Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика США рубежа XIX – XX веков. Возникновение «желтой прессы»





1.1 Понятие и функции массовой прессы

массовый электронный реклама пресса

Массовая пресса - феномен, возникший в начале ХХ века, являющийся одним из основных средств массовой информации. Для полного понимания термина необходимо немного углубиться в предмет, и дать определения основным терминам, которые мы будем использовать в работе. Среди всех определений средств массовой информации (СМИ) наиболее полным мы считаем определение, данное в Энциклопедическом словаре СМИ Александра Князева:

Масс-медиа - средства массовой информации, форма массового взаимодействия посредством информационных сообщений. К современным средствам массовой информации относят печатную прессу (газеты, журналы, книги), кинематограф, радио, телевидение, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст и телетекст, рекламные щиты и панели, видеоцентры, сочетания телевизионных, телефонных, компьютерных и других линий связи. Все эти средства объединяются следующими качествами: обращенность к массовой аудитории, доступность, корпоративный характер производства и распространения информации.

Пресса - совокупность массовых периодических изданий (газет, журналов). Первоначально под прессой подразумевались общеполитические периодические издания, предназначенные для массового читателя. С развитием и дифференциацией периодической печати сформировались группы массовых периодических изданий по целевому назначению (например, научная пресса), содержанию (например, спортивная пресса), читательскому адресу (молодёжная пресса) и т.д.

Классификаций прессы существует очень много, но для нашей работы мы остановимся на делении прессы по аудиторному признаку на качественную и массовую. В определении этих терминов вновь обратимся к словарю А. Князева:

Качественная пресса (quality newspaper, quality magazine) - солидные газеты и журналы, предназначенные для образованных читателей, серьезные и влиятельные издания. Князев также отмечает, что качественной прессе обычно противпоставляется таблоидная, или желтая пресса.

Таблоиды - газеты, которые все более ориентируется на интересы предельно массовой аудитории, стремясь подобным образом поднять свой рейтинг и повысить доходы от рекламы. Таблоиды противопоставляются качественной прессе, так как в погоне за прибылью не следят за качественным наполнением издания.

Необходимо отметить, что в анализируемых нами статьях термины «массовая» и «качественная» журналистика в большей степени используются для характеристики печатной продукции-то есть массовая пресса это, в первую очередь, низкопробная пресса, с избытком рекламы и развлекательной информации, распространяющаяся большими тиражами и имеющая низкую стоимость, в то время как качественная пресса дорогая, и содержит специфическую информацию, полезную только для узкого круга читателей, элитарная пресса. Но в нашей работе мы разделяем мнение С. Корконосенко, который подчеркивает, что определяющим признаком является не форма подачи и содержание, а именно аудиторный признак.

Поэтому мы будем придерживаться следующего определения массовой прессы:

Массовые издания - газеты, журналы, еженедельники, рассчитанные на широкую читательскую аудиторию.

Основные признаки и функции массовой прессы:

получение прибыли за счет обеспечения массового спроса;

формирование массового сознания и общественного мнения;

реклама товаров отечественного и иностранного потребления;

формирование массового избирателя и обеспечение электората.

По мере того, как промышленный переворот готовил техническую базу для выпуска дешевых газет массовым тиражом, формировалась и их аудитория. Новые читатели отличались от прежних духовными запросами, интересами, вкусами.

1.2 Историческое развитие печатной прессы. Предпосылки возникновения массовой прессы

Появление печатной прессы - заслуга немецкого типографа из Майнца Иоганна Гутенберга, который изобрел первый печатный станок. Год появления первого печатного издания остается предметом дискуссий - называются даты от 1445 до 1447. Первые издания, приписываемые Иоганну Гутенбергу, представляли небольшие листовки-календари и учебники. На них нет указаний имени Гутенберга и места издания, поэтому существуют различные версии относительно точной атрибуции и датировки.

И до появления печатного станка Гутенберга в Европе выпускали книги, однако это были книги, написанные от руки церковными служителями. То есть доступ к книгам был в основном лишь у церковной элиты. С появлением печати книги стали доступны более широкой аудитории, но тем не менее процесс появления печатных периодических изданий растянулся более чем на полтора века. Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего XVI столетия, и продолжали свое хождение наряду с печатными и в XVII веке.

Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 г. (хотя некоторые исследователи называют 1605 г.). Местом ее появления стала Германия. Газета, начинавшаяся словами «Relation: Aller Furnemmen», была напечатана в январе 1609 г. в городе Страсбурге, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором-издателем этого еженедельника стал типограф Иоганн Каролюс, ранее занимавшийся составлением рукописных листков новостей. В том же 1609 г. в Аугсбурге появилась «Avisa Relation oder Zeitung» - другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте.

Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.

Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. К 1630 г. еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Быстрое распространение печатных периодических изданий, а в период с 1609 по 1700 гг. только в Германии специалисты зафиксировали хождение около 200 газет, объяснялось возросшим уровнем типографского дела, ростом городов и увеличением спроса на различную информацию со стороны городского населения, основным потребителем данного типа печатной продукции.

Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации.

Именно действие цензурных ограничений привело к тому, что первые печатные газеты в Англии и Франции появились с относительным запозданием, потому что в то время в этих странах были приняты законы, запрещающие публикацию всяких материалов, имеющих клеветнический характер, и нарушение этого запрета каралось вплоть до смертной казни.

В условиях жесткого цензурного давления роль своеобразного «катализатора» для появления английских и французских газет сыграла Голландия, в которой в сентябре 1620 г. Каспар ван Хилтен начал переводить свое собственное издание, «Courante uyt Italien, Duytsland, etc.» - «Вести из Италии, Германии и т.д.», на французский язык и распространять на территории Франции под названием «Courant d'Italic & d'Almaigne, etc.». Первый номер официальной французской газеты вышел 30 мая 1631 г. Ее название - «La Gazette» - возводится исследователями к названию мелкой серебряной монеты (gazetta), которой платили венецианцы в XVI веке за рукописные газеты, и вошло во многие европейские языки.

К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальных властей и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. Тиражи колебались от 200 до 1500 экз. В целом, в Европе восемнадцатого столетия против периодических изданий продолжали действовать цензурные ограничения. Если даже в либеральной Англии свободу прессы приходилось отстаивать в достаточно сложных условиях, то в других европейских государствах, в частности во Франции и в Германии, положение дел было гораздо хуже, так как журналисты в этих странах подвергались внесудебным преследованиям.

На рубеже XVIII-XIX вв. в Англии газеты не имели такого влияния на общественное мнение, как журналы. Однако именно в это время появилась газета, считающаяся в настоящее время синонимом респектабельности британской прессы. Ее основателем стал английский типограф Джон Уолтер, который в 1785 г. начал издавать газету «Universal Daily Register» («Универсальный ежедневный журнал»). В 1788 г. издание Джона Уолтера было переименовано в «The Times», и под этим названием газета вошла в историю мировой прессы.

Прорывом в области типографского дела стало изобретение ротационной печатной машины, сделанное американцем Ричардом Хоу в 1846 г. Теперь тиражи газет увеличились в разы, а стоимость производства одного номера стала меньше. Это поставило газеты в условия жесткой борьбы за своего читателя, что, в свою очередь, повлияло на содержание газеты. Теперь газета более подстраивалась под потребности своей аудитории, и это свидетельствовало о наступлении новой эры в журналистике - эры, в которой основной акцент делается на вкусы массового читателя. Во второй половине XIX столетия газеты все более становятся частью бизнеса, а не политической борьбы. Пресса стала выходить на все более широкую аудиторию, то есть, становится массовой.

Особенностью этого этапа развития печати является направленность газет на печатание скандальных и сенсационных новостей, которые не всегда бывали проверенными. Массовая пресса быстро освоила и приемы иллюстрированных изданий, дополнив сенсационность соответствующим видеорядом. Первая ежедневная иллюстрированная газета в Англии «Daily Graphic» выходит в 1890 г. В Германии первая по-настоящему иллюстрированная газета появилась в 1843 г. усилиями Иоганна Вебера в Лейпциге. «Leipziger lllustrierte Zeitung» («Лейпцигская иллюстрированная газета») позиционировалась издателем-редактором как «газета общего интереса», выходившая раз в неделю. Она быстро завоевала популярность, и к 1873 г. тираж газеты достиг 18000 экземпляров.

Политическая и радикальная журналистика Европы - чартистская пресса Англии, республиканская печать Франции, социалистическая периодика Германии, Франции и других европейских стран по-своему дополняла пеструю палитру идеологического медиа-рынка, но все же повторяла уже сложившиеся типологические инновации, разработанные качественной и массовой журналистикой.

Что касается прессы в американских колониях, то в первое время после появления она так же испытывала ограничения цензурных законов, и отличалась направленностью на национальную и культурную самобытность. До начала XIX века развитие американской прессы мало чем отличается от развития европейской, поэтому мы остановимся лишь на 30-х годах XIX века, когда в американской журналистике проявились новые тенденции, которые стали доминирующими в последующие десятилетия.

Это, во-первых, освоение читательской аудитории, состоящей из беднейших слоев населения. До недавнего времени газеты и журналы были недоступны беднейшим слоям населения ввиду относительной дороговизны этих изданий, с другой стороны, специфическая читательская аудитория требовала особенного, более доступного для нее языка журналистской продукции, а также не очень сложных для восприятия тем, преимущественно развлекательного и сенсационного характера. В поисках новой аудитории газеты пошли навстречу массовому читателю. Подобная же тенденция наблюдается и в европейской журналистике данного периода.

Выпуск дешевых газет, доступных малоимущим читателям, оборачивался выгодой для издателей подобного рода периодических изданий. Появление «penny press», то есть прессы, продаваемой по максимальной низкой цене, стало значительным феноменом в развитии американской журналистики. Пионером в этой области считается Бенджамин Дэй, который 3 сентября 1833 г. начал издавать в Нью-Йорке газету «The Sun» («Солнце») под девизом «Оно (солнце) светит для всех».

Низкая цена и интересное содержание быстро привлекли читателей, и через четыре месяца ежедневный тираж «The Sun» вырос до 5000 экземпляров. Через два года тираж был поднят до 15000 экземпляров. Подача материала в «The Sun» отличалась сенсационностью, в ней публиковались истории о преступлениях и скандалах, а когда подобных материалов не хватало, газета не считала зазорным мистифицировать читателя.

Вторым известнейшим издателем «penny press» считается Джеймс Гордон Беннет, основавший газету «The New York Herald» («Нью-Йорк Геральд»). Несмотря на то, что начальный капитал Беннета составлял всего 500 долларов, вскоре его издание стало одним из самых распространенных, богатых и новаторских газет в истории американской журналистики. Тираж «The New York Herald» в 1836 г. составлял 20000 экземпляров, несмотря на то, что цена поднялась до 2 центов за экземпляр.

Секрет успеха газеты Беннета заключался в строгом следовании некоторым принципам, выработанным им за годы репортерской и редакторской работы: сообщать как можно скорее все новое и интересное, не жалея никаких издержек; освещение любых, даже запретных тем - его газета критиковала власть, церковь, полицию, если в этих сферах возникали проблемы, интересовавшие подписчиков и покупателей «The New York Herald». Присутствие корреспондента на месте события и достоверность сообщаемой им информации - обязательные условия журналистского метода Беннета. Факт, сенсация, скорость подачи информации - таковы слагаемые несомненных успехов «The New York Herald», которая стремилась во всем быть первой и самой информированной.

Торжество принципов «penny press» привело к структурным изменениям в самой газете, в подаче газетного материала и в редакторской политике большинства периодических изданий, стремящихся к извлечению финансовой выгоды из своей журналистской деятельности. Основной задачей для подобного типа прессы стало получение так называемой «scoop», то есть сенсационной новости, опубликованной до ее появления в других газетах. На получение таких новостей тратились огромные суммы, но возрастающие тиражи окупали расходы. В связи с этим на страницы «penny press» часто попадала непроверенная информация, тем самым снижая достоверность газеты в целом. Политические передовицы отличались воинственностью тона, трескучей риторикой и не всегда корректным переходом на личность оппонента. Сенсационность в отборе новостей приводила к искажению реального положения дел в стране. Факты в большинстве своем подавались с точки зрения оптимизма, и желаемое часто выдавалось за действительное и уже свершенное.

Таким образом, к началу XX века газеты становятся действительно массовыми, и в борьбе за своего читателя наращивают темпы получения новостей и внедрения технологических новшеств.

В данной главе мы дали определение массовой прессы, которым руководствовались при составлении данной работы. Итак, массовая пресса - это печатные издания, рассчитанные на широкую аудиторию, в противовес качественной прессе, которая издается для узкого круга специалистов.

Широко распространено мнение, что массовая пресса является синонимом желтой прессы. Однако мы с данным мнением не согласны. Несомненно, желтая пресса является массовой, но массовая пресса понятие намного более широкое, чем просто бульварная или желтая пресса.

Массовая пресса отличается наличием ярких заголовков, иллюстраций, массовые издания нередко определенное количество развлекательной и рекламной информации, выпускаются большим тиражом с разной периодичностью. Также массовая пресса очень быстро применяет технические нововведения, является гибкой к потребностям аудитории.

Разделение прессы на массовую и качественную происходит во второй половине XIX века, и связано оно, во-первых, с изобретением ротационной печатной машины, позволившей выпускать прессу большими тиражами и снизить стоимость каждого выпуска, во-вторых, с использованием иллюстраций в газетах, и третье, с печатанием рекламы.

В следующей главе рассмотрим дальнейшее развитие массовой прессы до наших дней.

2. Развитие массовой прессы в западных странах

 

2.1 Массовая пресса в XX веке

Как мы выяснили в предыдущей главе, в конце XIX - начале XX в. периодическая печать впервые за 300-летнюю историю журналистики как социального института обрела массовую аудиторию, чем было подтверждено превращение периодики в средство массовой информации. Причиной этому стали следующие факторы:

• Расширение аудитории за счет «низших классов», у которых возросли доходы и появилось больше свободного времени;

• Введение обязательного начального образования и ликвидация массовой безграмотности;

• Установление демократических прав граждан и введение всеобщего избирательного права сформировало электорат, на который влияли газеты и журналы, что, в свою очередь увеличило интерес властей к газетам;

• Собственно, увеличение тиражей периодических изданий, позволившее завоевать действительно массовую аудиторию;

• Использование иллюстраций и впоследствии фотографий в прессе.

• Броские заголовки, понятный для всех язык;

• Существенная часть газетной площади этих изданий отводилась и отводится под рекламу и объявления, новости занимают весьма незначительное место.

Главной же действительной исторической заслугой первых «массовых» изданий является сформированная ими привычка к регулярному чтению газет у большого количества людей из числа тех, кому прежде было чуждо печатное слово. В числе достоинств «массовой» прессы исследователи называют также быстрое внедрение и использование передовых полиграфических и коммуникационных технологий.

В США расцвет массовой прессы пришелся на двадцатые годы ХХ века, и связан он с запуском в 1919 г. в Нью-Йорке первого крупного таблоида «Illustrated Daily News», созданного Паттерсоном и Маккормиком (слово «Illustrated» впоследствии было исключено из названия этой газеты). Таблоид быстро превратился в самую высокотиражную газету: в 1930 г., несмотря на последствия экономического кризиса, он имел беспрецедентный тираж - полтора миллиона экземпляров.

Успех «Daily News» на газетном рынке побудил издателей-конкурентов внимательнее отнестись к английскому изобретению - таблоиду. В 1924 г. Херст внедряет на газетный рынок Нью-Йорка свой таблоид - «Daily Mirror», «позаимствовав» у английского прототипа не только издательскую модель, но и название. Несколькими месяцами спустя в конкурентную борьбу межу таблоидами вмешался издатель Макфадден, который предложил аудитории свою газету того же типа - «Daily Graphic».

В начале века определились характеристики таблоида как газеты для жителей городов с их лихорадочным ритмом жизни, не оставляющим достаточного времени для обстоятельного чтения прессы. Небольшую по размерам общедоступную газету было удобно читать в трамвае и метро по дороге на работу, в баре или прачечной. Таблоиды представляли собой перспективное рекламное средство, обращенное к массовому потребителю. Однако рекламные агентства не могли размещать в них пространные коммерческие объявления, поскольку такого рода реклама не помещалась на небольшой газетной полосе.

Содержание таблоидов, подстраивающихся под потребности читателей, сводилось преимущественно к публикациям сенсационного и скандального характера. Для таблоида характерно обилие иллюстраций, развлекательных материалов, таких как комиксы, анекдоты, юмористические рисунки, кроссворды, использование вызывающих «кричащих» заголовков, шокирующих крупных «шапок» на первой полосе. Так, в 1930 г. иллюстрации занимали в среднем 40% площади таблоидов - и только 25% площади газет обычного формата. Каждая из полос (или пара соседних полос) «классического» таблоида была специализирована по тематике, центральные полосы (разворот) обычно были заполнены иллюстрациями.

С целью привлечения внимания массового читателя (главным образом представляющего «низшие классы» общества) таблоиды обильно оснащались текстовыми материалами и иллюстрациями, эксплуатирующими социальные стереотипы (национальные, расовые, половые и пр.), бытующие в массовом сознании, а также сексуальные инстинкты аудитории. Не удивительно, что понятие «таблоид» стало синонимом сенсационной скандальной прессы для невзыскательного читателя. Впоследствии по аналогии с таблоидными изданиями появились понятия «таблоидная журналистика», «таблоидное телевидение», отождествляемые с откровенно шокирующими, этически спорными видами журналистской деятельности.

Другим популярным направлением массовой прессы явились массовые иллюстрированные журналы. Наиболее крупным и известным из них стал еженедельный журнал «Life» («Жизнь»), созданный под руководством X. Люса корпорацией «Time Inc.» в 1936 г. Производство массовых многокрасочных иллюстрированных журналов современного типа, распространявшихся многомиллионными тиражами, было связано со значительными расходами: для них требовалась дорогая бумага, и качественная цветная печать обходилась весьма недешево. Тем не менее, массовые иллюстрированные журналы привлекали рекламодателей возможностью вывода коммерческих объявлений на огромные по численности аудитории, а потому они превратились в один из наиболее предпочтительных объектов рекламных капиталовложений того периода. На их долю приходилось 80-90% от общего уровня доходов издателей, что позволяло не только полностью покрывать расходы по выпуску и распространению тиража и обеспечить высокую прибыльность издательского бизнеса, но и возможность предлагать журналы массовому читателю по низкой цене, зачастую - ниже их себестоимости.

Вплоть до семидесятых годов история журнала свидетельствовала о постоянной (и небезуспешной) борьбе за расширение читательской аудитории. В начале шестидесятых годов тираж «Life» превышал 6 млн. экз. С 1946 г. в Париже осуществлялось двухнедельное европейское издание журнала, а в 1953 г. начал издаваться «Life En Español» - испаноязычная версия, адресованная латиноамериканской аудитории.

Французский текстильный фабрикант и издатель Ж. Пруво в 1938 г. издал свой еженедельный массовый иллюстрированный журнал по образцу «Life» X. Люса (с 1949 г. и по сей день журнал издается под названием «Paris-Match»). Введение на страницы «Paris-Match» большого количества качественных цветных фотоиллюстраций, в частности, «фоторепортажа номера», посвященного одному из сенсационных событий недели, тщательная работа над сопроводительными текстами способствовали созданию у аудитории эффекта наглядности, присутствия на месте события, придавали новостям дополнительный заряд эмоциональности. Уже в довоенный период тираж журнала вырос с 80 тыс. до 1400 тыс. экз., а после войны распространение восстановленного издания превысило полтора миллиона экз. (в середине пятидесятых годов) и достигло в 1960 г. рекордной отметки - 1800 тыс. экз. Ориентация «Paris-Match» на американские образцы журнальной прессы способствовала усвоению его сотрудниками стиля и методов работы, характерных для журналистики США.

В 60-х годах ХХ века Великобритания занимала первое место на Западе по распространению газет. На тысячу англичан в 60-е годы приходилось ежедневно 514 экземпляров газет, общий ежедневный тираж которых достигал 27 млн. В Великобритании и Северной Ирландии выходило 120 ежедневных и 15 воскресных газет, 1268 ежедневников, 4687 журналов и более тысячи других изданий. В стране насчитывалось 10 утренних, 2 вечерние и 8 воскресных национальных газет, выходящих в Лондоне и распространявшихся по всей стране. Общий тираж провинциальных газет составлял 7 млн. экземпляров ежедневно.

В 70-е годы четко определялись читательские «ниши» качественных и массовых английских изданий. Если 25% читателей «Таймс» принадлежали к высшим кругам общества, то применительно к «Дейли Миррор» эта цифра составляла 1%, а к «Дейли Экспресс» - 3%. 39% рабочих страны читали «Дейли Миррор», 31% - «Дейли Экспресс». А аудитория бесплатных газет, которые, несомненно, тоже относятся к массовой прессе, составила в начале 80-х годов 95% населения страны.

В конце 1950-х и в 1960-е годы крупные иллюстрированные журналы и газеты повсеместно стали терять рекламные доходы под воздействием конкуренции с телевидением, которое демонстрировало живые картины действительности, превосходившие по экспрессивности фотографические «картинки жизни», публикуемые в прессе, и представляло собой гораздо более оперативный и массовый канал доставки информации и рекламы. В начале семидесятых годов разразился острый кризис массовых иллюстрированных журнальных изданий, подтвердивший необходимость изменения привычных издательских концепций. Аналогичные проблемы испытывали в этот период как американские, так и европейские газеты. Некоторые издания вынуждены были закрываться.

Начало 90-х годов было ознаменовано для журналистики усилением тенденций глобализации средств массовой информации. Глобальный характер приобрела британская «Файненшл Таймс», выходящая двумя изданиями: одно предназначается для жителей Британских островов, другое носит интернациональный характер и распространяется в 160 странах, его читают в финансовых столицах мира. Газета получает разностороннюю информацию не только из Европы, но из Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Но в целом в начале 90-х годов в мире сложилась ситуация, неблагоприятная для прессы. Из-за сужения рынка рекламы стали снижаться тиражи многих газет и соответственно доходы от этих изданий. Определенные потери понесли воскресные газеты. В 1991 г. Англия столкнулась с феноменом, который вряд ли можно назвать типичным для ее журналистики: несколько снизился спрос на массовую прессу и повысился интерес к качественным изданиям. Это объяснялось возросшей потребностью аудитории в серьезной информации, а также усилившейся вульгаризацией популярных газет. Некоторый спад интереса к массовой прессе был вызван тем, что аудитория переориентировалась не только на телевидение, видео, компьютерные игры, но и набирающий популярность Интернет. В 1992 г. процесс снижения тиражей затронул и качественные издания.

В настоящее время Великобритания продолжает занимать одно из ведущих мест в мире по насыщенности прессой. Национальные или местные газеты читают трое из четырех англичан. В стране издается 160 ежедневных газет, 1300 ежедневников.

В 1996 г. самой читаемой ежедневной газетой продолжала оставаться «Сан» (4073601 экземпляр), увеличился тираж «Дейли Мейл» (2039713). Повысили объем распространения «Мейл он Санди» (2138465), «Санди Таймс» (1138337); вне конкуренции - воскресная газета «Ньюс оф де Уорлд» (4656718). Стали продавать больше своих экземпляров «Таймс» (688205) и «Файненшл Таймс» (308556). Менее удачной оказалась ситуация для «Индепендент», «Дейли Телеграф» и «Санди Экспресс»: их тиражи снизились.

12. Дж. Пулитцер и У. Херст.

Джозеф Пулитцер американский издатель, журналист, родоначальник жанра «жёлтой прессы». Некоторое время Джозеф занимался изучением нового для него английского языка, параллельно работая в немецкоязычной газете, издававшейся в Сент-Луисе. В 1878 году Пулитцер купил газету «St. Louis Post-Dispatch» и активно работал над преобразованием её бизнес-модели. Одно из серьёзных нововведений Пулитцера — проведение постоянных газетных кампаний по различным поводам с политическими разоблачениями и кричащими заголовками. Эти кампании приковывали внимание читателей, поднимали тираж газеты и приносили солидный доход издателю.

В 1883 году Пулитцер приобрёл газету «The New York World». Дж. Пулитцер подчеркивал, что его газеты будут «направлены на интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков». Акцент был сделан на привлечение массового среднего читателя. Методы, которыми Пулитцер завоевывал читательский интерес, были просты и действенны. Он совмещал на страницах газет статьи о политической коррупции, журналистские расследования, сенсации в различных областях жизни, немного юмора и достаточное количество рекламы. Позже он стал добавлять спортивные новости, рубрики, посвященные женщинам, яркие иллюстрации. Пулитцер придавал особое значение иллюстративному ряду. Он пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов (стала первой газетой, постоянно помещавшей политические карикатуры на первой полосе). Пулитцер требовал от своих журналистов не столько «таскать сенсации», сколько уметь их подавать. Набранные аршинными буквами заголовки типа «Дыхание смерти», «Террор на Уолл-стрит» или «Любовники малышки Лизы» захватывали внимание. А вместе это составляло созданный Пулитцером новый газетный стиль, названный позже «новым журнализмом». Но выше всего Пулитцер ставил так называемые крестовые походы своих журналистов (этакие редакционные проверки, написанные в жанре репортажа). Блестящим примером «крестового похода» стала статья Нелли Блай о нью-йоркской психиатрической лечебнице. Чтобы проникнуть туда, журналистка столь успешно симулировала сумасшествие, что четверо из пятерых осматривавших ее психиатров поставили диагноз «шизофрения». Когда Нелли спустя несколько недель «выздоровела», она опубликовала репортаж, в котором рассказала о том, что больных содержат в холоде и голоде и жестоко с ними обращаются. После этой публикации мэрия переоборудовала лечебницу.

Когда Пулитцер покупал The New York World, тираж газеты не превышал 15 000 экз. Через 15 лет, в 1898 году, он вырос до 1 млн экз. St. Louis Post-Dispatch, The New York World и другие газеты создали Пулитцеру состояние в $20 млн (соответствует нынешним $3 млрд).

Добившись полного успеха, Пулитцер едва ли радовался победам своих газет. В 1887 году он почти ослеп и оставил пост главного редактора The New York World. К 1890 году у издателя стали случаться нервные срывы, и он вообще отошел от дел. Болезнь прогрессировала, и скоро Пулитцер не мог даже передвигаться без посторонней помощи. Вдобавок у него развилась болезненная чувствительность к шуму. Пулитцер лечился в лучших клиниках мира, но ничто не помогало. Последние годы жизни он вынужден был провести в звуконепроницаемых бункерах в своем нью-йоркском особняке и на яхте «Свобода». Умер Джозеф Пулитцер на борту своей любимой яхты в гавани Чарлстона (шт. Южная Каролина) 29 октября 1911 года.

Уильям Рэндольф Херст американскиймедиамагнат, основатель холдинга «Hearst Corporation», ведущий газетный издатель. Создал индустрию новостей и придумал делать деньги на сплетнях и скандалах. Херст поднял статус профессии журналиста с безвестного сборщика информации до авторитетной фигуры и влиятельного лица. Он первым начал давать журналистам карт-бланш в выборе тем и ввёл тематические рубрики. Таким образом, нынешние газетные обозреватели, ведущие свою колонку, были его изобретением. В 23 года Херст выпросил у отца «San Francisco Examiner» и стал издателем. Новый хозяин заявил сотрудникам, что сенсацию можно сделать из любой чепухи, главное — форма подачи материала и соответствие запросам читателя. Через год тираж газеты вырос вдвое. Газета стала публиковать скандальные материалы о коррупции. В результате Херст-младший поссорился с отцом, который требовал от сына прекратить нападки на некоторые компании. Херст старший отказался финансировать газету и лишил сына наследства. После смерти отца в 1891 году капитал в 25 млн долларов перешел к матери Уильяма[1].

В 1895 году при финансовой поддержке со стороны матери, он купил «New York Morning Journal». Газета имела ничтожный по сравнению с конкурентами тираж в 30 тысяч экземпляров, её называли «газетой горничных». На первые полосы газет вышли сенсации, преступления, катастрофы. Или наоборот, истории спасений и подвигов. Особое место отводилось историям из жизни знаменитостей, светским сплетням и скандалам. Возбуждение читателей подогревалось иллюстрациями, которые в те времена были, в общем, новостью в газетах. Причем, если описывались убийства или катастрофы, то художники рисовали натуралистические кровавые подробности. И этот метод сделал свое дело — газетные тиражи достигли огромных размеров[2].

Херст перекупил весь репортерский отдел Пулитцера, писавший для воскресных выпусков. Пулитцер предложил журналистам вернуться на большие гонорары. Тогда Херст предложил им вдвое больше денег и перекупил снова.

Пулитцер не мог угнаться за конкурентом. Его издание было предназначено для среднего класса и имело определённые рамки, которые он не мог переступить. Для Херста не было ограничений. Херст стал миллионером и очень влиятельной личностью в газетном мире. В 1935 году он был одним из самых богатых людей в мире, его состояние оценивалось в 200 млн долларов. После покупки «New York Morning Journal» Херст продолжал скупать и учреждать ежедневные и еженедельные газеты по всем Соединенным Штатам. В 1940-е годы Херст был владельцем 25 ежедневных газет, 24 еженедельных газет, 12 радиостанций, 2 мировых агентств новостей, одного предприятия по производству новых тем для кинофильмов, киностудии «Cosmopolitan» и многого другого.

В 1948 году он приобрёл одну из первых американских телевизионных станций, BWAL-TV в Балтиморе. Газеты Херста продавались в количестве 13 млн экземпляров ежедневно и имели около 40 млн читателей. Почти треть взрослого населения США ежедневно читала газеты Херста. Кроме того, миллионы людей по всему миру получали информацию из прессы Херста через сообщения информационных агентств, фильмов и газет, которые переводились и печатались в огромных количествах по всему миру.

13. Феномен «нового журнализма» в Европе и США.

«Новый журнализм»

Но́вый журнали́зм (англ. New journalism) — термин относится к стилистике 60-х и 70-х и описывает альтернативную (на указанный период) технику написания статей в американской печати.

“Новый журнализм” возникает в США в середине 1960х гг. Первый текст, написанный в этой манере – статья идеолога и вдохновителя течения журналиста Тома Вулфа в журнале “Эсквайр”. Статья под названием "Вот (Вррум! Вррум!) эта конфетно- оберточная (жжжжжжжжж!) апельсино-кожурная обтекаемая красавица (ррррррр!) появляется из-за поворота (брумммммммммммммм)…” (1963) – отправная точка движения, которое впоследствии осознается как знак существенных культурных и политических перемен и само принесет важные перемены. Пространством новой журналистики станут журналы и книги. В рецензии на первую книгу Вулфа, сборник статей под названием “Конфетно- оберточная апельсино-кожурная обтекаемая красавица” (1965) появляется слово “паражурнализм”. Начинается полемика вокруг “нового журнализма”, не угасшая, кажется, и по сей день. Тем не менее, новое течение завоевывает сторонников и все отчетливее заявляет о себе.

“Новый журнализм” оказывается новой формой, почти в равной степени принадлежащей художественной литературе и публицистике. Руководствуясь принципами литературного натурализма (отступление от которых, по его мнению, завело американскую литературу в тупик), Вулф насыщает публицистическое письмо приемами, применяемыми в художественной литературе, при этом настаивая на фактически достоверном содержании текста. Впрочем, установка на достоверность не означает сохранения заветов “старой” журналистики. Самые главные претензии к Вулфу и другим представителям движения предъявлялись в связи с тем, как те подавали материал – предположительно искажая священное для традиционной журналистики представление об объективности. Вулф считал главным жанром очерк (который потенциально более субъективен, чем всякий другой, потому что предполагает исключительно личное видение) и предпочитал его всем прочим. Но жанр этот был им существенно изменен.

В 1973 г. (когда у “нового журнализма” была уже почти десятилетняя история) выходит подготовленная Вулфом и его соратником Джонсоном антология, в которую входят тексты двадцати одного представителя движения. В предисловии Вулф излагает его принципы и выделяет четыре основополагающих момента, лучше всего движение характеризующих.

Для текста, по Вулфу, важно следующее:

1) Журналист должен наблюдать события лично, не полагаясь на источники, и предельно полно, “посценно”, излагать их.

2) Максимально содержательная передача диалогов создает эффект достоверности и способствует более основательному созданию характеров.

3) Для того, чтобы дать читателю полное представление о происходящем, можно рассказывать от третьего лица, превращая, таким образом, персонаж как бы в героя романа и “обращаясь” с ним соответствующим образом.

4) Для глубины анализа (Вулф называет это “социальным вскрытием”) необходимо подробное наблюдение обстановки.

 

 

14. Этапы возникновения и развития радийных СМИ в Европе и США.

В 1927 г. Был принят закон о радио, который упорядочил вещательную деятельность. В Британии создается Британская Вещательная компания, известная под аббревиатурой BBC. Появляются свои вещательные компании в Италии, Азии и т.д. На территории Японии только в 60-х гг. Начинают появляться радийные корпорации.

В Африке и в арабском мире вещание было затруднено колониальным господством, которое существовало до 60-х гг. Наличие большого количества языков.

Первые радиотрансляции велись на языке колонизаторов. Первые трансляции велись в ЮАР. Радио вскоре стало 3 видов: частное, государственное и общественное.

Частное сложилось в США и за короткий срок на нем начала транслироваться реклама. Особенно распространен был радиокомментарий. Появляются новые виды шоу.

Коммерческое вещание превалирует перед всеми. Общественные радиостанции брали на себя функцию просвещения. Они считали, что радио не должно вестись на рекламу.

BBC создавалась как общественная радиокомпания. Было желание обеспечить всех жителей Британии просветительским материалом. Новости могли выходить после 7 вечера (из-за газет). BBC существует благодаря общественной плате. Вещательная политика BBC предполагает качественные просветительские передачи. С помощью эфира BBC абсолютно самостоятельны. Они не используют коммерческую рекламу и работают на народ.

В 20-е г. В Германии пришли к власти нацисты и в 1933 году радио прекратило свое существование. На современном этапе есть свои радиостанции: государственное радиовещание. Оно появилось в Японии, преобладающей считается в азиатских странах. Все расходы оплачиваются государством. Большое количество интервью и обозрений.

Наряду с гос. Радио существует сельское радио. Ведутся программы о новостях сел, пользе гигиены. Во многих странах Африки запрещена реклама западных товаров, только свое производство.

В 1927 году была международная конференция, на которой радийные каналы были поделены между людьми. В 20-е годы в США появились первые передачи, ориентированные на территорию Латинской Америки.

СССР начал вещать на другие страны с 1927 года. Особенно активно начала вещать Голландия, затем Франция, Англия. Перед началом Второй Мировой войны BBC вещала почти на всех языках.

Италия в 1933 г. Создала службу вещания на итальянском языке. Китай вещал на территории Японии и др. стран, которые считал своими. Особенно активно вещание началось во время Второй Мировой войны. Австрия начала глушить немецкое радио, чтобы избежать влияния фашизма. Затем Германия начала глушить московское.

1946 г – русская служба BBC.

1951-1952 – радиостанция «Свобода», «Свободная Европа».

На современном этапе около 140 млн слушателей международного радио. Особенно активно задействован интернет.

 

15. Этапы возникновения и развития телевизионных СМИ в Европе и США.

Производившиеся в 1920-е – 1930-е годы в ряде стран мира эксперименты по передаче изображения на расстояние привели к началу регулярных телепередач в канун второй мировой войны в Великобритании, Франции, Германии, США. В Германии телевещание было начато в 1935 г. под нацистским контролем. Осуществленная в следующем году телевизионная трансляция с Летних Олимпийских игр в Берлине была использована нацистами для пропаганды превосходства немецкой науки и технологий. Во время войны Берлинский телевизионный комплекс был разрушен.

Начавшиеся в ноябре 1936 г. регулярные телепередачи Британской вещательной корпорации прекратились в сентябре 1939 г. в связи со вступлением Великобритании во вторую мировую войну. Развитие телевещания во Франции, стартовавшего в 1935 г., также было прервано с началом войны.

Уже в довоенный период были осуществлены первые прямые телерепортажи с места событий (на германском ТВ – о спортивных состязаниях берлинской Олимпиады 1936 г., на Би-Би-Си – о регате в 1938 г.). Началось становление других телевизионных жанров и форм: так, в предвоенные годы телевидение Би-Би-Си предлагало своим зрителям выпуски новостей, драматические, оперные и балетные спектакли, кабаре – шоу, концерты, мультипликационные фильмы для детей.

Во время войны телевизионные передачи в европейских странах не велись, техническое совершенствование телевещания было заморожено. В Соединенных Штатах, не испытавших прямых последствий военных действий на своей территории, массовая телеаудитория также не сформировалась: на момент окончания войны в стране насчитывалось лишь около пяти тысяч телевизоров. На развитии американского ТВ сказалась также позиция ведущих радиокорпораций, осуществлявших научно-технические разработки в области телевещания: руководители радиобизнеса считали несвоевременным ускоренное развитие ТВ в условиях, когда еще не были полностью освоены богатые ресурсы радио.

Становление телевидения как средства массовой информации происходило в Европе и Северной Америке в основном в течение двух послевоенных десятилетий.

Ключевое значение для определения контуров нынешней телевизионной эпохи имели 1950-е годы, когда в мире обозначились три основные модели организации и финансирования телевидения: частная коммерческая, общественная и государственная.

Наиболее быстрыми темпами в послевоенный период телевидение прогрессировало в США, где в 1939 г. в столице штата Нью-Йорк, г. Олбани, начались первые регулярные телепередачи на базе станции, созданной радиокорпорацией NBC. Существенный импульс развитию телевещания в США, основы которого были заложены при участии выходца из России инженера В. Зворыкина, придало решение Федеральной комиссии по коммуникациям (FCC), разрешившей в 1941 г. использовать коммерческую рекламу в телепередачах. В том же году начала телепередачи радиокорпорация CBS, а двумя годами позже их стала вести и третья из крупнейших в стране вещательных корпораций – ABC. Именно эти коммерческие компании, располагавшие научно-техническими разработками в области телевидения, стали лидерами телевизионной индустрии США. Закрепить лидерство им позволило решение FCC, согласно которому с сентября 1948 г. по апрель 1952 г. был временно прекращен прием заявок на выдачу лицензий новым вещательным организациям под предлогом наведения порядка в телевещании и в связи с необходимостью определить национальный стандарт цветного ТВ. Это позволило действующим телекомпаниям консолидироваться, усилить свои позиции и подготовиться к отражению напора новых конкурентов, ринувшихся осваивать многообещающую область телевизионного вещания. После окончания моратория на выдачу лицензий корпорации NBC, CBS и ABC настолько прочно утвердились в сфере эфирного телевидения, что вплоть до 1980-х годов доминировали в качестве головных структур национальных телесетей.

Именно эти корпорации внесли решающий вклад в формирование коммерческого телевидения в США, представленного тремя организационными вариантами:

– национальные телесети – группы телестанций, принадлежащих ведущим телекомпаниям и управляемых ими. К тройке основных эфирных телесетей – NBC, ABC и CBS – вплотную приблизилась крупная сеть Fox, образованная в 1986 г. медиамагнатом Р. Мердоком. В первые десятилетия развития телевидения действовали ограничения, введенные Федеральной комиссией по коммуникациям, в соответствии с которыми телесети могли иметь в собственности не более шести эфирных станций. Впоследствии это ограничение неоднократно пересматривалось в сторону увеличения количества станций, контролируемых одним собственником. Ограничение собственности не распространялось на кабельные телесети (в США в первой половине 1990-х годов их насчитывалось более 60, включая такие крупные, как Turner Broadcasting System-TBS, Discovery Network и др.);

– филиалы сетей (телестанции, «ассоциированные» с сетями) – отдельные телестанции, не находящиеся в собственности владельцев телесетей, но связанные с сетями договорными отношениями. Как правило, это местные станции, не располагающие собственной мощной производственной базой. Сети обеспечивают их на коммерческой основе набором программ вещания, оговаривая право включать в них свою коммерческую рекламу. Это избавляет партнеров от необходимости формировать своими силами всю сетку вещания, однако они обязаны предоставлять эфирное время для демонстрации рекламы национальных телесетей. До 1996 г., когда был принят новый закон о коммуникациях, каждая из ведущих национальных телесетей США имела отношения партнерства примерно с 200 телестанциями;

– независимые станции не связаны с телесетями и формируют вещательные программы собственными силами или закупают их у других телекомпаний (иногда – обмениваются программами). Как правило, уровень прибыльности независимой местной станции ниже доходов сетевых структур, пользующихся преимуществами партнерства. Их выживание и прибыльность обеспечивается главным образом близостью к локальному рекламному рынку и хорошим знанием его специфики.

Исходя из необходимости использовать телевещание для образования и просвещения аудитории, в США в начале 1950-х годов было принято решение зарезервировать ряд частот вещания для образовательного общественного ТВ. Первая некоммерческая образовательная телестанция была создана в Хьюстоне в 1953 г. Однако вплоть до конца 1960-х годов этот вид телевидения был развит весьма слабо – главным образом, из-за дефицита финансирования, поскольку вещание осуществлялось в значительной мере из средств, пожертвованных частными «донорами» – отдельными лицами, благотворительными фондами и корпорациями. В 1967 г. была учреждена Служба общественного вещания (PBS), объединившая разнообразные некоммерческие телестанции страны в целях улучшения производства культурно-образовательных программ и налаживания более эффективного обмена ими. В течение многих лет ведущие позиции в производстве программ занимали несколько крупнейших некоммерческих телестанций, расположенных в Бостоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Вашингтоне. Создание PBS позволило улучшить обмен программами в общенациональном масштабе между ведущими производителями и остальными некоммерческими телевещателями. PBS первой в США применила возможности спутникового ТВ для регулярной доставки информационно-публицистических, культурных и образовательных программ некоммерческим станциям, разбросанным по территории страны. Ограничено и количество некоммерческих телевещателей: в 1990-е годы только 350 из 1450 телевизионных станций США имели этот статус. Большинство некоммерческих станций примыкает к PBS. В последние годы происходит коммерциализация наиболее успешных общественных телестанций США, которые стали использовать коммерческую рекламу, спонсорство и пр.

Основную часть зрительской аудитории в Соединенных Штатах привлекают коммерческие каналы, общественное же ТВ популярно среди определенных категорий зрителей – в основном среди образованных американцев, что дает его критикам поводы для утверждений об «элитарном характере» его передач. Содержание вещания некоммерческого ТВ в Соединенных Штатах свидетельствует об относительности его характеристики как «образовательного» или «общественного». В нем представлены передачи трех основных категорий:

– телепередачи, которые не желают спонсировать рекламодатели и которые по этой причине не имеют шансов появиться на коммерческом телевидении. Этот блок может включать не только и не столько образовательные программы, но и информационные, публицистические передачи, в подготовке и трансляции которых заинтересованы различные общественные группы, а также низкорейтинговые программы, «отбракованные» редакциями коммерческих станций. Это дало основание некоторым критикам PBS назвать некоммерческое ТВ «свиным корытом», куда сбрасывается некачественная телепродукция. На деле же ряд «образовательных» станций обеспечивают высокий профессиональный уровень передач, предлагая аудитории набор содержательных научно-популярных и публицистических программ, посвященных острым общественным проблемам;

– передачи прямого обучающего назначения, предназначенные для непосредственного использования в образовательном процессе (в классе, аудитории колледжа, университета, при дистанционном самообразовании), иллюстрирующие и расширяющие содержание текстового учебного материала;

– передачи, способствующие развитию личности, удовлетворению ее духовных и творческих способностей, воспитанию стремления к овладению знаниями. PBS активно сотрудничает с британской Би-Би-Си, пополняя запас качественных программ развивающего назначения за счет высопрофессиональных образовательных и просветительских программ, созданных этой общественной корпорацией.

Тенденции дерегулирования вещания. Под предлогом растущей диверсификации вещательных организаций в США (а затем и в странах ЕС) в 1980–1990-е годы все большее распространение получают идеи дерегулирования – постепенной отмены законодательных ограничений и административных предписаний, оказывающих регулирующее воздействие на отношения собственности в секторе электронных СМИ и на вещательную деятельность в целом. Основной смысл дерегулирования заключается в углублении рыночной либерализации вещания, в сокращении роли государственных регуляторов и в усилении регулирующего значения рыночных факторов. Дерегулирование сопровождается отменой многих ограничений, введенных с целью не допустить чрезмерной концентрации медийной собственности и монополизации рынков. Практическая реализация политики дерегулирования объективно способствует повышению доли крупных корпораций в общем объеме доходов от вещательной деятельности. Если в 1940-е годы в собственности одной американской компании могло находиться не более трех телестанций, а после 1953 г. – не более пяти, то в 1984 г. собственникам было позволено иметь уже по 12 станций. С 1996 г. разрешено владеть неограниченным количество станций – при условии, что каждая из них будет охватывать не более 35% обслуживаемого ею рынка. В свою очередь, ограничения на владение радиостанциями также постепенно смягчались: от 7 средневолновых и 7 ультракоротковолновых станций (в 1940-е гг.) до 20 станций каждого из названных вещательных диапазонов (в 1994 г.) – пока не были окончательно сняты в 1996 г.

Спутниковое телевидение. Запуск в июле 1962 г. коммуникационного спутника Teistar, разработанного американской корпорацией АТТ, открыл эру космического телевидения: благодаря ему стали возможны прямые телетрансляции между США и Европой. Развитие спутникового вещания в международном масштабе потребовало объединения усилий и средств различных государств мира. В 1960-е – 1970-е годы формируются международные организации спутниковой связи, обеспечивающие вывод на орбиту коммуникационных спутников и их эксплуатацию, а также предоставление в аренду каналов космической связи вещательным организациям тех стран, которые не имели необходимых для этого технологий. Так были образованы Intelsat – международный консорциум при участии 106 стран, находящийся под контролем корпорации «Комсат», близкой к правительству США, Eutelsat – организация европейской космической связи, объединившая коммуникационные ведомства 40 стран Европы и соседних с ней регионов, а также Интерспутник – учрежденная в 1973 г. организация, обеспечивавшая спутниковые коммуникации 14 стран советского блока.

На заре развития космического телевидения для приема передач со спутников связи требовались громоздкие и дорогостоящие наземные комплексы. Чтобы телевизионная «картинка», переданная из космоса, появилась на экране домашнего телевизора, сигнал со слабомощного спутникового передатчика принимался наземным комплексом, а затем ретранслировался по каналу эфирного ТВ или кабельной телесети. Громоздкость, дороговизна и ненадежность первых систем космического ТВ объясняют их ограниченное использование: так, в 1965 г, по линии Intelsat были проведены прямые телевизионные трансляции общей продолжительностью всего лишь 80 часов.

В результате технического усовершенствования коммуникационных спутников, существенного увеличения мощности генерируемого ими сигнала и изобретения в середине 1970-х годов американским инженером Т. Хауардом компактного приемного устройства, которое позволило принимать телепередачи со спутников, были созданы предпосылки для обеспечения просмотра программ космического ТВ индивидуальными пользователями. Но широкое распространение непосредственного доступа к космическому ТВ сдерживалось из-за технического несовершенства первых индивидуальных приемных устройств и их высокой стоимости. К тому же для применения наземной приемной станции требовалось получить специальное разрешение Федеральной Комиссии по коммуникациям и пройти сложную процедуру оформления. Вследствие этого в 1980 г. в США в индивидуальном пользовании находилось лишь около двух тысяч индивидуальных спутниковых приемных устройств стоимостью до 10 тыс. долл. каждое.

С середины 1980-х годов начинается период массового распространения непосредственного спутникового телевизионного вещания, не требующего постройки дорогостоящих наземных приемных комплексов и позволяющего принимать сигнал на небольшие и недорогие индивидуальные приемные устройства, оснащенные параболическими антеннами – «тарелками». В 1984 г. ограничение на использование этого оборудование было снято, и уже в следующем году в США ежемесячно устанавливалось до 60 тыс. индивидуальных приемных устройств. В течение нескольких лет населению было продано 2,5 млн. приемных станций. Массовое производство усовершенствованных устройств по приему спутниковых телепередач позволило сделать их более компактными и дешевыми: средняя цена одного комплекта составляла в середине 1980-х годов уже примерно 2500 дол. – и затем неуклонно снижалась.

Быстрыми темпами шло формирование массовой аудитории непосредственного спутникового ТВ. В 1990-е годы прямой доступ к космическому телевидению имели уже миллионы американцев и европейцев. Так, в Европе к концу десятилетия свыше 10 млн. семей были обладателями индивидуальных приемных спутниковых устройств, лидерами же по их распространению стали Германия и Великобритания. Аудитория спутниковых каналов непрерывно расширялась также за счет телезрителей, получавших программы космического ТВ в трансляции по кабельным сетям и эфирным каналам.

CNN International – глобальная служба теленовостей. Первоначально телекомпания Cable News Network (CNN), созданная американским бизнесменом Тэдом Тернером в 1980 г., вела спутниковые передачи, предназначенные для транслирования по кабельным сетям США. Вплоть до 1985 г., ставшего переломным в истории телекомпании (когда CNN превратилась из убыточной в прибыльную службу новостей), передачи адресовались преимущественно американской аудитории. С началом вещания на Европу в сентябре этого года разворачивается инфраструктура CNN International как службы телевизионных новостей с глобальным масштабом деятельности.

К 1985 г. CNN располагала девятью корпунктами на территории США и зарубежными бюро в Риме, Лондоне, Каире, Иерусалиме, Найроби, Франкфурте-на-Майне и Москве. На следующий год количество бюро увеличилось до 18, а в 1991 г. достигло 29. В 1989 г. было начато вещание на Западную Европу через спутник Intelsat в формате PAL. Первоначально передачи принимались в штаб-квартирах крупных европейских телекомпаний и в диспетчерских студиях кабельных сетей, а также в 1550 международных отелях люкс во многих странах мира. Благодаря использованию коммуникационных возможностей советского спутника связи CNN расширила зону приема своих передач, ее программы в конце 1980-х годов распространялись на 89 государств мира. Передачи CNN стали доступными в странах Африки, Ближнего Востока, Индостана и Юго-Восточной Азии.

По сравнению с другими телекомпаниями, которые готовили один основной вечерний выпуск новостей, круглосуточная новостная служба CNN имела преимущества, которыми не располагали конкуренты. Особенно наглядно эти преимущества проявлялись в ходе освещения кризисных ситуаций мирового значения в форме прямого репортажа с места событий. В таких случаях происходящее отражается от начала и до конца в режиме реального времени (примером может служить освещение бомбардировок иракской столицы в 1991 г. или октябрьских событий 1993 г. в Москве). Оснащенные компактным спутниковым приемно-передающим оборудованием, мобильные репортерские группы CNN обычно передают с места событий телевизионную «картинку» с нескольких камер, что позволяет сформировать впечатление полноты отображения разворачивающихся драматичных процессов. Манера освещения событий, применяемая репортерами CNN, создает у телезрителя эффект особой достоверности репортажа: происходящее почти не комментируется, отсутствуют обобщения, превалирует четкий подробный отчет о том, что происходит в зоне видимости телекамер. Не случайно, что после начала прямых репортажей из Ирака, организованных CNN во время войны в Персидском заливе (1991 г.), количество зрителей, постоянно смотрящих передачи этой телекомпании, возросло вдвое.

Успех концепции CNN как круглосуточной службы теленовостей побудил конкурентов применить аналогичные схемы при создании новостных каналов. В 1995 г. появился испаноязычный аналог CNN International – проект «Telenoticias», реализованный консорциумом испанских, испано-американских и латиноамериканских телекомпаний. В 1996 г. корпорация Р. Мердока «News Corp.» запустила в США канал Fox News, передающий новости 24 часа в сутки. Корпорациям «Майкрософт» и NBC принадлежит еще один круглосуточный новостной кабельно-интернетный телевизионный канал – MSNBC, созданный в 1996 г.

Конкурентами CNN стали и многочисленные спутниковые службы новостей, образованные в разных регионах мира в 1990-е годы и в начале нового века. Появление служб новостей, конкурирующих с CNN не только в США и Европе, но и в других регионах мира, существенно осложнило положение компании – первопроходца в области глобального новостного космического ТВ. В 1997 г. передачи CNN смотрели в 170 млн. семей в 210 странах мира. Затем наблюдалось постепенное, но существенное сокращение зарубежной аудитории CNN International. И не только из-за усиления конкуренции с другими новостными службами, удорожания международного сбора информации и производства программ, нестабильности рынка рекламы, необходимости организации многоязычного вещания на разные регионы мира (с сентября 1997 г. CNN International вещает по пяти отдельным каналам, специализированным по региональной ориентации). Эти трудности испытали все компании – производители международных теленовостей. Потеря позиций произошла в значительной степени вследствие просчетов в управлении CNN, приведших к утрате ряда оригинальных наработок, определявших своеобразие ее программной политики – например, еженедельной передачи «Всемирный репортаж», которая состояла из видеоматериалов, предоставляемых телекомпаниями многих стран мира.

Новатор в области телевизионного бизнеса, основатель CNN Тэд Тернер, в 1996 г. продал свою телекомпанию концерну «Time Warner» (по мнению некоторых экспертов, эта продажа была вынужденной). После слияния в 2000 г. «Time Warner» с крупнейшим Интернет-провайдером – корпорацией AOL Тернер стал вице-президентом образовавшегося мегаконцерна, обладая немногим более трех процентов его акций. В последующие годы в прессе неоднократно появлялись сообщения, что он недоволен информационной политикой «AOL-Time Warner» и своей (во многом символической) ролью в его управлении. В начале 2003 г. Тернер принял решение оставить пост вице-президента этого концерна и фактически уйти из большого бизнеса.

 

16.Современные печатные СМИ в Европе и США.

В современных США к числу самых престижных и распространяемых ежедневных газет можно отнести «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон пост», «Лос-Анджелос Таймс». Они следуют в русле официальной политики, хотя и не скрывают своих симпатий к демократам («Нью-Йорк Таймс») или к республиканцам («Лос-Анджелос Таймс»). Правые реакционные взгляды проповедуют «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго трибюн», «Вашингтон Таймс», «Нью-Йорк пост». Из журналов выделяются «Тайм» и «Ньюсуик». Выражая интересы правящих кругов, они конкурируют между собой на внутреннем и международном журнальном рынке. Сильные позиции занимают специализированные издания, прежде всего, деловая и финансовая пресса (в частности, общенациональная ежедневная политико-экономическая газета «Уолл-стрит джорнел»).

1995 год был сложным: на четверть выросли цены на бумагу, что привело к закрытию нескольких крупных газет. Так продолжилась тенденция сокращения численности прессы: за

последние 35 лет или закрылись, или слились с утренними, или перешли на утренний выпуск более 500 вечерних газет [34]. К примеру, исчезла «Балтимор ивнинг сан» с 95-летним стажем, после 111 лет функционирования закрылась вечерняя газета «Хьюстон

пост», в итоге четвертый по численности населения город США остался с одной ежедневной газетой — херстовской «Хьюстон кроникл». Рост издательских расходов, конкуренция среди СМИ, особенно со стороны телевидения и компьютерных служб (фактор Билла Гейтса, главы «Майкрософт», производящего программное обеспечение для компьютеров) привел к падению тиражей и к повышению цены за газетный экземпляр в среднем на

35-50 центов.

1996 г. отмечен успешным внедрением новых информационных технологий, массовым выходом в Интернет «страничек» ежедневных газет (число ежедневных газет США, появившихся в глобальной компьютерной сети, за один год выросло более чем

вдвое — со 175 до 360).

Что же касается содержания прессы, то в освещении президентской кампании 1996 г. было обозначено новое направление — концептуальная журналистика. Она отражает тенденцию перехода от информационности к аналитичности в освещении избирательных кампаний и политического процесса в целом. Причем колонки журналистов-концептуалов печатаются часто не на полосах мнений, а на информационных, что является нарушением принципа американской печати — отделять в газетах новости от мнений. Одной из причин расцвета этого направления считается рост уровня образования журналистов, увеличение числа выпускников престижных университетов среди них. Критики направления предупреждают о возможности необъективного, тенденциозного освещения событий, ложных, искусственных построений, не отражающих реальности. Однако в профессиональной прессе выражается уверенность, что концептуальная журналистика «принесет пользу американской публике, заваленной информацией, но изголодавшейся по ее объяснению».

В США ежедневно печатается 60 миллионов экземпляров газет. Американская пресса имеет ту особенность, что в разных районах страны массовый читатель обращается не к столичным газетам или к газетам, выпускаемым в каком-нибудь крупном коммерческом центре, а к "своей", местной прессе. Для жителей штатов главным источником новостей служат те 1749 ежедневных газет, которые выходят в разных пунктах страны.

Деление всей прессы США на «массовую» и «качественную» весьма условно, поскольку любая «массовая» газета стремится делать хорошие, качественные материалы, а любая «качественная» – к увеличению тиража и охвату максимально возможного числа читателей из аудитории, на которую она сориентирована.

Самой престижной газетой Америки по праву считается «Нью-Йорк таймс». Многочисленный штат репортеров и обозревателей позволяет газете обходиться без публикаций материалов информационных агентств, в том числе и по международной тематике, поскольку газета содержит большое число зарубежных корреспондентов.

В последние 20 лет американская журналистика развивалась в направлении углубленного изучения сферы бизнеса, причем в тесной увязке с социальными проблемами.

Журналы

1) Журнал национален.

Распространенные типы журналов: специализированные (для мужчин и женщин). Основная тенденция развития журналов – их специализация.

2) Профессиональные журналы. Публикуются, как правило, 4 раза в год. В основном это медицинские журналы.

3) Журналы PR. Как правило бесплатные (99%). Распространяются среди рабочих тех или иных заведений. Журналы Аэрофлота, страховых компаний, банков, нефтекомпаний и т.д.

Самый популярный журнал в Америке: “Modern Maturity” (19 млн. экз.) Издается для пенсионеров.

Три известных

Date: 2015-07-27; view: 2760; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию