Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности институализации общественного мнения в духовно-идеологической и культурной сферах общества





Существование духовно-идеологической сферы жизни общества, в которой

происходит зарождение, становление, функционирование, трансляция духовных

ценностей, предполагает связь с общественным мнением. Последнее органично и

естественно участвует во всех названных процессах, хотя и не всегда занимает в них

главенствующее положение.

Определенную вспомогательную роль изучаемый феномен играет при формировании

Идеологии. Реализация информационной функции делает общественное мнение механизмом

прямой и обратной связи между идеологами и общественностью. Исследование

общественного мнения позволяет первым получить информацию о ценностных

ориентациях массового сознания, столь необходимую при формировании идейных доктрин. Кроме того, такого рода исследования позволяют понять: как и насколько полно

усваиваются населением пропагандируемые идеологические ценности, а, соответственно,

скорректировать методы воздействия на взгляды широких слоев населения. Важными элементами духовно-идеологической сферы жизни общества являются не

только нормы, ценности и знания, но и различного рода традиции, культурные символы,

ритуалы, стереотипы, массовые настроения и т.д. В их создании общественное мнение

принимает активное участие.

Примером этого может являться взаимосвязь общественного мнения и стереотипов.

Социальный стереотип (в переводе с греческого – отпечаток) – это относительно устойчивый и одновременно упрощенный образ объекта (группы, человека, события,

явления). Как правило, он обощает единичные явления, соединяя их в одно целое. При

этом набор значимых характеристик этого явления сведен до минимума. Например,

лексический стереотип «все мальчики – хулиганы», а у взрослых – «во всем виновато

правительство», помогают быстро реагировать в общении с другими людьми, сокращая

время понимания собеседниками друг друга. Общественное мнение имеет во многих

случаях дело с фактами, событиями, явлениями, которые содержат в структуре и

содержании однотипные черты. В целом, точки зрения общественности по поводу тех или иных общественных

проблем составляют среду, в которой возникают, живут и развиваются идеологии.

Степень востребованности определенной идеологической ориентации во многом

определяется присутствием ее ценностных ориентиров в качестве критериев при

формировании мнений людей. Анализ этого явления позволяет определить: жива или

мертва идеология, уходит она с исторической арены или только начинает развиваться.

Общественное мнение определяет характер бытия и процессы развития в такой области

общественной жизни как культурная сфера. Она тесно переплетается, хотя и полностью не

совпадает, с идейно-идеологической сферой. Вопросы морали и религии, науки и

искусства нередко попадают в центр внимания общественности, приводя, подчас, к самым

неожиданным результатам.

24. Функционирование общественного мнения в социально-экономической сфере общества.

1.Социально-экономическая сфера как никакая другая из общественных подсистем

актуализирует массовое сознание, постоянно генерируя значимые для населения

проблемы, тесно связанные с материальными условиями их жизни. Вопросы

собственности и ее распределения, социальной справедливости, равенства, социальной

защиты и помощи нуждающимся группам, доходов, льгот, налогов, пособий и т.д. –

реальная объектная база общественного мнения. В основе создания общественного

мнения лежит отношение социального субъекта к своим материальным потребностям и

способам их удовлетворения. Оно во многом определяется сравнением своего положения

с положением других.

Мера, форма и характер удовлетворения потребностей и интересов, сложившиеся в

конкретном обществе, определяют некоторую общественную реакцию, знание которой –

важный фактор проведения эффективной экономической и социальной политики.

 

Анализируя и сравнивая реакции общественности на те или иные типы социально-

экономических объектов, можно сделать оценку, а затем и спрогнозировать характер и

перспективы ее отношения к подобным объектам в будущем. Соответственно,

управленческие структуры конструируют перспективную структуру потребностей, интересов социальных групп и на ее основе разрабатывают нормативную модель

предпочтительных путей и способов их удовлетворения.

 

Изучение динамических характеристик общественного мнения – важный инструмент

экономического маркетинга, позволяющего бизнес – фирмам оптимизировать процесс

доведения товара до потребителя. Специальные исследования предоставляют субъекту

управления информацию, на базе которой составляются планы по номенклатуре, срокам,

последовательности и серийности выпуска продукции, стимулируется изменение их

качественных параметров и потребительских свойств.

 

Социальная сфера как никакая другая является питательной средой для формирования

общественного мнения. Она представляет собой совокупность общественных отношений,

организующих взаимодействие между обществом и отдельными социальными

субъектами, общностями, группами, а также между самими группами. В основе этих

отношений лежат часто несовпадающие интересы различных субъектов, противоречия

между текущими и перспективными интересами общества. Вопросы социальной

справедливости, равенства, социальной защиты и помощи нуждающимся группам,

доходов, льгот, налогов, пособий и т.д. относятся к кругу проблем, которые отвечают всем

критериям отнесения к числу реальных объектов общественного мнения.

Сильная социальная политика, т.е. деятельность субъектов управления разного уровня,

направленная на управление социальным развитием общества, на обеспечение

материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов

социальной дифференциации, имеет своим обязательным компонентом социальное

планирование. Эффективность последнего во многом зависит от правильного определения

важнейших направлений деятельности, выбора социальных задач, признаваемых на

данном этапе развития объекта наиболее неотложными, важными и требующими разрешения в первую очередь. Это невозможно сделать без выявления адекватной

картины состояния социальной ситуации. Практика показывает, что анализ качественных

и количественных сторон уровня и качества жизни с учетом только объективных

показателей социально-экономической статистики не позволяет сформировать

комплексное представление о сути протекающих в обществе процессов.

 

Date: 2015-07-27; view: 1192; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию