Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Валовый доход предприятия торговли и общественного питания, источники его образования

Содержание

· Уставной капитал и имущество торгового предприятия, источники его образования 3

· Уставной капитал 3

· Формирование уставного капилала 9

· Валовой доход предприятия торговли и общественного питания, источники его образования 11

· Валовой доход 11

· Состав валового дохода 12

· Порядок определения скорригирования валового дохода 14

· Направление распределение и использование валового дохода

· Планирование в доходах предприятия 20

Список литературы 24


· Уставный капитал и имущество торгового предприятия, источники его образования.

1.1 Уставный капитал является одним из важнейших показателей, позволяющих получить представление о размерах и финансовом состоянии экономических субъектов. Это один из наиболее устойчивых элементов собственного капитала организации, поскольку изменение его величины допускается в строго определенном порядке, установленном законодательно.

Уставный капитал организации – источник формирования средств организации, который нужен ему для выполнения уставных обязательств. Это стартовый капитал для производственной деятельности с целью получения в дальнейшем прибыли. Уставный капитал представляет собой средства, вложенные собственниками предприятия. Собственниками предприятия могут выступать как юридические, так и физические лица, а также отдельные частные лица.

Формирование уставного капитала связано с целями создания организации и ее организационно-правовой формой. Порядок формирования уставного капитала организаций разных организационно-правовых форм достаточно жестко в настоящее время регулируют законы Российской Федерации. Кроме того, ряд подзаконных актов регламентирует действие по бухгалтерскому отражению этого процесса.

Согласно Гражданскому кодексу РФ уставный капитал, в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, может выступать в виде: уставного капитала, уставного фонда, складочного капитала, паевого фонда.

1.2 Уставный капитал – совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Формируется у хозяйственных обществ: акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью.

Складочный капитал – формируется у организаций, у которых по законодательству устава нет (имеются только учредительные документы). Это хозяйственные полные и коммандитные товарищества (товарищества на вере). Складочный капитал этих организаций образуется в сумме долей (вкладов) учредителей (участников).

Уставный фонд – это имущество, закрепленное за предприятием собственником для осуществления предпринимательской деятельности. Уставный фонд имеют государственные и муниципальные унитарные организации вместо уставного или складочного капитала.

Паевой фонд – совокупность паевых взносов членов производственного кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности, а также приобретенного и созданного в процессе деятельности.

Одной из самых распространенных форм предпринимательской деятельности сегодня является хозяйственное общество.

Можно выделить три основные функции, которые выполняет уставный капитал хозяйственного общества:

является имущественной основой деятельности общества, т.е. первоначальным (стартовым) капиталом;

позволяет определить долю (процент) участия учредителя (акционера, участника) в обществе, поскольку ей соответствует количество голосов участника на общем собрании и размер его дохода (дивиденда);

гарантирует выполнение обязательств общества перед третьими лицами, поэтому законодательством установлен его минимальный размер.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал, которой поделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу (статья 96 Гражданского Кодекса РФ). Порядок создания и правовое положение акционерных обществ определены Федеральным законом №208-ФЗ от 26.12.95 г. «Об акционерных обществах».

Юридически собственность акционерного общества не является собственностью акционеров, а само оно не зависит от отдельных физических лиц, владеющих акциями. Акционеры не отвечают по долговым обязательствам общества и не несут финансового ущерба, если акционерное общество обанкротилось, и его долги превышают стоимость реализуемого имущества. Уставный капитал акционерного общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Акционерные общества, как правило, владеют коллективной, или корпоративной собственностью. Собственниками выступают юридические иили физические лица, коллектив вкладчиков, пайщиков или корпорация акционеров. Уставный капитал, сложившийся как акционерный, наиболее полно отражает все аспекты формирования собственного капитала.

Порядок выпуска и обращения акций регулируется Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», Федеральным Законом РФ «Об акционерных обществах», а также Стандартами эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссий и Стандартами эмиссии акций и облигаций при реорганизации коммерческих организаций.

Акция представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую факт взноса определенной суммы в уставный капитал акционерного общества, дающего право участвовать в собраниях акционеров и получать определенную долю в виде дивиденда (дохода держателя акции). Выпуски акций подлежат обязательной регистрации.

Акции подразделяются на обыкновенные (простые) и привилегированные. Последних в соответствии со ст. 102 Гражданского Кодекса РФ может быть выпущено не более (по стоимости) 25% установленного размера уставного капитала. Привилегированные акции дают право не гарантированный доход. Дивиденд по ним выплачивается не ниже установленного размера, обычно в процентах к их номинальной стоимости. Владельцы привилегированных акций не имеют права голоса на собрании акционеров.

Владельцы простых (непривилегированных) акций получают доходы по ним в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и решения собрания акционеров о размере чистой прибыли, направленной на выплату дивидендов по результатам данного отчетного года.
Создание акционерного общества осуществляется по решению учредителей. Решение принимается учредительным собранием, которое утверждает Устав, Учредительный договор и определяет денежную оценку акций. Устав содержит основные сведения об обществе: наименование, место нахождения, количество, номинальную стоимость и типы акций, размер уставного капитала, виды деятельности, структуру и компетенцию органов управления обществом и порядок принятия ими решений, сведения о филиалах и т.п. Устав регистрируется в соответствующих государственных органах. Любые последующие изменения уставного капитала утверждаются собранием акционеров и должны быть зарегистрированы в том же государственном органе, в котором первоначально был зарегистрирован устав акционерного общества.

Акционерное общество может быть открытым (ОАО) или закрытым (ЗАО). Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Число акционеров открытого общества не ограничено. Закрытым признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, указанное общество в течение года должно преобразоваться в открытое.

Минимальный уставный капитал ЗАО должен составлять не менее 100-кратного размера минимальной оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации, ОАО – не менее 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Согласно действующему законодательству, вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Неденежные вклады, вносимые в уставный капитал, можно условно подразделить на несколько групп.

Так, в качестве вклада могут быть внесены вещи, составляющие основную категорию имущества (здания, оборудование и пр.). При этом никаких законодательных ограничений по назначению и количеству передаваемых вещей не существует.

Вкладом в уставный капитал могут быть и ценные бумаги. И в этом случае законодательство не содержит никаких прямых ограничений на формирование таким образом уставного капитала (за исключением уставных капиталов кредитных организаций).

Кроме того, в качестве вклада в уставный капитал могут быть внесены исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Следует заметить, что вкладом в уставный капитал не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или «ноу-хау». Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу в соответствии с лицензионным договором. Причем договор должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством.

Вкладом участника общества могут быть также имущественные права, в частности право пользования имуществом (например, зданием).

Но следует отметить, что не все имущественные права могут быть переданы в уставный капитал. Так, нельзя передавать имущественные права, неразрывно связанные с личностью (например, требование об алиментах, о возмещении вреда и др.). Также не могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал профессиональные знания и навыки, деловая репутация, деловые связи и пр.

Кроме того, закон устанавливает в отношении организаций, занимающихся определенными видами деятельности (например, для кредитных организаций), некоторые требования к вкладам. К тому же участники общества имеют право самостоятельно определять в уставе общества, какие именно виды имущества не могут стать вкладом в уставный капитал.

Размер неденежного вклада в уставный капитал определяется платой за пользование имуществом (вещью). Эта плата исчисляется за весь установленный учредительными документами срок эксплуатации имущества. И даже если участник, который внес неденежный вклад, выходит из общества (или его исключают), то имущество все равно остается в пользовании общества до истечения вышеуказанного срока (если в учредительном договоре не предусмотрено иное).

В случае прекращения у общества права пользования имуществом до истечения срока, на который это имущество было передано в пользование обществу в качестве вклада в уставный капитал, участник общества передавший имущество, обязан предоставить обществу по его требованию денежную компенсацию, равную плате за пользование таким же имуществом на подобных условиях в течение оставшегося срока.

Денежная оценка вещей и имущественных прав, вносимых в уставный капитал, производится самими участниками общества по взаимному соглашению. Но в этом случае оценка вкладов (а следовательно, и размера уставного капитала в целом) может быть завышена. В результате нарушаются интересы кредиторов общества и гарантийная функция его уставного капитала. Так что необходима реальная оценка вносимых в уставный капитал неденежных вкладов. Для этого установлено требование, согласно которому оценка неденежных вкладов утверждается единогласным решением общего собрания. Это делается для того, чтобы потом, если окажется, что данная оценка все же завышена, привлечь к дополнительной ответственности перед кредиторами всех участников общества. Они должны будут отвечать своим личным имуществом.

Независимый оценщик требуется в тех случаях, когда неденежный вклад в уставный капитал превышает сумму, эквивалентную 200 размерам минимальной месячной оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества. Оценка должна производиться в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Денежная оценка имущества, вносимого в уставный капитал, имеет некоторые различия в зависимости от момента внесения вклада (при учреждении общества или при увеличении его уставного капитала).

В акционерном обществе денежная оценка имущества, вносимого в уставный капитал при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями, а вносимого в оплату дополнительных акций и иных ценных бумаг утверждается советом директоров общества. При этом совет директоров должен установить рыночную стоимость вносимого в уставный капитал имущества. Следует обратить внимание на то, что оценка имущества, вносимого при учреждении акционерного общества, производится учредителями единогласно. В то время как при внесении имущества в уставный капитал действующего общества его оценивает большинством голосов совет директоров (при наличии не менее половины директоров).

Следует отметить, что уставной капитал не отождествляется с имуществом коммерческой организации, стоимость которого может быть и больше, и меньше уставного капитала. Этот вид капитала потому и называется уставным, что его денежная величина определяется в учредительных документах, т.е. размер уставного капитала всегда четко определен.

1.2.Характеристика уставного капитала.

Уставной капитал можно охарактеризовать как зафиксированную в учредительных документах коммерческой организации сумму вкладов, первоначально инвестируемых собственником в имущество предприятия для обеспечения его уставной деятельности. При этом следует отметить некоторую условность применения термина «первоначально». Уставный капитал хозяйственного общества должен быть полностью оплачен в течении одного года с момента государственной регистрации, хозяйственные товарищества сами определяют этот срок в своих учредительных документах, а уставный фонд унитарных предприятий должен быть полностью оплачен уже к моменту регистрации. Более того, уставный капитал может быть увеличен в процессе функционирования предприятия, и при этом он уже выступает не как первоначальный источник, а как источник привлечения дополнительных ресурсов.

Направления использования уставного капитала законодательно не определены. Единственное требование, чтобы уставной капитал обеспечивался имуществом организации. Отсюда в российской практике появляются проблемы. При создании предприятия собственники обычно делают вклады в уставной капитал по утвержденному минимуму (100 минимальных размеров оплаты труда для обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ и 1000 минимальных размеров оплаты труда для открытых акционерных обществ). В настоящее время на эту сумму невозможно не то что приобрести недвижимое имущество, но и сделать необходимые расходы для начала своей деятельности (например: для ведения бухгалтерии на предприятии обычно используется компьютерные программы 1С: Бухгалтерия и Парус – Администратор. Совокупная стоимость приобретения компьютера и программы составляет около 320 минимальных размеров оплаты труда. Отсюда неизбежность привлечения заемных источников и, как следствие, резкое увеличение риска банкротства предприятия, т.к. суммы займов или кредитов и процентов по ним значительно превышают собственные ресурсы предприятия. И это при начале деятельности предприятия, когда еще не сформирована потребность в производимых товарах и услугах и еще не известно, а будут ли они пользоваться спросом и появится ли у предприятия доход, позволяющий расплатиться за ранее предоставленные средства. Т.е. для обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ не выполняются несколько главных функций уставного капитала: уставной капитал не является первоначальным (стартовым) капиталом и не является гарантией перед третьими лицами по обязательствам, т.к. дополнительные займы и кредиты зачастую значительно превосходят сумму уставного капитала. Ненамного лучше обстоят у вновь формируемых открытых акционерных обществ. Здесь сумма формируемых собственных финансовых ресурсов за счет уставного капитала значительно больше и ее может хватить для запуска небольшого производства. Однако, если в целях формирования ОАО присутствуют материалоемкие технологии, требующие дорогой технологической оснастки и оборудования – без дополнительного привлечения заемных средств не обойтись.

Другое дело, если формирование предприятия происходит на базе уже имеющегося (в основном на базе бывших государственных и муниципальных предприятий или особо крупных отраслевых предприятиях). В таких предприятиях уже имеется какой-то механизм деятельности и производства и как следствие, какая-то величина собственных средств, находящаяся в основном в имуществе предприятия. Поэтому формируемый уставной капитал не должен выполнять роль стартового капитала. С другой стороны реорганизация деятельности и организационно – правовой формы предприятия происходит в основном из-за нерентабельности предприятия по каким-либо причинам. Основными являются: производство товаров не пользующихся спросом и устаревшие технологии. Для реорганизации требуются дополнительные средства, которые желательно сформировать за счет собственных резервов. В тоже время наблюдается убыточность деятельности предприятия, т.е. отсутствие прибыли, отсутствие амортизационных отчислений, т.к. срок амортизации имущества давно истек и средства уже потрачены. Остаются только в основном доходы от продажи имущества или сдачи его в аренду, но и это не является полным решением проблемы по финансированию реорганизации предприятия. Возможным выходом является привлечение заемных источников на долговременной основе, и как следствие, повышение риска неплатежеспособности и банкротства.

Выход видится только один: приведение минимальной величины уставного капитала к реальному уровню. Однако у всякого решения есть и обратная сторона: при этом резко повышаются входные барьеры для входа в бизнес новых собственников для организации новых предприятий. В тоже время возможно создание специальных организаций, которые на коммерческой долговременной основе будут участвовать в организации новых предприятий. В более льготных условиях при этом будут чувствовать себя акционерные общества, которым для привлечения большего количества собственных финансовых средств необходимо будет увеличить либо цену акций, либо их количество и решить при этом проблему в управлении обществом.

 

Валовый доход предприятия торговли и общественного питания, источники его образования.

2.1. Валовой доход — общая сумма дохода предприятия от всех видов деятельности в денежной, материальной или нематериальной формах.

Валовой доход включает: общие доходы от продажи товаров (работ, услуг), в том числе вспомогательных и обслуживающих производств;

доходы от продажи ценных бумаг;

доходы от осуществления банковских, страховых и других операций по оказанию финансовых услуг;

доходы от торговли валютными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и требованиями;

доходы от совместной деятельности и в виде дивидендов, полученных от нерезидентов, процентов, роялти, владения долговыми требованиями, а также доходов от осуществления операций лизинга (аренды);

доходы, не учтенные в исчислении валового дохода периодов, предшествующих отчетному, и выявленные в отчетном периоде; доходы из других источников и от внереализационных операций, в том числе в виде:

сумм безвозвратной финансовой помощи, полученной предприятием, стоимости товаров (работ, услуг), безвозмездно предоставленных предприятию;

сумм неиспользованной части денежных средств, которые возвращаются из страховых резервов;

сумм средств страхового резерва, использованных не по назначению;

стоимости материальных ценностей, переданных предприятию согласно договорам хранения и использованных им в собственном производственном или хозяйственном обороте;

сумм штрафов, неустойки или пени, полученных по решению сторон договора или по решению соответствующих государственных органов, суда, арбитражного или третейского суда;

сумм государственной пошлины, предварительно уплаченной истцом, которая возвращается в его пользу по решению суда (арбитражного суда).

. 2.2. Состав валового дохода предприятия.

Следует отметить, что в Украине в практике налогообложения прибыли предприятий используется также понятие скорригированного валового дохода.

Скорригированный валовой доход — это валовой доход, уменьшенный на величину налога на добавленную стоимость и акцизного сбора и суммы других поступлений, которые не являются доходами предприятия в соответствии с законодательством Украины.

В состав валового дохода не включаются:

суммы акцизного сбора, налога на добавленную стоимость, полученные (начисленные) предприятием в составе цены продажи продукции (работ, услуг);

суммы денежных средств или стоимость имущества, полученные предприятием в качестве компенсации (возмещения) за принудительное отчуждение государством имущества предприятия;

суммы денежных средств или стоимость имущества, полученные предприятием по решению суда (арбитражного суда) или в результате удовлетворения претензий в порядке, установленном законодательством в качестве компенсации прямых затрат или убытков, понесенных таким предприятием в результате нарушения его прав и интересов;

суммы денежных средств в части излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей), которые возвращаются или должны быть возвращены предприятию из бюджетов, если такие суммы не были включены в состав валовых расходов;

 

Дополнительное пенсионное обеспечение (пенсионный план) — это порядок управления и размещения накопленных пенсионных добровольных взносов работников предприятия.

суммы денежных средств или стоимость имущества, поступающие предприятию в виде прямых инвестиций или реинвестиций в корпоративные права;

суммы доходов, накапливаемые на пенсионных счетах в пределах механизма дополнительного пенсионного обеспечения;

суммы полученного предприятием эмиссионного дохода; денежные средства, предоставляемые предприятию из Государственного инновационного фонда на возвратной основе: доходы от совместной деятельности на территории Украины без образования юридического лица, дивиденды, полученные предприятием от участия в других предприятиях;

денежные средства и имущество, возвращаемые предприятию — владельцу корпоративных прав после ликвидации эмитента, но не выше номинальной стоимости акций (доли, пая); денежные средства или имущество, поступающие в виде международной технической помощи от иностранных государств в соответствии с международными соглашениями;

стоимость основных фондов, бесплатно полученных предприятием с целью осуществления их эксплуатации.

Величина валового дохода предприятия зависит от количества продаваемых результатов производства (продукции, товаров, работ, услуг) и от цены единицы каждого вида продаваемой продукции. Таким образом, процесс формирования дохода может быть представлен по одному виду продукции формулой:

Д=ЦxQ

где: Д — доход предприятия, грн.;

Ц — цена продажи продукции (товара, работ, услуг), грн.;

Q — количество проданной продукции (товара, работ, услуг), нат. ед. изм.

Данная формула наглядно показывает зависимость дохода предприятия от цены и объема продажи продукции.

. 2.3. Порядок определения скорригированного валового дохода.

По нескольким видам продаваемых результатов хозяйственной деятельности валовой доход можно выразить формулой:

В рыночной экономике цена является фактором, зависящим главным образом от общей конъюнктуры рынка: величины совокупного спроса и предложения товара, сложившихся предпочтений потребителей, их географического положения и т. д. Только в известной степени предприятие может влиять на цену товара изменением его потребительских свойств (качества), однако всегда повышение качества товара, улучшение его потребительских свойств связаны с ростом издержек производства, а поэтому предприятие вынуждено обращаться к поиску экономического оптимума, обеспечивающего рост цены продукции (товара) за счет улучшения его качества, в большей мере, чем за счет роста издержек производства.

Помимо цены определяющим фактором роста дохода предприятия является и объем, продажи продукции.

Доход от продажи продукции (товаров, работ, услуг) — это сумма денежных средств, которая поступила в кассу или на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателям продукцию, проданный товар, выполненные работы, оказанные услуги. Так как оплата за отгруженную продукцию может осуществляться как по оптовым ценам предприятия, так и по другим видам цен (например, розничным), то доход от продажи продукции может не совпадать с объемом проданной продукции, тем более, что часть продукции предприятия может отпускаться на условиях бартера, а также возможна задержка платежей по отгруженной продукции. Хотя в настоящее время в Украине с целью устранения таких негативных явлений, как задержка платежей, нарушение платежной дисциплины введен порядок учета валового дохода предприятия как по поступлению денежных средств за проданную (отгруженную) продукцию, так и по факту отгрузки продукции (товаров), выполнению работ, оказанию услуг.

В предпринимательской практике различают несколько понятий, связанных с процессом продажи.

Продажа товаров — это любые операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на такие товары за компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатному предоставлению товаров.

Не относящиеся к продаже операции по передаче товаров в пределах договоров комиссии, поруки, поручения, хранения (ответственного хранения), доверительного управления, аренды, других гражданско-правовых договоров, которые не предусматривают передачу прав собственности на такие товары другому предприятию (юридическому) или физическому лицу.

Продажа услуг (работ) — это любые операции гражданско-правового характера по предоставлению услуг(результатов работы) или права на пользование или распоряжение товарами, в том числе нематериальными активами, а также по предоставлению любых других, чем товары, объектов собственности за компенсацию, а также операции по бесплатному предоставлению услуг (работ). Продажа услуг (результатов работ) включает, в частности, предоставление права на пользование или распоряжение товарами в пределах договоров аренды, продаж, лицензирование или другие способы передачи права на патент, авторское право, торговый знак, другие объекты права интеллектуальной, в том числе промышленной собственности. Торговля в рассрочку — это хозяйственная операция, которая предусматривает продажу товаров на условиях рассрочки окончательного расчета, на определенный срок и под процент.

Торговля в рассрочку предусматривает передачу товаров в распоряжение покупателям в момент осуществления взноса (задатка) с передачей права собственности на такие товары после окончательного расчета.

Бартер (товарный обмен) — это хозяйственная операция, предусматривающая проведение расчетов за продукцию (товары, работы, услуги) в любой иной форме, нежели денежная, включая любые виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусматривается зачисление денежных средств на счета продавца для компенсации стоимости такой продукции (товаров, работ, услуг).

Своевременное поступление дохода — очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, доход от продажи продукции (товаров, работ, услуг) является основным регулярным источником для предприятия среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается продажей продукции (товаров, работ, услуг) и поступлением дохода, что означает восстановление затраченных на производство и обращение продукции денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота. В-третьих, от поступления дохода зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими предприятия.

Несвоевременное поступление дохода приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибыли предприятия, но и перебои в работе и остановки производства на смежных предприятиях.

На размер дохода от продажи продукции (товаров, работ, услуг) оказывают влияние следующие факторы:

в сфере производства: объем производства, цена и качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др.;

в сфере обращения: ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;

вне сферы деятельности предприятия: нарушения условий договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств и т. д. Валовой доход предприятия

2.4. Направления распределения и использования валового дохода.

Доход, поступающий на расчетный счет предприятия, используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии. Из дохода производятся отчисления налогов в бюджеты, отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции и т. д. Доход от продажи продукции (товаров, работ, услуг), несмотря на внешние признаки (денежная форма, поступления средств за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, регулярность поступления, источник различных платежей предприятия), не является доходом в полном смысле этого слова, так как из него прежде всего необходимо возместить произведенные затраты, выплатить заработную плату. Только оставшаяся часть дохода от продажи продукции (работ, услуг) примет форму чистого дохода предприятия, т. е. прибыли.

В зависимости от целей планирования доход от продажи продукции (работ, услуг) можно планировать на предстоящий год, на квартал, месяц и оперативно. Годовое планирование дохода, так же как и затрат на продаваемую продукцию (оказываемые работы, услуги), в настоящее время затруднено из-за нестабильных экономических условий хозяйствования. Квартальное (месячное) планирование дохода возможно и необходимо для определения прибыли, оперативное — в целях контроля за поступлением фактического дохода на расчетный счет предприятия.

Доход от продажи продукции рассчитывается на основе объема проданной продукции, исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок.

Налог на добавленную стоимость и акцизы, хотя и включены в цену товара, не принадлежат предприятию и как косвенные налоги поступают в государственный бюджет. Также торговые и сбытовые скидки не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим продукцию предприятия-производителя.

Величина дохода от выполненных работ и оказанных услуг зависит от объема работ и услуг и соответствующих расценок и тарифов по каждому направлению предоставляемых работ, услуг.

Денежные поступления, связанные с другими хозяйственными и финансовыми операциями (выбытие основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, продажа валютных ценностей, ценных бумаг и прочие) также включаются в состав валового дохода предприятия, но, как правило, не планируются, так как носят нерегулярный характер.

В современных условиях хозяйствования для планирования валового дохода предприятия применяют понятие налогового периода. Можно выделить:

отчетный (налоговый) период, т. е. период, который начинается 1 января текущего года и заканчивается 31 декабря текущего года;

отчетный (налоговый) квартал.

В действующем налоговом законодательстве валовой доход на предприятии исчисляется нарастающим итогом за отчетный период. Поэтому при планировании валового дохода необходимо учитывать, что в соответствии с порядком налогообложения прибыли предприятия валовой доход формируется не только в момент поступления средств от покупателя (заказчика) на расчетный счет предприятия или в кассу для оплаты продукции (товаров, работ, услуг), но и в момент отгрузки продукции (товаров), а для работ (услуг) в момент фактического предоставления результатов работ (услуг) предприятием.

Так, датой увеличения валового дохода считается дата, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, случившихся ранее:

дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на расчетный счет предприятия или в кассу для оплаты продукции (товаров, работ, услуг), подлежащих продаже, в случае продажи продукции (товаров, работ, услуг) за наличные средства — дата их оприходования в кассу предприятия, а при отсутствии таковой — дата инкассации наличных средств в банковском учреждении, обслуживающем предприятие;

дата отгрузки продукции (товаров), а для работ (услуг) — дата фактического предоставления результатов работ (услуг) предприятием.

В случае осуществления торговли продукцией (валютными ценностями) или работами (услугами) с использованием торговых автоматов или другого подобного оборудования, которое не предусматривает наличия кассового аппарата, датой увеличения валового дохода предприятия считается дата выемки из таких торговых автоматов или подобного оборудования денежной выручки.

В случае когда торговля продукцией (работами, услугами) через торговые автоматы осуществляется с использованием жетонов, карточек или других заменителей гривны, датой увеличения валового дохода считается дата продажи таких жетонов, карточек или других заменителей гривны.

В случае если торговля продукцией (работами, услугами) осуществляется с использованием кредитных или дебетовых карточек, дорожных, коммерческих, персональных или других чеков, датой увеличения валового дохода считается дата оформления соответствующего счета (товарного чека).

Датой увеличения валового дохода в случае осуществления бартерных (товарообменных) операций считается какое-либо из событий, произошедших ранее:

дата отгрузки продукции (товаров), а для работ (услуг) — дата фактического предоставления результатов работ (услуг) предприятием;

дата оприходования продукции (товаров), а для работ (услуг) — дата фактического получения результатов работ (услуг) предприятием.

Датой увеличения валового дохода в случае продажи товаров (работ, услуг) с оплатой за счет бюджетных средств является дата поступления таких средств на расчетный счет предприятия или дата получения соответствующей компенсации в любом другом виде, включая уменьшение задолженности такого предприятия по его обязательствам перед таким бюджетом

Определение даты увеличения валовых доходов.

Датой увеличения валовых доходов кредитора от осуществления кредитно-депозитных операций является дата начисления процентов (комиссионных) в сроки, определенные кредитным (депозитным) договором.

Исходя из этих требований при планировании валового дохода предприятия необходимо учитывать дату увеличения валового дохода.

2.5. Планирование в доходах предприятия.

На планировании валового дохода предприятия базируется все финансовое планирование, так как, зная сумму валового дохода на год, квартал, месяц, декаду, день, предприятие может владеть ситуацией относительно управления своими финансовыми ресурсами.

Так как доход от продажи продукции занимает наибольший удельный вес в составе валового дохода предприятия, остановимся более подробно на моментах его планирования.

Плановый объем дохода от продажи продукции определяется с помощью уравнения товарного баланса по формуле:

Расчет планового дохода от продажи продукции выполняется по оптовым ценам без НДС и акциза.

На практике используют два метода расчета планового размера дохода от продажи продукции: поассортиментный (или прямого счета) и метод укрупненного счета (в целом по предприятию).

Первый метод отличается простотой и точностью расчета, но является достаточно трудоемким для тех предприятий, которые выпускают широкий ассортимент продукции. Суть этого метода состоит в том, что для каждой ассортиментной позиции определяются:

ожидаемые исходные остатки непроданной продукции на начало планируемого периода;

плановые остатки такой продукции на конец планируемого периода;

план выпуска продукции (без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора).

Для расчета планового выпуска продукции исходные данные в финансовый отдел предприятия поступают из планово-экономического отдела, а данные о переходящих остатках непроданной продукции поступают из бухгалтерии или отдела сбыта. Как правило, эта часть расчета планового дохода является наиболее сложной. Расчет планового дохода предприятия от продажи продукции на предприятиях выполняется предварительно, до начала планируемого периода. Естественно, что данные про остатки непроданной продукции на начало и конец планового периода отсутствуют, поэтому необходимо для выполнения расчета руководствоваться ожидаемыми (прогнозируемыми) остатками. Расчет ожидаемых (прогнозируемых) остатков непроданной продукции на начало планируемого периода выполняют на основе фактических остатков на последнюю отчетную дату периода, предшествующего плановому.

План выпуска и продажи продукции планируется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции в плановом периоде.

Планирование остатков непроданной продукции на конец планового периода осуществляется на основе размера норматива плановых запасов готовой продукции на складе предприятия. Финансовые службы должны этот норматив рассчитывать для своего предприятия и постоянно контролировать соответствие фактических запасов готовой продукции на складах этому нормативу.

В современных условиях, когда в Украине наблюдается кризис неплатежей, нарушение платежной дисциплины, возникают ситуации, когда продукция покупателю отгружена, но не оплачена в срок, поэтому на предприятии на конец планового периода могут формироваться остатки продукции отгруженной, но не оплаченной. Но для предприятий, функционирующих на принципах хозяйственной самостоятельности и самоокупаемости, недопустимо наличие на конец планового периода остатка задолженности покупателями за полученную продукцию. Важной задачей финансовых служб предприятия и является улучшение состояния расчетов за поставленную продукцию. Поэтому если предприятие отгружает свою продукцию на условиях предоплаты, то при планировании дохода от продажи продукции, не предусматриваются остатки продукции отгруженной, но не оплаченной покупателями. Если же предприятие, исходя из определенных конъюнктурных условий рынка, отгружает свою продукцию покупателям без предварительной оплаты, тогда необходимо планировать остатки такой продукции на конец планируемого периода, так как объем отгруженной, но не оплаченной продукции может существенно влиять на финансовое состояние предприятия в планируемом периоде.

На многих предприятиях размер дохода от продажи продукции планируется укрупненным методом, в целом по всей продукции, которая производится на данном предприятии.

На основе данных бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату определяются суммы остатков готовой продукции на складе и на ответственном хранении. На основе этих данных и перспектив снижения (или увеличения) этих остатков определяется их величина на начало планируемого периода.

Выполняя данный расчет, следует учесть, что в бухгалтерском учете данные про остатки готовой продукции на складе могут учитываться по производственной себестоимости. Тогда возникает необходимость определения среднего по предприятию коэффициента соотношения между оптовыми ценами за продукцию и ее производственной себестоимостью, так как планирование дохода от продажи продукции (работ, услуг) осуществляется по оптовым ценам. Пример расчета ожидаемых остатков непроданной продукции на начало планируемого периода приведен в табл.

Расчет планового дохода от продажи продукции с использованием поассортиментного метода

Расчет планового дохода от продажи продукции (товаров, работ, услуг) укрупненным методом

Плановые остатки непроданной продукции на конец планового периода определяются как совокупный норматив оборотных средств по готовой продукции на складе предприятия.

Расчет ожидаемых остатков непроданной продукции на начало планового периода

Доходы предприятия от другой деятельности, как правило, не планируются, так как носят разовый характер. Если же предприятие имеет постоянные поступления от определенных видов деятельности, то эти доходы планируются теми же методами, что и доходы от продажи продукции.

 

 

Список литературы

 


<== предыдущая | следующая ==>
субъектов РФ | Утренняя зарядка бывает 2 видов

Date: 2015-07-27; view: 2825; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию