Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рукописные газеты Античности, Средневековья, эпохи Просвещения





Основным письменным источником информации были ежедневные публичные надписи (к V в. до н. э. в большинстве своем греки были грамотны), содержавшие сведения о значимых событиях полисной жизни. Левкомата — так назывались беленые деревянные таблички, на которые записывалась эта информация. Левкомата выставлялись в публичных местах. Записи на них периодически обновлялись. Сообщаемые факты никак не комментировались. Левкомата выполняли роль местных «газет». Надписи делались и на стенах храмов или больших каменных стеллах, которые затем выставляли на всеобщее обозрение в святилищах. Они содержали важные официальные документы — законы, указы, договоры.

 

Публичные надписи не были инструментом власти, контроля за гражданами полиса. Их цель состояла в том, чтобы информировать население и провозглашать полисные ценности.

 

Рим — наследник великой культуры Древней Греции, ее демократических традиций. Рим, как и Эллада, не знал института цензуры, хотя слово цензор восходит к латинскому «censor» — оценщик. Цензором в Древнем Риме называли выборного чиновника, который каждые пять лет проводил перепись граждан и имел право, оценив их деловые и моральные качества, корректировать списки всадников и сенаторов, вычеркивать из списков недостойных и включать туда новые имена.

 

Демократическое устройство античного общества породило свободу слова и право на свободомыслие. В народном собрании, в сенате ораторы свободно выражали свои мнения по важнейшим вопросам общественно-политической жизни, литературные произведения не подвергались предварительной цензуре. Однако терпимость к чужому мнению и плюрализм не исключали сурового наказания для тех, кто нарушал нормы полисной этики. Так, Протагор за свою книгу «О богах», в которой он выразил сомнение в существовании богов, был изгнан из Афин. Как утверждал впоследствии Дж. Мильтон, в античности только два рода сочинений находились под контролем власти: клеветнические и те, в которых ставились под сомнения религиозные представления древних греков и римлян. Однако судьба Овидия, сосланного по приказу императора Августа на берег Черного моря за свои эротические любовные стихотворения и поэмы, свидетельствует о том, что табу налагалось, видимо, на более широкий круг произведений. Но что бесспорно, так это то, что в античности не существовало предварительной цензуры. Трактат Протагога был сожжен по решению ареопага, а книги Овидия изъяты из публичных библиотек уже после того, как они были опубликованы.

 

В Древнем Риме до середины IV в. до н. э. составлялись «анналы» (от лат. «anno» — год), рукописные перечни-хроники важнейших событий официальной жизни, происшедших за год. Изложение событий велось в строго хронологическом порядке и отличалось деловитостью, лаконичностью и сухостью стиля. В отличие от греческих историков, стремившихся дать объяснение событий, римские хронисты ограничивались констатацией фактов. В анналах сохранились имена высших римских чиновников, сообщения о солнечных и лунных затмениях, о войнах, знамениях, повышениях цен и т. д. Анналы записывали на беленых табличках, которые ежегодно выставлялись в доме верховного жреца, великого Понтифика, куда могли приходить граждане, чтобы ознакомиться с записями.

 

Когда Рим захватил новые территории, возникла необходимость распространять информацию в провинции. Канадский исследователь Гарольд Иннис в книге «Империя и средства коммуникации» (1950) утверждал, что социальные и властные структуры Римской империи формировались под влиянием письменности. Рим смог стать империей, когда письменное слово, контролируемое элитой, стало основным способом общения власти с народом. Благодаря письменности располагавшиеся в центре элиты смогли управлять огромными территориями, что было необходимой предпосылкой расцвета императорской власти.

 

Еще при Юлии Цезаре (100–44 до н. э.) по его приказу ежедневно стали выходить рукописные бюллетени «Acta senatus» и «Acta diurna». «Acta senatus» («Сенатские ведомости») были своего рода официальным периодическим изданием, содержавшим протоколы заседаний Сената. Они просуществовали до I в. н. э., пока раздраженный нападками сенаторов на него и его семью император Тиберий не запретил их публикацию. Это был первый в истории репрессивный акт в отношении периодических изданий.

 

В «Acta diurna» («Ежедневные ведомости») записывалась уже не только официальная информация, но и весьма разнообразные сведения, которые отражали повседневную жизнь римлян и могли вызвать интерес у читателей (казни, несчастные случаи, военные события, похороны, чудеса, городские объявления и т. д.). «Acta diurna» не только вывешивались, но и продавались. В период Империи их содержание стало беднее и однообразнее: они превратились в придворную хронику. Иногда императоры использовали «Acta diurna» в пропагандистских целях.

 

«Диурнарии» — так называли в Риме тех, кто собирал и записывал информацию для «Acta diurna», далеких предшественников нынешних журналистов. Падение Рима в V в. н. э. привело к исчезновению этих рукописных прообразов газет. Но память о них сохранилась в языке.

 

Слово «журналистика» этимологически восходит к латинскому «diurnal» — «дневной»; того же корня французские слова «jour» — «день», «journal» — первоначально «дневник», а затем «газета».

 

Рим унаследовал от Древней Греции традицию ораторского красноречия. Некоторые произведения ораторской прозы содержали отклик на актуальные события общественной жизни и являлись образцами ранней публицистики. Так в своих «Речах против Катилины» римский писатель, общественный деятель и блестящий оратор Цицерон (106—43 до н. э.) выступил с разоблачением заговора, организованного его политическим противником, римским патрицием Катилиной. Цицерон воздействовал на слушателей, используя разные приемы: афоризмы, остроумные сентенции, броские концовки фраз, нагнетание вопросительных и восклицательных конструкций. Некоторые фразы становились крылатыми выражениями, как, например, знаменитое «O tempora! o mores!» («О времена! О нравы!») из «Первой речи против Катилины».

Все таки, несмотря на то, что печатный станок был уже изобретен, в 15 столетии новости были главным образом рукописными. Хотя, уже на самом раннем этапе формирования буржуазной журналистики определяются основные тенденции ее развития, окончательно оформившиеся в эпоху империализма. Буржуазная журналистика с самого начала имела, как мы уже знаем, ярко выраженный коммерческий характер и была тесно связана с зарождавшимся тогда же банковским и промышленным капиталом. Распространение информации в 15 – 16 веках становится весьма солидным и выгодным делом и превращается из любительского занятия в профессию. Довольно широко торговля новостями была распространена не только в Венеции (венецианские рукописные газеты назывались «аввизи», самый ранний комплект датируется 1566 г.), но также и в Германии. Лейпциг, Нюрнберг, Страсбург, Аугсбург, Франкфурт были не только крупнейшими торговыми и университетскими центрами Германии, но и информационными. Лютер назвал Нюрнберг «оком и ухом Германии».

 

Большой известностью пользовалось бюро Фугеров, распространявшее рукописные ведомости новостей. Торговый дом Фугеров (газеты имели хождения в Европе между 1568 и 1605 гг.) в Лейпциге имел обширные коммерческие связи практически со всеми европейскими государствами, королевскими дворами, владетельными князьями, торговыми корпорациями и даже римской курией. Этим объясняется высокий уровень информированности Фугеров. Владельцы и служащие фирмы были в курсе всех событий коммерческой и политической жизни Европы. Информация стала у Фугеров таким же товаром, как и все прочее, чем они торговали. Особый штат писцов переписывал все новости, прибывшие в Лейпциг, и рассылал свою продукцию подписчикам, вносившим ежегодно особую плату за этот товар. Бюро Фугеров является прообразом информационного агентства. Это значит, что уже в 15 веке были заложены основы и выработан принцип деятельности этого важнейшего распространителя информации.

 

В Германии эпохи Возрождения большое распространение имели рукописные информационные листки, названные Лютером, как мы уже знаем, «летучими листками». Наиболее интересные из них владельцы типографий перепечатывали на станках и распродавали на ярмарках. О чем же писали в «летучих листках»? Главным образом о религиозных распрях (речь идет об эпохе Реформации), политических событиях, а также об эпидемиях, всевозможных «чудесах», катастрофах, исцелениях, и др. новостях. Ценилась информация как таковая, а не анализ событий. Элемент сенсационности уже на той стадии развития журналистики был важнейшим условием коммерческого успеха. Стиль, язык автора, как и сама его личность, ещё не существовали как значимые элементы журналистского творчества. Оно было весьма примитивным, поэтому язык «летучих листков» был весьма беден. Это характерно для новостей, издававшихся с целью наживы. Что же касается первых проявлений политической журналистики, проповедей Мюнцера и «Писем тёмных людей» Гуттена, то они уже представляют собой образец публицистического мастерства. Но основная масса рукописной индустрии в Германии являла собой весьма несовершенные в плане языка и стиля творения, не говоря уже о том, что доверять объективности и правдивости авторов было просто опасно. Названия некоторых из этих листков дают определенное представление об их содержании: «Потрясающая ведомость о небывалом наводнении, случившемся в городе Берне. Вести из Франции и т.д. Напечатано в Нюрнберге Никласом Кнорром» или «Достоверная новейшая ведомость из Маастрикта (следует перечисление городов) содержит в себе описание геройской вылазки, перестрелки, стычек, штурмов и других любопытных происшествий от начала осады вплоть до 11 июля текущего 1579 года. Получено из города Ахена 12 июля от хорошего приятеля. Отпечатано в Кельне в 1579 г.» или «Новейшая ведомость об анабаптистах в Мюнстере. Виттенберг. Иосиф Клер. 1535г.». (Саламон Л. Всеобщая история прессы. Спб.,1907, стр 10).

 

Рукописные ведомости распространялись ординарцами, также как и специальные письма, которые составляли - для богатых купцов, вельмож, университетов и монастырей, - осведомители. Содержание этих людей в различных частях Европы и более дальних местах оплачивалось владетельными людьми или организациями. Этих осведомителей можно сравнить с нынешними собственными корреспондентами. Им нередко удавалось организовать вокруг себя нечто типа корреспондентского пункта, который собирал, обрабатывал и доставлял с помощью ординарца информацию хозяину. Институт ординарцев был предшественником такого важного канала коммуникации как связь. В 15 веке Сен-Галлевское купечество с помощью своих ординарцев наладило регулярную почтовую связь между Линдау, Равенсбургом, Ульмом и Нюрнбергом. Потом эта связь распространилась на Лион и другие города Франции, Нидерландов, Италии. Известия из Венеции до Нюрнберга шли 20 дней.

Ординарцы просуществовали до тех пор, пока почтовое сообщение не было монополизировано государством. Конечно, централизация власти и государственный контроль всячески содействовали развитию журналистики.

 

Рукописные новости распространялись практически во всех странах Европы. Но происхождение их было главным образом немецкое или голландское. В Германии они появились ранее, чем в Англии или Франции. Здесь же появились и первые газеты, в том виде, как представляет их современный читатель: отпечатанные на станке, выходящие регулярно (ежедневно или еженедельно).

Но между такими важными этапами развития журналистики, как сбор и продажа информации и размножение её с помощью печатного станка, был ещё организационно-оформительский этап. Лицо газеты формировалось довольно долго. Младенческие черты «летучих листков» практически целый век преображались в юношескую физиономию первых газет. Здесь главная заслуга принадлежит уже не купцам и ординарцам, а интеллектуалам.

Одним из таких людей был австриец Михаил фон Айнцинг, использовавший печатный станок и слово с просветительской целью. Айнцинг решил систематизировать всю отрывочную информацию о перипетиях знаменитого Кельнского спора, доходившую до читателей через рукописные листки новостей. Он изложил суть дела и историю его развития в нескольких статьях и собрал их в одну брошюру под названием «Relatio historica», «О происшествиях Кельнского съезда». Брошюра была отпечатана в кельнской типографии и распродана на ярмарке во Франкфурте. Она имела очень большой успех в силу актуальности темы, и благодаря доходчивости и ясности изложения. Этот успех ободрил М. Фон Айнцинга, и он продолжил свою журналистскую деятельность. Теперь он писал уже не только о Кельнском съезде, но и других политических событиях. Так, его брошюра 1588 года уже представляет собой обзор текущих политических событий. «Relatio» (отчеты) Айнцинга выходили в свет накануне ярмарок и получили своё второе название «ярмарочные ведомости». Четкая периодичность и общественно-политическое содержание «Relatio» вплотную приблизили их к газете. У Айнцинга появилось много последователей. «Ярмарочные отчеты» стали распространяться буквально по всей Германии. Среди их издателей можно назвать священника Конрада Лаутенбаха (псевдоним Якобус Франкус) и Маурера.

 

Кроме рукописных газет, в информационном потоке 16 –17 вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «реляции» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3)большой акцент делался на иллюстративный ряд. «Книги новостей» не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего 17 столетия.

 

Итоги. Книгопечатание – важнейший фактор в формировании журналистики. 15 век – империя Гутенберга. Венеция – столица итальянского книгопечатания (знаменитое издательство – типография Альдов, которая просуществовала 100 лет. За 40 лет в 260 городах континента открылись 1100 типографий. Зарождение буржуазной журналистики. Две стороны журналистики – коммерческая и идеологическая. Буржуазная журналистика с самого начала имеет коммерческий характер. Торговый дом Фугеров. «Летучие листки» в Германии эпохи Возрождения. Проповеди Мюнцера и Гуттена – образец политической публицистики. Ведомости распространяются ординарцами (прообраз собственных корреспондентов). Немецкое и Голландское происхождение рукописных новостей.

Организаторско-оформительский этап журналистики. Заслуга интеллектуалов, первый просветитель – австриец Айнцинг, он издает «Ярмарочные ведомости», отчасти аналог газеты.

 

Date: 2015-07-27; view: 1745; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию