическая система

1.5. Ресурсы природной среды

Глава 2. Загрязнение природной среды

2.1. Основные типы загрязнения природной среды

2.2. Понятие о качестве окружающей среды и нормативах качества

2.3. Допустимые уровни воздействия физического загрязнения

2.4. Химическое загрязнение окружающей среды

2.5. Биологическое загрязнение окружающей среды

Глава 3. Загрязнение окружающей среды в результате военной деятельности

3.1. Военный объект и военная экологическая система

3.2. Источники загрязнения на военных объектах

3.3. Источники загрязнения окружающей среды на военном объекте при повседневной деятельности войск

3.4. Предотвращение загрязнения и очистка природной среды

Глава 4. Требования Закона РФ «Об охране окружающей среды к деятельности войск

4.1. Основные положения Закона РФ «Об охране окружающей среды» по вопросам экологической деятельности войск

4.2. Экологическое обучение и воспитание военнослужащих

4.3. Особо охраняемые территории и объекты

4.4. Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения

Глава 5. Экологические требования к проведению работ, связанных с вредными веществами, явлениями и процессами

5.1. Требования безопасности при обращении с источниками ионизирующих излучений

5.2. Требования безопасности при проведении работ с ядовитыми, агрессивными и химическими веществами

5.3. Охрана природных комплексов от биологического загрязнения

Глава 6. Предотвращение загрязнения окружающей среды на полевых занятиях и при перевозке опасных грузов

6.1. Меры по предотвращению загрязнения на полевых занятиях и учениях

6.2. Меры по предотвращению загрязнения при эксплуатации, обслуживании и ремонте вооружения и военной техники в полевых условиях

6.3. Транспортировка опасных грузов

6.4. Восстановление растительно-почвенного покрова

Глава 7. Чрезвычайные экологические ситуации

7.1. Основные причины и источники чрезвычайных экологических ситуаций

7.2. Экологическая безопасность военной службы

Заключение

Рекомендуемая литература

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди глобальных проблем современного мира важнейшее место занимает экологическое состояние окружающей среды, и прежде всего биосферы. Жизнь на планете Земля существует уже около 2,5 млрд лет, а дикие предки человека появились около 4 млн лет назад. К настоящему времени на Земле сменилось несколько десятков тысяч поколений людей. Сотни тысяч лет наши предки медленно продвигались в своем развитии к истокам современной цивилизации без конфликтов с матерью-природой. Человек лишь немного подправлял и расширял предписанные ему природой условия, не нарушая природного равновесия. Его отношения с окружающей средой постепенно изменялись - по мере того, как он превращался в «человека разумного». Но очень долго эти изменения носили количественный, а не качественный характер. Лишь примерно с середины XIX в., когда человек для своих нужд стал широко использовать каменный уголь, в его взаимоотношениях с природой стали происходить качественные изменения, темп которых ускорился с началом промышленного использования нефти и с переходом во всех видах хозяйственной деятельности на машинные технологии. В середине XX столетия серьезные качественные изменения в самой природе под влиянием человеческой деятельности приобрели лавинообразный характер. И люди начали осознавать, что виновниками всего этого являются именно они - их наука, технологии, транспорт, города-гиганты. Независимо от желания человека гармония, своего рода равновесие в его отношениях с природой оказались грубо нарушенными. Ускорителем нарушений стал технологический прогресс, а катализатором сложившегося угрожающего экологического состояния во второй половине XX в. стала научно-техническая революция (НТР). Научно-техническая революция, обеспечившая значительную часть людей комфортными жизненными и бытовыми условиями, в том числе современными квартирами, удобным транспортом и прочими благами цивилизации, одновременно стала тем разрушительным ураганом, который вот уже несколько десятилетий угрожает самому существованию людей. НТР вплотную подвела человека к осознанию того, что:

· на Земле ограничены ресурсы пищи, запасы нефти, угля, газа, металлов; воздух постоянно насыщается вредными химическими веществами; Мировой океан постепенно покрывается нефтяной пленкой; ближний космос в результате достижений человеческого гения превращается в свалку отходов;

· многим народам не хватает обыкновенной пресной воды; озоновый слой атмосферы Земли разрушается, что обрекает растительность и животный мир на гибель под жесткими ультрафиолетовыми лучами Солнца.

Стремясь достигнуть независимости от природы, улучшить свои условия жизни, человек непрерывно наращивает темпы материального производства. При этом большая часть взятых у природы ресурсов возвращается к ней только в виде отходов. Это ставит под угрозу существование как природы, так и человека.

Человек использует вещество планеты весьма неэффективно с образованием огромного количества отходов. Чтобы обеспечить одного человека предметами существования, каждый год из Земли извлекается более 20 тонн сырья, которые в последующем рассеиваются в биосфере. За вычетом всех отходов количество полезного общественного продукта составляет не более 2 процентов используемых природных ресурсов, а 98 процентов приходится на отходы, загрязняющие биосферу.

Под биосферой принято понимать сравнительно тонкую оболочку Земли, содержащую всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в состоянии непрерывного обмена с этими организмами. Биосфера включает в себя слой атмосферы до высоты 25 километров, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы (до глубины 2 километров).

Естественное состояние объектов природной среды характеризуется относительным постоянством среднего содержания составляющих их веществ и соединений. Существенные необратимые изменения характеристик природной среды естественного происхождения складываются в течение многих миллионов лет. Изменения же, вызываемые деятельностью людей (антропогенные), обладают свойством резко ухудшать состояние природной среды в данном регионе, выводить природные системы из состояния равновесия.

Природные источники загрязнения окружающей среды связаны в основном с различными катаклизмами (землетрясениями, извержениями вулканов, тайфунами, наводнениями). В настоящее время сложилось такое положение, что суммарная мощность антропогенных выбросов во многих случаях сравнима, а часто даже превосходит мощность выбросов естественных источников загрязнения. Так, например, природные источники окислов азота выбрасывают 30 млн тонн азота в год, а антропогенные - 35-50 млн тонн; выбросы двуокиси серы - соответственно 30 млн тонн и более 350 млн тонн. Мощность выбросов антропогенных источников свинца почти в 10 раз превышает мощность выбросов естественных источников.

Вредными веществами загрязняются атмосфера, природные воды и почвы. На состав атмосферы большое влияние оказывают тепловые электростанции, транспорт, промышленные предприятия. В результате их деятельности загрязненность воздуха в крупных городах и промышленных центрах значительно превышает установленные нормы. Причем основная доля выбросов приходится на автотранспорт. С выхлопными газами автомобилей в воздух выбрасываются 98 процентов свинца, значительная часть бензапирена и других опасных веществ.

Вода - самое распространенное неорганическое вещество на Земле, основа всех жизненных процессов. Загрязняющие вещества из атмосферы и из отходов попадают в воду, значительно сокращая и без того ограниченные запасы пресной воды. Главную опасность в данном случае представляют промышленные, сельскохозяйственные и бытовые сточные воды. К настоящему времени близки к качественному исчерпанию воды полного мирового речного стока, а во многих странах мира они уже исчерпаны. В мировом масштабе основным загрязнителем поверхностных вод суши и Мирового океана являются нефть и нефтепродукты. Поступление нефти в океан достигло 25-30 млн тонн в год. При этом одна тонна нефти загрязняет акваторию площадью 12 кв. километров.

Почва - верхний слой литосферы, обеспечивающий значительную часть процессов взаимодействия между живой и неживой природой. В результате хозяйственной деятельности человека происходит уничтожение почвы, ее загрязнение и изменение состава. Громадные площади буквально погибают при горнопромышленных работах, при строительстве городов, предприятий, при создании водохранилищ, из-за эрозии. Только из-за ускоренной эрозии почв за последнее столетие на планете потеряно 2 млрд гектаров плодородных земель. Эрозия почв стала мировой проблемой.

Таким образом, стремление человека обладать все большими благами привело к возникновению угрозы разрушения среды его обитания вследствие его хозяйственной и иной деятельности.

Военная деятельность относится к экологически опасным видам деятельности. В Вооруженных Силах Российской Федерации имеется большое число потенциально опасных в экологическом отношении военных объектов - таких, как ядерные энергетические установки, ядерные исследовательские реакторы, хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов, хранилища отработанного ядерного топлива, хранилища и склады боеприпасов, вооружения, военной техники, горючего и смазочных материалов, боевых химических веществ. На этих объектах могут происходить аварии, влекущие за собой загрязнение природной среды - атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод, растительности и животного мира. Однако вредное воздействие на окружающую среду оказывают не только экологически опасные объекты, но и все другие объекты, на которых эксплуатируется, хранится и утилизируется вооружение и военная техника (ВБТ), проводится боевая подготовка войск, протекает жизнь и быт личного состава воинских частей и подразделений. Суммарный эффект от деятельности Вооруженных Сил сопоставим с влиянием на природную среду одной из отраслей промышленности среднего масштаба. Следовательно, личный состав Вооруженных Сил должны волновать те же вопросы, что и любого другого жителя планеты, а именно: взаимоотношения с природной средой. А взаимоотношения эти в настоящее время достигли такого состояния, которое подавляющее большинство ведущих ученых и государственных деятелей мирового сообщества определяют как экологический кризис.

Основной признак экологического кризиса на данном этапе развития человеческого общества - резкое качественное изменение биосферы, происшедшее за последние 50 лет.

Более того, на границе второго и третьего тысячелетий новой эры появились признаки перерастания экологического кризиса в экологическую катастрофу, при которой начинаются необратимые процессы разрушения биосферы. Преодолеть создавшуюся ситуацию можно только путем критического пересмотра приоритетов на всех направлениях человеческой деятельности. В рамках тех видов деятельности, без которых люди не могут существовать, следует тщательно продумывать каждый серьезный шаг с учетом необходимости щадящего режима эксплуатации ресурсов природы и задач сохранения здоровья человека.

К решению проблем взаимоотношений человека и природы можно подходить и с технологической, и с гуманитарной позиций. Преобладающая на практике технологическая позиция предусматривает применение ресурсосберегающих технологий, систем очистки и охрану природы с помощью ограничительных и запретительных мер. Гуманитарная позиция ориентируется на формирование экологической культуры как составляющей части общей культуры человека.

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Экологическая культура включает в себя экологическое сознание и экологическое поведение. Экологическое сознание - это совокупность экологических и природоохранных представлений человека, а экологическое поведение выражается в конкретных действиях и поступках людей, связанных с воздействием на природную среду в рамках их профессиональной деятельности и в быту.

Формирование экологической культуры человека является задачей общегосударственного значения, что определено Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Законом устанавливается система всеобщего, комплексного, непрерывного экологического воспитания и образования, связывающая воедино все звенья учебно-воспитательного процесса - от дошкольных учреждений до послевузовских форм повышения квалификации. Принцип всеобщности и комплексности предполагает вовлечение в этот процесс каждого гражданина страны на протяжении всей его жизни.

Серьезная задача по экологическому образованию и формированию экологической культуры граждан России возлагается на Вооруженные Силы в период прохождения российскими гражданами действительной военной службы. Для приобретения личным составом подразделений необходимых знаний по вопросам экологии, практических навыков в выполнении правил и мер экологической безопасности при исполнении своих должностных и служебных обязанностей, а также для обеспечения их уверенных действий в случае возникновения аварий и катастроф с опасными экологическими последствиями в Вооруженных Силах Российской Федерации организуется экологическая подготовка.

Основной задачей экологической подготовки является овладение военнослужащими минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры, усвоение ими практических навыков бережного отношения к природе, в ходе выполнения учебных и боевых задач, при эксплуатации вооружения и техники, а также в быту.

Военнослужащему, как и любому другому гражданину нашей страны, должно быть совсем не безразлично, в каких условиях проходят его жизнь и служба. Важна его заинтересованность в том, что он лично может сделать не только для сохранения, но и, еще лучше, для приумножения природного наследия, которое нам досталось. Это наследие ныне далеко не в лучшем состоянии, потому что длительное время к природе относились потребительски, черпая из нее, как из кладовой, не задумываясь о последствиях.

Автор надеется, что данное пособие поможет солдатам и сержантам изучить основные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой в процессе прохождения военной службы, будет способствовать формированию у военнослужащих бережного отношения к природе, сознательному соблюдению ими экологических ограничений, и более того - возникновению у них стремления лично участвовать в охране природы и ее защите.

Настоящее учебное пособие является составной частью единого учебного комплекса, разработанного в Управлении начальника экологической безопасности Вооруженных Сил (ВС) Российской Федерации (РФ) для экологической подготовки солдат (матросов) и сержантов (старшин). Помимо данного пособия в состав указанного комплекта входят:

· учебное пособие для руководителей занятий по экологической подготовке солдат и сержантов ВС РФ;

· типовой учебный план экологической подготовки солдат и сержантов ВС РФ;

· методические рекомендации по организации экологической подготовки солдат и сержантов воинских частей и подразделений ВС РФ.


 

Date: 2015-08-06; view: 571; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию