Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыка как вид искусства





Раздел 1 «Музыка и литература»(16 часов).

1 урок «Что роднит музыку с литературой?» Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. В музыке русских и зарубежных композиторов XIX века. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке. Возможности музыкальных форм (трёхчастная).

Опыт музыкально – творческой деятельности: слушание музыки (личностно – окрашенное эмоционально – образное восприятие образцов профессионального музыкального искусства, пение (хоровое, ансамблевое) образцов вокальной классической музыки. Вокализация основных тем инструментальных произведений.

· М.И.Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок»

· Локтев «Песня о России»

· П.И.Чайковский Симфония № 4 финал (фрагмент)

· Э. Григ фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Урок 2. Вокальная музыка.

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.

Опыт музыкально – творческой деятельности: слушание музыки (личностно – окрашенное эмоционально – образное восприятие образцов профессионального музыкального искусства, пение (хоровое, ансамблевое) образцов вокальной классической музыки.

 

· «Осень» П.И.Чайковский, сл. А. Плещеева

· П. Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»

· «Песня о России» Локтев

Урок 3. Вокальная музыка. Музыкальный фольклор .

Детский музыкальный фольклор и сочинения композиторов республики Коми.

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, соревновательные, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, народ коми сопровождает свои дела, поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении коми - это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. В песнях народа коми условно можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, «богатырские» песни, детские игровые, танцевальные и др. Возможности музыкальных форм (Вариация). Песенность, напевность как феномен русского народного пения, искусства распева тонов и импровизации.

Опыт музыкально – творческой деятельности: слушание музыки (личностно – окрашенное эмоционально – образное восприятие образцов народного музыкального творчества. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Пение (хоровое, ансамблевое и сольное). Одноголосное и двухголосное исполнение образцов народных песен с сопровождением и без сопровождения. Обогащение опыта вокальной импровизации. Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах.

 

· «Мы пойдём погулять» (р.н.п.) в исполнении Государственного хора русской песни под руководством А.В.Свешникова.

· «А мы просо сеяли» (р.н.п.) в исполнении Государственного хора русской песни под руководством А.В.Свешникова.

· «Колыбельная» В. Гущин, исп.Л.Логиновой

· «Частушки» коми народные, исп. Л.Логиновой

· «Руй – руй » игровая детская коми народная песня

 

Урок 4. Вокальная музыка.

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. В музыке русских композиторов XIX века. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Опыт музыкально – творческой деятельности: слушание музыки (личностно – окрашенное эмоционально – образное восприятие образцов профессионального музыкального искусства, пение (хоровое, ансамблевое) образцов вокальной классической музыки. Вокализация основных тем инструментальных произведений.

· «Горные вершины» А. Варламов, сл.М.Лермонтова

· «Горные вершины» А. Рубинштейн, сл.М.Лермонтова

 

Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов.

Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов к национальному фольклору. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой в творчестве русского композитора XIX века А.Лядова. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.). Возможности музыкальных форм (двухчастная).

Опыт музыкально – творческой деятельности. Слушание музыки. Личностно – окрашенное эмоционально – образное восприятие и оценка образцов профессионального музыкального искусства. Пение (хоровое, ансамблевое) образцов вокальной классической музыки. Музыкально пластическое движение: обогащение опыта индивидуально – личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами.

· «Кикимора» сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А.Лядов.

· «Колыбельная» А.Лядов

Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов.

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки народа Коми. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.

Опыт музыкально – творческой деятельности: слушание музыки (личностно – окрашенное эмоционально – образное восприятие образцов народного музыкального творчества. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Пение (хоровое, ансамблевое и сольное). Одноголосное и двухголосное исполнение образцов народных песен с сопровождением и без сопровождения. Обогащение опыта вокальной импровизации. Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах.

· «Шахеразада» симфоническая сюита (фрагменты). Н.А.Римский – Корсаков.

· «Мелодия» муз. В Гущина, В.Чисталёва

· «Зиль – зёль», «Марьямоль» в исп. Л.Логиновой (оркестр народных инструментов).

Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы в музыке русских и зарубежных композиторов XIX – XX века.

Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, серенада, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Опыт музыкально – творческой деятельности. Слушание музыки. Личностно – окрашенное эмоционально – образное восприятие и оценка образцов профессионального музыкального искусства. Пение (хоровое, ансамблевое) образцов вокальной классической музыки. Музыкально пластическое движение: обогащение опыта индивидуально – личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами.

 

· «Вокализ» С.В.Рахманинов

· «Романс» из муз. иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» муз. Г.В.Свиридова

· «Баркарола» муз. Ф. Шуберта, сл.Ф.Штольберга, перевод А. Плещеева

· «Серенада» Муз. Ф. Шуберта

· «Баркарола» из ф- ного цикла «Времена года» П.И.Чайковского

Урок 8. Вторая жизнь песни .

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Опыт музыкально – творческой деятельности. Слушание музыки. Личностно – окрашенное эмоционально – образное восприятие и оценка образцов профессионального музыкального искусства. Пение (хоровое, ансамблевое) образцов вокальной классической музыки.

· Концерт № 1 для ф – но с орк. (фрагмент) муз. П.И.Чайковского в исполнении С.Т.Рихтера - партия ф – но.

· «Веснянка» украинская народная песня

· Сюита «Пер Гюнт» муз. Э. Грига (фрагменты)

Урок 9. Вторая жизнь песни. Музыкальное прошлое родного края.

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Date: 2015-08-06; view: 1617; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию