Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.1. Функциональные стили современного русского языка





I. Задания для самостоятельной работы

Возьмите связный текст или отрывок текста (не научного) объемом около 500 печатных знаков и охарактеризуйте все знаменательные слова с точки зрения их стилистической окраски, пользуясь следующим алгоритмом:

1. определите, является ли слово нейтральным или стилистически окрашенным;

2. назовите, какой вид окраски присутствует в данном слове: функциональная, эмоциональная, оценочная, экспрессивная;

3. опираясь на толковые словари, по возможности дайте детальную характеристику стилистической окраски каждого слова, например, шутливое, неодобрительное и т.д.

II. План практического занятия

1. Стилистика как наука. Понятие стиля. Общая характеристика стилей. Стилистическое расслоение лексики.

2. Экспрессивные стили.

3.Научный стиль. Возникновение и развитие. Лексико-грамматическое и синтаксическое оформление научного стиля. (Термины, условные и причинно-следственные отношения в предложении).

III. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданийи подготовке к практическому занятию

При изучении этой темы необходимо рассмотреть вопросы, отражающие становление стилистики как науки. Следует дать определение понятию функционального стиля и функциональной разновидности языка. Необходимо разграничить понятие «функционального стиля» и «экспрессивного стиля», указать несовпадение классификаций, сравнить существующие в отечественной лингвистике типологии (акад. Д.Н. Шмелева, М.Р. Львова, Т.М. Надеиной, О.Я. Гойхмана).

Функциональные стили – это исторически сложившиеся структурно-функциональные разновидности литературного языка, об­служивающие определенные сферы человеческой деятельности.

Язык – это сложная знаковая система, элементы которой при ее практической реализации имеют варианты на всех языковых уровнях. В процессе речевой деятельности и в зависимости от целей и условий общения мы отбираем определенные средства языка. В каждом конкретном случае отбирается один из имеющихся в языке вариантов. Если определенное языковое средство использовано, то оно отобрано стилистически, даже в том случае, когда результат отбора воплотился в стилистически нейтральном варианте. Отбор средств языка производится согласно установившимся в обществе привычкам и нормам.

Те навыки употребления языка, которые можно квалифицировать как коллективные, изучаются стилистикой.

Необходимо определить место публицистического стиля среди других стилей языка, указать сферу его применения в обществе и функции, которые он выполняет. Это функции воздействия (агитации, пропаганды), и информативная функция (сообщение новостей). Необходимо отметить, что все языковые особенности стиля обусловлены этими функциями. Следует дать определения понятиям «информации», «информационного поля», «оценочного поля», «информационной нормы».

Публицистический стиль неоднороден, в нем выделяют разновидности и жанры.

При характеристике стилевых признаков на разных уровнях языка важно иметь в виду то, что публицистика испытывает на себе влияние других стилей, в частности, научного и разговорного.

Большую роль в публицистике играют оценочная лексика, различные языковые средства усиления экспрессии.

Необходимо так же дать определения понятиям речевого стандарта, клише, штампа.

Знакомясь с разговорным стилем, следует указать стилеобразующие элементы (произношение, особая лексика, суффиксы и т.д.), отличающие его от книжных стилей и просторечия. Важно так же уяснить, что разговорная речь является нормированной, но нормы устной речи не совпадают с нормами письменной речи. Здесь разные критерии. То, что является нормой для устной речи, может быть ошибкой в письменной, и наоборот.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л. А. Введенская. - 22-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 539 с. С. 71 – 89.

2.Русский язык и культура речи: учеб. пособие. Модуль 2. Культура речи / Н. Г. Келеберда. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011 – 64 с. С. 38 – 45.

Дополнительная литература

1.Боярышникова, Е. Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие/ Е. Н. Боярышникова - 3-е изд. - М.: Флинт – Наука, 2007. – 224 с.

2.Зарецкая, Е. Н Риторика: Теория и практика речевой коммуникации: учеб. пособие/ Е. Н. Зарецкая - 22-е изд. - М.: Логос, 2008. - 285 с.

3.Клюев, Е. В. Речевая коммуникация: учеб. пособие/ Е. В. Клюев - 22-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 539 с

4.Основы теории коммуникаций: учебник / под ред. М. А. Василика. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

5.Русский язык и культура речи: учебник / под ред. О. Я. Гойхмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 240 с.

6.Русский язык и культура речи: учебник / под. ред. В. И. Максимова. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

Date: 2015-07-27; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию