Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление уровня развития описательной речи у детей 5-6 лет





Опытно-экспериментальная работа была проведена в МБОУ-НОШ №32. г. Тулы.

Опытно-экспериментальная работа по развитию описательной речи была проведена в три этапа:

- констатирующий эксперимент:

- формирующий эксперимент:

- контрольный эксперимент:

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития описательной речи у детей.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Из исследований О.С.Ушаковой, Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук отобрать критерии, показатели и уровни развития описательной речи у детей 5-6 лет.

2. Подобрать диагностические методики для выявления уровней развития описательной речи у детей 5-6 лет.

3. Выявить уровни развития описательной речи, участвующих в опытно-экспериментальной работе.

Из исследований О.С.Ушаковой, Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук были подобраны критерии и показатели развития описательной речи у детей 5-6 лет.

Критерии и показатели развития речи описательной речи у детей 5-6 лет (О.С.Ушаковой, Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук)

Критерии Показатели Методики.
Когнитивный узнавание иллюстраций, понимание детьми иллюстраций, восприятие разных видов иллюстраций; «С какого произведения иллюстрация?».
Репродуктивно-речевой полнота воспроизведения содержания иллюстрации, соответствие рассказа по иллюстрации художественному тексту, наличие в рассказе образных выражений и средств художественных образов, адекватность содержания художественного текста; «Подбери иллюстрацию к прослушанному тексту»
Творческо-речевой самостоятельность рассказа, творческая импровизация текста с иллюстрациями, рисование и рассказы по собственным рисункам. Опиши игрушку.

 

На основании критериальной базы исследования были выделены уровни развития описательной речи у детей 5-6 лет.

Высокий уровень – понимание, узнавание и восприятие разных видов иллюстраций. Полное описание содержания иллюстрации. Соответствие рассказа по иллюстрации художественному тексту. Умение рассказать по собственному рисунку.



Средний уровень - частичное понимание иллюстраций. Неполое описание содержания иллюстрации по художественному тексту. рассказ только с экспериментатором. Отсутствие в рассказе образных выражений и средств художественных образов.

Низкий уровень – непонимание и невосприятие разных видов иллюстраций. Несоответствие рассказа по иллюстрации художественному тексту. не умение составить описание по содержанию иллюстраций и по собственному рисунку.

В соответствии с критериями и показателями был подобран диагностический инструментарий для выявления уровня развития речи у детей 5-6 лет.

 

Методика №1 «С какого произведения иллюстрация?».

Цель: Изучить узнавание произведений детьми по иллюстрациям.
Материал: иллюстрации к сказкам: №1.«Муха-цокотуха», №2.«Теремок», №3.«Маша и медведь», №4.«Колобок», №5.«Репка», №6.«Волк и семеро козлят», №7.«Гуси-лебеди», №8.«Три поросенка», №9.«Маша и три медведя», №10.«Ай-болит».

Проведение исследования: Экспериментатор говорит детям, что к ним пришло письмо от дедушки-сказочника, который просит помочь освободить Мальвину, и вспомнить названия сказок по картинкам.

Анализ:

Высокий уровень: правильно называет название всех сказок (от 6 до 10 баллов).

Средний уровень: знает персонажей, изображенных на картинке, но не может правильно назвать сказку. Правильно называет только некоторые названия сказок (от 3 до 6 баллов)

Низкий уровень: не знает персонажей и название сказок (от 0 до 3 баллов)

 

 

Имя. Номер иллюстрации Баллы Уровень
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
1. Таня. + - - + - - + - + - Средний
2. Дима. - + - + + + + + + + Высокий
3. Леша. - + + + - + - + - + Средний
4. Максим. - - + - - + - + - - Низкий
5. Надя. + - - + - - + + - + Средний
6. Настя. + + + + + + - + - + Высокий
7. Вика. + - + + + + - + - - Средний
8. Николь. - + + + + + + - + + Высокий
9. Рома. - + - - - - - + - + Низкий
10. Сережа. - + - + + + + - + - Средний
11. Маша. + + - + + + + + + + Высокий
12. Денис. + + - + + + - + + - Средний

 

Анализ первой методики показал, что 4 детей из 12 смогли назвать сказку по иллюстрации. Средний уровень был выявлен у 6 детей. Некоторые иллюстрации они узнали, но не смогли правильно назвать сказку. Низкий уровень был определен у 2 детей, мальчики не справились с заданием экспериментатора.



 

Методика №2.«Подбери иллюстрацию к прослушанному тексту»
Цель: выявить умение детей соотносить содержание художественного произведения с иллюстрацией.

Материал: сказка с отдельной иллюстрацией:

«Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Заячья избушка», «Красавица и чудовище», «Сказка о золой рыбке», «Вини-Пух», «Щелкунчик», «Иван Царевич и серый волк», «Золушка», «Снежная королева».

Проведение исследования: педагог читает фрагмент из сказки и просит детей подобрать к сказке иллюстрацию.

Анализ:

Высокий уровень от 7 до 10 правильных ответов.

Средний уровень от 4 до 6 правильных ответов.

Низкий уровень от 0 до 3 правильных ответов.

 

Имя. Наименование произведения Баллы Уровень
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
1. Таня. + + - + - + + + + + Высокий
2. Дима. - + - + - + - - + + Средний
3. Леша. + - - - + + - + + - Средний
4. Максим. + - - - + + - + + + Средний
5. Надя. - + + - + + + + + - Высокий
6. Настя. + + + - - + + + + - Высокий
7. Вика. + + + + - + + + + - Высокий
8. Николь. + - - - - + - - + - Низкий
9. Рома. - - -   - + - + + - Низкий
10. Сережа. - + + + + + - - + + Средний
11. Маша. + + + + + + + + + + Высокий
12. Денис. - + - - + + + + - + Средний

 

Анализ 2 методики показал, что высокий уровень был выявлен у 5 детей из 12, дети знают содержание сказки и могут определить иллюстрацию по фрагменту из сказки.

Средний уровень отмечен у 5 детей. Дети знают название сказки, могут определить по содержанию иллюстрации, но не могут определить на слух какое произведение относится к иллюстрации.

На низком уровне находятся 2 детей. Они не смогли определить иллюстрацию по описанию фрагмента из текста.

 

Методика №3. «Моя любима игрушка».

Цель: выявляется умение описывать предмет

Процедура проведения: Дети садятся в круг, у каждого своя любимая игрушка.

Экспериментатор рассказывает о своей игрушке.

« У меня кукла Катя. У нее красивое розовое платье с белыми рукавами. На платье есть цветы, они белые. Волосы у Кати длинные, светлые. Их можно расчесывать и делать прически. У куклы длинные ресницы, большие зеленые глаза и пухлые губы. С Катей можно играть в дочки матери, кормить ее, гулять с ней, играть в больничку и возить в коляске». Затем психолог предлагает каждой девочке описать свою куклу. Если ребенок затрудняется, то экспериментатор задает вопросы, по которым ребенок сможет составить описание куклы.

1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку (3 балла)

2) рассказывает по вопросам психолога (2 балла)

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение. (1 балл).

 

№. Имя Содержание описательного рассказа Баллы Уровень
1. Таня. Моя любимая игрушка – плюшевый медведь. Его зовут Мишка. Он большой, коричневый и лохматый. У него есть майка желтого цвета.. С ним я играю, смотрю мультики и ложусь спать Средний
2. Дима. У меня трансформер. Его зовут оптимус-прайм. Он желтого цвета. И железный. Можно сделать из него машину. Я играю с ним как с роботом и как с машиной. Низкий  
3. Леша. Это пингвин. Мне его подарила бабушка. Я с ним играю и всегда беру с собой. Он не большой. Он пушистый, у него на голове красивая зелёная шапочка с большим помпоном и такой же шарф. Я люблю свою игрушку. Средний
4. Настя Это кукла Ира. Она очень красивая, потому что у нее сзади косичка с бантиком и есть цветы на платке. На лице у нее нарисованы большие глаза, нос, щеки и рот. На голове у нее разрисованный платок. Она одета в красный сарафан и желтую кофточку с черным горошком. Впереди у матрешки красивый передник, на котором есть много цветов. Иру можно переодевать, делать ей прически и водить в больницу. Высокий
5. Надя. Это котенок. Он белый и пушистый. Его зовут Снежок. У него есть: пушистый хвостик, мягкие лапки ,коготки, головка, ушки, глазки, носик, ротик, длинные усики. Снежок любит прыгать и бегать. Кушает он сметану и молоко. Средний
6. Максим. У меня собачка. Его зовут Тима. Он коричневый с розовыми пятнами. У него большие зеленые глаза. С ним можно ходить гулять, лечить его и кормить. Низкий
7. Вика. Слон. Он розовый. У него большие уши и длинный нос. Его зовут Антон (так папа сказал). У него бантик на шее. Синий. Глаза у него маленькие, черные. С ним можно играть, брать его на улицу. Низкий  
8. Николь. У меня любимая игрушка кукла Анжела. У нее рыжие кучерявые волосы, большие зеленые глаза и длинные ресницы. У Анжелы красивое зеленое платье с белыми полосками. С Анжелой можно играть как с дочкой, красить ей ногти, делать прически и возить в коляске. Высокий
9. Рома. Джип. У него есть крыша, руль, колеса, фары, решетка и желтая лесенка, две кнопочки, сидение. У машины два колеса. У меня в середине желтенькие, а колеса черные. Средний  
10. Сережа. У меня маленькая машина красного цвета. На крыше у нее желтая надпись. Она похожа на гоночную, но игрушечная. Она маленькая и быстрая как молния Мак Вин. Ее можно катать, где захочешь. Средний
11. Маша. У меня любимая игрушка лошадка. Она очень красивая. Она темно синего цвета, у нее черная грива. Гриву можно расчесывать и завязывать хвостики. Еще у лошадки черный, длинный хвост. Ее зовут Бела. С ней можно играть, катать на ней Барби и другие маленькие игрушки. Еще у нее есть карета. Высокий
12. Денис. У меня любимая игрушка тигр. Его зовут Гриша. Он оранжевый в черную полоску. У него длинный хвост, и длинные усы. Он совсем не страшный. Он может быстро бегать. Средний  

Анализ 3 методики показал, что на высоком уровне находятся 3 детей.

На среднем уровне 6 детей. К низкому уровню отнесены 3 детей.

 

 

Анализ всех методик позволил нам выявить уровни развития описательной речи у детей 5-6 лет.

 

Имя Методики Итог
Методика №1. Методика №2. Методика №3
1. Таня. Средний Высокий Средний Средний
2. Дима. Высокий Средний Низкий Средний
3. Леша. Средний Средний Средний Средний
4. Настя Низкий Средний Высокий Средний
5. Надя. Средний Высокий Средний Средний
6. Максим. Высокий Высокий Низкий Высокий
7. Вика. Средний Высокий Низкий Средний
8. Николь. Высокий Низкий Высокий Средний
9. Рома. Низкий Низкий Средний Низкий
10. Сережа. Средний Средний Средний Средний
11. Маша. Высокий Высокий Высокий Высокий
12. Денис. Средний Средний Средний Средний

 

 








Date: 2015-07-27; view: 765; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.009 sec.) - Пожаловаться на публикацию