Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция Данилевского не лишена противоречий. С одной стороны, он говорит о замкнутости цивилизаций, но, с другой, оставляет возможность для их контактов





Ученый выделяет три типа контактов:

1. Пересадка (колонизация)– первый тип контакта, который заключается в изгнании зрелой культурой другой культуры с занимаемой территории. Это простое распро­странение культурно-исторического типа на новой территории. Так было во вре­мена создания древнегреческих колоний в Южной Италии и Сицилии и т.д.

2. Прививка – второй тип контакта, он возникает при взаимодействии зрелого куль­турно-исторического типа с отжившей культурой, уже не способной ни к какому творчеству. По сути дела, отжившая культура используется как этнографический ма­териал для более развитой культуры, переносящей свои ценности и основные дости­жения на новую почву и народ, там живущий. По мнению Данилевского, та­ков был процесс эллинизации Египта времен Александра Македонского.

3. Удобрение – третий тип контакта, является самым плодотворным способом взаимо­действия культур, при котором народы сохраняют свою самобытность, но берут лучшее из того, что есть у других, стимулируя развитие друг друга. При этом нужно помнить, что предметом заимствования могут быть только выводы и методы науки, технические приемы, усовершенствования промышленности. Духовные ценности и смыслы культурно-исторического типа заимствованию не подлежат. Примером та­кого взаимодействия было благотворное влияние Египта и Финикии на Древнюю Грецию, а Греции – на Рим.

Концепция Данилевского стала первой попыткой пересмотра места западноевро­пейской цивилизации в культурной системе народов Земли.

Идеи Данилевского были не были услышаны в свое время, и лишь в начале ХХ века О. Шпенглер новом витке развития европейской культуры проявил интерес к ним, создав «философский роман» «Закат Европы» (1918).

 

Это – книга-пророчество, книга-диагноз, констатирующая смерть «души куль­туры», переход ее в состояние омертвения, каковой является цивилизация. Он указал, что цивилизация является завершающей стадией любого культурного развития, его омертвление и угасание.

Одним из ключевых положений концепции Шпенглера является идея души куль­туры, которая рождается на определенном ландшафте и в течение всей своей жизни остается связанной с ним. Душа возникает по воле Всевышнего (или объектив­ного Духа), чтобы развить определенную идею – задачу данной культуры. Душа, а вместе с ней и культура существуют, пока не будет выполнена эта задача. Чем больше идей, а, следовательно, и культур, тем полнее выражает себя жизнь.

Каждая культура является самодостаточной и ничего не может позаимствовать у других культур. Человек, принадлежащий к одной культуре, не только не может вос­принять ничего из ценностей других культур, но и не в силах их понять. Араб или ки­таец смотрят на мир другими глазами, не так, как грек или европеец, они живут раз­ными интересами. Все формы духовной деятельности человека относятся только к данной культуре, имеют значение только для нее.

Далеко не каждый народ, по мнению Шпенглера, способен к созданию собствен­ной культуры. За всю историю человечества сложилось лишь 8 достигших своего за­вершения типов культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, мекси­канская, античная, арабская и европейская. В стадии зарождения находится рус­ская культура.

Несмотря на всю несхожесть этих культур, история их развития имеет общие черты. Она сводится к прохождению тех ее стадий, которые в своем развитии пережи­вает организм: детство, юность, зрелость, увядание. Закономерное наступление и че­редование этих стадий делают периоды развития всех культур тождественными, дли­тельность стадий и срок существования самой их культуры – отмеренными и неруши­мыми.

Длительность жизни каждого культурного типа состав­ляет около тысячи лет. Этот срок разбивается на три этапа.

1. Подготовительный – период накопления сил, рождения души культуры и определе­ния ее задач.

2. Собственно культуры – период выявления и осуществления идеи культуры во всех сферах, период интенсивного творчества, когда создаются все духовные ценности, шедевры искусства.

3. Упадка культуры – период цивилизации.

На этапе цивилизации духовная жизнь начинает замирать, религиозная вера па­дает, философские учения становятся плоскими, искусство вырождается. Дос­тижения прежних периодов развития культуры некоторое время продолжают вызывать интерес, но постепенно забываются, люди возвращаются к чисто биологическому су­ществова­нию. Этот период всегда связан с переоценкой ценностей, переходом от твор­чества к бесплодию. Цивилизация уже не порождает ничего нового, она лишь дает но­вые ин­терпретации тому, что было создано раньше. Завершается этот период либо войнами, либо превращением народов в простых крестьян – «феллахов».

Шпенглер дает неутешительные прогнозы в будущем Европе, подчеркивая, что развитие рационализма, перенасыщенность техникой, огромный рост городов, демо­кратическое бессилие власти являются характерными чертами цивилизации, которая завершает «фаустовскую» культуру Европы.

 

Идея Шпенглера можно свести в следующую таблицу:

культура цивилизация
земля и общество город
народ, религия, праздник, любовь масса, деньги, нажива, секс
деяния, творчество бесплодие, окостенение

 

В современной мысли существует и иной аспект взаимоотношений культуры и цивилизации, в соответствии с которым цивилизация предстает как материальная сторона культуры.

 

 

Date: 2015-07-27; view: 697; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию