Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обсуждение взглядов Юнга





Юнг не разработал систематическую теорию депрессии, но во всех его трудах присутствуют идеи, посвященные этому вопросу. Цель первой части этой главы заключается в том, чтобы систематизировать и оценить эти идеи.

Юнг объяснял депрессию с. точки зрения концепций, вытекающих из его теории либидо, которая объясняет распределение психической энергии. Эго-сознание в нормальном состоянии имеет достаточную энергетическую подпитку. Когда при воздействии определенных факторов значительная часть этого энергетического запаса поступает в бессознательное, эго-сознание начинает истощаться. Депрессия — это собственное переживание эго при недостатке энергии. Юнг писал:

Бессознательное очень просто набирает недостижимую высоту; оно обладает такой привлекательной силой, что может сделать недостоверным все содержание сознания, — иными словами, оно может вытеснить либидо из мира сознания, тем самым создав «депрессию», abaissement du niveau mental.... Но, принимая во внимание это обстоятельство, мы должны в соответствии с законом сохранения энергии ожидать накопления ценности — т.е. либидо — в бессознательном. Юнг понимал динамику депрессии, исходя из концепций компенсации и интроверсии. Компенсация относится к свойственной психике саморегуляции. В единицу времени в сознании может сохраняться очень ограниченное содержание; все остальное исключается как постороннее. В результате сознательная ориентация становится односторонней. Исключенное из сознания содержание создает бессознательный контрапункт, который часто оказыва-


170 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

ется необходимым для соответствующей адаптации, чтобы сбалансировать или дополнить ориентацию сознания.

Процесс интроверсии позволяет привнести в сознание содержание, которое может компенсировать одностороннюю точку зрения эго. При интроверсии либидо оно отделяется от мира объектов и начинает возбуждать бессознательное. Это перетекание энергии истощает эго и приводит К переживанию депрессии. При интеграции содержания бессознательного эго вбирает в себя энергию, наполненную символическим содержанием, и этот процесс напоминает возвращение направленного внутрь либидо. Так происходит облегчение депрессии.

Юнг видел связь между депрессией и трансформацией и был крайне заинтересован в том, чтобы приложить свою концепцию депрессии к изучению этой связи. Он считал, что бессознательное обладает творческим потенциалом, то есть создает такое содержание, целью которого является развитие личности. Потребность в осознании этих аспектов может лишать эго энергетической подпитки и вызывать депрессию. В таком случае депрессию следует рассматривать не как патологическую реакцию, а только как естественное следствие внутренней потребности в трансформации. Иными словами, пребывание в депрессии совершенно не обязательно является признаком невроза.

В состоянии трансформирующей депрессии либидо притягивается неким содержанием психики, которое обязательно следует осознать для дальнейшего развития инди-видуационного процесса. Такая форма депрессии является целенаправленной. В своем развитии человеку требуется достичь определенной цели, и для этого ему нужен элемент бессознательного; депрессия является средством достижения такого результата. Для восстановления потерянной энергии человеку следует заглянуть в свое бессознательное и найти там нечто такое, что привлекло бы необходимую энергию. Эта притягательная сила появляется в виде фантазий или образов. Если человек сможет вызвать и интегрировать образы, которые привлекают и удерживают либи-


ДЕПРЕССИЯ 177

до, энергия вновь будет достигать его эго-сознания. Хар-динг связывает этот паттерн с «творческой депрессией»2.

Миф о герое, который спускался в подземный мир в поисках сокровища, — это символическое описание вступления в бессознательное. Здесь герой символизирует либидо. Когда он входит в иной мир, нам открывается образ депрессии в понимании Юнга; у эго истощается энергия, которая перетекает в другой мир. Согласно Юнгу, нисхождение героя представляет собой символ процесса инт-роверсии. Вступление в подземный мир для сражения с чудовищами является психологическим эквивалентом попадания эго в круговорот бессознательных течений, связанных с комплексом или архетипом. Сталкиваясь с этими сложностями, герой изменяется, он «умирает». Точно так же и эго переживает смерть, которая предшествует возрождению.

Например, эго может содержать некое определенное отношение к себе и миру. В частности, такое: «Все стараются меня использовать, потому что я невинный и добрый». Вследствие интроверсии эго сталкивается с компенсаторной установкой, например такой: «Я буду использовать других». Тогда происходит видоизменение параноидного видения мира; в результате появления новой установки и ее следствий происходит изменение эго. С появлением такой новой структуры возрождается эго и происходит новое сотворение мира. Человек иначе ощущает себя и других и устанавливает иные отношения.

Процесс интроверсии сопровождается депрессией по двум причинам. Во-первых, потому, что по мере поступления энергии в бессознательное эго начинает истощаться. Во-вторых, все изменения включают в себя компоненты перманентных потерь, которые, как правило, символизируются смертью и сопровождаются депрессией. Поскольку депрессия представляет собой естественное явление, то другая часть процесса трансформации, выход из депрессии, переживается как возрождение. Возвращаясь в мир людей, герой приносит с собой сокровища. С психологической точки зрения это означает восстановле-


Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

ние эго после его встречи с бессознательным, и тогда депрессия рассеивается.

Если человек путает символическое переживание смерти с физической смертью, возникает сопротивление депрессии и присущей ей цели трансформации.

Например, один анализируемый проходит через важное переживание изменений, суть которых заключается в необходимости удаления ипохондрических и параноидных проекций на свою мать и жену. Он стал интересоваться наличием канцерогенов в питьевой воде и бояться внезапной смерти от рук бандитов. Когда долго не прекращался кашель, у него развилась навязчивая фантазия, что он болеет смертельным раком легких. Этот симптом стал таким мощным и оказывал такое сильное влияние, что даже жена пациента, врач по профессии, поверила в то, что ему осталось жить не более нескольких месяцев. Только после анализа ассоциативного материала к его сновидениям нам удалось связать его страх смерти со страхом психологических изменений, что позволило ему осознать их символический смысл.

Для подавляющего большинства людей депрессия, сопровождающая потерю прежней адаптации, является временной. Кто-то побеждает свой страх перед изменениями и адаптируется к жизни. Другие страдают депрессивными расстройствами, у них появляются серьезные симптомы, предваряющие изменения или потерю. Для таких людей депрессия не является временной.

Юнг стремился объяснить депрессивные расстройства с точки зрения своей теории истощения эго, применяя свои концепции к простой депрессии, которую он называл психогенической.

Если установка эго-сознания оказывается чересчур односторонней и не может измениться в результате нормальной компенсации, у человека развивается невроз, и тогда информация, которая могла бы компенсировать сознательную установку, находит свое выражение в симптомах. Депрессивное расстройство — это попытка психики


ДЕПРЕССИЯ

переориентировать личность к интровертированному переживанию. Патологическая депрессия — это вынужденная форма интроверсии.

В работе Символы трансформации Юнг дает оценку патологической депрессии в ее связи с вынужденной инт-роверсией:

Расставание с юношескими грезами включает в себя прощание с золотым волшебством Природы, и тогда будущее представляется безнадежным и пустым. Но отнимает у Природы ее очарование, а у жизни — ее радость привычка глядеть назад, на то, что было привычно видеть снаружи, вместо того, чтобы заглянуть внутрь, в глубины депрессивного состояния. Такой взгляд назад приводит к агрессии, и это всего лишь первый шаг на пути. Регрессия также оказывается вынужденной инт-роверсией в той мере, в какой прошлое является объектом памяти, а потому — физическим содержанием и эндопсихическим фактором. Рецидив прошлого вызывает депрессию в настоящем. Таким образом, к депрессии следует относиться как к бессознательной компенсации, содержание которой необходимо довести до сознания при условии его максимальной эффективности. Это можно сделать лишь через сознательную регрессию и сопровождающую ее склонность к депрессии и интеграцию активизированных в сознании воспоминаний, — которая, собственно, и является главной целью депрессии3.

Короче говоря, Юнг рассматривал депрессивные расстройства как вынужденную интроверсию, обладающую компенсаторными функциями. Вследствие этого происходит истощение энергии эго. В соответствии с законом сохранения, перетекание либидо из сознания приводит к накоплению энергии в бессознательном.

В процессе терапии состояния расстройства излечиваются при устранении дисбаланса психической энергии, а не в поисках причины депрессии во внешней жизни. Поскольку либидо проявляется в воображаемых символических образах, этот дисбаланс, может быть устранен при по-


18C

Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

ступлении этих образов из бессознательного в сознание и последующей их интеграции. Юнг писал:

Причинное объяснение этого состояния обычно устраивает только внешнего наблюдателя... В интенсивности эмоционального расстройства как такового содержится ценность, энергия, которую ему следовало бы иметь в своем распоряжении, чтобы восстановить состояние сниженной адаптации... Таким образом, чтобы совладать с энергией, находящейся в несоответствующем месте, человеку следует настолько осознавать настроение в котором он пребывает, насколько это вообще возможно, погружаясь в него полностью, без остатка, и записывая все свои фантазии и прочие ассоциации, которые у него возникают4.

Юнг предлагал ряд методов лечения депрессии, которые были основаны на его клиническом опыте. Например, он был против того, чтобы терапевт занимал поддерживающую позицию. Обсуждая случай с пациенткой, которая впадала в глубокую депрессию всякий раз, когда наставала пора его отпуска, он отмечал, что, пожертвовав собой ради пациентки, он только введет ее в более глубокую депрессию. По его мнению, она всегда выживала в его отсутствие, так как в ней происходило нечто, облегчавшее ее депрессию5.

Кроме того, он предостерегал терапевтов от попыток говорить с депрессивными пациентами об их негативных чувствах и идеях.

Эти негативные чувства настолько подвержены самовнушению, что они принимают их безоговорочно. Интеллектуально они могут их отлично понять и признать их ложность, но все равно эти чувства упорствуют. Они не могут быть побеждены интеллектуально, ибо не имеют под собой интеллектуальной и рациональной основы6.


ДЕПРЕССИЯ

ВЫВОДЫ

Юнг считал, что депрессия сопутствует нормальному развитию личности и вовсе не обязательно является патологической. Такая точка зрения позволила ему оценить связь, существующую между нормальной депрессией и процессом трансформации. В таких случаях депрессия является целенаправленной.

Кроме того, с помощью юнговской теории истощения эго можно объяснить множество характерных симптомов депрессивных расстройств. Например, символическая ассоциация между деньгами и либидо может объяснить тот факт, что депрессивные личности, как правило, страдают от ощущения разорения, вне зависимости от их материального положения. Ощущение беспомощности и безнадежности также легко ассоциируется с потерей энергии, характерной для истощенного эго.

Терапевтический подход Юнга вытекает и теоретически согласуется с его идеями о способе функционирования личности и развитии патологии. Отсюда вытекает важная роль бессознательного в этиологии и лечении депрессии. По его мнению, выход из депрессии должен состояться благодаря пониманию ее бессознательного смысла. Подход Юнга указывает на необходимость регрессии и многозначность понимания неразрешенных инфантильных конфликтов. Многие технические подходы Юнга, в особенности, вытекающие из клинического опыта, согласуются с результатами современных исследований. Кроме того, Юнг развил творческий подход, связанный с процессом трансформации, для оказания помощи людям, страдающими депрессией.

Поскольку Юнга в первую очередь интересовали трансформирующие депрессии, он не исследовал полностью клинические приложения своей концепции. Во второй части настоящей главы идеи Юнга будут развиты и переформулированы в свете последних исследований депрессивных расстройств. Все аспекты сосредоточены вокруг одной, центральной темы — архетипической идеи возрождения — через подчинение*.


Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

Date: 2015-07-27; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.069 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию