Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад в православную духовную музыку





По мнению православного богослова и композитора, митрополита Илариона Чайковский одним из первых в числе великих русских музыкальных деятелей под впечатлением собственных религиозно-художественных настроений и по ощущению назревших в этой сфере реформ в последней четверти XIX века обратился к написанию церковной музыки[21][22].

Для церковно-певческого дела в России, как в практике исполнения, так и в сочинительстве, до конца 1870 гг. был характерен утвердившийся на рубеже XVIII—XIX веков концертный «западно-итальянский» хоровой стиль. В храмах было распространено европеизированное церковное пение, а вкусы православных прихожан формировались произведениями Дм. Бортнянского и других композиторов, сочинявших духовную музыку в итальянской или немецкой традиции.

Написанный Чайковским и изданный в 1875 г. «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России» только в 1881 г. был одобрен в качестве учебного пособия для изучения церковного пения в духовных семинариях и училищах[23].

В основанном 1864 г. Обществе Древнерусского искусства (ОДРИ)[* 1], членом которого с 1874 г. стал П. И. Чайковский, в связи с тенденцией возвращения к национальным музыкальным традициям, была создана Комиссии для исправления нотных книг богослужебного пения.

Признавая определённые достоинства творчества Бортнянского, получившего музыкальное образование в Италии, Чайковский в 1881 г. даже согласился редактировать собрание его сочинений, но писал о «слащавом стиле» его церковных произведений, что «мало гармонировало с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы».

Имея в виду сложность задачи преобразования церковного пения с целью возвратить ему первобытную чистоту и образность, композитор писал, что «нужен мессия, который одним ударом уничтожил бы все старье и пошел бы по новому пути; а новый путь заключается в возвращении к седой старине и в сообщении древних напевов в соответствующей гармонизации… Я только хотел быть переходной ступенью от пошлого итальянского стиля, введённого Бортнянским, к тому стилю, который введёт будущий мессия»[24].

Религиозно-эстетические взгляды Чайковского, тем не менее, проявились в его стремлении внести собственный вклад в национальную духовную музыку: «Я хочу не столько теоретически, сколько чутьем артиста до некоторой только степени отрезвить церковную музыку от чрезмерного европеизма». В основе сочинения и исполнения церковной музыки, по его мнению, должны быть ясность, искренность и сдержанность выражения, рождающие благоговейное восприятие.

Мотивы церковных песнопений звучали в некоторых светских произведениях Чайковского: в «Детском альбоме»(1878 г.) — стихира на «Господи, воззвах» (6-й глас), в увертюре «1812 год» (1880 г.) — тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое», в симфонии № 6 (1893 г.) — кондак «Со святыми упокой».

Написанный в 1878 г. «Детский альбом» начинался пьесой «Утренняя молитва», а завершался — опусом «В церкви». После революции, «Утренняя молитва» была переименована в «Утреннее размышление», а финальная часть «В церкви» — просто в «Хор»[25].

Обратившись к созданию именно церковных сочинений, Чайковский в период 1878—1887 гг. написал полные музыкальные циклы важнейших богослужений Православной Церкви — «Литургии святого Иоанна Златоуста» и«Всенощного бдения», отдельные хоры в цикле «Девять духовных музыкальных сочинений» и пасхальный хор «Ангел вопияше».

Будучи верующим человеком, Чайковский посещал и любил церковные службы. «Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений… о, всё это я ужасно люблю, это одно из величайших моих наслаждений!» — писал он Н. Ф. фон Мекк 29 ноября 1877 г.

Испытываемое композитором чувство привело его к намерению положить всю литургию на музыку, что было поддержано П. И. Юргенсоном, обещавшим издать партитуру за границей, так как по действовавшему тогда порядку разрешалось «вновь печатать и петь только те духовно-музыкальные сочинения, кои одобрены будут Директором Придворной капеллы». Об этом Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк 30 апреля 1878 г.: «Известно ли Вам, что музыкально-церковное композиторство составляет монополию придворной певческой капеллы, что запрещено печатать и петь в церквах всё что не принадлежит к числу сочинений, напечатанных в изданиях капеллы, которая ревниво оберегает эту монополию и решительно не хочет допустить новых попыток писать на священные тексты?»

«Литургии» была закончена в мае 1878 г., напечатана и выпущена в свет всё-таки в России к 18 января 1879 г. с разрешения Московского комитета для цензуры духовных книг[* 2] и впервые исполнена в киевской университетской церкви в апреле 1879 г. При жизни композитора это было единственное исполнение во время церковной службы.

В декабре 1879 г. Чайковский, с детства находившийся под поэтическим впечатлением от православных служб, присутствовал на мессе в соборе Святого Петра в Риме и написал Н. Ф. фон Мекк, что всё было живописно, красиво и полно движения, «но я все-таки в тысячу раз больше люблю нашу православную литургию, где все присутствующие в храме видят и слышат одно и то же, где весь приход предстоит, а не снует из угла в угол. Это менее живописно, но трогательнее и торжественнее».

21 ноября 1880 г. «Литургия св. Иоанна Златоуста» по разрешению Н. Г. Рубинштейна была исполнена хором П. И. Сахарова в Москве на закрытом духовном концерте в зале консерватории в присутствии Московского митрополита Макария, который одобрил как само сочинение, так и исполнение. Для широкой публики новое произведение Чайковского было исполнено тем же хором на экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря того же года[26].

Работая над «Всенощным бдением» весной и летом 1881 г. в Каменке, П. И. Чайковский часто бывал в Киево-Печерской Лавре, пение монахов которой очень нравилось композитору: «Там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций, без нот и, следовательно, без претензий на концертность, — но зато что это за самобытное, оригинальное и иногда величественно прекрасное богослужебное пение». Партитура «Всенощного бдения», обозначенная автором, как «Опыт гармонизации богослужебных песнопений для смешанного хора», была в основном завершена весной 1882 г. Впервые сочинение было исполнено хором П. И. Сахарова 27 июня 1882 г. в Москве в концертном зале Всероссийской Промышленно-художественной выставки.

После успеха заказанной Чайковскому кантаты «Москва», исполненной во время коронации Александра III, композитор 7 марта 1884 г. был представлен в Гатчине царской семье. Во время аудиенции Чайковский подтвердил императору своё намерение продолжать писать музыку для церкви. 13 марта 1884 года он писал: «Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в Него. При моем малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, чтобы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле его?»

В период с ноября 1884 г. по весну 1885 г. были написаны хоры — «Херувимские песни» № 1-3, «Тебе поем…», «Достойно есть…», «Отче наш…», «Блажени, яже избрал…», «Да исправится…», «Ныне силы небесные…» и позднее, в 1887 г., хор «Ангел вопияше…». 17 февраля 1886 года на духовно-музыкальном вечере в Московской консерватории капеллой Русского хорового общества под управлением В. М. Орлова были впервые исполнены «Херувимская песнь № 1», «Тебе поем», «Блажени, яже избрал», «Да исправится».

В 1886 Московское синодальное училище церковного пения, готовившее для Синодального хора певчих, дирижёров (регентов) и учителей церковного пения, было отделено от Синодального хора[* 3]. При хоре и училище был учреждён Наблюдательный совет, в состав которого в 1886—1889 гг. входил и П. И. Чайковский.

В письме обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву и прокурору московской Синодальной конторы А. Н. Шишкову с рекомендацией назначить регентом Синодального хора В. С. Орлова, бывшего воспитанника Синодального училища и своего ученика по консерватории, П. И. Чайковский, подчёркивая необходимость возвращения в церковь того строя богослужебного пения, «который искони составлял драгоценнейшее достояние её», апеллируя к авторитету Александра III, писал: «В настоящее время сам государь император горячо сочувствует делу возрождения, когда русским композиторам уже не возбраняется посвящать свои способности и усердие родной церкви…»[27].

28 марта 1891 г. Синодальный хор под управлением В. С. Орлова в зале Синодального училища исполнил «Ныне силы небесные», а 22 октября 1891 г. — «Херувимскую песнь № 3». После первого прослушивания в 1880 г. исполнение «Литургии» П. И. Чайковского в храмах было разрешено только после смерти композитора. До революции её ежегодно исполняли в день памяти композитора в Москве в храме Большое Вознесение у Никитских ворот и в Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где отпевали Петра Ильича.

Несмотря на то, что часть российского общества неодобрительно встретила первое исполнение «Литургия Святого Иоанна Златоуста» вне стен храма[28], духовные сочинения Чайковского, стали исполняться в концертах. Митрополит Иларион особо отмечал, что после революции 1917 года музыкальные произведения Чайковского и других композиторов для многих в России стали одним из источников познания веры и Евангелия, молитвы и богослужения Православной Церкви.

В 60—80-е годы XX века «Литургия» великого композитора вновь стала звучать в исполнении хора московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке[29][* 4].

7 ноября 2010 года, в день памяти П. И. Чайковского настоятелем этого храма митрополитом Иларионом была совершена Божественная литургия. За литургией прозвучали песнопения на музыку Чайковского в исполнении Московского Синодального хора, воссозданного в 2009 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Date: 2015-07-27; view: 1006; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию