Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Слухи в социальной коммуникацииОбщественное мнение – результат действия не только сознательных, но и бессознательных (иррациональных) факторов. Социальные оценки актуальных фактов, событий, явлений строятся не только на рациональном осмыслении полученной достоверной информации, но и на проявлении интуиции, инстинктов, неосознанных волевых импульсов, мифов, традиций, стереотипов, символов и т.д. Поэтому, при формировании общественного мнения нельзя не учитывать воздействие такого феномена массовой психологии как слухи. Термин «слухи» традиционно трактуется как «известия, сведения, достоверность которых не установлена» (см. Словарь русского языка. – М., 1984.- Т.IV. – С.145). Связь слухов с недостоверной, ложной или непроверенной информацией, что характерно для трактовок этого социального явления в энциклопедических и толковых (неспециализированных) словарях (а также в обыденном сознании), не всегда подтверждается практикой. Степень достоверности информации, передаваемой с помощью слухов по каналам межличностной коммуникации, неоднозначна. Житейская трактовка событий может быть в одних случаях вполне истинной, в других – искаженной или вымышленной. Кроме того, недостоверную информацию могут передавать не только слухи, но и официальные сообщения. Таким образом, слух – это такое информативное сообщение, основу которого составляют правдивые или ложные сведения о реальных или вымышленных фактах, событиях, явлениях действительности. Слухи начинают функционировать как средство социальной коммуникации в том случае, когда в массовом сознании возникает субъективное ощущение нехватки информации. Именно в этой ситуации человек будет искать и передавать недостоверную информацию, причем, интерпретация этой информации будет соответствовать жизненным установкам людей, их желанию усугубить или облегчить ситуацию и соответственно повысить свое настроение или дезорганизовать настроение других людей. Важность проблемы, которая становится объектом слухов, резко возрастает в том случае, если начинает касаться тех интересов, которыми живут люди. В исторические периоды до возникновения и широкого распространения средств массовой коммуникации слухи, толки, пересуды занимали важное место в системе социальной коммуникации. Они, большей частью являлись феноменом неформального (межличностного или межгруппового) общения людей, передаваясь от человека к человеку обычно посредством устной речи на месте учебы и работы, на улице, транспорте, разговоре с соседом и т.д. С появлением массовых коммуникаций слухи не исчезли, а стали не только существовать параллельно с последними, но и, в ряде случаев, использоваться ими. СМИ превратились в важный канал передачи слухов, который по значимости не уступает прежним источникам устной недостоверной информации. Есть даже ряд целый ряд изданий («желтая пресса») и передач, специально посвященных подобного рода «информации». Можно выделить два фундаментальных фактора, которые объясняют, почему возникают слухи, отчего один слух живет в сетях неформального общения долго, другой быстро охватывает обширную аудиторию, побуждая людей к действиям, третий бытует в узком кругу, не выходя за его пределы, а четвертый умирает, едва успев родиться. Первым фактором является интерес к теме: слух способен возникнуть там и тогда, где и когда к его предмету имеется интерес, а масштаб и маршрут его распространения обусловлены конфигурацией заинтересованной аудитории. Так, мужчины склонны производить, распространять и принимать такой вид слухов как политические новости, женщины – новости, связанные с ростом цен, семейной жизнью. Среди людей, не занимающихся спортом, не распространится слух о женитьбе популярного футболиста, а жителей Москвы не заинтересуют сведения о ценах на верблюдов в Саудовской Аравии. Вторым фактором является дефицит информации об интересующих людей событиях. Слух возникает на почве неудовлетворенного интереса. Ориентация на его восприятие резко слабеет у тех людей, кому наличная информация представляется достаточной
|