Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты, объекты, методы государственного регулирования





 

Субъекты – это участники государственного регулирования, к ним являются:

а) социальные группы, отличающиеся между собой имуществом, доходом, профессиональным составом, отраслевой принадлежностью, местом жительства, социальным составом, т.е. социально-экономическим положением.;

б) объединения и различные ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, и других профессий, политические партии;

в) три ветви власти: законодательный (Государственная Дума), исполнительный (правительство), судебный органы государственной власти, а также Центральный банк страны (ЦБ РФ); в странах с федеративным устройством сюда будут отнесены региональные и местные органы власти.

Объекты государственного регулирования – это то, на что идет воздействие со стороны государства. Объектами государственного регулирования являются определенные группы людей, предприятия, отрасли, регионы, социально-экономическая ситуация страны и пр. т. е. ситуации, явления, условия, при которых возникают или могут возникнуть проблемы, неразрешимые рыночным механизмом (см. выше необходимость государственного регулирования экономики).

Методы государственного регулирования. Метод (от греч. methodos – «путь к чему-либо») – деятельность, направленная на достижение какой-либо цели и означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, прямые и косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении «правил экономической игры» государством для фирм производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности в условиях заключения контрактов и функционирования трудовых отношений, профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование представляют собой комплекс обязательных требований и распоряжений государства для исполнения по отношению к субъектам рыночной экономики. Административное регулирование - включает в себя меры по регулированию, лицензированию, квотированию, контингентированию и т.д. С помощью системы в виде мер закрепления, разрешения, принуждения осуществляется государственный контроль над монополистическими рынками, обеспечение экологической безопасности страны и др.

Прямые методы регулирования экономики базируются на властно-распределительных отношениях, сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствующих субъектов. Безвозвратное целевое финансирование соответствующих секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций и субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов, общенационального и регионального уровня, а также льготных кредитов.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определении отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям:

1. Развитие государственного предпринимательства;

2. Субсидирование предприятий негосударственного сектора.

Государственное предпринимательство осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, такие как угольная промышленность, ж/д и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики, государство осуществляет инвестиции в отрасли, определяющие на данном этапе НТП, а также подготовку научных кадров в проведении научных исследований. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. Государство поддерживает соответствующий уровень жизни населения, определяет предельные цены энергию, продукты питания и др.

Прямое регулирование экономики осуществляется, в том числе, и за счет государственных программ. Экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование – процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Программирование должно носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Объектами целевых программ выступают: отрасли, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований и др. Программы могут быть:

1. по срокам: краткосрочные (от 1 до 3 лет), среднесрочные (от 3 до5 лет), долгосрочные (от 5 до 25 лет);

2. по видам направленности: национальные, целевые, чрезвычайные и пр.

Косвенный способ подразделятся на бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Экономические регуляторы являются основными в рыночной экономике. Здесь нет прямого вмешательства государства в деятельность субъектов рынка. Цели, которые ставит перед собой государство, достигаются не принудительно, а созданием такой экономической среды, которая заставляет предпринимателей действовать в желательном для государства русле.

Бюджетно-налоговая политика направлена на изменение ставок налогов и государственных расходов в зависимости от изменения экономической конъектуры. К примеру, если перед обществом стоит задача поднять показатели рождаемости, то скорей всего будут предоставлены субсидии или снижены налоги для производителей детского питания и одежды.

Денежно-кредитная политика проводится Центральным банком РФ, и она направлена на смягчение амплитуды экономических циклов. В условиях экономического спада будет проводиться политика «дешевых» денег, а в условиях экономического подъема, когда происходит перегрев экономики соответственно - политика «дорогих» денег. Инструментами данной политики выступают:

1. Регулирование учетной ставки. Ставки рефинансирования – это процент по ссудам, используемый при кредитовании коммерческих банков центральным банком;

2. Установление и изменение нормы обязательных резервных требований. Это часть банковских активов, хранящихся либо в форме наличных в специальных сейфах банка, либо в форме депозитов на счетах ЦБ;

3. Операции на открытом рынке – это покупка или продажа государственных ценных бумаг.

 

17.4. Экономические функции государства: минимально необходимые и максимально допустимые границы государственного вмешательства в экономику

Государственное регулирование рыночной экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально экономической системы к изменяющимся условиям.

В странах со смешанной экономикой государственное регулирование имеет различный диапазон. Они различаются по формам, методам, масштабам воздействия на экономику, по способности населения принимать государственное регулирование экономики. В связи с этим выделяют минимально необходимые и максимально допустимые границы государственного вмешательства в экономику.

Минимальные границы (обязательные функции) государственного вмешательства в экономику:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики (своего рода определение «правил» игры). Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала, сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, социального, монетарного, таможенного законодательства и пр. Государство осуществляет контроль за хозяйственной деятельностью и, опираясь на законодательство, выполняет роль арбитра при разрешении проблем, возникающих между различными субъектами рыночных отношений.

Правовая защита интересов производителей и потребителей составляет одну из основополагающих функций государства. Экономическая свобода, как производителей, так и потребителей наиболее эффективным образом обеспечивается институтом частной собственности. Если эти гарантии отсутствуют или носят неопределенный расплывчатый характер, то фактически ограничивается экономическая свобода и, следовательно, не может быть и речи об эффективной рыночной экономике.

Немаловажное значение для рыночной экономики служит гарантирование государством соблюдения условий контрактов. Слабость правоохранительных органов и законодательной базы, отсутствие механизмов исполнения решений судов по экономическим вопросам в определенной степени выступают причинами криминализации общества.

2. Производство общественных благ. Государство берет на себя развитие таких сфер как национальная оборона, охрана общественного порядка, строительство всевозможных сетей коммуникаций, система образования, здравоохранения, науки, благоприятная окружающая природная среда и т. д., и финансируются такого рода товары обычно за счет государственного бюджета.

К примеру, научные исследования составляют основу для производственных нововведений и способствуют накоплению человеческого капитала. Частный бизнес также финансирует научные исследования, обычно прикладного характера, но лишь только те, которые окупаются максимум через 3-5 лет. Фундаментальная наука, которая окупается через 20-25 лет, не может финансироваться частным бизнесом, это под силу только государству. Фундаментальные исследования направлены на открытие основ теории каких-либо процессов и ведутся без заранее предвидимого коммерческого использования. Их результаты широко публикуются, быстро превращаются во всеобщее достояние – общественный товар.

3. Учет внешних эффектов: нейтрализация отрицательных внешних эффектов, стимулирование положительных внешних эффектов.

Как мы отмечали ранее, к отрицательным внешним эффектам можно отнести загрязнение окружающей природной среды. Эту проблему можно разрешить путем перевода внешних эффектов во внутренние издержки фирмы, за счет введения платы за загрязнения природной среды, за счет введения штрафов за сверхнормативное загрязнение природы.

В развитых странах, в качестве эксперимента, в ряде регионов, вводится рынок прав на загрязнение: рассчитывается квота, из возможности самой природы к самоочищению, на загрязнение природной среды, исходя из нее, на рынке продаются лицензии на выбросы, без которых производственная деятельность недопустима. Цена лицензии определяется на основе спроса и предложении, чем выше спрос, тем выше и цена лицензии. Это заставляет предпринимателей менять по-своему усмотрению технологию производства таким образом, чтобы как можно меньше было выбросов загрязняющих веществ.

Положительные внешние эффекты можно стимулировать за счет частичного финансирования (прививка против гриппа), либо за счет налоговых льгот (получение высшего образования) и пр.

Максимальные границы государственного вмешательства: допустимые, но не обязательные:

1. Защита конкуренции и формирование эффективной рыночной среды.

Общество проигрывает от монополий: т. к. у них цены существенно выше, а объемы производства ниже, по сравнению с совершенной конкуренцией, в связи с этим вводится антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство включает: запрет на формирование трестов, тайного сговора, ценовую дискриминацию (продажа одного и того же товара разным покупателям по различным ценам), на приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции, на формирование взаимопереплетающихся директоров, формы недобросовестной конкуренции и т.д.

Регулирование естественных монополий. Причина образования естественных монополий – эффект масштаба (электроэнергетика, железные дороги, услуги ЖКХ, водоснабжение, газоснабжение, почтовая связь, теплоснабжение и т. д.) но если государство дает одной единственной фирме лицензию на определенный вид деятельности, взамен государство должно контролировать цены, объемы, качество предлагаемых продукции или услуги.

Формирование эффективной рыночной среды. В экономически развитых странах малое предпринимательство представляет собой достаточно большой слой мелких собственников, которые в определенной степени определяют социально-экономический и политический уровень развития страны. Малое предпринимательство, в отличие от крупного бизнеса существенно зависит от экономической конъюнктуры, поэтому возникает необходимость выравнивания различий в возможностях крупных и мелких предприятий путем государственного вмешательства. Государство заинтересовано в поддержке малого бизнеса как гаранта стабильности. В данном случае предполагается создание благоприятных условий для деятельности малого предпринимательства: введение налоговых льгот или субсидий малому и среднему бизнесу, установление правого поля, регламентирующего его регистрацию, лицензирование, информационная поддержка, целевые программы и др.

2. Обеспечение полной занятости ресурсов. Государство создает и совершенствует механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это продиктовано ускорением НТП, глубокими структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями, предъявляемыми к качеству трудовых ресурсов. Рыночный механизм не обеспечивает своевременного приспособления структуры предложения рабочей силы к изменению спроса на нее. В связи с этим в развитых странах государство принимает государственную политику в области занятости, программы, направленные на стимулирование роста занятости, увеличения числа рабочих мест, подготовки и переподготовки рабочей силы, содействию найму рабочей силы, социальному страхованию безработицы.

Немаловажную роль, в разрешении проблемы безработицы, играют государственные службы по содействую найма рабочей силы. Основные функции службы занятости: изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу.

3.Антиинляционная политика, достижение ползучей инфляции до 2 - 3 % в год. Антиинфляционная политика может быть двух видов: адаптивная и активная.

Активная антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Активная политика может использовать монетарные и немонетарные рычаги. Первые подразумевают: контроль за денежной эмиссией, осуществление текущего контроля за состоянием денежной массы путем операций на открытом рынке и резервной политики, недопущение эмиссионного финансирования госбюджета, пресечение обращения денежных суррогатов, проведение денежной реформы конфискационного типа. Немонетарные рычаги против инфляции спроса включают: уменьшение госрасходов, увеличение налогов, сокращение дефицита госбюджета, переход к жесткой кредитно-денежной политике, стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Немонетарные рычаги против инфляции предложения включают: сдерживание факторных доходов и цен, борьба с монополизмом в экономике.

Адаптивная антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Адаптивная политика включает в себя: индексацию, соглашения с предпринимателями, профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты.

4. Антициклическое регулирование экономики. Это регулирование осуществляется как счет бюджетно-налоговой, так и за счет денежно-кредитной политики.

В условиях экономического спада, для того, чтобы выйти из экономической депрессии необходимо снизить налоги (у бизнеса будут снижены издержки, и имеется возможность увеличить инвестиции, и соответственно объем выпускаемой продукции) и увеличить государственные расходы т. к. надо создавать рабочие места на государственных предприятиях, выплачивать пособия по безработице и т. д. Что касается монетарной политики, она направлена на то, чтобы ставка по кредитам была уменьшена и появилась возможность у бизнеса увеличить инвестиции. Для этого уменьшают норму обязательных резервов, уменьшают ставку рефинансирования, покупают государственные ценные бумаги.

В условиях экономического подъема, когда экономика, превышает потенциальный уровень (объем выпуска при полной занятости ресурсов: естественный уровень безработицы, производственные мощности загружены на 80-90%), надо проводить политику сдерживания, чтобы вновь не вернуться к экономическому кризису, поэтому бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политики будут проведены в противоположном направлении, по сравнению с той, которую проводят в условиях экономического кризиса.

5. Минимизация трансакционных издержек, пресечение ассиметричной информации, государственные стандарты.

Трансакционные издержки не связаны с производством, а связаны с обменом. К таковым можно отнести: поиск информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок, издержки заключения хозяйственных договоров, контролем за исполнением, затраты на защиту прав собственности, затраты на ведение переговоров для определения условий обмена, типа контракта и оформление сделок, затраты на измерение качества, разработку системы стандартов, охрану фирменных знаков и торговых марок, издержки оппортунистического поведения и пр. Оппортунистическое поведение - это поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров: вымогательства, шантаж, «кидать» партнеров по бизнесу и др.

Государство вводит правила поведения, которыми должны руководствоваться производители в свих отношениях, с потребителями. Они определяют стандарты качества, измерения веса, контролирует их соблюдение, запрещает реализацию фальсифицированных пищевых продуктов и лекарств, добивается обязательной маркировки продукции, фиксации на упаковке чистого веса и состава продукта, ответственности за соблюдение условий контрактов и др.

Государство может сглаживать ассиметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствую распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д.

6. Социальная политика. Перераспределение доходов и материальных благ, направленных на снижение дифференциации доходов населения, на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся. Данный вопрос раскрыт в соответствующей главе, поэтому мы не останавливаемся на данном аспекте.

7. Государственное регулирование экономического роста. Одним из направлений государственного регулирования экономики является экономический рост. Факторами экономического роста являются: совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос определяется: потребительскими расходами, валовыми частными внутренними инвестициями, государственными расходами, чистым экспортом. Как увеличить потребительские расходы мы рассмотрели выше на примере выхода США из Великой депрессии. Государственные расходы были проанализированы на примере бюджетно-налоговой политики. Чистый экспорт будет рассмотрен ниже при анализе внешнеторговой политики государства. Валовые частные внутренние инвестиции можно стимулировать, к примеру, за счет проведения политики ускоренной амортизации. Ускоренное амортизационное списание основного оборудования – это достаточно мощный рычаг воздействия на экономический рост, позволяющий освободить прибыль от налога, аккумуляция ее в амортизационном фонде и принудительное использование для новых капиталовложений. Такого рода инвестиционная политика используется в большинстве развитых стран мира для стимулирования научных исследований и их использования в производстве.

Факторами совокупного предложения являются: количество и качество природных ресурсов, количество и качество трудовых ресурсов, количество и качество основного капитала, уровень НТП (технологий). Если на первый фактор государство повлиять не может, то на остальные, в последнее время существенно воздействует. Инвестиции в человеческий капитал можно ускорить за счет налоговых льгот, субсидирования, соответствующих государственных программ. Последние два фактора были проанализированы при анализе стимулирования совокупного спроса. НТП зависит также от объема государственных инвестиций из федерального бюджета страны, федеральных целевых программ, направленных на финансирование крупных инвестиционных проектов. Государство поддерживает инновационные проекты по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоение новых видов продукции. Государство должно при этом создавать в стане благоприятный инвестиционный климат. Оно должно устанавливать правила игры в экономике: их стабильность, предсказуемость, отражение в них принципов честной конкуренции.

8. Государственная реализация национальных интересов в мировой экономике: торговая политика, политика государства, направленная на привлечение иностранных инвестиции и разрешения проблемы «бегства» капитала, миграционная политика.

К примеру, если взять торговую политику, ее необходимо учитывать т. к. изменения в чистом экспорте автоматически отражаются в макроэкономических показателях: ВНП, и ВВП, и соответственно в темпах экономического роста. Если стоит задача, чтобы покупали наши отечественные товары, государство вводит соответствующие таможенные пошлины на импортную продукцию: импорт будет дорожать по сравнению с отечественной продукцией и потребитель вынужден будет купить товар, произведенный на родине.

Международное движение капитала оказывает многостороннее воздействие на экономику стран – экспортеров и импортеров. Поэтому данная сфера предпринимательской деятельности – объект государственного регулирования. Это регулирование представлено двумя направлениями: регулированием поступления иностранных инвестиций в национальную экономику (объемы, направления, формы вложения) и регулированием вывоза капитала заграницу. Система государственного регулирования в этой сфере предусматривает: принятие соответствующих законов, направленных на стимулирование или ограничение движения капитала (таможенные льготы, гарантии защиты иностранных инвестиций, ограничение при размещении иностранных инвестиций, выделение отраслевых и территориальных приоритетов и дифференцированный подход к иностранным инвестициям, контроль за вывозом капитала и др.)

Процессы международной трудовой миграции также регулируются го­сударством. Реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы на­правлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж. Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

- обеспечение прав работников на свободу перемещения и тру­доустройство;

• гарантии возвращения мигрантов на родину;

- обеспечение поступления в страну и эффективного использо­вания валютных переводов трудящихся-мигрантов;

- содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех ра­ботников, профессии которых не пользуются спросом;

- ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потреб­ности которых в рабочей силе не удовлетворены;

- совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;

- предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.

Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику: въезд в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается определенной квотой в год, не предоставляется вид на жительство претенден­там на въезд и не признаются права гражданства за детьми имми­грантов, работающих по контракту.

9. Региональная политика – это такая система действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов по отношению к самим себе и государству адекватными методами и способами. Региональная политика - это целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и ее результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности отдельных регионов.

Целями региональной политики являются:

1. обеспечение федерализма в стране, создание единого экономического пространства;

2. обеспечение единых минимальных социальных гарантий и равной социальной защиты;

3. выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

4. приоритетное развитие тех регионов, которые имеют особо важное стратегическое развитие;

5. максимальное использование природно-климатических особенностей регионов.

10. Отраслевая политика. Государственное регулирование в области отраслевой структуры осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных инвестиций, которые обеспечивают привилегированные условия для отдельных отраслей. Поддержка оказывается отраслям, находящимся в состоянии затяжного кризиса, или в случае, когда необходимо развивать новые отрасли и виды производства, являющимися носителями научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всей экономике в целом, к повышению эффективности производства и конкурентоспособности. В тоже время государство может принимать меры, направленные на притормаживание чрезмерной концентрации производства, на изменение структуры отраслей.

 

Вопросы для самопроверки

1. Докажите необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику.

2. В чем отличие в подходах государственного регулирования экономики классической и кейсианской школ?

3. Назовите субъекты и объекты государственного регулирования экономики.

4. Чем отличаются административные методы гос.вмешательства в экономике от экономических?

5. Раскройте сущность бюджетно-налоговой политики.

6. Раскройте сущность денежно-кредитной политики.

7. Чем отличается государственное программирование при административно-командной системе и при рыночной экономике?

8. Как можно разрешить проблему внешних эффектов?

9. Как можно разрешить проблему производства общественных благ?

10. Всегда ли эффективно государственное вмешательство в экономику?

11. В чем суть антимонопольной политики?

12. Раскройте сущность антициклической политики государства.

13. Раскройте сущность антиинфляционной политики государства.

14. Раскройте сущность государственной политики в области занятости населения.

15. Раскройте сущность социальной политики государства.

16. В чем заключается государственное регулирование в области инвестиций?

17. Зачем необходима и в чем заключается суть региональной политики государства?

18. Зачем необходима и в чем заключается суть отраслевой политики государства?

19. Раскройте сущность внешнеэкономической политики государства.

20. Что такое «провалы» государства и перечислите их?

 

Список литературы

1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие.-2-е изд. – М.: Дело, 2002.-280с.- (Сер. «Наука управления»).

2. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2001.

3. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономки (в вопросах и ответах): Учебное пособие.- М.:ИНФРА-М, 2000.-124с.

4. Основы экономической теории. Учебное пособие. Под ред. В. Д. Камаева. – М., Изд. МГТУ, 2003.

5. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия; учебник для вузов. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика»», 2000. 382с.

6. Экономика: Учебник/ Под ред. А. С. Булатова.- М.: Юристъ, 2003.

7. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2002

8. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Ком», 2004.

9. http: //www.gks.ru

10. http: //www.nalog.ru

11. http: //www.rosstat.ru

12. http:// www.gd.ru

13. http:// www.minfin.ru

14. http://www.cbr.ru

Тесты

1. ЦБ, продавая большое количество государственных ценных бумаг на открытом рынке, преследует цель

· а) сделать кредит более доступным;

· *б) увеличить инвестиции;

· в) снизить учетную ставку;

· г) все отмеченное неверно

2. Государственная политика доходов направлена на

· а) регламентирование уровня зарплаты всем работникам;

· б) поддержание равного уровня оплаты труда всех работников;

· в) ограничение роста личных доходов;

· *г) перераспределение доходов через систему налогов и социальных трансфертов.

3.Все нижеследующее может быть отнесено к общественным благам, кроме:

· а) национальной армии;

· б) системы здравоохранения;

· *в) жилищно-коммунального хозяйства городов;

· г) транспортной системы.

4. Сторонники классических представлений о рынке, вероятнее всего, выступили бы в поддержку:

· а) роста государственного сектора в экономике,

· б) введения закона о минимальной заработной плате,

· в) роста государственных расходов для стимулирования предложения,

· *г) политики невмешательства государства в экономику.

5. Допустим, что побочные явления, возникающие при производстве или потреблении товара, не учитываются в его рыночной цене. Тогда можно сделать вывод о том, что

· а) ресурсы правильно распределены на рынке;

· *б) имеет место внешний эффект;

· в) общество потребляет и производит нужное количество товара;

· г) рынок совершенно конкурентный.

6. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство?

· а) распределением денежных доходов в обществе;

· б) оказывать помощь конкретному потребителю с ограниченными доходами, определяя способы их рационального использования;

· в) определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов;

· *г) определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество независимо от вкусов и предпочтений какой-либо группы или всего населения.

7. Неконкурентоспособность и неисключаемость являются характеристиками

· а) нормальных товаров;

· б) товаров низшего качества;

· в) дефицитных товаров;

· *г) общественных товаров.

8. Внешние эффекты – это неявные следствия производства

· а) данной фирмы для другой фирмы;

· *б) данной фирмы для общества;

· в) государственного сектора для данной фирмы;

· г) все ответы неверны.

9. В экономике страны А производство общественных товаров составляет 80%, это значит, что государство участвует в экономике

· а) все ответы неверны;

· *б) активно;

· в) минимально;

· г) не участвует.

10. Кто является родоначальником государственного вмешательства в экономику:

· *а) Дж. Кейнс;

· б) М. Фридмен;

· в) К.Маркс;

· г) А. Лаффер.

 

 

Date: 2015-07-27; view: 551; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию