Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность рынка, его роль и функции





Структура и основные виды рынков

 

 

Основные понятия и элементы рыночной системы

 

 

Для изучения рыночной системы необходимо рассмотреть ее основные элементы и понятия.

Основными элементами рынка являются товар и деньги.

Товар – продукт труда, предназначенный для удовлетворения потребностей посредством обмена.

Как продукт труда, товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять потребности и обмениваться.

Способность товара удовлетворять разнообразные потребности называется потребительной стоимостью.

В аспекте потребительной стоимости, товары качественно различны и количественно несравнимы (хлеб, автомобиль, костюм и т. д.). Различия в потребительной стоимости обусловлены технологией производства.

Способность товара обмениваться в различных количественный пропорциях называется меновой стоимостью.

В аспекте меновой стоимости товары качественно однородны и количественно сравнимы. В основе сравнения товаров лежат затраты труда – стоимость.

Стоимость – затраты труда, воплощенные в товаре.

Величина стоимости зависит от интенсивности и производительности труда, затраченного на производство товара. Интенсивность увеличивает стоимость товара, так как способствует увеличению затрат труда, а производительность – снижает, так как в единицу времени создается больший объем товарной массы.

Таким образом, товар есть единство потребительной стоимости и стоимости.

Исторический процесс обмена и развития рыночных отношений привел к отделению потребительной стоимости товара от его стоимости. В результате на стороне товара осталась потребительная стоимость, а меновая стоимость приняла форму денег.

Деньги – товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Сущность денег проявляется в их функциях (рис. 4).

 

 

Þ Деньги выражают стоимость товаров и

определяют их цену.

 

Þ Деньги являются посредниками

при обмене товаров.

Þ Деньги используются для уплаты

без прямого обмена на товары.

Þ Деньги накапливаются для

инвестиций и сберегаются для

будущих покупок.

ÞДеньги представлены золотом по весу,

и конвертируемой валютой.

Рис. 4. Функции денег

 

Мера стоимости: деньги выражают стоимость всех товаров и определяют их цену. (Цена – это денежное выражение стоимости.)

Средство обращения: деньги являются посредниками при обмене товаров, они обслуживают процесс обмена и никогда не покидают сферу обращения. Из этой функции зародились бумажные деньги.

Средство платежа: эту функцию деньги выполняют при продаже товаров в кредит. Происходит разрыв во времени между покупкой товаров и поступлением денег.

Средства накопления и сбережения: эта функция связана с накоплением денег у предприятий для инвестирования и сбережением денег у населения для будущих покупок.

Мировые деньги: в этой функции выступают конвертируемая валюта и золотые слитки по весу, которые позволяют производить товарообмен между различными государствами.

Количество бумажных денег в обращении строго ограничено и подчиняется закону денежного обращения, который был формализован представителем неоклассического направления американским экономистом И. Фишером (ф. 1)

 
 
Р×Q М = V  


, (1)

 

где М – количество денег в обращении;

Р – цена товара;

Q – объем товарной массы;

V – скорость оборота денежной единицы.

Закон денежного обращения (ф. 1) показывает, что количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен товаров, деленной на количество оборотов определенной денежной единицы.

Нарушение этого закона ведет к появлению инфляции.

Инфляция – чрезмерный выпуск бумажных денег, сопровождаемый их обесценением и ростом цен.

Уровень инфляции рассчитывается по формуле 2.

 
 
Рк – Рн i = ×100%, Рк


(2)

 

где i – уровень инфляции (в %);

Рн, Рк – цена на начало и конец года.

Инфляция бывает:

· умеренная: рост цен до 10% годовых;

· галопирующая: до 200% годовых;

· гиперинфляция: более 200% годовых.

Инфляция отрицательно влияет на рыночные процессы, производство и потребление, усиливает социальную напряженность, сдерживает общественное развитие.

Главные причины инфляции – дефицитность бюджета и рост государственных затрат.

Таким образом, товары и деньги являются основными элементами рынка, а процесс их движения позволяет осуществлять обмен товарами и услугами, способствуя тем самым удовлетворению общественных потребностей и развитию производства.

Основными понятиями рынка являются: потребности, материальные блага, экономические ресурсы (факторы производства), производственные возможности, издержки, доходы, экономические агенты.

Потребности – это внутренние мотивы, побуждающие людей к осуществлению экономической деятельности для развития личности и общества.

Необходимость постоянного удовлетворения потребностей – свойство каждого человека и общества в целом. Потребности многообразны, но экономическая теория изучает только те из них, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и использования материальных благ.

Потребности, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, называются экономическими. Различают следующие виды экономических потребностей:

- в средствах существования, т. е. в материальных благах, удовлетворяющих жизненные нужды людей (в пище, одежде, жилье);

- в социально-культурных средствах жизни (в образовании, культуре, здравоохранении);

- в средствах экономической деятельности (в предметах для производства товаров и услуг).

С развитием общества потребности возрастают и постоянно изменяются. Этот процесс получил свое отражение в законе возвышения потребностей, суть которого состоит в том, что с увеличением богатства общества потребности непрерывно растут.

Возрастание потребностей ведет к увеличению производства материальных благ.

Материальные блага – это средства, с помощью которых удовлетворяются потребности (товары, услуги, информация).

Материальные блага бывают безграничными (воздух, энергия ветра) и ограниченными. Ограниченные материальные блага называются экономическими.

Экономические блага делятся на долговременные (многоразового использования: автомобили, электроприборы) и кратковременные, которые исчезают сразу в процессе потребления (пища, одежда).

Блага также подразделяются на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся: потребительские товары, производственные ресурсы и услуги. Комплементарными являются, например, стул и стол, автомобили и бензин, карандаш и бумага. Кроме того, экономические блага делятся на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Материальные блага служат удовлетворению потребностей. Для производства материальных благ необходимы разнообразные экономические ресурсы.

Экономические ресурсы (факторы производства) – это средства, которые используются для производства экономических благ. Ресурсы разнообразны и делятся на материальные, трудовые и денежные.

Все ресурсы являются необходимым условием производственной деятельности и предназначены для создания материальных благ с целью удовлетворения потребностей общества.

В зависимости от использования ресурсы делятся на восполняемые и невосполнимые. Степень восполняемости ресурсов характеризуется понятием ограниченности, или редкости.

Ограниченность ресурсов связана не с их физической исчерпаемостью, а с ростом потребностей. Потребности растут быстрее, чем объемы производства. Удовлетворить все потребности одновременно невозможно. Многообразие потребностей при ограниченности средств их удовлетворения приводит к тому, что удовлетворяются не все потребности.

В результате в реальной действительности, когда существует множество решений при реализации поставленных целей, всегда возникает необходимость выбора.

Проблема выбора – это поиск наилучшего варианта, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимальных затратах.

Выбор означает определение приоритетных потребностей и отказ от удовлетворения всех остальных. Таким образом, перед каждым субъектом рыночных отношений возникает проблема выбора: что, как и для кого производить.

Поиск рациональных путей и выбор наилучших вариантов составляют основу теории рационального поведения производителя (потребителя). Суть теории заключается в максимизации доходов субъектов от их экономической деятельности.

Согласно этой теории каждый хозяйственный субъект стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей; фирма – получения прибыли; государство – уровня национального благосостояния.

Таким образом, проблема выбора составляет основу практики хозяйствования в рыночных условиях.

Для решения основной экономической проблемы – что, как и для кого производить – используется модель производственных возможностей.

Производственные возможности – это реальные возможности по производству экономических благ, и эффективному использованию всех имеющихся ресурсов, при заданном уровне развития техники, технологии и организации производства.

Производственные возможности, или возможный выпуск продукции, графически характеризует кривая производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей (КПВ) показывает (рис. 5) максимально возможные объемы производства товаров в точках А и Д при полном использовании ресурсов. Точки АВСД отражают альтернативные возможности производства двух товаров. Точка F означает, что при данном объеме производства ресурсы используются неэффективно, т. е. существует безработица, простаивают производственные мощности.

 
 

 

 


 

 

Рис. 5. Кривая производственных возможностей

 

Точка Е означает, что произвести данный объем товарной массы при имеющихся ресурсах невозможно.

Таким образом, КПВ характеризует достигнутый уровень развития технологии и степень использования имеющихся ресурсов.

Реализация производственных возможностей тесно связана с такими моментами, как:

- ограниченность ресурсов;

- эффективность;

- экономический выбор и альтернативные затраты.

Ограниченность ресурсов означает, что КПВ показывает пределы производства материальных благ при данном уровне технологии. При улучшении технологии или увеличении количества ресурсов КПВ может изменить свое положение (см. рис. 5). Производство продукции, ограниченное точками АВСД, является эффективным.

Эффективной считается такая комбинация ресурсов, при которой невозможно увеличить производство одного товара без сокращения производства другого. Данный принцип эффективного распределения и использования ресурсов получили название Парето-эффективности (В. Парето – итальянский экономист). Суть эффективности состоит в достижении такого уровня организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий и уже невозможно увеличить производства одного продукта, не сократив производства другого.

В этом случае эффективность означает, что ресурсы используются полностью и увеличение выпуска экономических благ невозможно.

Кривая производственных возможностей показывает различные варианты производства двух материальных благ, т. е. решает проблему выбора. Производство одного продукта ведет к отказу от производства другого или его сокращению. В этом случае встает другая проблема, связанная с определением альтернативных затрат (издержек).

Затраты по производству одного товара, которыми необходимо пожертвовать для производства другого товара, называются альтернативными издержками. В условиях ограниченности ресурсов альтернативные издержки постоянно растут.

Ограниченность ресурсов и проблема выбора составляют основу экономической деятельности хозяйствующих субъектов, или экономических агентов.

Экономическими агентами, или субъектам рыночных отношений, являются все те кто реализует в сфере экономической деятельности практические мероприятия.

К экономическим агентам (субъектам рыночных отношений) относят:

- домашние хозяйства;

- предприятия, организации, фирмы;

- государство.

Домашние хозяйства – это те субъекты, которые осуществляют операции, связанные с ведением домашнего хозяйства. Домашние хозяйства располагают для своей деятельности определенными ресурсами и получают доходы. Доходы используются на приобретение товаров и услуг, а также для образования сбережений. Как потребители, домашние хозяйства имеют определенную свободу выбора, которая ограничена доходами.

Предприятия, организации, фирмы – самостоятельные хозяйственные единицы, которые осуществляют функции производства и инвестирования. Они различаются по форме собственности, по размерам, масштабам и видам производственной деятельности.

Деятельность государства состоит в обеспечении общественных потребностей, перераспределении ресурсов и благ. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности, формирует инфраструктуру, активно вмешивается в различные общественные процессы.

Деятельность всех экономических агентов является реальным воплощением их экономических интересов.

Экономические интересы – это побудительные мотивы деятельности людей, направленные на создание материальных благ и услуг.

Экономические интересы определяются положением субъектов в системе хозяйствования, выполнением ими определенных функций. В результате реализации интересов, хозяйствующие субъекты обеспечивают саморазвитие.

Различают следующие виды экономических интересов: личные, коллективные, государственные.

Личные интересы основаны на индивидуальной частной собственности и нацелены на максимальное удовлетворение всех потребностей населения. Реализация этих интересов ограничена доходами и сбережениями.

Коллективные интересы (предприятий, организаций, фирм) основаны на коллективной форме собственности и направлены на минимизацию издержек и максимизацию прибыли. Они ограничены производственными возможностями и конкуренцией рынка.

Государственные интересы основаны на государственной собственности и связаны с обеспечением и поддержанием экономического роста и социальной стабильности, а также защитой и охраной национальной системы хозяйствования.

Все перечисленные экономические интересы взаимодействуют между собой (рис. 6).

 
 

 


 

 

 

Рис. 6. Экономический кругооборот

 

В результате формируется определенная система рыночного хозяйства, которая может быть представлена в виде кругооборота ресурсов, благ и доходов (рис. 6).

Экономический кругооборот – это движение реальных благ и ресурсов, сопровождающееся встречным движением денег и доходов.

По внутреннему кругу происходит движение товаров, ресурсов и услуг, по внешнему – расходов и доходов.

Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая потребителям товары и услуги. Государство активно вмешивается в эти процессы, собирая налоги и выдавая домохозяйствам трансферты, а предприятиям субсидии.

Рынок товаров и услуг является первичным по отношению к рынку факторов производства, так как предприятия закупают только те факторы производства, с помощью которых можно создать продукт, пользующийся спросом.

Таким образом, результатом нормального экономического кругооборота является нормальное функционирование всех субъектов рыночной экономики.

Date: 2015-07-27; view: 378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию