Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гомоэротическая тревожность





В предыдущем разделе мы обсуждали «эффект кастрации», проявляющийся у женщины, выросшей в окружении, где переоценивались традиционные мужские качества, недооценивались женские и существовало их резкое различие в социально-половой роли. Далее будут описаны возможные последствия воздействия такого окружения на мужчину.

За многолетнюю клиническую практику я встречал достаточно мужчин, страдающих тревожностью, которую я называю гомоэротической. Это не гомосексуалисты. Гомосексуалистами считаются мужчины, предпочитающие устанавливать романтические и сексуальные отношения исключительно с мужчинами. Даже если они ведут гетеросексуальную жизнь, они полностью отдают себе отчет, что испытывают влечение преимущественно к мужчинам. В противоположность гомосексуалистам, мужчины, испытывающие гомоэротическую тревожность, получают удовольствие от сексуальных отношений с женщинами, никогда пли очень редко вступают в сексуальный контакт с мужчинами, но вместе с тем чувствуют тревогу, связанную со своей гомосексуальностью.

Традиционное юнгианское отношение к вопросу мужской гомосексуальности заключается в том, что нормальные архетипические отношения в семье искажаются вследствие преобладающего влияния женщины. Если такое влияние приводит к патологической зависимости от женщины, то можно говорить о развивающейся идентификации эго и анимы. Тоска по мужскому руководству приводит к гиперкомпенсации, и юноша начинает общаться исключительно с мужчинами, стараясь усилить мужское начало, когда реальный перевес находится на стороне женского начала. Тогда, по своей сути, гомосексуальность представляет собой компенсаторную попытку преодоления матриархальной психологии, в которой бессознательно господствует Великая Мать. Эту точку зрения подкрепляет то обстоятельство, что попытки преодолеть верхо-


Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

венство женского начала существуют лишь в мужских сообществах, возникших в условиях матриархата.

При объяснении некоторых форм проявления гомосексуальности, паттерн, характеризующийся наличием слабого, немаскулинного отца и слишком интенсивными отношениями «мать-сын», не имеет отношения к гомоэ-ротической тревожности. Выводы, сделанные из анализа большого объема клинического материала, полученного при обследовании пациентов мужского пола, говорят о том, что гомоэротическая тревожность возникает в результате односторонней идентификации с ограниченной мужской установкой и соответствующего отрицания женской. Все такие мужчины выросли в окружении, в котором женщины были очень слабыми, зависимыми, заботливыми, прислуживали властным, физически сильным, жестким мужчинам, лишенным чувств, творческих способностей и спонтанности. У пациентов возникала сильная идентификация с таким ограниченным образом мужского начала. Однако, дело заключается вовсе не во внутренней женственности пли сексуальности, присущей противоположному полу. Скорее здесь идет речь об искажении нормальных архетипических семейных отношений, чем о проявлении гомосексуальности.

Весьма симптоматично, что гомоэротическая тревожность вторгается в сознательную жизнь этих мужчин в виде навязчивых повторений. Как правило, у них возникает навязчивое желание смотреть на гениталии других мужчин, чтобы сравнить величину своего пениса с величиной пениса других мужчин. Так, например, один из моих пациентов отказывался ходить в гимнастический зал, так как боялся, что не сможет удержаться от того, чтобы не рассматривать в раздевалке пенисы других мужчин.

Все эти мужчины боялись проявлять нежность к другим мужчинам, видя в ней признак своей гомосексуальности, и защищались от этих страхов параноидными мыслями о том, что другие мужчины пытаются их соблазнить. Совершенно естественно, что эти страхи и мысли переносятся на отношения с мужчинами-психоаналитиками.


КОНФЛИКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С МУЖСКОЙ...

Двадцатипятилетний пациент, которого я буду называть Сэм, испытывал иррациональный страх, что на улице на него нападут незнакомые люди. На сессии он враждебно реагировал на ряд моих интервенций, которые я считал полезными и корректными. Когда я указал на его гнев, Сэм ответил, что считает мои интерпретации продиктованными моим враждебным отношением к нему и потому не хочет, чтобы они оказывали на него какое-то влияние. Вскоре он увидел во сне черного человека, который всаживал ему в спину кинжал. Я высказал предположение, что он, очевидно, опасался нападения и агрессивного проникновения сзади И поэтому видел в моих интервенциях не помощь, а некую форму гомосексуального насилия.

Сэм неохотно признал, что после моих объяснений он испытывал по отношению ко мне теплые чувства и благодарность. Но вместе с тем он расстроился, когда я наклонился вперед, давая свои комментарии. Его чувства и мои движения подпитывали его гомоэротический комплекс. Свои теплые чувства Сэм считал гомосексуальной реакцией. Мой наклон вперед он превратно истолковал как приглашение к более тесному, интимному физическому контакту. От этих эротических ощущений и фантазий он защищался гневом.

Параноидная защита Сэма всегда держала его наготове, не позволяя раскрывать свои секреты. На одной сессии он в смущении рассказал о фантазии, возникшей у него накануне вечером, когда он услышал звук открывающейся двери лифта на своем этаже в доме, где он жил. Сэм вообразил, что это я прокрался к его двери, намереваясь его подслушать и подкараулить, чтобы застать за каким-то запрещенным занятием. Тогда он тихо подкрался и открыл дверь, дабы уличить меня в слежке. Когда я прокомментировал, что содержание его фантазии имело отношение к раскрытию какой-то запрещенной деятельности, он сразу связал его с проявлением гомоэротических чувств.

Гневные мысли о женщинах также усиливают тревожность этих мужчин, связанную с возможностью их го-


Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

мосексуальности. В их представлении обесценивание женщин означает ненависть к женщинам вообще, что, как они считают, доказывает существующее у них истинное желание находиться исключительно в мужском обществе. Например, Сэм относился к своему предыдущему аналитику-женщине с тем сдержанным пренебрежением, которое он испытывал по отношению к унижаемым им в прошлом женщинам. По словам Сэма, аналитик приходила в бешенство от такого его поведения, которое ее унижало, и насмехалась над его мужественностью, уверяя, что в действительности его поведение свидетельствует о защите от гомосексуального влечения. Ее мстительная агрессия привела Сэма в ужас и вызвала его гомоэротическую тревожность, которая появилась не только из-за раздраженных реплик аналитика по поводу его страха гомосексуальности, но и потому, что страх перед ней Сэма для него означал, что он не имеет над женщинами такой власти, какую имел его авторитарный отец, и поэтому он должен быть гомосексуалистом.

Я попытаюсь объяснить замеченную мной связь между жесткой мужской социально-половой ролью, обесцениванием женственности и гомоэротической тревожностью.

Юнг полагал, что основная мотивация психики заключается в стремлении к целостности и соединению противоположностей. Одним из проявлений этого стремления является потребность в соединении мужских и женских элементов личности18. Юнг считал, что мужчина может реально достичь символической цели такого соединения только в случае, если все характерные элементы, существующие в бессознательном потенциале анимы, будут интегрированы с эго. Но как это возможно, если все, что ассоциируется с женским началом, было обесценено и отвергнуто вследствие жесткого и одностороннего взгляда на мужское начало?

До этого момента в своем обсуждении я рассматривал аниму в качестве символа существующего в мужчине неразвившегося потенциала, сохраняющего все аспек-


КОНФЛИКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С МУЖСКОЙ... 169

ты целостной личности, которую мужчина не может признать или развивать вследствие ограничений, налагаемых на него социально-половой идентичностью. Но в качестве архетипа анима представляет собой гораздо больше, чем просто структуру, сохраняющую неразвившееся содержание. Она несет в себе телеологически ориентированную динамику, что означает наличие у анимы инстинктивной цели. Юнг идет еще дальше, советуя признать аниму автономной личностью, обладающей своей собственной волей19.

Если мы предположим, что цель анимы заключается в сохранении стремления психики к целостности, то следует ожидать, что все связанные с анимой неразвивши-еся качества будут стремиться к соединению с мужским эго-сознанием. В идеале человеку следует хотеть, чтобы эта целостность стала интрапсихическим феноменом, переживанием, в котором мужское эго приходит к осознанию всех символизируемых анимой качеств, вбирает их в себя и развивает их.

Так или иначе, если ограничения, навязанные жесткой социально-половой идентификацией, фрустрируют стремление анимы к достижению единения, вполне вероятно, анима может найти удовлетворение своих потребностей в соединении с маскулинностью где угодно, не исключая возможной привлекательности для нее другого мужчины.

Поскольку констеллированным комплексам и архетипам свойственны особые телесные и чувственные ощущения, человек должен переживать и физическое, и психологическое притяжение. Психологически наивный человек воспринимает только само взаимодействие мужчина-мужчина, но в действительности психологическая динамика будет опосредована внутренней фемининностью и внешней маскулинностью - телеологическим стремлением к целостности, символизируемым единением мужского и женского начала.

Я проиллюстрирую это на примере. На третий год терапии Сэму приснился сон, в котором появился по-


170 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

луузнаваемый образ молодой женщины, отвергаемой Сэмом в предыдущих снах, которая проявляла заинтересованность в другом мужчине. Сэм проснулся, полный тревоги в отношении своей гомосексуальности.

На следующей терапевтической сессии Сэм сказал, что другой мужчина в сновидении был его другом, по отношению к которому у него появились эротические чувства. Сэм отметил изнеженность этого мужчины, означавшую, что Сэм был уязвим, открыт в своих чувствах и с уважением относился к своей подруге. Затем Сэм вызвал в активном воображении этот женский образ из своего сна, и вместо того, чтобы его отвергать, как это происходило в сновидении, вступил с ним в контакт. Между ними возник диалог, суть которого заключалась в том, что женщина сказала Сэму, что им обоим нужно расти, а они могут это сделать, только сохранив между собой отношения. Если Сэм отказывается с ней сблизиться, тогда она найдет другого мужчину, поскольку ей необходимо развиваться.

Спокойно поразмышляв над тем, что узнал, Сэм понял, что влечение к своему другу было вовсе не его, а ее. По сути дела, Сэм просто идентифицировался с аффектом, который существовал в общем физиологическом и психологическом доме, который он делил со своей ани-мой.

Спустя некоторое время у Сэма возникло некое фантастическое видение, в котором у него возникло переживание несущегося вихрем, кружащегося сгустка энергии, которая, — он это точно знал, — представляла из себя сущность женственности. Эта энергия наполнила его такой глубокой и опустошающей болью, что он отчаялся когда-нибудь ее исчерпать. Она стала неотъемлемой частью его бытия. Другой вихрь энергии последовал за первым, целиком заполняя Сэма. Сэм знал, что в нем заключена сущность мужского начала. Затем пришло интуитивное осознание, что движущей силой его гомоэротических страхов является потребность в том, чтобы женское начало было наполнено и дополнено мужским, и эта потребность ранее игнорировалась односторонней идентифика-


КОНФЛИКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С МУЖСКОЙ... 171

дней с ограниченной и жесткой маскулинной точкой зрения, обесценивающей фемининность.

Нуминозное переживание являлось проекцией того, что Юнг называл божественным syzygy (расположение планет, при котором Солнце, Луна и Земля находятся на одной линии), то есть тенденцией к совместному существованию мужских и женских образов20. Оно давало исцеляющий эффект и привело Сэма к успешным попыткам изменить свою установку к женщинам в межличностных отношениях, а также в отношениях со своей внутренней женщиной. Шаг за шагом, вместе с ослаблением жесткой социально-половой идентичности и дифференциацией и интеграцией с анимой Сэм ощутил снижение своей гомоэ-ротической тревожности.


172 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

1 Т. Parsons and R.F.Bales, Family, Socialization, and Interaction

Process. 2 J. Money and A.A. Ehrhardt, «Prenatal Hormonal Exposure: Possible Effects on Behavior in Man.»

3 M. Mead, Male and Female, pp.114-115.

4 E.M. Hethetington, M. Cox and R. Cox, «Family Interaction

and the Social, Emotional and Cognitive Development of Children Following Divorce.»

5 W.C. Bronson, «Dimensions of Ego and Infantile Identifica-

tion,» pp..532-545; P.S. Sears, «Child Rearing Factors Related to Playing of Sex-Typed Roles,» p.431; E.M. Hethering-ton, «A Developmental Study of the Effects of Sex of the Dominant Parent on Sex-Role Preference, Identification, and Imitation in Children,» pp. 188-194. 6 A. Bandura and R.H. Walters, Adolescent Aggression: A Study oj the Influence of Child-Rearing Practices and Family Interrelationships.

7 U. Bronfenbrenner, «The Study of Identification Through Interpersonal Perception.»

9 H.B. Biller, Paternal Deprivation.

10 W.A. Barry, «Marriage Research and Conflict: An Integrative Review,» pp. 41-55.

11 E.M. Hetherington, M. Cox and R. Cox, «Family Interac-

tion and the Social, Emotional and Cognitive Development of Children Following Divorce.»

12 H.B. Biller, Paternal. Deprivation; H.B.Biller and D.L. Meredith, Father Power.

13 M.D.Gail, «The Relationship Between Masculinity-Femininity and Manifest Anxiety,» pp. 294-395; T.C.Hartford, C.H.Willis and H.L. Deaber, «Personality Correlates of Masculinity-Femininity,» pp.881-884; PH. Mussen, «Some Antecedents and Consequents of Masculine Sex-Typing in Adolescent Boys,» p. 506; PH. Mussen, «Long-Term Consequents of Masculinity of Interests in Adolescence,» pp.435-440/

14 E.E. Maccoby, «Sex Differences in Intellectual Functioning.»

15 Symbols of Transformation, CW 5, pars. 539-540, 548.

16 M. Eliade, Rites and Symbols of Initiation.


КОНФЛИКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С МУЖСКОЙ... 173

17 «The Omni-Available Woman and Lesbian Sex: Two Fanta-

sy Themes and Their Relationship to the Male Developmental Experience.»

18 See «The Psychology of the Transference,» The Practice oj

Psychotherapy, CW 16, esp.pars. 410-449 and figure 2, p.213.

19 «The Relations Between the Ego and the Unconscious,»

Two Essays on Analytical Psychology, CW 7, pars. 296-340. 20 «The Syzygy: Anima and Animus,» Aion, CW 9ii.


ДЕПРЕССИЯ

Депрессия может быть как нормальной, так и патологической. Нормальная депрессия — это естественная реакция личности, уместная в определенных обстоятельствах и проходящая со временем. Так же, как и тревожность, при определенных условиях депрессия может превратиться в психическое расстройство с присущими ему специфическими механизмами и определенной динамикой. Таким образом, к депрессии существует предрасположенность, и в этом состоит одно из главных различий между нормальной депрессией и разнообразными расстройствами. Одно и то же событие может по-разному вводить людей в депрессию. При нормальной депрессии такое настроение проходит, при патологической — к нему проявляется определенная предрасположенность.

Для упрощения обсуждения патологической депрессии делают различие между простой депрессией и меланхолической.

Людям, страдающим простой депрессией, не нравится их подавленное настроение, они чувствуют его неадекватным своей жизненной ситуации и стараются с ним бороться. Для настроения в целом характерно ощущение слабости, потеря мотивации, пессимизм и одиночество. У человека появляется негативный взгляд на мир, на самого себя и на свое будущее.

Для меланхолической депрессии характерно пронзительное и переполняющее человека чувство самообвинения, безнадежности и самоуничижения. Такие люди страдают расстройствами процесса мышления, психомоторными задержками и соматическими дисфункциями. Их мысли мрачны и болезненны. Мысли о вине и грехе вызывают


ДЕПРЕССИЯ 175.

желание наказания. В таких случаях существует реальная угроза самоубийства.

Date: 2015-07-27; view: 438; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию