Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная часть





Рели́гия — «религия» (от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение и др.) - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину); в толковом словаре религия трактуется как одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения; организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

Религиозная вера – стойкое внутренне убеждение в существовании, необходимости, присутствии сверхчеловеческого авторитета, божества, Бога, основанное на интуитивном и логическом постижении, а также эмоциональном чувстве.

Исторически существовавшие и существующие в настоящее время религии можно разделить на:

– монотеистические (греч. «монос» - один, «теос» - Бог) – верования в единого Бога;

– политеистические (греч. «поли» - много) – культы многих божеств, многобожие.

Имеются и другие деления религий. Например, на языческие и теистические, мировые и национальные. Теистические религии (христианство, ислам, иудаизм) основаны на библейском понимании Единого Бога как Творца Мира «из ничего». Языческие религии особенные у каждого народа («языка»). В большинстве языческих культур считается, что ту или иную форму языческой религии может исповедовать исключительно человек из определенного народа. Например, последователем индуизма может быть только индус, синтоизма – японец и др.

Люди изначально исповедовали единобожие, но потом вера в Единого Бога-Творца была утеряна, и стали поклоняться различным явлениям и силам природы – возникло многобожие. С возникновением Христианской Церкви, а потом мусульманства многобожие стало отступать.

Христианство, мусульманство, буддизм, которые может исповедовать любой человек вне зависимости от его национального происхождения и, последователи которых, составляют большинство на земле, называют мировыми религиями.

Национальные религии – это религии, тесно связанные с конкретной нацией, этнической общностью, имеющие особое значение в ее истории и культуре.

Конфессия - (лат. confessio — исповедание) или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

Религиозный культ рассматривается как система ритуалов, обрядов, священнодействий, призванных практически устанавливать и поддерживать эту связь человека, общества с “высшим”, божеством.

Деструктивные религиозные объединения и культы определяются как особо авторитарные, иерархически жестко выстроенные организации, часто использующие различные прикрытия: религиозные, политико-религиозные, психотерапевтические, оздоровительные, образовательные, научно-познавательные, культурологические и др. Они применяют обманную вербовку, прибегают к использованию контроля сознания членов секты, психологическому давлению, запугиванию и иным незаконным формам удержания членов в организации. Ориентируют членов организации и всю ее деятельность на отрицание существующих религиозных и культурных ценностей и агрессию в отношении традиционного образа жизни людей.

Тоталитарные секты – это религиозные объединения, руководство которых использует жесткие способы контроля над сознанием и поведением своих членов, стремится к тотальному (полному) контролю (“Церковь Саентологии”, “Церковь Объединения” С. Муна и др.).

Изуверские секты – это деструктивные религиозные объединения, чье вероучение или практика дают основания говорить об изуверских, то есть особо жестоких, антигуманных поступках в отношении других людей или своих членов (секты сатанистов).

Псевдохристиа́нские религио́зные организа́ции — термин для обозначения религиозных организаций, принимающих отдельные положения христианства и христианского вероучения, который используется традиционными христианскими церквями для характеристики новых религиозных движений как искажающих суть христианства либо религиозными философами и новыми религиозными движениями для характеристики традиционных церквей как отступивших от сути христианства.

Согласно Толковому словарю В. Даля, секта - братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь.

В Словаре иностранных слов под редакцией Ф.Н.Петрова этот термин разъясняется так: "Секта - религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви; замкнутая группа, чуждающаяся широких масс".

В выпущенной в 1997 году книге Н.В. Кривельской "Религиозная безопасность России: термины и определения" приведено следующее определение: "Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им".

Автор справочника "Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера" (1997 г.) дает нейтральное и отнюдь не уничижительное определение этому понятию: "Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им".

Словарь иностранных слов под редакцией А.Г. Спиркина, определяет культ (от латинского cultus почитание) как один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы.

По словарю русского языка С.И.Ожегова, культ - это: религиозное служение божеству и связанные с этим обряды; преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь, почитание.

В настоящее время термин «секта» имеет более 100 альтернативных наименований (В.А. Мартинович), передающих его различные смысловые оттенки. Например: «возникающая религия», «движение возрождения», «инновативное религиозное движение», «квазирелигия», «культовое движение», «молодежная религия», «нео-новая религия», «народный культ», «периферийная религия», «пост традиционная религия», «психокульт», «религия кризиса», «светский культ», «спонтанный культ», «тоталитарный культ», «хрупкая хилиастическая религия», «централизованный культ», «деструктивный культ» или, например, интересный, специфически белорусский термин, не имеющий аналогов нигде в мировом сектоведении: «неокульт» и т. д.

Культ – от латинского “cultus” - “почитать”, “поклоняться”. Психологи пытались определить культ как группу людей, которая способна изменить чье-либо поведение и психологическую точку зрения на жизнь. Социологи определили культ как группу, которая не соответствует нормам данного общества. Мы определим культ как группу людей, убеждения которых основаны на представлении о превосходстве определенного лидера, что неизбежно влечет за собой отрицание центральных доктрин христианства, как они изложены в Библии.

Деструктивное религиозное объединение (деструктив­ный культ, тоталитарная секта) — это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидатель­ным традициям и нормам, сложившимся социальным струк­турам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологичес­кое насилие, выражающееся в целенаправленном установ­лении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руко­водством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестес­твенной и противозаконной зависимости и покорности до­ктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адеп­тов к незаконному обогащению и незаконной власти.

Традиция – (от лат. – «передача») – согласно словарям русского языка – «порядок, обычай, правила поведения, переходящие из поколения в поколение».

Традиция религии складывается веками. Определенное мировоззрение, вера исторически объединяет людей в течение ряда поколений, формируют обычаи, нормы общения, быт, государственность, придает каждой исторической цивилизации ее неповторимое лицо.

Если традиционные религии тесно связаны с обычаями, укладом жизни народов, то новые, нетрадиционные религии, не имеют под собой значительной культурной основы, пытаясь сплотить своих последователей, они иногда ограничивают их общении с внешним миром, формируют негативное отношение к обществу за пределами своей среды. Учитывая эти особенности, ученые говорят о деструктивной (разрушительной) направленности некоторых новых, нетрадиционных религий в отношении семьи, общества, личности.

Рассмотрение новых религиозных объединений с точки зрения философского анализа говорит о том, что само слово “нетрадиционный” уже предполагает соотнесение со словом “традиционный”. Под традиционностью понимается нечто устоявшееся, укорененное в историческом смысле, знакомое, освоенное. В этом смысле культурно-историческая и религиозная традиция выступает как фундаментальное конструктивно-позитив­ное основание, на котором и в рамках которого происхо­дит социализация каждого нового поколения и отдельно­го человека, формируются основные черты образа жизни и мировоззрения той или иной нации. Традиционность выступает как стабилизирующий фактор, обеспечивающий преемственность и в то же время не препятствующий твор­ческим поисками и новациям.

С этих позиций нетрадиционный — значит неукорененный, неустоявшийся, лежащий вне основного культурно-формирующего русла. При этом нужно различать нетрадиционность как нечто порожденное своей культурной и религиозной традицией, своеобразный поиск, выходящий за рамки основной матрицы, и нетрадиционность, привнесенную извне, а нередко и навязываемую. Именно такая “импортная” нетрадиционная религиозность и духовность хлынула на просторы бывшего СССР. Новоявленные гуру, наставники, проповедники стремятся “окормлять” наш народ своей “духовной пищей”.

Сама по себе нетрадиционность не обязательно несет какой-то отрицательный смысл. Более того, она оказыва­ет стимулирующее воздействие, если является внутренним творческим поиском в рамках своей культурной традиции, а не чем-то навязанным насильно извне. В этом случае она препятствует застою, “заболачиванию” культурных форм, способствует не ликвидации, а развитию культурной тра­диции. Но совсем другое дело, когда нетрадиционность является чужеродной для той или иной культуры и навя­зывается извне с целью добиться деформации, эрозии этой культуры, в конечном счете вытеснить ее и занять главен­ствующее место. В таком случае нетрадиционность будет играть деструктивную роль. Именно на это направлена деятельность целой армии иностранных миссионеров и их помощников внутри страны.

Претендуют на истину все религии, но среди большинства традиционных религий не принято использовать настойчивые, а иногда и агрессивные методы завоевания новой паствы, прибегать к активному прозелитизму.

Прозелитизм – настойчивая проповедь одной религии среди верующих другой или на территории, где исторически распространена другая религия.

Нетрадиционные культы, особенно деструктивной направленности, активно используют прозелитизм, специально готовят своих сторонников для такой работы.

Анализ имеющейся информации свидетельствует, что секты оказывают крайне деструктивное влияние на личность и соответственно воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества:

- индивидуальном (уровне личности),

- микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива),

- макросоциальном (уровне всего общества).

Критериями принадлежности группы к деструктивным сектам могут служить:

1. гуруизм (абсолютная власть обожествленных лидеров и их приближенных);

2. построение по принципу пирамиды и особая жесткая дисциплина и организация;

3. обман или сокрытие части важной информации об организации при вербовке новых членов;

4. наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения;

5. эксплуатация членов;

6. нравственный релятивизм - нравственным считается то, что полезно секте ("цель оправдывает средства");

7. использование особых психологических методик по реформированию мышления и контролированию сознания своих членов. К таким методикам относятся:

– внушение абсолютно негативной оценки прошлой жизни адепта;

– обрыв информационных связей завербованного в секту с внешним миром;

– интенсивная и постоянная индоктринация (обязательное штудирование печатных пособий секты или, когда это невозможно, просмотр и непрерывное прослушивание проповедей в записи; разрыв родственных и дружественных связей);

– формирование черно-белой ("друзья-враги") парадигмы мышления;

– групповое давление;

– использование психологических методов эмоционального контроля;

– внушение недоверия к рациональному мышлению;

– использование приемов "остановки мышления", например, посредством повторения мантр;

– использование гипноза, самогипноза и психотехник, ведущих к состоянию транса, например, интенсивных медитаций;

– контроль языка через введение нового словаря и/или изменение значения общеупотребительных слов;

– введение ограничений в питании и сне;

– внушение чувства вины перед организацией и фобии выхода из секты.

 

Блок на проверку компетенций учащейся молодежи:

1. Проанализируйте понятия «религия», «религиозное течение», «секта», «деструктивная секта», «конфессия», «культ», «религиозное учение», «религиозный культ», «религиозная вера», псевдохристиа́нские религио́зные организа́ции, «прозелитизм».

2. Определите разницу между традиционными и нетрадиционными конфессиями.


Date: 2015-07-27; view: 436; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию