Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система безналичных расчетов. Организация безналичного платежного оборота





Система безналичных расчетов (СБР)– это механизм замещения оплаты товаров и услуг за наличные денежные средства оплатой с помощью чеков, кредитных карточек, векселей и др. Её преимущественное развитие объясняется объективными причинами и сознательно проводимыми государством мероприятиями, цель которых – создание рациональной системы денежных расчетов и экономия общественных издержек обращения.

Безналичное обращение- это движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Производятся расчеты между: предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях; юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредитов; юридическими лицами и населением по выплате зарплаты, доходов по ценным бумагам; физическими и юр. лицами с казной государства по оплате налогов и сборов. Различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам. К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет (налог на прибыль, НДС, и др. платежи; погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями).

В современных условиях рекомендуются следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения; платежные требования-поручения; чеки; аккредитивы.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).

1. Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение – поручение предприятия банку по перечислению определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия. На платежные поручения приходится наибольшая доля безналичных платежей. Используются в расчетах как по товарным (оплата полученных товаров, предоплата, погашение кредиторской задолженности, арендная плата), так и по нетоварным операциям (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд и процентов по ним, приобретение ценных бумаг); при этом нетоварные платежи совершаются только платежными поручениями. Действует в течение 10 дней, применяется при наличии денежных средств на счете (нет овердрафта).

Обращение платежного поручения: 1)Плательщик предоставляет в банк платежное поручение в 4-х экземплярах. Банк ратифицирует их, 1 из них оставляет себе и использует для списания средств со счета плательщика, 2-й экземпляр возвращает плательщику с отметкой банка в качестве расписки о приеме поручения к исполнению. 2) 3-й и 4-й экземпляры отсылаются в банк получателя средств 3) на основании 3-го экземпляра банк получателя производит зачисление платежа на счет получателя 4) 4-й экземпляр передается получателю средств вместе с выпиской с его счета.

В расчетах с иностранными контрагентами используются похожие на расчеты платежными поручениями форма – банковский перевод (расчетное поручение направляется одним банком другому, платежное поручение здесь – приказ банка своему банку-корреспонденту о выплате средств).

2. Расчеты платежными требованиями-поручениями. Платежное требование-поручение – это требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).

ИНКАССО — это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетныx, товарных и денежных документов. Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя.

Мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между поставщиком и покупателем. Для акцептования платежного требования-поручения плательщику дается 3 рабочих дня. При согласии оплатить платежное требование-поручение плательщик сдает их экземпляры в обслуживающий банк, из которых: 1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка; 2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика; 3-й экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его счету.

3. Расчеты аккредитивами. Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком, он имеет заранее оговоренную сумму и срок действия. Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается в договоре между плетельщиком и поставщиком.

В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные). Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. Депонирование средств в банке поставщика может быть произведено и за счет кредита, полученного плательщиком в банке-эмитенте.

Непокрытый — это аккредитив, по которому не предполагается предварительного депонирования средств. Выплаты осуществляются с расчетного счета плательщика, при нехватке средств банк-эмитент гарантирует их оплату, оформив её как задолженность покупателя перед банком.

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по указанию покупателя) без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Обращение аккредитивов: 1. заключение договора о поставке товаров и договоренности о расчетах через аккредитив 2. покупатель дает поручение своему банку на открытие аккредитива 3. авизирование (Авизо - уведомление о проведение операции) банка продавца об открытии аккредитива 4. авизирование продавца об открытии аккредитива. Формирование схемы аккредитивного обращения завершено 5. поставка товаров 6. передача документов своему банку 7. предоставление кредита продавцу в размере оплаты товара 8. пересылка документов от банка продавца банку покупателю о снятии денег с аккредитива 9. платеж (банк продавца получает деньги от банка покупателя) 10. передача документов покупателю 11. акцепт (согласие) документов 12. снятие денег со счета покупателя под аккредитив.

4. Расчет чеками. Чек является ценной бумагой. Чек – это бланк строгой отчетности. Чек должен иметь покрытие, которым может быть: депонированные чекодателем средства на р/с, средства на соответствующем специальном счете, но не больше суммы, гарантируемой банком по согласованию с чекодателем. В этом случае банк гарантирует при временном отсутствии средств на счете производить оплату чеков за счет средств банка. чековое обращение имеет 2 формы: чековая книжка и банковские чеки. Чековая книжка содержит следующие реквизиты: наименование банка, его адрес, № карточки, имя предприятия или гражданина, № счета. Чековая карточка в банке содержит инициализированные элементы. Условия, при которых гарантируется оплата чеком: сумма чека не превышает предел, подпись чекодателя соответствует образцу, № счета чекодателя должен соответствовать № карточки, идентификация паспортных данных. При выполнении этих условий чек должен быть оплачен в полной сумме без какой-либо комиссии, в отличие от векселя.

Индоссант – 1-й чекодержатель. Индоссат – следующее лицо после 1-го чекодержателя. Индоссамент – специальная надпись на оборотной стороне чека или векселя, свидетельствующая о передаче его новому владельцу. Аваль (подпись) – поручительство за оплату чека, оформленное гарантийной подписью. Аллонж – к чеку прикрепляется специальное полотно, в котором дается перечень всех индоссатов, если передаточные надписи полностью заполнены на обратной стороне чека. Кроссирование – указание места погашения чека. Оно может быть общим и специальным. Общее – чек может быть оплачен в любом банке. Специальное – указан банк погашения.

Схема чекового обращения:

1. Покупатель предоставляет в свой банк заявление на получение чековой книжки и платежное поручение на депонирование суммы на р/с или выделение спецсчета. Или заявление покупателя на приобретение чеков, оплата которых гаранти-руется банком. 2. В банке покупателя бронируются средства на отдельном счете, выдается чековая книжка или выдаются чеки. 3. Покупателю выдаются чеки или чековая книжка. Формирование схемы чекового обращения завершено. 4. Продавец предъявляет покупателю документы на отгруженную продукцию. 5. Покупатель выдает чек продавцу. 6. Продавец предъявляет этот чек в банк. 7. В банке продавца зачисляются ден. ср-ва на счет продавца. 8. Банк продавца предъявляет чек для оплаты в банк покупателя. 9. Банк покупателя списывает сумму чека за счет ранее забронированной суммы. 10. Банки выдают клиентам выписку из их р/с.

Date: 2015-07-27; view: 535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию