Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Здорового образа жизни у дошкольников





Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 70 %), наследственности (15 %), окружающей среды (8-10 %), медицины (8-10 %).

Ряд исследователей выделяет множество факторов, обуслов­ливающих здоровье человека. Их можно классифицировать в ви­де следующих групп (по В. В. Колбанову).

1. Биологические факторы (в частности генетические).

2. Физическая среда (факторы внешней среды).

3. Социальная среда (среда, в которой растут дети, условия жизни, начиная с раннего возраста, обучение здоровью).

4. Индивидуальный образ жизни (исключение негативных воздействий, например, курения и алкоголя, адекватное пита­ние, личная гигиена, физическая культура, режим труда и отды­ха и др.).

5. Служба здоровья.

Кроме того, В. В. Колбанов (1999) выделяет ряд факторов, влияющих на здоровье:

1. Индивидуальный потенциал здоровья человека (иммуни­тет, статус питания, осознание своего «Я», положительное от­ношение к своему здоровью, адекватные знания, способность противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость, физиче­ская форма, способность к самозащите).

2. Поведение (учеба или работа и рекреация, привычки, еда, питье, подвижность, отношение к социуму, стресс, возбуждаю­щие средства).

3. Социокультурная система (семья, соседи, место учебы или работы, среда досуга, СМИ, службы здоровья).

4. Социально-экономические и политические условия (матери­альные ресурсы, доход, социальная безопасность, образование).


5. Физико-биологическая среда (природа, климат, жилище, рабочее место, связь, транспорт, вода, отходы, пища, товары).

Таким образом, здоровье каждого человека в большей сте­пени зависит от его окружения и личного поведения в отноше­нии своего здоровья, то есть от образа жизни, чем от врожден­ных факторов или медицины.

Как отмечает И. И. Соковня-Семенова (2000), образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического про­странства, не проявляя по отношению к себе и пространству аг­рессивности в опасных формах.

Существует несколько концепций 30Ж. Автор одной из них, И. И. Соковня-Семенова (2000), считает, что воз­можность вести ЗОЖ зависит:

1) от пола, возраста и состояния здоровья;

2) условий обитания (климат, жилище);

3) экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);

4) наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, зака­ливание);

5) отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, мало­подвижный образ жизни и т. д.).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреп­лять. Здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в кор­рекции. В любом случае должен соблюдаться главный прин­цип, выдвинутый великим врачом древности Гиппократом: «Не навреди!»


И. И. Соковня-Семенова (2000) отмечает, что в социальном аспекте создание условий для формирования стиля здоровой жизни каждого человека зависит:

1) от конкретных исторических условий и культурных тра­диций государства - макросоциальный фактор;

2) экономического положения отдельной семьи - микросо­циальный фактор;

3) места здоровья в иерархии потребностей конкретной се­мьи - психосоциальный фактор;

4) установок самой личности в вопросе определения места здоровья в иерархии потребностей - психологический фактор;

5) наличия факторов риска (ряда заболеваний, неблагопри­ятных условий жизни и т. д.).

Неотъемлемой частью любой культуры являются традиции, сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятель­ности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, пере­дающиеся вновь приходящим в коллектив, социальную общ­ность, а также правила, нормы и стереотипы поведения, дейст­вий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого (Е. И. Торохова, 1999).

Создание традиций - это долговременный процесс, требую­щий порою смены не одного поколения. Ведь важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоян­ное применение на уровне естественных потребностей, привы­чек, привязанностей. Недостаточно знать и понимать, важно жить этим.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо созда­вать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы на­сыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ри­туалами и обычаями валеологического характера. Это приведет


к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охра­не своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что прин­ципы ЗОЖ - необходимые условия здоровья. По словам акаде­мика Е. Чазова, проблема теперь в том, чтобы эти принципы ус­воил и освоил каждый. Человеку конца XX - начала XXI века приходится учиться... здоровью!

Н. М. Амосов (1979) считает, что главное препятствие рас­пространению ЗОЖ- это психика людей, которая сопротивля­ется ограничениям и нагрузкам, пока нет реальной необходимо­сти. Он говорит: «Режим ограничений и нагрузок - так я назы­ваю образ жизни, обеспечивающий здоровье. Нагрузки нужны, чтобы от детренированности не угасли резервы. Нужно упоря­дочить образ нашей бурно текущей жизни, иначе регулирующие системы (нервная и эндокринная) не справятся со все более воз­растающими нагрузками».

Доктор Р. Г. Оганов (1989) выделяет 4 группы условий нега­тивного отношения людей к призывам вести ЗОЖ.

Первая группа характеризуется индивидуальными особенно­стями конкретного человека (системой его жизненных ценно­стей, совокупностью привычек, уровнем образования, характе­ром информированности, особенностями воспитания, степенью личной заинтересованности, состоянием здоровья).

Вторая группа условий связана с особенностями общества, в котором живет человек (политический и экономический уклад,


характер исторических привычек и культурных традиций, особен­ности быта, уровень общественного сознания и благосостояния).

Третья группа условий определяется особенностями местно­го окружения - социального, этнического, демографического, экологического, географического и т. д. Сюда же можно отнести правила, стереотипы, традиции, образ жизни и стиль поведения отдельных групп общества, к которым принадлежит человек (прежде всего семья).

Четвертая группа условий, определяющих отношение чело­века к агитации за ЗОЖ, связана с самой агитацией. Желание или нежелание людей следовать определенному совету зависит не только от этих людей, но и от характера совета, от его формы и содержания.

Схема 1

Мотивация к ЗОЖ

 

    Получе-   Достиже-
Самосо­хранение Подчине­ние этно­куль- ние удо­воль­ствия Возмож­ность для само- ние мак­симально возмож-
  турным от само- совер- ной ком-
  требова- совер- шенство- форт-
  ниям шенство-вания вания ности

Как утверждает главный санитарный врач России Геннадий Онищенко (2000), существующая реклама наркогенных средств (пива, алкоголя, табака) способствует снижению возрастного порога потребителей, в то время как призывы вести ЗОЖ оказы­ваются малоэффективными.


Возможность формирования культуры ЗОЖ зависит от по­требностей ребенка. Иерархия потребностей огромна. Но что весьма важно для педагогов и психологов, это то, что они не существуют изолированно друг от друга, меняются и совершен­ствуются в зависимости от роста общей культуры ребенка, его знаний о действительности и отношения к ней.

Таким образом, формирование культуры ЗОЖ - это побуж­дение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья, изме­нение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья при­вычек, овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, посте­пенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными (В. Г. Запорожченко, 1990).

Щедрина А. Г. (1993) указывает на то, что формирование культуры ЗОЖ- проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов ЗОЖ, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. При этом возникает необходимость пере­стройки управления поведенческой деятельностью ребенка. Не­сомненно, эта область деятельности лежит в поле профессио­нальных интересов и компетенции педагогов (В. В. Колбанов, 1999). Особенность этого управления- наличие инерционности обратных связей, коррекция образа жизни имеет отсроченный эффект, результаты могут проявиться через несколько лет, кро­ме того, необходим постоянный контроль за изменениями и по­ощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.

А. А. Дмитриев (1990) указывает на то, что одной из приори­тетных задач образовательного учреждения является концен-


трация усилий всего педагогического коллектива на формирова­нии ЗОЖ воспитанника. Это касается условий пребывания, пи­тания, режима, учебно-познавательной деятельности, занятий физической культурой и спортом и пр.

Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна спо­собствовать самостоятельной выработке убеждений учащихся на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создается вначале устойчивая мотивация ЗОЖ, затем самокон­тролируемая активность в созидании своего здоровья.

В. В. Колбанов (1999) отмечает, что кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обла­дать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных путях его укрепления. Однако автор допускает, что ребенок мо­жет иметь неполную информацию о своем актуальном и воз­можном развитии, это обусловлено предупреждением ятрогении и психосоматических нарушений.

Далее автор рекомендует при формировании ЗОЖ демонст­рировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для де­тей с учетом их конституциональных особенностей, пола и воз­раста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деяте­лей науки, искусства. Таких моделей, к сожалению, очень часто ребенок не может найти ни в семье, ни в средствах массовой информации. Именно поэтому детский сад должен стать для ре­бенка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья.


Date: 2015-07-27; view: 526; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию