Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественное мнение и политикаПолитическая жизнь общества и складывающиеся в нем отношения власти испытывают влияние многих факторов. Общественное мнение – один из них. Оно способно выступать созидательной или разрушительной силой, могущественным партнером или оппонентом государства, партий, СМИ и других социально-политических институтов По мнению Д.П. Гавры, процесс взаимодействия общественного мнения с политической системой осуществляется двояко (см. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д.П.Гавра. - Спб., 1995. - С.191.). С одной стороны, изучаемый феномен – элемент социальной среды, в которой существует и реализуется политика. Общественное мнение способствует политической социализации индивидов и их включению в политические процессы, представляет центрам власти интересы населения, репрезентует наиболее острые и значимые для граждан проблемы. В нем отражается их отношение к власти и ее конкретным действиям. Например, опросы общественного мнения являются важным инструментом выявления политических предпочтений населения (представленных в виде рейтингов лидеров или партий), отражают реакцию масс на действия правительства в условиях кризисов и т.д. Высказываемые представления и оценки могут иметь разную форму выражения (от неясных и неопределившихся эмоций до строгих и рациональных понятий), а также разные каналы коммуницирования с властью. Так, чувственные мнения выражаются на митингах, стихийных сходках, собраниях. Формализованные же оценки, как правило, транслируются в ходе выступлений от лица общественности независимых экспертов, лидеров, а также в виде газетных статей, комментариев и т.д. Репрезентация текущей политики в глазах общественности формирует определенный духовный климат, влияет на политическую атмосферу в обществе. Высказанные позиции власти могут, как учитывать (целиком и полностью), так и не учитывать при принятии решений. Однако субъекты политики непременно должны отреагировать на высказанные мнения, зафиксировать свое отношение к ним. Представленный аспект включения общественного мнения в политическую сферу называется экстернальным (т.е. внешним). Он требует рассматривать изучаемый феномен в качестве социального института, осуществляющего обмен деятельностью с политической системой. При этом учитываются такие стороны социального бытия общественного мнения как реальное выполнение функций и полномочий власти не через политические институты, а самостоятельно или совместно с ними. С другой стороны, общественное мнение само может выступать в качестве составного элемента политической системы. Оно способно обособляться от своего субъекта или, другими словами, объективироваться. Процедура объективации проходит разными путями. К мягким формам существования обособившегося общественного мнения в политической сфере относятся петиции, законопроекты, поправки, результаты опросов, оттиражированные средствами массовой информации, разного рода так называемые общенациональные оценки, массовые одобрения или осуждения, оторванные прессой от их носителей и начавшие жить самостоятельной жизнью в виде политических правил, оценок, норм, стереотипов. К жестким формам относятся результаты выборов народных представителей, референдумов, плебесцитов и т.д.
Функционирование общественного мнения в сфере политических отношений может приводить к самым разным результатам, а именно: ● к возникновению, трансформации и исчезновению с политической арены различных политических организаций: партий, объединений, движений и т.п. Так, культ либеральной западной цивилизации в массовом общественном сознании стал своеобразной «питательной» средой для формирования и активной деятельности движения «Демократическая Россия» на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века, а поражение на парламентских выборах 1999 года движения «Наш дом – Россия» несомненно повлияло на отказ от политической самостоятельности и заставило влиться в ряды партии «Единство»; ● к росту или падению популярности политических лидеров, их приходу на политическую авансцену и уходу с нее. Достаточно вспомнить рейтинги народных симпатий действующего президента страны В.Путина, чтобы понять его абсолютную победу над конкурентами в борьбе за кресло главы государства на выборах 2004 года; ● к формированию или расформированию различных политических институтов. Политическую стабильность парламентской монархии в Великобритании трудно объяснить без ссылки на общественное мнение большинства консервативно настроенных англичан, а формирование института электорального абсентеизма (в первую очередь, в органы местного самоуправления) в России тесно связано с неверием большинства избирателей в функциональную эффективность формируемых властных структур; ● к смене или коррекции тактических аспектов проводимого политического курса. Например, во время второй чеченской войны ряд правозащитных организаций, выражавших мнение широкой общественности, сумели добиться от политического руководства России принятия решения о том, что направлять в район военных действиий можно лишь солдат, отслуживших в войсках по призыву не менее полугода. В это же время СМИ начали публикацию информации о потерях личного состава, поименно называя погибших в боях с чеченскими боевиками; ● к смене направлений, целей, в целом стратегии развития государства и его институтов (в рамках неизменной формы правления, политического режима и т.п.). Иллюстрацией этого положения может служить политика социально-экономических преобразований, проводившаяся в США в годы «Великой депрессии». В ходе президентской избирательной кампании 1932 года кандидат от Демократической партии Ф.Рузвельт изложил основные идеи планируемой управленческой деятельности, получившей по рекомендации его советников («мозгового треста») название «Нового курса» и привлек к себе внимание большинства американских избирателей. Победа на выборах положила начало реализации заявленного политического курса, сочетавшего в себе меры по усилению государственного регулирования экономики с рядом реформ в социальной области. В результате был не только преодолен тяжелейший экономический кризис, но и заложены основы будущего процветания американского общества за счет сильной социальной политики и формирования многочисленного среднего класса; ● к смене политического режима (как эволюционным, так и революционным путем), изменению самих принципов и основ государственного строительства. Так, демонтаж тоталитарной советской политической системы на рубеже 80-х – 90-х годов прошлого столетия стал возможным, благодаря резкому повороту «вправо» массового общественного сознания. Согласно опросу общественного мнения, проведенного в 1990-м году, 32% респондентов считали образцом для подражания США (в 1989 г. – 28%, в 1991 году – 25%, в 1992 году – 13%), а также 32% Японию (в 1991 году – 28%, в 1992 году – 12%), 17% - Германию, 11% - Швеции и только 4% - Китай (Экономические и социальные перемены. – 1993. - №6. - С.14); - к изменению государственного - правового статуса или принадлежности территории. Президентская республика в России была введена на основе результатов всенародного волеизъявления 1991 года, а итоги референдумов последних лет в ряде регионов страны (Красноярском крае и Ханты-Мансийском автономном округе, Камчатской области и Корякском автономном округе) способствовали укрупнению федеративных субъектов и т.п.
|