Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования психологического здоровья





дошкольников

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процес­се его жизнедеятельности. Как отмечает О. В. Хухлаева (2004), с одной стороны, оно является условием адекватного выполне­ния человеком своих возрастных, социальных, культурных ро­лей, с другой - обеспечивает человеку возможность непрерыв­ного развития в течение всей его жизни.

В современном обществе все чаще возникает вопрос: на­сколько же психологическое здоровье связано с физическим? Появилось новое научное направление «психология здоровья» -наука о психологических причинах здоровья, о методах и сред­ствах его сохранения, укрепления и развития (В. А. Ананьев). Кроме того, существует довольно хорошо разработанное на­правление - психосоматическая медицина, которая рассматри­вает механизмы влияния психики на телесные функции, систе­матизирует психосоматические расстройства, определяет мето­ды их профилактики и лечения.

Проанализировав научную литературу, можно составить «портрет» психологически здорового человека. Это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разу­мом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает само­го себя и при этом признает ценность и уникальность окружаю­щих его людей. Он находится в постоянном развитии. Его жиз-. ненный путь может быть не совсем легким, а иногда и довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. Ключевым словом для описания психологиче­ски здорового человека можно назвать «гармонию» или «баланс».


По мнению О. В. Хухлаевой (2004), это прежде всего гармо­ния между различными составляющими самого человека: эмо­циональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающи­ми его людьми, природой, космосом. При этом гармония рас­сматривается не как статическое состояние, а как процесс.

Исходя из вышесказанного, в качестве центральной характе­ристики психологического здоровья человека можно назвать саморегулируемость, то есть возможность адекватного приспо­собления как к благоприятным, так и к неблагоприятным усло­виям, воздействиям.

Зачастую понятия «психологическое здоровье» и «зрелость личности» употребляются синонимично. Однако это правомер­но лишь по отношению к взрослому человеку. Психологическое здоровье ребенка является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости.

Как утверждает ряд авторов (О. В. Хухлаева, В. И. Слобод-чиков и др.), психологическое здоровье можно описать как сис­тему, включающую в себя следующие компоненты:

- аксиологический;

- инструментальный;

- потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» дру­гих людей.

Инструментальный компонент предполагает владение че­ловеком рефлексией как средством самопознания.

Потребностно-мотивационный компонент определяет на­личие у человека потребности в саморазвитии.

Возникает необходимость определения нормы психологиче­ского здоровья. Так, О. В. Хухлаева (2004) считает, что для пси­хического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие


патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации чело­века в обществе. Для психологического здоровья норма - это, наоборот, присутствие определенных личностных характери­стик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь, самому содействовать его развитию.

Исходя из вышесказанного выделяют 3 уровня психо­логического здоровья:

- Высший - креативный. К нему относят людей с устой­чивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоле­ния стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции.

- Средний - адаптивный. Это люди в целом адаптирован­ные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревож­ность.

- Низший- дезадаптивный (ассимилятивно-аккомодатив-ный). К нему можно отнести людей с нарушением баланса про­цессов ассимиляции и аккомодации, использующих для разре­шения внутреннего конфликта либо ассимилятивные (стремле­ние приспособиться к внешним условиям в ущерб своим жела­ниям и возможностям), либо аккомодативные средства (активно-наступательная позиция, стремление подчинить окружение сво­им потребностям).

Какие же факторы влияют на формирование психологиче­ского здоровья?

Условно выделяют две группы факторов риска нарушения психологического здоровья:

Объективные, или факторы среды (семейные неблагопри­ятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с дет­скими учреждениями, профессиональной деятельностью, соци­ально-экономической ситуацией в стране).

Субъективные, обусловленные индивидуально-личностны­ми особенностями (темперамент, контроль, самооценка, критич­ность и т. д.).


Поскольку объективные факторы наиболее значимы для формирования психологического здоровья ребенка (по сравне­нию со взрослым), остановимся на них подробнее.

Основными неблагоприятными факторами можно назвать:

• Взаимодействие по типу «ребенок - кумир семьи».

• Отсутствие одного из родителей или конфликтные отноше­ния между ними.

• Негативное родительское программирование.

• Группу факторов, связанных с детскими учреждениями.
Рассмотрим момент поступления ребенка в детский сад. Здесь

ребенок встречается с первым чужим значимым взрослым - вос­питателем, эта встреча во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребе­нок получает первый опыт полиадического (вместо диадическо-го - с родителями) общения.

Как показывают исследования О. В. Хухлаевой (2004), воспи­тательница не замечает обычно около 50 % направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельно­сти ребенка, снижению эгоцентризма, а может - к неудовлетво­рению потребности в безопасности, развитию тревожности, пси-хосоматизации ребенка.

Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серь­езный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками.

Основной задачей всего коллектива ДОУ является полное устранение либо сглаживание вышеназванных негативных фак­торов.

В. Франкл выделяет ряд педагогических условий становле­ния психологического здоровья детей:

- Оптимальное сочетание напряжения, побуждающего к дей­ствию, и расслабления.

- Положительный фон настроения.

Э. Фром отмечал, что у педагогов и родителей должна быть так называемая биофильная ориентация, то есть ориентация на жизнь (жизнелюбие, жизнерадостность, чувство юмора).


Необходимо помнить, что выделенные условия можно рас­сматривать только в вероятностном плане. С большой степенью вероятности ребенок вырастет в таких условиях психологически здоровым, при их отсутствии - с теми или иными нарушениями психологического здоровья. До сих пор современная наука знает больше о причинах психологических нарушений, чем о причи­нах психологического здоровья.

Таким образом, научное и практическое исследование дан­ного вопроса представляет собой широкое поле деятельности для различных специалистов и оставляет вопрос актуальным. Возможна разработка технологии долговременного отслежива­ния результатов работы ДОУ по формированию психологиче­ского здоровья ребенка через организацию преемственности с системой школьного образования.

Структурная модель системы работы по фор­мированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!».

Структурная модель работы по системе формирования куль­туры здорового образа жизни у дошкольников «Наша тради­ция- быть здоровыми!» предполагает тесное сотрудничество всего коллектива ДОУ, а также научного консультанта и роди­телей воспитанников ДОУ.

 



Рассмотрим кратко основные задачи работы по данному на­правлению каждого участника процесса:

Научный консультант - научно-методическая поддержка, консультации, контроль.

Заведующая ДОУ и старший воспитатель - контроль за созданием необходимых условий работы, организацией педаго­гического процесса, консультации, контроль.

Педагог-психолог - научное изучение и методические раз­работки по данной проблеме, проведение практических занятий, консультаций для коллектива ДОУ, выявление особенностей детей и ознакомление с ними педагогического коллектива в це­лях учета в работе, формирование психологического здоровья ребенка.

Воспитатели - учет особенностей детей, проведение зака­ливающих процедур, включение по возможности элементов за­нятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты.

Медицинский персонал ДОУ - выявление особенностей детей и ознакомление с ними воспитателей, проведение профи­лактических мероприятий, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Инструктор по физическому воспитанию - учет особен­ностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материа­ла в общеобразовательный процесс и режимные моменты, ис­пользование соответствующих возрасту детей двигательных уп­ражнений и оздоровительных методик.

Музыкальный руководитель - учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программ­ного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенно­стей музыки, ее влияния на эмоциональное состояние человека.


Педагог дополнительного образования - учет особенно­стей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, по­вышение психоэмоциональной устойчивости через использова­ние произведений искусства, рисование и т. п.

• Логопед - учет особенностей детей, включение по воз­можности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционнои работы для исправления недостатков речи, как следствие, по­вышение уверенности ребенка в себе, соответственно, повыше­ние его социального статуса, психоэмоциональной устойчивости.

Обслуживающий персонал - соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.

• Родители - использование дома упражнений гимнастики, элементов занятий, закаливающих процедур, учет особенностей ребенка, повышение психоэмоциональной устойчивости.

Следует отмстить, что в первую очередь каждый участник процесса должен быть личным примером для детей, поддержи­вать единую линию поведения и выполнять основные требова­ния, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса.

Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружаю­щих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроль за изменениями в стиле жизни создает фунда­мент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотива­цию и знания, умения, навыки валеологического характера.

В работе широко используется наглядная агитация - уголок здоровья в группах, стенды в ДОУ, альбомы индивидуальной работы с детьми.

В ДОУ постепенно создаются традиции ЗОЖ - минутки здо­ровья на занятиях, дни здоровья в ДОУ, семейный клуб «Тради­ции и здоровье».


Формирование культуры ЗОЖ происходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ: Режимные моменты:

- утренняя гимнастика;

- прогулка;

- режим питания;

- послеобеденный сон.

Учебно-воспитательный процесс:

- занятия «Наша традиция - быть здоровыми!» (гимнастика, познавательная часть, релаксация);

- учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физ­культминутки, минутки психологической разгрузки);

- физкультурные занятия;

- музыкальные занятия (физкультминутки, повышение пси­хоэмоциональной устойчивости);

- логопедические занятия (физкультминутки, словарная ра­бота);

- рисование (физкультминутки, повышение психоэмоцио­нальной устойчивости).

Таким образом, осуществляется комплексный подход в фор­мировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Существует множество программ ЗОЖ, включающих в себя различные компоненты. Попытаемся выделить основные из них:

1. Рациональное питание.

Пища должна перекрывать энергозатраты организма, быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы (1: 1: 4), витамины, минеральные соли и микроэле­менты, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.


2. Оптимальная для организма двигательная активность.

Роль двигательной активности в определении здоровья чело­века была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины». Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал: «Надо непременно встря­хивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных био­
ритмов).

И. Н. Павлов считал, что основу режима составляет «динами­ческий стереотип», то есть регулярно повторяющаяся деятель­ность, но не инертная, монотонная, а динамичная, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды. Это способствует, по мнению Ю. Ф. Змановского (1990), развитию у ребенка хорошей адаптации к изменяющимся условиям. Обязательно выполнять лишь основ­ные компоненты распорядка дня (пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки). Остальные виды деятельности детей можно ме­нять по времени и продолжительности выполнения. А если, к тому же, режим будет опираться на особенности индивидуального «био­ритмологического портрета» ребенка, то в лучших условиях функ­ционирования окажутся системы его организма.

4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них)
и формирование полезных привычек.

Как замечает И. И. Соковня-Семенова (2000), полезные при­вычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их при­обретения и избавления от них лежит воля.

5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Судя по опытам, пишет профессор П. В. Симонов, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные - отчая­ние, тревога, боязливость, депрессия. У человека эти эмоции нередко приобретают социальную окраску чувства вины, сожа­лений, угрызений совести.


По словам врача и педагога Е. А. Аркина, «как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отноше­нию к окружающему миру - всецело дело воспитания, результат тех примеров, которые ребенок видит и слышит со стороны взрослых».

Именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление. Н. Коршунова (2000) пишет, что пози­тивное мышление- не врожденное свойство, оно достигается упорными тренировками. Ребенка важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче.

6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).

II. Коршунова (2000) считает, что к здоровью она имеет са­мое прямое отношение. Все остальное - и питание, и движение, и гигиена имеет смысл, лишь когда человеку есть для чего вста­вать с постели каждое утро, если есть дело, которое, кроме него или лучше него, никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь. Академик II. М. Амосов (1979) на­звал подобный фактор ЗОЖ «счастливой жизнью», которая без других составляющих здоровья не обеспечивает, но тем не ме­нее является необходимой.

Результаты исследования и анализа научной литературы и опыта работы различных специалистов в ДОУ позволили вы­явить условия формирования положительной мотивации к ЗОЖ у дошкольников:

1) создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды,
наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями
культуры ЗОЖ;

2) создание положительного эмоционального фона на заня­тиях оздоровительно-педагогической направленности;

3) наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении ребенка;

4) активная позиция ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера;


5) учет индивидуальных психофизиологических и типологи­ческих особенностей учащихся при организации занятий оздо­ровительно-педагогической направленности.

Нами составлена схема.

Условия создания положительной мотивации к ЗОЖ


Учебно-воспитательная среда


Активная позиция ребенка


Положительный

эмоциональный

фон занятий


Учет индивиду­альных особенно­стей ребенка


Модели поведе­ния


 


 


С учетом этого разработана План-программа оздоровитель­но-педагогических занятий для дошкольников, представляющая собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ.


 

План-программа занятий состоит из 6 блоков, причем каж­дому блоку соответствует графическое изображение


КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ПО КАЖДОМУ БЛОКУ

Date: 2015-07-27; view: 1719; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию