Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение скорости передачи информации в зрительном анализаторе ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Исключительную роль в жизни человека - в его взаимоотношениях с внешним миром, при его функционировании в системе "человек-машина-среда", играет зрительный анализатор. С помощью зрения человек познает форму, величину, цвет предмета, направление и расстояние, на котором он находится от наблюдателя. Зрительный анализатор включает глаз, зрительный нерв и зрительный центр, расположенный в затылочной доле коры головного мозга. Назначение зрительного анализатора заключается в приеме и передаче информации в световом диапазоне с длиной волны 380-780 нм. Установлено, что максимальная скорость передачи информации составляет 3,25 бит/с (бит - является двоичной единицей информации, которая получается при наступлении одного из двух равновероятных событий). Опуская детальное описание устройства глаза, отметим, что свет, проходя через отверстие в радужной оболочке, называемое зрачком, преломляется роговицей и хрусталиком. В результате на сетчатке, которая устилает внутреннюю поверхность глазного яблока, образуется четкое изображение внешних объектов. В сетчатке с помощью фоторецепторов (палочек и колб) изображение превращается в биоэлектрические сигналы. Сложное строение сетчатки, которая содержит несколько слоев специализированных меток разного назначения, обеспечивает предварительную обработку информации. Для дальнейшей обработки исходные сигналы по зрительному нерву, который содержит 9∙105 волокон, передаются в зрительный корковый центр. Зрительная система имеет механизмы, которые обеспечивают ее настройку в соответствии с внешними условиями: - направление глаз на воспринимаемый объект осуществляется с помощью глазодвигательных мышц; - настройка резкости изображения на сетчатке равноудаленных объектов происходит благодаря изменениям кривизны хрусталика; - количество света, который попадает в глаз, регулируется диаметром зрачка; - при значительных изменениях яркости воспринимаемых объектов изменяется чувствительность фоторецепторов (процесс адаптации). Можно считать, что напряженная умственная деятельность свойственна не только высококвалифицированным специалистам в области науки, образования, здравоохранения, людям творческого труда, учащимся, но и операторам, обслуживающим разнообразные пульты управления, налаживающим автоматические линии и робототехнические комплексы. В последних случаях особенно актуальной является возбудимость и лабильность (функциональная подвижность) зрительного анализатора, его работоспособность, которые прямо влияют на скорость перенесения информации зрительным анализатором. Для определения скорости перенесения информации успешно применяется тест с кольцами Э. Ландольта; также могут быть применены буквенные и цифровые тесты. В тестовой таблице находится 660 колец Э. Ландольта, каждое из которых имеет разрыв в одном из восьми возможных направлений в соответствии с положением значений на часовом циферблате (рис. 3). Рис. 3. Положение разрывов колец в соответствии с часовым циферблатом.
Кольца в таблице (приложение 1) расположены в случайном порядке. Таблица используется в четырех возможных ориентациях: положение I, положение ІІ, положение ІІІ, положение ІV. Например, при пользовании таблицей следует иметь в виду, что кольцо, которое сориентировано на 13 часов (назовем его кольцом № 13) в положении I становится кольцом № 11 в положении II, кольцом № 19 в положении ІІІ, кольцом № 17 в положении IV. Так же при переходе от первой к другим ориентациям таблицы происходят соответствующие изменения в направлении разрыва и для других колец. При проведении исследования с использованием теста с кольцами Э. Ландольта человеку, который проходит тестирование, предлагается пересмотр таблицы из приложения 1 и подсчет количества колец, которые имеют определенное направление разрыва. Для этой цели студент из прилагаемой таблицы 3 выбирает свой вариант для практического определения скорости перенесения информации в системе зрительного анализатора и выполняет тест. Объектом исследования в данном случае является зрительный анализатор студента, который выполняет практическое занятие. В целом, аудиторное занятие может быть определено как освоение метода тестирования на качество собственного зрительного анализатора.
Таблица 2 Число колец с определенным положением разрыва в зависимости от ориентации таблицы
Результаты оцениваются по количеству подсчета распознанных и пропущенных колец и затратам времени на пересмотр всей таблицы, которые проставляются в расчетную формулу. Принятая статистическая структура таблицы 2 и появление ошибок в основном только одного рода (пропуск колец) позволяют оценивать результаты эксперимента в соответствии с основами теории информации. На основании ее положений для приближенного определения скорости процесса информации в зрительном анализаторе используется формула: где: S - скорость переноса информации, при заданной ориентации таблицы, бит/с; N - фактическое число подсчитанных колец; n - количество ошибок (пропущенных колец); Т - время, потраченное на выполнение задания, с; 0,5436 - средняя величина информации каждого кольца; 2,807 - величина потери информации, приходящаяся на одно кольцо.
Определение количества ошибок n осуществляется путем вычитания пересчитанных колец определенной ориентации от значений, приведенных в таблице 2: где: . − количество колец определенной ориентации взятых из таблицы 2; – количество колец определенной ориентации подсчитанных студентом.
Определение скорости переноса информации проводится дважды: первое - в период до наступления адаптации органа зрения к условиям освещения, то есть в начале занятия, второе - после наступления адаптации. В дальнейшем определяется истинное значение скорости переноса информации по формуле: где: − значение скорости работы зрительного анализатора до адаптации; – значение скорости работы зрительного анализатора после адаптации. Определяется погрешность эксперимента: а) до адаптации: б) после адаптации: Номер ориентации таблицы задается вариантами заданий.
Таблица 3 Варианты заданий для определения скорости переноса информации зрительным анализатором
|