Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глазунов – жизн. И тв пути





Отец работал книгоиздателем, мать была пианисткой. Образование получил во Втором петербургском реальном училище, по окончании которого в 1883 году некоторое время был вольнослушателем вПетербургском университете. Одарённый хорошим слухом и музыкальной памятью, Глазунов начал обучаться игре на фортепиано с девяти лет, сочинять с одиннадцати. В 1879 он познакомился с Милием Балакиревым, который отметил незаурядный талант юноши и рекомендовал егоНиколаю Римскому-Корсакову. С Римским-Корсаковым Глазунов начал частным образом изучать теорию музыки и композицию, и за полтора года прошёл весь курс гармонии, форм и инструментовки. Уже в 1882 годуГлазунов написал свою Первую симфонию, которая с успехом была исполнена под управлением Балакирева, а вскоре появился его первый струнный квартет. Творчеством Глазунова вскоре заинтересовался известный меценат и покровитель искусства Митрофан Беляев, ставивший своей целью поддержку молодых русских композиторов. В 1885 году Беляев организовал цикл Русских симфонических концертов и музыкальное издательство в Лейпциге, а годом ранее при его поддержке Глазунов впервые отправился за границу, где была исполнена его Первая симфония, и где он познакомился сФеренцем Листом, одобрительно отозвавшимся о его творчестве. Вернувшись в Петербург, Глазунов стал одним из членов так называемого «Беляевского кружка», в который входили также Римский-Корсаков, Лядов, Малишевский, Витолс, Блуменфельд и другие музыканты. Продолжая традиции «Могучей кучки» по части развития русской композиторской школы, беляевцы также держали курс на сближение с западной музыкальной культурой.

В 1887 году умирает Александр Бородин, оставив неоконченными свою оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию. За их окончание и оркестровку берутся Римский-Корсаков и Глазунов. Феноменальная память Глазунова позволила ему полностью восстановить услышанную в исполнении на фортепиано самого Бородина незадолго до его смерти увертюру к опере и фрагменты третьего действия, а благодаря музыкальным навыкам он смог полностью оркестровать симфонию. В 1889 он дебютирует как дирижёр, исполняя свою Вторую симфонию на Всемирной выставке в Париже. В начале 1890-х Глазунов переживает творческий кризис, который сменяется новым подъёмом: он пишет три симфонии, камерные произведения и балет «Раймонда», ставший наиболее известным его сочинением. В 1899 он получает место профессора Петербургской консерватории, в которой работал непрерывно около тридцати лет. После событий 1905 года, когда из консерватории за поддержку революционно настроенных студентов был уволен Римский-Корсаков, Глазунов в знак протеста также покинул свой пост, но уже в декабре того же года, после того, как консерватория была отделена от Русского музыкального общества, вернулся в неё и вскоре был избран её директором. На посту директора Глазунов провёл огромную работу: приводил в порядок учебные планы, основал оперную студию и студенческий оркестр, значительно повысил требования к студентам и преподавателям, в конце каждого учебного года лично присутствовал на всех экзаменах и писал характеристики на каждого студента. В 1906 году Глазунов написал музыку гимна «Избранникам русского народа», прославляющего депутатов Государственной Думы Российской Империи. В 1908 году А. К. Глазунов рекомендует своего ученика талантливого польского композитора Витольда Малишевского на пост директора Императорских музыкальных классов в Одессе. Это назначение оказалось знаковым для всего развития музыкальной культуры юга Российской Империи, а затем Украины, так как в 1913 году Малишевский стал основателем и первым ректором Одесской консерватории.

После Октябрьской революции Глазунов сумел остаться на своём посту, наладив отношения с новым режимом, и в частности с наркомом просвещения Анатолием Луначарским, и сохранить за консерваторией престижный статус. Он выступал как дирижёр на фабриках, в клубах и др., принимал участие в музыкально-общественной жизни страны. В 1922 ему было присвоено звание народного артиста Республики[1]. Тем не менее, против Глазунова в консерватории были настроены как некоторые группы профессоров, так и студентов. В 1928 году Глазунов был приглашён на композиторский конкурс в Вену, посвящённый столетию со дня смерти Франца Шуберта, и по его окончании принял решение не возвращаться в СССР. Глазунов формально числился ректором консерватории до1930 года (его обязанности исполнял Максимилиан Штейнберг). Некоторое время Глазунов выступал как дирижёр, а в 1932 в связи с ухудшившимся здоровьем вместе с женой поселился в Париже, где изредка сочинял (среди его поздних работ — Концерт для саксофона с оркестром, посвящённый Сигурду Рашеру).

Глазунов умер в Париже в 1936 году. А в 1972 году его прах был перевезён в Ленинград и торжественно захоронен на Тихвинском кладбище[2] Александро-Невской лавры[3]. В Мюнхене открыт институт, занимающийся исследованием творчества композитора, архив его партитур хранится в Париже.

Именем композитора назван малый зал Санкт-Петербургской консерватории.

Глазунов занимает заметное место в истории русской музыки. По стилю своих сочинений он примыкает отчасти к «Новой русской школе», но культивирует по существу европейские классические музыкальные формы. Его произведения отмечены яркой оркестровкой, большим гармоническим и контрапунктическим мастерством, тонким лиризмом. Глазунов вошел в историю русской музыки как виднейший русский симфонист. Глазунов – представитель прогрессивного реалистического направления, верный последователь своих великих учителей – Римского-Корсакова и Балакирева. Наиболее существенными чертами творчества Глазунова являются народность и национальная характерность. Его произведения навеяны русской природой, славным прошлым русского народа, что роднит Глазунова с композиторами «могучей кучки». Но, в отличие от них, его не привлекал оперный жанр. Основную часть наследия Глазунова составляют симфонические произведения. В области музыкального театра Глазунов проявил себя только как автор балетов («Раймонда», «Барышня-служанка» и «Времена года»).

В области инструментальной музыки Глазунову принадлежит одно из первых мест в истории русской музыки. Он написал 8 симфоний, много программных симфонических произведений и других сочинений для оркестра, несколько концертов и концертных пьес для различных инструментов, 7 квартетов, квинтет и другие пьесы для камерного ансамбля, 2 сонаты, вариации, фуги для фортепиано и многие другие сочинения.

Характер всех сочинений Глазунова – широкий размах, сила, вдохновение. Музыке его не свойственен драматизм и острота конфликтного развития, бурное столкновение контрастных образов. Для него более характерен созерцательный лиризм, национальная жанровость образов, эпичность, повествовательность.

Глазунов был мастером крупных форм, он создавал большие симфонические циклы и развернутые одночастные симфонические произведения. Глазунов-симфонист ближе всего стоит к Бородину – создателю русской героико-эпической симфонии. Некоторые черты роднят его с Чайковским. В гармоническом языке Глазунова сказывается влияние Римского-Корсакова. Однако, все эти черты переплавляются в зрелом периоде творчества Глазунова в индивидуальный симфонический стиль. Сонатная форма в симфониях Глазунова построена не на контрасте, а на родстве образов главной и побочной партий, и все развития музыкально-тематического материала в разработках направляется не к кульминации конфликта, а к сближению, соединению образов.

Огромна роль полифонических методов развития. Глазунов – мастер одновременного сочетания самых различных тем, различных мелодических линий и ритмических рисунков. Он также тяготел к принципу монотематизма.

Цикл у Глазунова отличается симфоническим единством и большой самостоятельностью каждой отдельной части. Общей чертой всех циклов Глазунова является устремленность развития к развернутому, грандиозному, мощно звучащему финалу, нередко тематически-обобщающему все предыдущее содержание. Глазунов создает собственный стиль оркестровки. Звучность его оркестра отличается большой полнотой и мягкостью.

Значительное место в творчестве Глазунова занимают камерные инструментальные произведения. Здесь главное место занимают лирические образы. Основу камерно-инструментального творчества Глазунова составляют струнные квартеты, над которыми он работал в течении всей своей творческой деятельности.

Глазунов внес ценный вклад в русскую балетную музыку, продолжив и развив реформу Чайковского в этой области. Он также симфонизировал танцевальный жанр, развив музыкально-симфоническое действие балета. Балетная музыка Глазунова отразила все характерные черты его симфонического стиля: выпуклость образов, богатое фактурное развитие, совершенство формы, богатство языка.

Date: 2015-07-27; view: 630; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию