Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наибольшее распространение в западной экономической науке получили классическая и кейнсианская теории безработицы





Классическая теория занятости, (А. Смит, Д. Рикардо, а также Дж.Милль, А Маршалл), строится на убеждении в том, что рынок обладает достаточными способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в области занятости, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Свободная игра рыночных сил — спроса, предложения, заработной платы — обеспечит необходимую координацию в сфере занятости. Общее уменьшение спроса на продукцию выразится в снижении спроса на труд и другие ресурсы. При сохранении ставок заработной платы это моментально приведет к появлению излишков рабочей силы, т.е. вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать всех рабочих по первоначальным ставкам заработной платы, производители считают выгодным нанимать этих рабочих по более низким ставкам заработной платы. Спрос на труд падает, и рабочие, которые не смогут наняться по старым, более высоким ставкам, должны будут согласиться на работу по новым, более низким ставкам. Если существует избыточное предложение труда, то снижение заработной платы должно уменьшить его, но, в то же время, поднять спрос на труд. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они "добровольно" соглашаются на существование какого-то количества безработных.

Конкурируя за свободные рабочие места, безработные будут способствовать снижению ставок заработной платы до тех пор, пока эти ставки не будут столь низкими, что предпринимателям представится выгодным нанимать всех имеющихся рабочих. Поэтому экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу.

Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Жесткий вывод этой теории состоит в том, что при капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Полная занятость скорее случайна, а не закономерна.

Классики не видели в безработице сколь-нибудь серьезной проблемы.

В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер, а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, и поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о том, чем определяется действительный уровень занятости в экономике в целом. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т. е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также что, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.

Безработица присуща рыночной экономике и вытекает из самих ее законов. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали классики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется прежде всего предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.

Занятость по Кейнсу — это функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения. Поэтому для обеспечения полной занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:

 


#31 Социально-экономические последствия безработицы:

o замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производственных возможностей;

o лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;

o сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП;

o устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.

Зако́н О́укена — эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста Закон назван по имени американского экономиста Артура Оукена. В реальности это не закон, а тенденция со множеством ограничений по странам, регионам, миру в целом и периодам времени.

где Y — фактический ВВП, Y* — потенциальный ВВП, — уровень циклической безработицы, B — эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2,5). По каждой стране в зависимости от периода будет свой коэффициент B.

Из формулы следует, что если циклическая безработица в стране отсутствует, фактический ВНП равен потенциальному, то есть в экономике задействованы все возможные производственные ресурсы.

Следствие из закона Оукена:

— ВНП и уровень безработицы в текущем периоде

— ВНП и уровень безработицы в базовом периоде

Практика показывает, что закон Оукена выполняется далеко не всегда, то есть не является универсальным экономическим законом.

Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.


Билет 32 Инфляция.Виды.Причины

Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальнойстоимости.

Виды инфляции

o ПОЛЗУЧАЯ (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.

Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

o ГАЛОПИРУЮЩАЯ (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

o ГИПЕРИНФЛЯЦИЯ — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 — июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

 

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

o Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

o Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

o Инфляцию спроса

o Инфляцию издержек

o Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

o Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

o Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

o Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

o Неожидаемая

o Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов.

Причины инфляции

1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

2. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берётся не из сбережений, а из эмиссии необеспеченной валюты.

3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

5. Сокращение реального объёма национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объёму товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

6. Снижение курса национальной валюты при стабильном уровне денежной массы и большом объёме импорта товаров[ источник не указан 509 дней ].

7. Увеличение государственных налогов и пошлин, акцизов и т. д., при стабильном уровне денежной массы.


Билет 33Последствия инфляции.Цена, Антиинфляционная политика

Антиинфляционная политика - это комплекс государственных мер, направленный на стабилизацию экономической ситуации в стране путем снижения уровня инфляции. Среди основных направлений антиинфляционной политики является фискальная, кредитно-денежная политика, а также монетаризм. Борьба с инфляцией является важной задачей деятельности правительства.

Последствия инфляции. Цена инфляции

На практике встречаются три основных варианта последствий инфляции для экономических субъектов:

  • Позитивный (что означает прирост дохода);
  • Нулевой (нейтральный);
  • Негативный (убыточный).

Позитивный вариант

Инфляция приносит доход государству (сеньораж – пошлина за право печатать деньги), когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание новых денег. Таким способом покрывается бюджетный дефицит. Однако сеньораж уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения. Очевидно, что в таком случае реальные доходы населения уменьшаются на величину инфляционного налога.

Увеличение скорости оборота денег положительно сказывается на коммерческих банках, т.к. участники стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных.

Большую выгоду от роста цен получат многочисленные промышленные и торговые монополии путем создания искусственного дефицита, уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах. В результате порождается дополнительный спрос, в результате которого они повышают цены товаров.

Нулевой вариант

Нейтральные последствия инфляционных процессов – достаточно редкое явление. В этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличением доходов. Такой случай имеет место, когда на отдельных предприятиях или в национальном масштабе проводится «автоматическая индексация» денежных доходов.

Негативный вариант

Потери от хранения наличных денег дома, определяемые количеством дополнительных денег, которые можно было бы получить при размещении денег в банке (под определенный процент). Однако довольно часто номинальная процентная ставка по банковскому депозиту ниже уровня инфляции, поэтому даже помещение наличных денег на депозит не гарантирует полностью от инфляционных потерь. Их величина равна разнице между уровнем инфляции и процентной ставкой, начисляемой банком.

Увеличение расходов при инфляции, связанных с ростом цен в магазинах, кафе, транспортных тарифов и пр. (издержки меню).

 

Издержки, порождаемые несовершенством юридической практики, возникающие из-за указания номинальных величин цен, без их индексации.

Потери из-за несовершенства налогового законодательства, возникающие по причине того, что некоторые положения налогового законодательства составлены без учета воздействия инфляции.

Издержки неверных инфляционных ожиданий. Эти издержки возникают у людей, которые не предвидели роста цен или неправильно определили ход инфляции.

 


Билет 34Взаимосвязь безработицы и инфляции.Кривая Филипса

Кривая Филлипса — графическое отображение предполагаемой обратной зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.

Предложена в 1958 году английским экономистом Олбаном Филлипсом, который на основе эмпирических данных по Англии за 1861—1957 годы вывел корреляционную зависимость между уровнем безработицы и изменением прироста денежной заработной платы.

Зависимость первоначально показывала связь безработицы с изменениями зарплат: чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен, и наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы, тем выше темп роста цен. Впоследствии была преобразована в зависимость между ценами и безработицей.

В долгосрочном периоде согласно Фридману представляет собой вертикальную прямую, иначе говоря, показывает отсутствие зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.


Билет 35Формы и методы гос.регулирования экономики

Методы

o Прямые(прямое вмешательство гос)

o Косвенные(проведение различной экономической политики,Это Бюджетно-налоговая, денежно-кредитная политики)

Формы:

o Прогнозирование (Время:Долгосрочная, краткосрочная,среднесрочная Оптимистические:Систематические,реальные)

o Планирование(состояние экономики с указанием способа и метода его достижения)

o Прогромирование(комплекс мероприятий с учётом взаимоувязке др.показателей,которые направлены на решение глоб.гос.проблем)Обыные,ЧП

 

 


Билет 36 Множественность и противоречивость целей экономической политики госуд. «Магический четырёхугольник»

В экономической теории выделяют четыре основных макроэкономических индикатора здоровья и состояния экономики: темп инфляции, уровень безработицы, прирост национального богатства и равновесие платежного баланса. Каждый из этих индикаторов прямо либо косвенно связан со всеми остальными.

Вмешательство государства в экономику (идеи Кейнса), способны эффективно решать государственные проблемы которые в данный момент стоят перед государством особенно остро.

• Долговременная помощь государства отдельным отраслям экономики снижает их эффективность и конкурентоспособность.

• При целенаправленном решении одних экономических проблем (например, обеспечение полной занятости и экономического роста), возникают другие проблемы (например, значительный торговый дефицит и значительный рост цен).

• Свободный рынок с ограниченным вмешательством государства (идеи неоклассиков и Фридмена) обеспечивает наиболее эффективное экономическое развитие и условия «честной» конкуренции.

Билет 37 Де́нежно-креди́тная поли́тика:цели инструменты

#37 Де́нежно-креди́тная (монета́рная) поли́тика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства. Осуществляет монетарную политику центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика центрального банка направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны.


Билет 38 Бюджетная политика государства

— это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения государства денежными средствами для выполнения возложенных на него функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

· концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

· снижение налоговой нагрузки на экономику;

· упорядочение государственных обязательств;

· создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

o Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

o Легально контролирует действия правительства

o Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

o Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства


Билет 39

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Принято выделять три типа налоговой политики государства.

1. Политика максимальных налогов. При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов.

2. Политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

3. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая стратегия государства представляет собой налоговую политику, разрабатываемую на длительный срок. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального регулирования.

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

§ прямые;

§ косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

§ центральные;

§ местные.

В России существует трехуровневая система:

§ федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

§ региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

§ местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

§ маркированные;

§ немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд,фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

§ пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

§ прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

§ регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

§ налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

§ земельный налог;

§ налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

§ налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

§ НДС;

§ акцизы;

§ экспортные тарифы;

§ налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

§ налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

§ целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

§ налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

§ сбор на нужды образовательных учреждений;

§ сборы за парковку автомобилей;

§ налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

 

 


Билет 40 Концепции управления бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Существует несколько концепций бюджетной политики.

1) концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован

2) концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно за период в несколько лет.

3)концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой.

Госдолг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Госдолг делится:

1. Внутренний и внешний.

2. Основной и текущий.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

Билет 41. Социальное неравенство и социальная политика государства

Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

· защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

· обеспечение помощи самым бедным семьям;

· выдача помощи на случай безработицы;

· обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

· развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

· проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

 

Билет 42. Промышленная политика. Выбор приоритетов долгосрочного развития экономики.

 

Промышленная политика – это совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также отдельных аспектов этой деятельности, относящихся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

Можно выделить три основных направления промышленной политики:

1. Инновационная политика, способствующая взаимодействию предпринимательских и научно-инновационных структур, формированию инновационных стимулов хозяйственной деятельности, установлению государственных ориентиров инновационной модели развития.

2. Структурная политика, стимулирующая межсекторный, межотраслевой и межрегиональный перелив капитала для финансового обеспечения перестройки отраслевой и территориальной структуры промышленности в соответствии с целями промышленной политики.

3. Инвестиционная политика, обеспечивающая и стимулирующая капиталовложения в развитие производства и производственной инфраструктуры.

Выбор приоритетов.

Политика развития должна включать в себя определение приоритетов долгосрочного социально- и технико-экономического развития, сохранение и приумножение научно-производственного потенциала страны.

Выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития должны предшествовать принятию концепции структурной перестройки экономики на основе современных технологий, разработке и реализации федеральных программ по ее осуществлению.


Билет 43.Международное разделение труда и мировой рынок.

Международное разделение труда — специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции.

Международное разделение труда базируется на различиях между странами в природных и климатических условиях, географическом положении, сырьевых ресурсов и источниках энергии.

Мировое хозяйство в целом, мировой рынок, международные экономические отношения сформировались на базе международного разделения труда в результате углубления взаимозависимости национальных экономик и интернационализации процесса воспроизводства. Международный обмен товарами, услугами, технологиями, международное движение капиталов и рабочей силы все в большей степени обусловливают развитие как мирового хозяйства в целом, так и его субъектов — отдельных стран.

Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве разделения и объединения процесса производства. Разделение труда выступает не только как процесс разрыва, но и как способ объединения труда, особенно в мировом масштабе.

Мировой рынок (МР) является производным от национальных рынков, поскольку любое государство начинает производство для себя, а затем избыток произведенных товаров продает за рубеж. Это означает, что МР всегда существует только в рамках мирового хозяйства, а потому все подходы к его определению, как и основные характеристики, связаны с понятием мирового хозяйства и характеристиками, его определяющими.

В экономической литературе наиболее часто встречаются определения МР в трех аспектах:

§ с точки зрения макроэкономической структуры мирового хозяйства;

§ с точки зрения субъектов мирового хозяйства, участвующих в мировом обмене товарами и услугами;

§ с политэкономической точки зрения.

Рассматривая МР с точки зрения макроэкономической структуры мирового хозяйства, его следует определить как совокупность национальных рынков и рынков экономических интеграционных группировок стран.

Степень включения каждого из них в МР в конечном счете определяется типом и степенью включения каждой страны в МРТ и может выражаться соответствующей долей в общем его объеме. Это очень важно не только теоретически, но и практически, поскольку подтверждает, что объективные условия для действия экономических законов в мировой экономике формируются под воздействием национальных экономик, и воздействие это взвешенное. Прежде всего это проявляется в формировании мировых цен на основе национальных стоимостей товаров (вспомним понятие «малых» и «больших» стран в экономике).

С точки зрения субъектов мирового хозяйства, участвующих в МТ, мировой рынок — это система субъектов мировой экономики (производителей и потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), предъявляющих в конечном счете совокупный спрос и совокупное предложение.

И, наконец, с политэкономической точки зрения МР — совокупность актов купли-продажи товаров и услуг между субъектами мирового хозяйства.

 


Билет 44. Торговая политика. Основные инструменты торговой политики.

Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации и протекционизма.

Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

К основным инструментам торговой политики относятся:

Таможенный тариф - акцизный налог, вводимый также с целью получения дохода.

Торговые квоты - установленные предельные объемы товаров, которые могут быть импортированы или экспортированы в определенный период.

Нетарифные барьеры: система лицензирования, установление стандартов качества, бюрократические запреты в таможенных процедурах.

Субсидирование и льготное кредитование внешней торговли..

Все инструменты торговой политики можно классифицировать на несколько основных групп:
- тарифы или таможенные пошлины;
- импортные квоты;
- нетарифные барьеры;
- добровольные экспортные ограничения;
- экспортные субсидии и компенсационные пошлины;
- демпинг, антидемпинговые мероприятия.

Экспортные субсидии и компенсационные пошлины - это нетарифные инструменты торговой политики, с помощью которых стимулируется экспорт товаров с использованием государственных дотаций и льгот.

Демпинг - это серьезный инструмент проведения протекционистской политики, сущность этого способа заключается в международной ценовой дискриминации.
Демпинг относится к так называемым запрещенным приемам ведения торговой политики. Особенную опасность представляет долговременный демпинг.
Для борьбы с этим инструментом могут вводиться антидемпинговые пошлины. Эти пошлины приносят существенные выгоды импортирующей стране, заставляя импортера еще больше снижать цену.

Билет 45. ТНК и их роль в мировой экономике.

В мировой практике под ТНК (транснациональные корпорации) понимают корпорации, годовой объем продаж которых составляет не менее 1 миллиарда долларов, от 1/5 до 1/3 оборота приходится на заграничные операции, доля зарубежных активов не менее 25%, имеются филиалы не менее чем в 6 странах.

 

Признаки ТНК по определению ООН. ТНК – это компании, которые:

 

- имеют хозяйственные единицы в 2-х и более странах, независимо от их организационной структур и поля деятельности;

- имеется один руководящий центр, который позволяет осуществлять хозяйственную политику корпорации в целом;

- все отдельные единицы связаны таким образом, что все они (каждая из них) могут влиять на деятельность других единиц, корпорации в целом.

Наиболее крупные ТНК называют глобальными (общемировыми). Особенности:

- работают в рамках глобальных стратегий (например, захват ключевых позиций на мировом рынке);

- используют общемировые факторы производства (факторы производства из разных стран);

- создали систему общемирового производства, размещенного во многих странах мира.

Влияние ТНК на мировую экономику:

1. ТНК во многом определяют динамику и структуру мировой экономики и уровня конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг;

2. ТНК контролируют международное движение капитала, они способны влиять на уровень экономического развития целого региона;

3. ТНК играют огромную роль в разработке новейших видов продукции, в создании и передаче знаний, технологий. В своих научных центрах они контролируют большую часть НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок).

4. ТНК являются важным фактором трудовой миграции, способствуют распределению профессиональных знаний, обмену опытом между сотрудниками разных стран.


Билет 46. Международная валютная система: этапы становления и развития.

Мировая валютная система – это форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства.

Она сложилась на основе развития мирового рынка и закреплена межгосударственными соглашениями.

В мировую валютную систему входят следующие элементы:

1) международные платежные средства;

2) механизм установления и поддержания валютных курсов;

3) порядок балансирования международных платежей;

4) условия конвертируемости (обратимости) валют;

5) режим работы валютных и золотых рынков;

6) права и обязанности межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения.

Этапы развития мировой валютной системы.

1-й этап. Период возникновения системы «золотого стандарта» (XIX - начало XX в.), когда центральную роль в международной валютно-кредитной системе играло золото.

2-й этап. В 1922 г. на Генуэзской конференции было достигнуто соглашение о переходе к золотодевизному стандарту. Основным средством международных расчетов становились заменители золота – девизы, т.е. национальные или коллективные валюты. Кредит и безналичные деньги стали занимать господствующие позиции.

3-й этап. В 1944г. основные участники международной торговли провели конференцию в г. Бреттон-Вудс (США). На ней было определено устройство послевоенной валютно-кредитной системы (названа бреттонвудсской). Для внедрения и руководства этой системой был создан Международный валютный фонд (МВФ). Его штаб-квартира находится в Вашингтоне.

В основе новой системы лежал принцип двойственного обеспечения бумажных денег – золотом и долларом. Страны-участницы зафиксировали курсы своих валют в долларах. Сам доллар получил золотое содержание (35 $ = тройской унции золота или 31,1 г).

Доллар признавался основной «резервной» и «расчетной» валютной единицей, т.к. свободно обращался в золото. Страны-участницы обязывались поддерживать курсы своих валют по отношению к доллару на постоянном уровне. Если же курс валюты отклонялся от постоянного более чем на 1%, ЦБ данной страны обязан был исправить ситуацию (валютные интервенции).

4-й этап. Юридически был оформлен в 1976г. в Кингстоне (о. Ямайка). Странам было предоставлено право выбора любого режима валютного курса. Валютные отношения между странами стали основываться на «плавающих» курсах. По условиям соглашения, валютный курс определяется рыночными силами (спросом и предложением).

Размер спроса на инвалюту определяется потребностями данной страны в импортируемых товарах и услугах, расходами туристов и разными внешними платежами. Размер предложения инвалюты определяется объемами экспорта и полученными займами.

Соотношение между двумя национальными валютами, установленное в законодательном порядке и являющееся основой валютного курса, называется валютным паритетом.

Билет 47. Интернационализация и глобализация в мировой экономике.

Интернационализа́ция (англ. internationalization) — технологические приёмы разработки, упрощающие адаптацию продукта (такого как программное или аппаратное обеспечение) к языковым и культурным особенностям региона (регионов), отличного от того, в котором разрабатывался продукт.

Глобализация —процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации.

Интернационализация предполагает развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают производство одних стран с потреблением его результатов в других странах.

Интернационализация создала систему взаимозависимости всех стран и регионов, но уровни этой взаимозависимости при общей тенденции экономического роста существенно различаются. Она ведёт к сглаживанию уровней развития отдельных стран, сближению размеров издержек производства, росту производительности труда и экономики в мировом масштабе.

Интернационализация привела к возникновению мирового хозяйства, его структура включает следующие элементы:

· мировой рынок товаров и услуг;

· мировой рынок капиталов;

· мировой рынок рабочей силы;

· международную валютную систему;

· международную кредитно-финансовую систему.

Глобализация представляет собой более высокую стадию интернационализации, её дальнейшее развитие, углубление. Современная глобализация мировой экономики выражается в следующих процессах:

· углубление, прежде всего, интернационализации производства, а не обмена, как это имело место ранее. Интернационализация производства проявляется в том, что в создании конечного продукта в разных формах и на разных стадиях участвуют производители многих стран мира.

· углубление интернационализации капитала, заключающееся в росте международного движения капитала между странами, в виде прямых инвестиций;

· глобализация производительных сил через обмен средствами производства и научно-техническими, технологическими знаниями, а также в форме международной специализации и кооперации;

· формирование глобальной материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры, обеспечивающей осуществление международного сотрудничества;

 

· усиление интернационализации обмена на основе углубления международного разделения труда, возрастания масштабов и качественного изменения характера традиционной международной торговли овеществленными товарами;

· увеличение масштабов международной миграции рабочей силы;

Итак, интернационализация национальных хозяйств - это общая закономерность развития международных экономических связей, итог которой - образование мирового хозяйства.


Билет 48.Экономическая интеграция: формы и тенденции развития.

Экономическая интеграция – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.
Этапы развития экономической интеграции. Каждый последующий этап включает в себя черты предыдущего с добавлением новых признаков.
1. Зона свободной торговли – предполагает упразднение таможенных пошлин (отмену) и устранение различных барьеров на пути движения товаров между странами.
2. Таможенный союз – предполагает проведение единой торговой политики по отношению к третьим странам.
3. Общий рынок – предполагает создание условий для беспрепятственного движения капитала и рабочей силы между странами, входящими в общий рынок; проведение единой структурной политики; создание межнациональных органов управления, имеющих на данном этапе формальный характер.
4. Экономический союз – наднациональные органы управления начинают осуществлять реальную власть вследствие образования единых финансовых ресурсов; осуществление единой финансово-кредитной и налоговой политики.
5. Валютный союз – образование и установление единой валюты.
6. Политический союз – предполагает проведение единой внешней политики по отношению к третьим странам.

. Международное разделение труда – это такая система организации международного производства, при которой страны, вместо того чтобы самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми товарами, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие посредством торговли.

Международная производственная кооперация, вторая предпосылка развития интеграционных блоков, представляет собой такую форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой).

Билет 49. Кризис современной международной валютной системы

Современная валютная система не подчиняется каким-либо жестким правилам функционирования. По своему характеру это девизная система с комбинацией фиксированных и плавающих курсов, регулируемая как на двусторонней основе — через соглашения между странами, так и на многосторонней — через механизмы МВФ.

Режим валютного курса страны могут выбирать самостоятельно. Однако МВФ сохранил три основных принципа валютной политики:

· запрет на манипуляции валютным курсом или ват ют ной системой в целях уклонения от регулирования;

· обязательное проведение валютных интервенций (индивидуальных или коллективных) в случае дестабилизации финансового рынка;

· необходимость учета в национальной политике интересов стран-партнеров, особенно тех, чьи валюты используются во время интервенций

Основные недостатки системы плавающих курсов следующие:

· на практике финансовые рынки не обладают высокой эффективностью. Теория рациональных ожиданий не подтверждается практикой. Следовательно, всегда существует риск долгосрочного отклонения валютного курса от своего фундаментального макроэкономического значения;

· неопределенность изменения валютного курса в перспективе создает трудности в планировании и ценообразовании для участников рынка. Это ограничивает развитие мировой торговли и инвестиций. Страхование (хеджирование) валютных рисков с помощью производных финансовых инструментов (дериватов) увеличивает издержки;

· сохраняется возможность проведения спекуляций на изменениях валютного курса, что негативно влияет на внутреннее и внешнее равновесие. Нарушение равновесия на внутреннем денежном рынке в условиях плавающих курсов имеет более тяжелые последствия, чем в условиях фиксированного курса;

· власти могут злоупотреблять свободой действий при проведении денежно-кредитной политики (например, проводить про- инфляционную политику). Это означает падение дисциплины при проведении осмысленной денежно-кредитной политики.


50. Сущность и виды глобальных экономических проблем

Глобальные проблемы — несоответствия между наиболее значимыми планетарными потребностями и возможностью их удовлетворения совместными усилиями человечества в определенный период времени.

Виды глобальных экономических проблем:

1. Политические

- проблемы мира и разоружения

- проблемы локальных войн и конфликтов

- проблема международного терроризма

- проблема стран изгоев (Северная Корея, Куба, Иран, Ливия, Белоруссия)

2. Экономические

- проблема транснационального капитала

- проблема экономических войн и конфликтов

- проблема отставания развивающихся стран от развитых

- проблема Север – Юг

- проблема международного долга

3. Социальные

- проблема нарастания неравенства в доходах

- проблема безработицы и нищеты

- проблема борьбы с болезнями и наркоманией

- проблема мегаполисов

5. Экологические

- проблема ограниченности ресурсов

- проблема продовольствия

- демографическая проблема

- проблема отходов и загрязнений

- проблема глобального потепления климата

Общие черты глобальных экономических проблем:

5. они затрагивают интересы всего человечества или общей его части

6. решить их можно только общими усилиями всего человечества

7. все проблемы тесно связаны между собой

8. проблемы нуждаются в срочном и неотложном решении

 

 

Date: 2015-07-27; view: 432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию