Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция Данилевского не лишена противоречий. С одной стороны, он говорит о замкнутости цивилизаций, но, с другой, оставляет возможность для их контактов ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Ученый выделяет три типа контактов: 1. Пересадка (колонизация)– первый тип контакта, который заключается в изгнании зрелой культурой другой культуры с занимаемой территории. Это простое распространение культурно-исторического типа на новой территории. Так было во времена создания древнегреческих колоний в Южной Италии и Сицилии и т.д. 2. Прививка – второй тип контакта, он возникает при взаимодействии зрелого культурно-исторического типа с отжившей культурой, уже не способной ни к какому творчеству. По сути дела, отжившая культура используется как этнографический материал для более развитой культуры, переносящей свои ценности и основные достижения на новую почву и народ, там живущий. По мнению Данилевского, таков был процесс эллинизации Египта времен Александра Македонского. 3. Удобрение – третий тип контакта, является самым плодотворным способом взаимодействия культур, при котором народы сохраняют свою самобытность, но берут лучшее из того, что есть у других, стимулируя развитие друг друга. При этом нужно помнить, что предметом заимствования могут быть только выводы и методы науки, технические приемы, усовершенствования промышленности. Духовные ценности и смыслы культурно-исторического типа заимствованию не подлежат. Примером такого взаимодействия было благотворное влияние Египта и Финикии на Древнюю Грецию, а Греции – на Рим. Концепция Данилевского стала первой попыткой пересмотра места западноевропейской цивилизации в культурной системе народов Земли. Идеи Данилевского были не были услышаны в свое время, и лишь в начале ХХ века О. Шпенглер новом витке развития европейской культуры проявил интерес к ним, создав «философский роман» «Закат Европы» (1918).
Это – книга-пророчество, книга-диагноз, констатирующая смерть «души культуры», переход ее в состояние омертвения, каковой является цивилизация. Он указал, что цивилизация является завершающей стадией любого культурного развития, его омертвление и угасание. Одним из ключевых положений концепции Шпенглера является идея души культуры, которая рождается на определенном ландшафте и в течение всей своей жизни остается связанной с ним. Душа возникает по воле Всевышнего (или объективного Духа), чтобы развить определенную идею – задачу данной культуры. Душа, а вместе с ней и культура существуют, пока не будет выполнена эта задача. Чем больше идей, а, следовательно, и культур, тем полнее выражает себя жизнь. Каждая культура является самодостаточной и ничего не может позаимствовать у других культур. Человек, принадлежащий к одной культуре, не только не может воспринять ничего из ценностей других культур, но и не в силах их понять. Араб или китаец смотрят на мир другими глазами, не так, как грек или европеец, они живут разными интересами. Все формы духовной деятельности человека относятся только к данной культуре, имеют значение только для нее. Далеко не каждый народ, по мнению Шпенглера, способен к созданию собственной культуры. За всю историю человечества сложилось лишь 8 достигших своего завершения типов культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, мексиканская, античная, арабская и европейская. В стадии зарождения находится русская культура. Несмотря на всю несхожесть этих культур, история их развития имеет общие черты. Она сводится к прохождению тех ее стадий, которые в своем развитии переживает организм: детство, юность, зрелость, увядание. Закономерное наступление и чередование этих стадий делают периоды развития всех культур тождественными, длительность стадий и срок существования самой их культуры – отмеренными и нерушимыми. Длительность жизни каждого культурного типа составляет около тысячи лет. Этот срок разбивается на три этапа. 1. Подготовительный – период накопления сил, рождения души культуры и определения ее задач. 2. Собственно культуры – период выявления и осуществления идеи культуры во всех сферах, период интенсивного творчества, когда создаются все духовные ценности, шедевры искусства. 3. Упадка культуры – период цивилизации. На этапе цивилизации духовная жизнь начинает замирать, религиозная вера падает, философские учения становятся плоскими, искусство вырождается. Достижения прежних периодов развития культуры некоторое время продолжают вызывать интерес, но постепенно забываются, люди возвращаются к чисто биологическому существованию. Этот период всегда связан с переоценкой ценностей, переходом от творчества к бесплодию. Цивилизация уже не порождает ничего нового, она лишь дает новые интерпретации тому, что было создано раньше. Завершается этот период либо войнами, либо превращением народов в простых крестьян – «феллахов». Шпенглер дает неутешительные прогнозы в будущем Европе, подчеркивая, что развитие рационализма, перенасыщенность техникой, огромный рост городов, демократическое бессилие власти являются характерными чертами цивилизации, которая завершает «фаустовскую» культуру Европы.
Идея Шпенглера можно свести в следующую таблицу:
В современной мысли существует и иной аспект взаимоотношений культуры и цивилизации, в соответствии с которым цивилизация предстает как материальная сторона культуры.
|