Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение и особенности работы по звунопроизношению





ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Но это оказывается возможным лишь при систематической специальной работе по формированию звукопроизношения.

Работа по звукопроизношению тесно связана с работой над всей речью ребенка (развитием словаря, грамматического строя). Звуковая культура речи включает звукопроизношение (правильное произношение всех звуков родного языка) и выразительность речи. Последняя зависит от дикции и от интонации. Дикция — это отчетливое произношение звуков, слов, фраз; интонация — ритмико-мелодическая сторона речи, которая обусловливается повышением и_ понижением голоса при произнесении фразы (повествование, восклицание, вопрос), паузами (перерывами в речи), ударением — выделение слогов, слов изменением силы голоса; изменением темпа речи — быстроты произношения.

Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированной работой органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом.

Обучение в школе начинается с семи лет. К этому времени должно быть сформировано звукопроизношение. Однако по сведениям логопедов детских поликлиник, которые обслуживают детские сады, а также по данным исследований (М.А.Александровская, В.И.Городилова, О.Л.Жильцова. Г.А.Каше, Р.Е.Левина, О.В.Правдина, Е.И.Радина, Е.Ф.Рау, Л.Ф.Спирова), у 10—25% детей подготовительных групп есть недостатки речи, причем только у 2—5% детей недостатки речи носят патологический характер. Эти дети должны систематически заниматься с логопедами. У остальных же 8—20% детей недостатки звукопроизношения выражены в легкой степени. Если бы воспитатель проводил систематическую целенаправленную работу, начиная со второй младшей группы, то такие недостатки звукопроизношения исчезали бы к 5 годам, а дети с патологическими недостатками речи выявились бы гораздо раньше. Формирование звукопроизношения проходит ряд этапов. Навыки правильного звукопроизношения складываются и формируются не случайно, а в результате последовательного усвоения детьми комплексов различных движений таких органов, как дыхательный аппарат, голосовые связки, нёбная занавеска, язык, нижняя челюсть, губы. Все эти комплексы движений координируются со слуховыми впечатлениями и представлениями.

Для формирования сложного физиологического процесса звукопроизношения, требующего четкой работы многих анализаторов, недостаточно одних только изолированных упражнений по развитию движений артикуляционного аппарата, дыхания, голоса, речевого слуха. Более быстрое формирование звукопроизношения и более активное, координированное развитие речедвига-тельного и речеслухового анализаторов должно воспитываться на основе уже имеющихся у ребенка речевых звуков. О важности использования взаимосвязи звуков говорит А.Г.Ипполитова в статье «Некоторые вопросы взаимосвязи и взаимозависимости звуков при коррекции произношения». При знакомстве с анатомо-физиологической характеристикой звуков русского языка эта связь ясно видна.

Проследим взаимную связь на примере часто нарушаемых у детей щелевых звуков с, з, ш, ж.

Для правильного их произнесения должна быть сформирована длительная, целенаправленная воздушная струя, идущая посередине языка в щель, которая образуется передней частью спинки языка с альвеолами. Не сразу дети овладевают этими звуками. Отдельные навыки вырабатываются у детей еще раньше, при овладении звуками ф и в, которые также относятся к щелевым звукам. При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верхними резцами, в которую выходит воздушная струя. Эти звуки более легки для произношения. Обычно они не нарушаются. Однако у детей трех лет эти звуки часто бывают неточными. При их произнесении углы нижней губы неплотно примыкают к верхним резцам, и струя воздуха вместо узкой, идущей в щель, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щеки. Добиваясь целенаправленной воздушной струи, идущей в щель, и ясного произношения звуков ф, в изолированно, в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную, длительную, воздушную струю, необходимую также и для щелевых звуков с, з, ш, ж.

С другой стороны, навыки артикуляции тех же щелевых переднеязычных звуков с, з, ш, ж мы вырабатываем на более простых переднеязычных звуках т, д, н, и, э. При звуках т, д, н язык находится за верхними зубами, как и при звуках ш, ж. Положение языка при артикуляции гласных и, а подобно положению языка при артикуляции с, з. Дети трех-четырех лет часто произносят звуки г, д, н при межзубном положении кончика языка (или кончик языка ребенка упирается в узкую щель между передними резцами, а не поднимается за верхние зубы). Добиваясь подъема языка за верхние зубы при звуках г, д, н и положения языка за нижними зубами при звуках и, э, а также ясного произношения звуков г, д, я, и, э как изолированно, так и в словах и фразах, мы подготавливаем движения артикуляционного аппарата для правильного произношения других, более сложных переднеязычных звуков с, з, ш, ж.

Таким образом, мы видим, что, добиваясь ясного произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, мы создаем у детей базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. Вот почему в основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная работа над звуками русского языка, начиная с самых простых в артикуляционном отношении.

Хотя у детей к трем-четырем годам почти все звуки есть, тем не менее работа над ними необходима. Это период осознания процесса овладения звуками, период, когда дети начинают интересоваться звуковой стороной речи. Воспитателю нужно это использовать. Кроме того, занятия по звукопроизношению не только формируют правильные звуки, но и вырабатывают умение выделять отдельные звуки из слова, тем самым способствуют формированию фонематического слуха и звукового анализа слов.

Проводя систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, начиная со второй младшей группы и кончая старшей группой, а также дифференцируя часто смешиваемые звуки в подготовительной к школе группе, мы одновременно проводим большую работу по подготовке детей к обучению грамоте, направляем внимание детей на звуковую сторону языка, на отрабатываемые звуки, воспитываем активность фонематического восприятия. Кроме того, эти занятия помогают детям овладеть правильной артикуляцией звуков, вырабатывают кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). И.П.Павлов считал, что кинестетические раздражения органов речи составляют базальный (основной) компонент второй сигнальной системы.

Итак, мы видим, что необходима систематическая, целенаправленная работа по звукопроизношению, построенная в соответствии с программой воспитания в детском саду по родному языку.

Date: 2015-07-27; view: 330; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию