Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Характеристика иллюстраций как средства развития описательной речи у детей 5-6 лет





Различные авторы, в том числе знаменитые литературные критики А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов придавали огромное значение иллюстрации в детской литературе, все они выступали с критическими рецензиями на литературу и иллюстрацию, утверждая, что хорошая, полноценная художественная иллюстрация — это помощница литературы в нравственном и эстетическом воспитании ребенка.
К. Д. Ушинский считал иллюстрацию в детской книге одним из важнейших средств воспитания и обучения детей и выдвигал перед иллюстраторами требование органически сочетать познавательное начало в детской книге с началом художественным. Однако не всегда художественный уровень иллюстраций отвечал высокому уровню русской литературы для детей. Прижизненные издания книг К. Д. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово», знаменитой «Азбуки» и русской книги для чтения Л. Н. Толстого, поэм и стихотворений Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети» и др., сказок и рассказов В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» и др. не всегда находили достойное воплощение в иллюстрациях.

Лучшие же примеры иллюстраций в русской детской книге второй половины XIX в. связаны с творчеством таких выдающихся художников-реалистов, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. В. Нестеров. Однако и участие великих живописцев в иллюстрировании книг для детей не способствовало появлению изданий цельных и органичных в художественном отношении. Рисунки и акварели этих художников были глубокими по содержанию и мастерскими по исполнению, но книги, в которых они печатались, были изданы скромно, почти бедно по сравнению с изданиями М.О.Вольфа, например. Серая бумага или простая бумажная обложка без графического оформления зачастую портили общее впечатление от издания.

Иллюстрациям как фактору речевого развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.

Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик, ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь значительную роль играет.

Особенно важна книжная иллюстрация для дошкольников. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятии, возникает интерес к книге и чтению. Библиотекарю-педагогу, работающему с детскими книгами, необходимо использовать их как инструмент эстетического и нравственного воспитания читателей-детей. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации.

Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, по словам Ф.А.Сохина: «… прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства».

Книга - особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают юному читателю воспринять книгу как многоплановое произведение искусства. Именно поэтому, работая с книгой в библиотеке, нельзя ограничиваться лишь анализом литературного произведения, оставляя в стороне такой важный элемент книги, как иллюстрация. Исходя из психологических особенностей дошкольников, детская книга всегда проиллюстрирована, и поэтому руководить ее чтением без понимания специфики иллюстрации, без знания основных ее функций и возможностей влияния на юных читателей не представляется возможным.

По мнению М.М. Алексеевой: «рассматривание книжных иллюстраций - широко используемый метод в развитии речи детей. Иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй».

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.

Исследователь Н. А. Стародубова , установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 5-6 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.
Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей, способствует развитию речи.
Значение иллюстрации в эстетическом развитии читателя-ребенка, по мнению О. И. Соловьевой, основано на том, что иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения. Таким образом, влияние иллюстрации на эстетические чувства юного читателя осуществляется двумя взаимосвязанными путями, что значительно увеличивает силу ее эмоционально-эстетического воздействия.
Восприятие детьми литературных произведений предполагает не только постижение его идейно-образного содержания, но и таких художественных особенностей, как ритм, язык, композиция. Поскольку книжная иллюстрация своими средствами способствует их раскрытию, то это обязательно нужно выявить в библиотечной работе. Ритм является основой речевого членения стихотворных произведений.

Ритмическая организация стиха характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность, легкость движения. Важно также постараться донести до читателя и раскрытие иллюстрацией композиционного приема, положенного в основу литературного произведения. Ощутив с помощью иллюстраций композицию литературного построения, дошкольникам легче воспринимать и само литературное произведение в единстве его идейного содержания и художественной формы.

И наконец, последнее средство - это отражение иллюстрацией языка литературного произведения. Язык - важнейшее выразительное средство. Поэтому так важно научить ребенка чувствовать язык искусства, соответствие между стилем (языком) иллюстрации и стилем (языком) литературного произведения.

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, способствует развитию речи, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.

Картинам, в том числе и иллюстрациям, как фактору умственного и речевого развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи.
Большинство восприятий ребенка становится его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятельность. Одни лишь иллюстрации специально предназначены для того, чтобы поощрять развитие спокойного, немоторного созерцания.

Большая радость, которую доставляют ребенку, начиная со второго года, картинки, доказывает, что наряду с сенсорно-моторным способом восприятий у него проявляются уже начатки функций высшей формы — чисто созерцательной. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях — основная цель при занятиях с детьми данного возраста.

Занятиям с детьми по рассматриванию иллюстраций принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.
При работе с иллюстрацией, по словам О. Ушаковой, прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, пробуждает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия, акцентируя внимание на то, что «рассматривая картинки, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая речь у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным».

Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается, прежде всего, в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 5-6 лет, уточняет О.И. Соловьева: «важно, прежде всего, привлечь их внимание к иллюстрации. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя».
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
Очень важно практиковать повторное рассматривание иллюстраций: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.

Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно, например, организовать игру в "магазин", где продаются открытки, и дети будут сами выбирать их.

Весной, после того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание картин, хорошо устроить в групповой комнате или в зале выставку. Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываются об их содержании.
Итак, в дошкольном учреждении используются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с иллюстрацией: рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, иллюстраций. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.

В дошкольном учреждении, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном. Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к иллюстрации, вызывает внимание к ним. Рассматривая картинки, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая речь у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию описательной речи у детей 5-6 лет в процессе рассматривания иллюстраций.








Date: 2015-07-27; view: 1025; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.012 sec.) - Пожаловаться на публикацию