Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика текущего состояния сферы укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений вСанкт-Петербурге





 

Санкт-Петербург с первых дней своего существования является поликультурным и многонациональным сообществом. В нем представлены все основные мировые конфессии. Национальные диаспоры Санкт-Петербурга внесли большой вклад в его развитие, и на сегодняшний день глубоко интегрированы во все сферы жизни города, являются неотъемлемым компонентом современного гражданского общества не только города, но и России в целом. Судьбы представителей многих народов тесно связаны с Петербургом с первых дней его строительства. Политика Правительства Санкт-Петербурга нацелена на распространение среди петербуржцев интереса и уважения к культурным ценностям и традициям представленных в Санкт-Петербурге этнических сообществ и преодоление негативных национальных стереотипов массового сознания. Большую роль в решении этих задач играют национально-культурные объединения Санкт-Петербурга. Национальный состав — русские (свыше 84,73 %), украинцы (1,87 %), белорусы (1,17 %), евреи (0,78 %), татары (0,76 %), чуваши (0,14 %) и другие национальности. В городе зарегистрировано более 200 национальных объединений, в 33 общеобразовательных школах проводится обучение, включающее в себя национально- культурный курс, 10 национальных воскресных школ, в которых изучаются национальные языки и культура, традиции народа, функционируют более 60 национальных фольклорных ансамблей.

Проводимая в Санкт-Петербурге национальная политика направлена на гармонизацию межнациональных отношений; формирование и укрепление общегражданского единства; расширение сотрудничества и взаимодействия между государственными структурами, институтами гражданского общества, СМИ и национально-культурными объединениями Санкт-Петербурга; активизацию их работы в социокультурном пространстве города, а также на поддержку их инициатив, развития и сохранения национальных культур, языков, народного самодеятельного творчества.

Эта работа осуществлялась в Санкт-Петербурге путем реализации комплекса мероприятий двух целевых программ: Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа «Толерантность»), которая впервые заработала в городе в 2006 году, а в 2011 году получила свое продолжение, и Программы «Миграция. Комплексные меры по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы». Перечень мероприятий, ранее проводимых в рамках названных программ, стал основой данной Подпрограммы 3.

Ежегодно по программе «Толерантность» в городе проводилось почти 9 тысяч мероприятий, в том числе СПб ГКУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей». Ежегодный охват населения мероприятиями составлял ориентировочно 2,9 млн. человек. Основная часть мероприятий программы была сконцентрирована на аспектах формирования общероссийской гражданской идентичности и петербургского самосознания у коренного населения разного этнического происхождения; обеспечения конструктивного взаимодействия всех представленных в городском сообществе этноконфессиональных групп, использования потенциала национально-культурных объединений и религиозных организаций; создания условий для профилактики межэтнических и межкультурных конфликтов, искоренения проявлений ксенофобии, мигрантофобии, расизма; выработки и реализации системного подхода к процессу языковой и социокультурной интеграции учащихся-инофонов в петербургское сообщество.

В течение нескольких лет действия программы «Толерантность» осуществлялись инновационные программы повышения квалификации педагогов, воспитателей детских садов, сотрудников подростковых молодежных центров; осуществлялись познавательные и обучающие мероприятия, в том числе для иностранных студентов; проводился конкурс студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды вСанкт-Петербурге, конференции с участием представителей религиозных объединений, семинары, посвященных диалогу науки и религии. За прошедшие годы была осуществлена ежегодная трансляция цикла из 60 оригинальных радиопередач с участием представителей традиционных христианских церквей, посвященных актуальным общественным темам; на базе Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей истории религии» проходил цикл музейных образовательных программ с проведением экскурсий с целью изучения российских культурных традиций. В рамках содействия межкультурному взаимодействию в петербургском сообществе для школьников был организован цикл музейных образовательных программ; реализованы проекты учреждений культуры, направленные на повышение уровня знаний и представлений об истории и культуре народов России и мира, а также культурно-просветительские мероприятия в Доме национальностей и районах Санкт-Петербурга, и мероприятия, приуроченные к празднованию Международного дня толерантности (16 ноября).

Крупный блок мероприятий по взаимодействию с национально-культурными объединениями и автономиями реализуется на базе подведомственного Комитету по внешним связям Санкт-Петербурга учреждения СПб ГКУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей». В 2012 году на его площадке было проведено 661 мероприятие.

Ежегодно количество сообщений печатной прессы, радиостанций и телеканалов, посвященных событиям в сфере межнациональных отношений в Петербурге, составлял более 3,7 тысяч выходов.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 г. Пр-540 ФМС России, МВД России, ФСБ России, их территориальными органами при участии Росфинмониторинга и во взаимодействии с компетентными органами государств-членов ОДКБ в периоды с 13 по 31 мая, с 23 сентября по 11 октября 2013 г. проведены 2 этапа скоординированных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций «Нелегал-2013» по противодействию незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран, включая торговлю людьми.

Структуры УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в периоды с 11 по 15 марта 2013 г., с 13 по 17 мая 2013г. приняли участие в 2-х этапах целевых оперативно-профилактических мероприятий «Нелегальный мигрант», проводимых на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Всего за два этапа оперативно-профилактических мероприятий «Нелегальный мигрант» УФМС наложено административных штрафов на сумму – 8969 тыс. 500 рублей, взыскано – 5344 тыс.800 рублей.

В период проведения первого и второго этапов оперативно-профилактических мероприятий «Нелегал-2013» за пределы Российской Федерации выдворено 227 иностранных граждан, депортировано 6 иностранных граждан.

Таким образом,Санкт-Петербургвсегда был и остается городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавшим к разным народам и этническим группам, отличающимся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями. Но основной проблемой в деле поддержании гражданского мира и общественного согласия в Санкт-Петербургепоследние годы становятся межнациональные отношения, которые обостряются в условиях активных миграционных процессов.

Основным источником пополнения населения Санкт-Петербурга за счет миграции в современных условиях являются другие регионы Российской Федерации и страны СНГ. Город традиционно относится к трудонедостаточным регионам. Однако отсутствие четкой системы мероприятий по привлечению для работы в Санкт-Петербург российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, приводит к увеличению численности привлекаемых иностранных работников. В 2011 году миграционный прирост составил 58632 человека, и полностью компенсировал естественную убыль населения Санкт-Петербурга.

За 12 месяцев 2013 г. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на миграционный учет поставлено 1768099 иностранных граждан, в январе-декабре 2013 г. гражданство Российской Федерации приняли 4333 (+1439) человека, из них 3086 взрослых лиц и 1247 лиц до 18 лет[8].

Коэффициент миграционного прироста в Санкт-Петербурге, начиная с 2003 г., является достаточно высоким, и в 2010-2011 годах превышал уровень миграции в Москве (соответственно, 119 чел. и 51 чел. на 10 тыс. жителей в 2011 г.). По официальным данным, основной приток мигрантов составляют граждане РФ, переместившиеся из других регионов. В то же время, Санкт-Петербург привлекает значительное число трудовых мигрантов из-за рубежа. По данным 2013 года общая численность одновременно находящихся в Санкт-Петербурге иммигрантов оценивалась в 800 тыс. – 1 млн. человек (включая лиц, оседлых, в том числе получивших российское гражданство, и временно пребывающих). Общий объем трудовой миграции, зафиксированный государственными структурами, оценивался в 1,1 млн. человек. При этом общая численность легальных иммигрантов, по информации УФМС, составила 250 тыс. человек. Значит, общая оценка внутренней трудовой миграции равна 850 тыс. человек, из которой на маятниковую миграцию в Санкт-Петербургеприходится около 450 тыс. человек. Также можно отметить, что за посткризисные периоды с 2003 по 2012 гг. объем маятниковой миграции из Ленинградской области в Санкт-Петербург вырос в 4,4 раза, а из Санкт-Петербурга в Ленинградской области – в 1,7 раза. Из проживающих на территории СПб мигрантов официально работают 60-70%.

От работодателей в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области поступило 163767 уведомлений о приеме на работу иностранных работников.

Основными сферами деятельности, в которых работали иностранные граждане, являлись:

по Санкт-Петербургу: сфера услуг – 43,3%, строительство – 12,4%, оптовая и розничная торговля – 9,5%, производство – 3,7%, транспорт и связь – 3,9%, сельское и лесное хозяйство – 0,8%, другие – 26,4%.

по Ленинградской области: сфера услуг – 46,6%, строительство – 12,8%, производство – 8,2%, лесное и сельское хозяйство – 7,9%, оптовая и розничная торговля – 8,6%, транспорт и связь – 2,4%, другие – 13,6%.

В 2013 году приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 566н «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2013 год квоты на выдачу иностранным лицам разрешений на работу» установлены следующие квоты на выдачу разрешения на работу иностранным гражданам: Санкт-Петербург – 156515 (квота увеличена на 1100 разрешений на работу), Ленинградская область – 68301 (квота увеличена на 14062 разрешения на работу).

За 12 месяцев 2013 г. оформлено разрешений на работу 293661 (+40446; +16%) иностранному гражданину, из них 282784 или 96, 2% прибыли в безвизовом порядке.

В счет квоты 2013 года в Санкт-Петербурге оформлено 151223 разрешения на работу (квота исчерпана на 96,6%), в Ленинградской области – 48235 (квота исчерпана на 70,6%).

Аннулировано 7450 (+4546) разрешений на работу иностранным гражданам.

Резкое увеличение числа аннулирования ранее выданных указанных документов обусловлено изменением действующего российского миграционного законодательства: с 01.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 204-ФЗ, которым в часть 9.1 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» внесены изменения, расширяющие категорию иностранных граждан, которым отказывается в выдаче разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а ранее выданные документы аннулируются.

За 12 месяцев 2013 г. депортировано 132 иностранных гражданина, 1444 иностранным гражданам сокращен срок временного пребывания на территории Российской Федерации. Существенно увеличилось количество административно выдворенных за нарушения миграционного законодательства лиц: до 5133, из них 2232 – в форме принудительного перемещения через Государственную границу Российской Федерации.

За пределы Российской Федерации административно выдворено 63 иностранных граждан, депортировано – 4.

Ежегодный миграционный прирост трудовой миграции, с одной стороны, обеспечивает увеличение численности населения Санкт-Петербурга, с другой - создает предпосылки к повышению социальной напряженности в связи со сложностями социализации мигрантов, прибывающих из азиатских стран СНГ (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан). Многие прибывающие из этих стран работники, имеют низкий уровень профессиональной подготовки (или отсутствие таковой) и не владеют в достаточной степени, русским языком. Это, в свою очередь, делает их «легкой добычей» для недобросовестных посредников и работодателей. По итогам 12 месяцев 2012 г. количество преступлений, совершаемых на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области иностранными гражданами, увеличилось на 10,4% (2627), из них свыше 92,5% совершены гражданами государств-участников СНГ.

В отношении иностранных граждан в 2013 году совершено 707 преступлений, большинство которых, в силу отсутствия адаптации потерпевших к нашим реалиям, имеют корыстно-имущественную направленность

В январе-декабре 2013г. количество преступлений, совершаемых на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области иностранными гражданами, увеличилось на 34,3%. из них 93,7% совершены гражданами государств-участников СНГ.

В период проведения в Санкт-Петербурге 20-22 июня 2013 г. XVII Петербургского международного экономического форума, событий и происшествий, получивших общественный резонанс, не произошло.

В 2013 году Комитетом по труду и занятости населения была проведена комплексная оценка использования иностранной рабочей силы вСанкт-Петербурге по Методике оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.09.2007 № 604.

Основной вывод комплексной оценки заключается в том, что при достаточно высоком уровне занятости населения Санкт-Петербурга в экономике, полностью покрыть дефицит в рабочей силе без привлечения иностранной рабочей силы (далее - ИРС) невозможно. В то же время, привлечение преимущественно низкоквалифицированной ИРС (88% от общего числа привлеченной ИРС) в экономику Санкт-Петербурга не является эффективным решением с точки зрения социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

От деятельности ИРС растут доходы городского бюджета, окупаются расходы на социальные нужды мигрантов, вместе с тем рост численности иностранных мигрантов создает дополнительную напряженность для жителей Санкт-Петербурга при использовании объектов социальной инфраструктуры (детских учреждений, школ, поликлиник, общественного транспорта и т.п.).

Особенно заметный прирост численности иностранных работников просматривается на предприятиях следующих видов экономической деятельности: гостиницы и рестораны - 17,78 процента; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 17,06 процента; строительство - 13,0 процентов. На предприятиях этих видов экономической деятельности рост оборота организаций, работ и услуг выше среднего уровня прироста ВРП в целом (121,8 процента и 117,9 процента соответственно (за исключением строительства).

По укрупненным квалификационным группам сравнение показывает, что:

- в группе «высококвалифицированные работники» иностранные трудовые мигранты составляют 0,8 процента от общего числа занятых на производстве;

- в группе «работники среднего уровня квалификации» доля иностранных трудовых мигрантов составляет 4,1 процента;

- в группе же «низкоквалифицированные работники» доля иностранных трудовых мигрантов наивысшая, более половины работающих - 58,3 процента.

Наблюдается недостаточное удовлетворение в потребности работодателей ИРС по 9 из 17 видов экономической деятельности, по таким укрупненным квалификационным группам, как высококвалифицированные работники и работники среднего уровня квалификации. Потребность в привлечении иностранных трудовых мигрантов доказывает растущее количество вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости. Несмотря на то, что они замещаются в большей своей части российскими трудовыми ресурсами, но в настоящее время остается большой простор для привлечения иностранных трудовых мигрантов. Потребность Санкт-Петербурга в привлечении иностранных работников в 2014 году составила 136232 единицы. Приказом Минтруда России от 16.12.2013 N 739н для Санкт-Петербурга установлена квота на 2014 год на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 136232 разрешения.

По состоянию на 31.12.2013 медицинское освидетельствование иностранных граждан и лиц без гражданства в Санкт-Петербурге осуществляется 31 медицинской организацией. Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, прошедших медицинское освидетельствование за 2013 год – 293 273 чел., из них выявлены заболевания, представляющие опасность для окружающих –748 чел., в том числе болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) – 279 чел.; туберкулез – 311 чел.; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем – 359 чел.; наркомания – 0 чел.

Ежегодно Служба занятости населения Санкт-Петербурга проводит мониторинг замещения российскими гражданами вакантных рабочих мест, на которые планировалось привлечение иностранных работников. По результатам мониторинга в 2013 году на рабочие места, которые предполагалось заполнить в 2012 году иностранными работниками, работодателями принято 97346 российских граждан, из них 23495 – иногородние. Дефицит рабочей силы наблюдается в следующих областях: механизаторы - минимум 30% от требуемого количества, обслуживающий персонал 25-30%, строительные специальности 20-25%, специалисты общепита (повара) - 15%. Причиной дефицита является недостаток или отсутствие профессионального образования или отсутствие престижа и привлекательности указанных специальностей.

Согласно опросу общественного мнения горожане ощущают остроту проблемы межнациональных отношений, которая воспринимается ими как многоаспектная и весьма значимая городская проблема (52%). Оценивая динамику и перспективы событий и то, как складывается ситуация в сфере межнациональных отношений, петербуржцы достаточно пессимистично оценивают перспективы решения этих проблем и считают, что их острота в обозримом будущем будет стремительно нарастать (46%)[9].

Основными проблемами, связанными с ухудшением межнациональных отношений, являются:

- нарушение правил регистрации трудовых мигрантов;

- нарушение трудового законодательства в отношении трудовых мигрантов;

- нарушение прав и свобод, социальная уязвимость граждан, относящихся к категории мигрантов;

- низкий уровень социализации мигрантов в городской среде, слабое восприятие норм и ценностей, культуры и обычаев местного населения;

- распространение ксенофобских настроений.

Без решения этих проблем, усилия, направляемые городом на воспитание у граждан позитивного отношения к мигрантам и у мигрантов – уважительного отношения к культуре и традициям нашей страны и города, могут оказаться бессмысленными.

Таким образом, с одной стороны, в городе наблюдаются такие проблемы, как нелегальная миграция, нагрузка на социальную сферу (здравоохранение, образование, социальная защита), рост преступности и социальной напряженности среди населения, распространение социально опасных заболеваний, а также проблема соблюдения трудовых и иных прав самих иностранных работников. С другой стороны, осуществляется утверждение ценностей гражданской солидарности, обеспечение гармоничного сосуществования и конструктивного взаимодействия всех представленных в городском сообществе этноконфессиональных групп, предупреждение любых проявлений ксенофобии, формирование эффективных механизмов социальной интеграции и культурной адаптации мигрантов. И это приводит, при общем терпимом отношении в обществе, к возникновению отдельных всплесков недовольства, связанных с поведением трудовых мигрантов.

Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности еженедельно проводит мониторинг принимаемых мер по административному выдворению иностранных граждан. В 2013 году было проведено более 15 тысяч проверок, направленных на выявление нарушений в сфере миграционного законодательства. По их результатам было принято решение об административном выдворении 5 385 иностранцев. Это больше, чем в 2012 году на 3 330 человек. Более 2,9 тысяч мигрантов, нарушивших режим пребывания, покинули Россию самостоятельно, 2,2 тысячи человек были принудительно перемещены через границу.

Ряд текущих законодательных инициатив федерального правительства, связанных с регулированием межнациональных отношений, направлен на ужесточение мер ответственности за нарушение правил регистрации, как со стороны самих трудовых мигрантов, так и их работодателей. Кроме того, в 2013 г. принят закон, предусматривающий повышение ответственности губернаторов, местных депутатов, а также мэров городов, глав районов и поселений за работу по обеспечению гарантий равенства прав граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии или других обстоятельств, предотвращению ограничения прав и дискриминации по указанным признакам. Важное значение имеет антикоррупционная составляющая деятельности государственных органов, связанных с регистрацией, трудоустройством и социальной защитой мигрантов, которая проводится как на федеральном, так и региональном уровнях управления.

Общий вывод из всесторонней оценки влияния иностранных трудовых мигрантов на рынок труда Санкт-Петербурга состоит в том, что, несмотря на общественно-социальные издержки от их присутствия в Санкт-Петербурге, экономический эффект от использования иностранных трудовых мигрантов остается достаточно значимым и носит позитивный характер. Привлечение мигрантов должно происходить в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также с учетом необходимости социальной адаптации и интеграции мигрантов. Миграционные ресурсы следует направлять в те отрасли экономики, где они действительно нужны, и таким образом контролировать ситуацию. Дешевизна рабочих рук мигрантов развращает бизнес, снижает его социальную ответственность, не дает развивать инновационные подходы, собственное профессиональное образование, воспитывать свои кадры, обеспечивать занятость российских граждан.

Обеспечивая приток рабочей силы в важные секторы экономики (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, промышленность и др.), внешняя миграция несет с собой также ряд реальных угроз в сферах экономической, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Хотя основная часть миграции населения носит экономический характер, значительное число иностранных трудовых мигрантов уклоняется от налогообложения, не вносит никакого вклада в развитие и содержание инфраструктуры города, которую интенсивно и бесплатно использует. В свою очередь, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии.

 


 

Date: 2015-08-06; view: 298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию