Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Область знания





…Читая сегодня работы видных западных культурологов конца XIX– начала XX в., кто-то, может быть, посчитает их старомодными. Но в действительности это не так. Работы В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Э. Кассирера, М. Вебера, Г. Зиммеля, Р. Кронера, Э. Трёльча, К. Манхейма, К. Ясперса, Т. Лессинга, Э. Гуссерля и многих других заложили фундамент культурологии – интегративной области знания, возникшей на стыке культурфилософии, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, культурпсихологии, истории культуры. Эти основные блоки культурологии входят в нее под определенным, новым углом зрения.

Культурология изучает мир в контексте его культурного существования, т. е. со стороны того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она изучает системный объект – культуру как человеческое оформление существования, как утонченную, исполненную разума форму жизни, результат духовной и практической деятельности. Культурология включает в себя теоретический срез – построение неких инвариантных моделей культуры, а также исторический срез – показ реального процесса развития культуры.

Существует мнение, что культурология – это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология – знание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах развития. Но в действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. Вопрос о том, что такое культура, может быть решен с позиций целостного понимания истории, т. е. с позиций философского осознания ее всеобщего содержания и природы. История культуры – попытка посмотреть на предшествующее развитие человечества с точки зрения целей, потребностей и задач современности. Поэтому, как только историк переходит от изучения отдельной эпохи к построению всеобщей истории культуры, он неизбежно обращается к ее философскому осмыслению, к теории культуры. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из такого понимания, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.

Культурология не может довольствоваться анализом индивидуальных форм человеческой культуры. Она стремится к универсальной синтетической точке зрения, включающей все индивидуальные формы. Различные формы деятельности не образуют гармонию мира культуры, наоборот, они противоборствуют между собой: научное мышление и мифологическая мысль, религия, ее идеал и причудливые фантазии мифа и искусства. Если мы довольствуемся содержанием результатов этих видов деятельности (мифами, религиозными ритуалами, верованиями, искусством, наукой), то привести их к общему знаменателю оказывается невозможным.

Философский синтез предполагает нечто иное – единство творческого процесса. Вопреки всем различиям и противоположностям разнообразных форм, всякая деятельность направлена к единой цели. В отдельных науках, на стыке которых складывается культурология, на основе присущих им некоторых принципов организации фактов человеческой культуры систематизируются и упорядочиваются явления культуры.

Культурологии не с чего было бы начать, если бы не этот первоначальный синтез, достигаемый отдельными науками о культуре. Работа всех больших ученых – это не только накопление фактов, это, прежде всего, теоретическая, а значит, и конструктивная работа. Эта спонтанность и продуктивность – подлинный центр всей человеческой деятельности, важнейшей характеристики человека. В этом – высшая человеческая сила и одновременно естественная граница человеческого мира.

Все, что только и может сделать человек, – это создать (в языке, религии, искусстве, науке) свой собственный универсум – «символическую Вселенную», которая открывает перед ним возможность понимать и истолковывать, связывать и организовывать, упорядочивать, синтезировать и обобщать свой человеческий опыт, а также обрести свою индивидуальность через приобщение к культурному космосу.

Человек выражает свою жизнь, оформляет свое существование. Различные способы выражения этой жизни устанавливают свою собственную сферу; каждый способ выражения живет собственной жизнью, создавая род вечности – человеческий способ преодоления единичного и эфемерного существования. Во всех видах человеческой деятельности обнаруживаются основополагающие полярные противоположности, напряжения возникают между устойчивостью и изменчивостью, стремлением к стабильным формам жизни и тенденцией к их изменению, между традицией и инновацией, между репродуктивными и креативными силами. Эта двойственность прослеживается во всех областях культурной жизни. В мифе и религии тенденция к стабилизации перевешивает противоположную. Эти культурные явления, как и язык, наиболее консервативны. В искусстве, которое, в отличие от науки, есть «оформление» бытия посредством чувственных форм, напротив, преобладает тенденция к оригинальности, индивидуализации, творчеству. Искусство не просто выражает внутреннюю жизнь художника, но и открывает нам «сверхиндивидуальное бытие». Человеческую культуру в ее целостности можно описать как процесс последовательного освобождения человека. В каждой из форм свой деятельности человек проявляет и испытывает новую возможность – возможность построения своего «идеального мира», «символического мира», культурного космоса. В культуре находит свое выражение фундаментальное человеческая потребность – упорядочить свое существование и сделать его значимым.

Культурология стремится понять мир человеческой культуры не как простое скопление разрозненных фактов, а осмыслить эти факты как системное единство. Значительную роль в становлении культурологии в ее современном понимании играли культурфилософия[1], неокантиатианство и неогегельянство, а также исследования западноевропейских философов, оценивающих культуру и ее состояние с точки зрения философии жизни, философии существования и феноменологии.

В данном томе антологии предпринята попытка раскрыть особенности трансляции некоторых основополагающих ориентацией классической и современной философии в культурологические исследования, показать роль культурфилософии и социологии культуры в становлении культурологии как интегративной области знания. В последующих томах будет показан вклад культурантропологии в разработку категориального аппарата культурологии, в расширении проблемного поля ее исследований.

 

Date: 2015-07-27; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию