Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление образованием, его сущность и функции. Принципы управления педагогическими системами





Образование сегодня определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012).

Согласно статье 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Понятие образование можно рассматривать с позиций ценностей, системы, процесса и результата.

Как ценность, образование представляет собой одну из форм развития человека, общества и всего человечества.

Как система, образование представляет собой «совокупность взаимодействующих компонентов: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».

Как процесс, образование представляет собой специально организованное, взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач.

Как результат, образование можно рассматривать как определенный уровень освоения содержания образования, физического, психического, нравственного и гражданского развития, которого достигает человек на разных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения. Результат образования должен оцениваться как по жестко контролируемым параметрам, так и на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного общества, но с учетом динамики общественных ценностей, идеалов, меняющихся критериев реального материально-духовного прогресса и человека, общества.

Под управлением образованием понимают взаимодействие субъектов управления системой образования в целях обеспечения стабильного режима её функционирования, перевода в новое качественное состояние и выхода в позицию развития.

Отличительной особенностью развития современной системы образования является государственно-общественное управление образованием.

Одним из основных требований, предъявляемых к системам, является качество.

Система образования выступает как глобальный объект оценки качества и включает, в соответствии с ее трактовкой в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, три основных подструктуры:

1) Образовательные программы, отражающие такие аспекты качества как объем и содержание образования, оптимальные сроки получения образования различных видов и ступеней, оптимальные режимы получения образования для разных типологических и возрастных категорий учащихся, возможности вариативности и использования индивидуальных образовательных траекторий при освоении программы, качество нормативного оформления учебной документации (соответствие государственному образовательному стандарту при его наличии, структура, логика и полнота отражения всех компонентов в учебном плане, учебных программах всех дисциплин, соответствующих данной образовательной программе).

Выбор актуальной и эффективной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образовательной организации (учреждения), так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно, оценка качества и сертификация образовательных программ становится широко востребованной функцией общероссийской системы оценки качества образования, которая позволяет включить программы в число основных объектов оценки.

2) Образовательные учреждения и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий. Образовательные учреждения отражают ресурсный аспект (качество материально-технического, научно-методического, кадрового ресурса и финансового потенциала внебюджетной деятельности и иного привлечения внебюджетных средств), организационный аспект (оптимальность штатного расписания, структуры управления и др.), технологический аспект (качество используемых образовательных технологий).

3) Индивидуальные образовательные достижения учащихся, которые представляют собой наиболее значимый объект оценки.

Основным результатом (продуктом) образовательного процесса являются обучащиеся, обладающие определенным набором качеств, поэтому понятие «качество продукции» можно рассматривать как совокупность свойств и мера полезности продукции, обуславливающие ее способность все более полно удовлетворять общественные и личные потребности. Улучшение качества продукции – важное условие повышения эффективности общественного производства.

Понятие «качество» может использоваться как абсолютное, так и относительное понятие.

Предметы, которым дается качественная оценка с точки зрения абсолютного понятия, представляют собой наивысший стандарт, который невозможно превзойти. К качественной продукции относятся совершенные предметы, выполненные без ограничения затрат на них. Большинство учащихся не могут получить его и большинство учреждений не имеют возможности его обеспечить.

Как понятие относительное, качество не является атрибутом продукции или услуги. Оно лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта общественным целям и стандартам. Качественная продукция или услуга должны соответствовать тому, для чего предназначены, и отвечать требованиям потребителя. Другими словами, они должны соответствовать предназначенным целям.

Качество как понятие относительное имеет два аспекта: соответствие стандартам или спецификации и соответствие запросам потребителей.

В монографии «Управление качеством образования» под редакцией М.М.Поташника качество образования представляется как соотношение цели и результата, как мера достижения цели притом, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника [1, с.33].

Отметим два важных момента, содержащихся в данном определении:

– цели (результаты) должны быть заданы только операционально, т.е. заданы так, чтобы всегда можно было сравнить фактически полученный результат с ожидаемым;

– цели (результаты) должны быть спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника, т.е. они должны быть оптимальными, максимально возможными для конкретного учащегося.

В практико-ориентированной монографии Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе» отмечается, что качество образования – это не только результат, но и условие, и процесс [2].

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 представлено следующее определение: качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [3].

Таким образом, к наиболее важным критериям оценки результатов работы образовательного учреждения относятся: критерий качества, выражающийся в соотношении реальных результатов его деятельности с поставленными целями, моделью выпускника, федеральными государственными образовательными стандартами и т.д. (заметим, что успешность применения этого критерия зависит от качества целеполагания: при неясности целей невозможно определить качество работы); критерий экономичности (эффективности), показывающий отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов, и, наконец, критерий мотивации, самочувствия обучающихся в образовательном учреждении.

В связи с вопросом о качестве образования каждое образовательное учреждение призвано решать следующий комплекс задач:

– научиться правильно прогнозировать, проектировать, моделировать те качества (свойства) подготовки обучающихся, которые образовательное учреждение предполагает получить на выходе каждого этапа образовательного процесса, т. е. обеспечить требуемое качество образования, обозначенное в стандартах ФГОС;

– обеспечивать, поддерживать достижение требуемого уровня качества образования, вовремя пресекая нежелательные отклонения от него, т.е. в полной мере проводить предупреждающие мероприятия;

– повышать качество образования, приводя его в соответствие с растущими требованиями внешних заказчиков, т.к. повышение качества образования, появление его новых свойств возможно только через развитие образования (т.е. через инновационный процесс).

– выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие требуемому уровню, обозначенному в образовательных стандартах.

Проведенный анализ существующих подходов к оценке качества образования подтвердил существование обозначенных подструктур и показал, что все выделенные в рамках исследований показатели качества можно свести к трем основным группам:

– показатели, отражающие организацию образовательного процесса: доступность и дифференциацию обучения, стандартизированность и вариативность программ, использование традиционных и инновационных технологий обучения и контроля, внедрение инновационных методов обучения, использование современных средств и методов мониторинга, способность к модификации форм и методов управления процессом;

– показатели, отражающие условия ведения образовательной деятельности: информацию о финансировании образования, его кадровом, информационном, материально-техническом, методическом и другом обеспечении;

– показатели, характеризующие результаты обучения и ожидаемые позитивные изменения в процессе управления качеством обучения.

Решение этих задач детерминировано качеством управления, которое, представляет собой в соответствии с рассмотренными выше определениями совокупность свойств управления, соответствующих современным требованиям управленческой теории и практики, удовлетворяющих потребности субъектов и объектов данного процесса, отражающих запросы общества и государства.

Организация управления педагогическими системами строится на научной основе с учетом сознательного использования законов общественного развития. Под законом управления понимают формирование (выработку решения) и реализацию управляющих воздействий (управлений), выбранных из множества возможных на основании определенной информации, обеспечивающей желаемое движение (функционирование, развитие) объекта к поставленной цели. Управление может осуществляться на основе разных подходов [4, c.171]:

– по субъекту управления: административное (в управлении принимает участи только администрация), демократическое (в управлении принимает участие педагогический коллектив);

– по направленности: на процесс (цель не определена), на результат – целевое управление (желаемый результат в виде цели определен);

– по интегративности (типу): автономное (направленное на отдельные объекты), системное управление (направленное на развитие всей системы);

– по типу реагирования: опережающее (прогнозирование последствий), реактивное (реакция на уже имеющиеся негативные факторы).

На практике возможно комбинирование разных подходов к управлению от административного, несистемного, ориентированного на процесс (нецелевого), реактивного управления до подхода, базирующегося на демократических принципах, системного, целевого, опережающего управления, при котором разработке целей и планов их достижения предшествует системный анализ состояния объекта образования при участии всех участников образовательного процесса. Проблемы образовательного учреждения выделяются не только исходя из требований сегодняшнего дня, но и исходя их долгосрочной и среднесрочной перспективы [4].

Управление есть процесс, а система управления – механизм, который обеспечивает этот процесс.

«Система управления – это совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуются функции управления» [4, c. 121]. Чтобы быть эффективной, она должна быть целенаправленной и организованной.

Система в процессе своего функционирования разделяется на управляющую и управляемую подсистемы. Действительно, если в системах не может быть бесцельных процессов, то, очевидно, что если есть цель деятельности, должно быть управление достижением этой цели и сама деятельность по ее достижению.

Таким образом, налицо разделение функций управляющей и управляемой подсистем. Подобное разделение объективно необходимо: оно вызвано усложнением процессов деятельности в образовании, постоянным ростом общественного характера деятельности, увеличением взаимосвязей различных процессов, необходимостью согласования целей и усилий индивидуумов, коллективов, управления их совместной деятельностью.

Таким образом, с одной стороны любая образовательная организация как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутриорганизационного управления, основными функциями которого являются: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль (педагогический мониторинг), регулирование и корригирование. Субъектами управления в образовательном учреждении выступают руководители всех уровней управления, педагоги, учащиеся, родители и другие возможные субъекты учебно-воспитательного процесса. Все обозначенные выше функции относятся к менеджменту качества в образовании.

С другой стороны в связи с введением новых образовательных стандартов ФГОС произошел перенос акцента с содержания образования на ожидаемые результаты образования, т.е. впервые при планировании образовательного процесса мы стали ориентироваться на результаты обучения и компетенции (выходные параметры образовательной программы). Работа с компетенциями как новой «основой» проектирования содержания образовательной программы позволяет разработать более точную и диагностически выверенную систему измерителей уровня компетентности обучающегося на всех этапах его подготовки.

Таким образом, задача проектирования и разработки системы управления качеством образования подразделяется на две подзадачи: создание системы управления качеством образовательного учреждения в целом и его структурных подразделений в частности и создание системы качества оценивания результатов обучения. Рассмотрим инструменты, использование которых способствует созданию и развитию системы управления качеством образовательного учреждения и его структурных подразделений.

Date: 2015-07-27; view: 2739; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию