Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативные акты субъектов РФ





 

 

Конституции, уставы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ.

В системе актов субъектов РФ конституции (уставы) субъектов РФ имеют высшую юридическую силу. Они имеют особые способы охраны и защиты, порядок принятия, изменения и отмены действия (подробнее об этом см.: тему 4).

Законы субъектов РФ. Согласно Конституции РФ субъекты РФ имеют свое законодательство (ч.2 ст.5), они принимают законы и иные нормативные правовые акты (ч.2 и 4 ст.76). Эти конституционные положения конкретизируются в конституциях (уставах) и законодательстве субъектов РФ.

В числе законов субъектов РФ выделяются три категории: конституционные законы; кодексы и обыкновенные законы.

Конституционные законы обладают более высокой юридической силой по сравнению с другими законами. Принятие конституционных законов предусматривается конституциями республик Алтай, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Тыва и Хакасия.

Конституционным законом регулируется статус органов государственной власти (Правительства – в Республике Саха (Якутия)), определяется порядок организации и проведения референдума (в Республике Саха (Якутия)). В республиках Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Хакасия конституционным законом вносятся изменения и дополнения в конституции республик, а в Республике Тыва в соответствии с конституционным законом действует Конституционная комиссия.

В сравнении с обыкновенными законами конституционные законы принимаются по усложненной процедуре. Например, в Республике Саха (Якутия) конституционной закон принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа народных депутатов законодательного (представительного) органа.

В республиках Алтай, Северная Осетия-Алания и Хакасия конституционные законы принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов республиканского парламента.

Обыкновенные законы являются наиболее распространенным источником конституционного (уставного) права субъектов РФ. Среди законов этой категории следует выделить "законы о законах". Например, Закон о нормативных правовых актах Республики Башкортостан; Закон о нормативных и иных правовых актах Республики Адыгея; Закон о нормотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края; Закон о правовых актах Свердловской области.

Наряду с этим принимаются законы об официальном несудебном толковании правовых актов. Например, Закон Омской области об официальном толковании областных законов и иных актов Законодательного Собрания; Закон Мурманской области об официальном толковании
законов Мурманской области.

Подробная характеристика законов как источников конституционного (уставного) права дается в научной литературе[47].

Кодексы имеют равную с обыкновенными законами юридическую силу, они принимаются по той же процедуре, что и обыкновенные законы.

В отличие от обыкновенных законов кодекс есть результат кодификации, т.е. создания из нескольких нормативных актов одного акта. Кодексами, как правило, называют наиболее крупные кодифицированные акты. Кодифицированные акты незначительные по объему не получают "статуса" кодекса.

Кодексы принимаются, например, в сфере избирательного законодательства (Избирательный кодекс Свердловской области, Кодекс о выборах Республики Башкортостан, Избирательный кодекс (закон) Тюменской области), в сфере государственной службы (Кодекс государственной службы Сахалинской области, Кодекс областных государственных должностей Иркутской области).

Акты референдума субъекта РФ. Согласно № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" актами референдума субъекта РФ
являются общеобязательные решения, которые не нуждаются в дополнительном утверждении (ст.73).

Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, то законодательный (представительный) орган субъекта РФ, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного акта. Указанный срок не может превышать один год (п.9 ст.73 № 67-ФЗ).

Решение, принятое на референдуме субъекта РФ, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме данного субъекта РФ, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке.

На референдуме субъекта РФ могут утверждаться проекты конституций республик в составе Российской Федерации, проекты законов субъектов РФ, вноситься поправки в действующие конституции или законы субъектов РФ. В случае утверждения решением референдума субъекта РФ проекта нормативного правового акта, регулирующего конституционно (уставно) - правовые отношения, такое решение должно рассматриваться в качестве источника конституционного (уставного) права.

Декларации субъекта РФ в принципе должны рассматриваться в качестве источников конституционного (уставного) права как акты, определяющие общие требования к организации и осуществлению государственной власти в субъекте РФ или к региональной государственной политике. Однако такие декларации в субъектах РФ не издавались.

В начале 90-х годов прошлого века рядом республик в составе Российской Федерации были приняты декларации о суверенитете. Но согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. эти декларации не могут рассматриваться как действующие.

В указанном постановлении Конституционный Суд РФ сформулировал позицию о едином государственном суверенитете России, который исключает суверенитет республик в ее составе (подробнее об этом см. п.7.1 главы 7).

 

Постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ принимаются в соответствии с ч.3 ст.5 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации…" (в ред. № 194-ФЗ).

В форме постановления:

а) принимается регламент законодательного (представительного) органа государственной власти и утверждается внутренний распорядок деятельности этого органа;

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица, дается согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта РФ;

в) назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти;

г) назначается референдум в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;

д) принимается решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа власти), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти принимал участие в соответствии с конституцией (уставом);

е) утверждается соглашение об изменении границ между субъектами РФ;

ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

з) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда;

и) принимаются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральным законом № 184-ФЗ, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти.

Как следует из положения п."а" ч.3 ст.5 № 184-ФЗ регламент законодательного (представительного) органа государственной власти не является самостоятельной формой правового акта, т.к. его принятие оформляется постановлением.

Вместе с тем регламент нередко рассматривается как самостоятельная форма акта (документ), в котором содержатся нормативные положения. Поэтому он непосредственно включается в круг источников конституционного (уставного) права субъектов РФ в качестве особого их вида.

Разделяя данный подход, следует иметь в виду то, что регламент, будучи документальным актом, имеет законодательно установленную форму выражения. В качестве таковой выступает постановление законодательного (представительного) органа государственной власти.

До принятия № 184-ФЗ (в ред. № 194-ФЗ) в некоторых субъектах РФ регламент законодательного органа утверждался законом (Республика Мордовия, Омская Область, Иркутская область, Ивановская область, Хабаровский край). Вместе с тем в большинстве субъектов РФ регламенты принимались в форме постановлений. И такая практика получила законодательное закрепление.

Установленный в № 184-ФЗ перечень полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, которые реализуются путем принятия ими постановлений, не является исчерпывающим. Этот перечень может быть расширен федеральными законами, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Например, в Алтайском крае постановлением утверждены правила депутатской этики, в Московской области в форме постановления принято Положение о порядке реализации права законодательной инициативы в Московской городской Думе жителями Москвы, в Приморском крае постановлением утверждено положение о гербе.

Наряду с этим во многих субъектах РФ принимались постановления об официальном толковании региональных законов. Однако правомерность принятия подобных решений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в форме
постановлений оспаривается многими учеными.

Большинство постановлений о толковании законов субъектов РФ являются актами общего действия, адресованными персонально не
определенному кругу лиц, рассчитанные на многократное применение; они содержат общие правила и конкретизирующие нормативные предписания.

Другими словами, данные постановления имеют нормативный правовой характер. Они, как правило, наделяются той же юридической силой, что и региональные законы. Поэтому акт законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ,
посредством которого осуществляется официальное имеющее силу закона толкование закона субъекта РФ, должен приниматься, подписываться и обнародоваться в том же порядке, что и закон.

Так, Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 ноября 1997 г. № 17-П[48] сформулировал правовую позицию, согласно которой акт законодательного органа об официальном имеющим силу закона толковании (разъяснении) федерального закона должен приниматься, подписываться и обнародоваться в том же порядке, что и федеральный закон.

Указанная позиция Конституционного Суда РФ была воспринята конституционно (уставно)-правовой практикой.

В ряде субъектов РФ, как отмечалось, изданы законы об официальном несудебном толковании законов, в которых предусматривается законодательное оформление актов толкования законов.

Вместе с тем в некоторых субъектах РФ принятие постановлений ограничивается вопросами организационного и распорядительного характера. Так, в Законе Москвы от 14 декабря 2001 г. "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" устанавливается, что постановлениями являются правовые акты организационно-распорядительного характера, принимаемые Московской городской Думой по вопросам ее компетенции и подписываемые Председателем Московской городской Думы.

Акты высших исполнительных органов власти и акты высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов власти) субъектов РФ могут быть связаны с конкретизацией конституционно (уставно)-правового статуса субъекта РФ. В этом случае данные акты должны рассматриваться в качестве источников конституционного (уставного) права.

К числу таких актов относятся, например, Постановление Правительства Москвы "О порядке организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования"; Распоряжение мэра Москвы об утверждении Положения об административном округе и муниципальном округе (районе) в г. Москве; Постановление губернатора Ставропольского края "О мерах по реализации конституционных прав граждан на получение информации о принимаемых
мерах по критическим выступлениям средств массовой информации"; Постановление губернатора Пермской области "О государственном штандарте губернатора области"; Распоряжение губернатора Пермской области "Об утверждении положения о порядке официального воспроизведения, размещения и использования флага Пермской области".

Акты других органов исполнительной власти среди источников конституционного (уставного) права не обнаруживаются. Однако в принципе таковые могут иметь место, если они принимаются во исполнение законов, регулирующих права и свободы человека и гражданина.

 

Date: 2015-07-27; view: 3676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию