Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интернет-ресурсы. По самостоятельной работе студентов





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По самостоятельной работе студентов

И проведению семинарских занятий

Дисциплина: «Культура речи»

 

Специальность: 036401.65«Таможенное дело»

 

Квалификация выпускника: специалист

 

 

Ростов-на-Дону


Автор

Н.Г. Келеберда, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат философских наук, доцент

 

Ответственный за выпуск

В.М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат философских наук, доцент

 

Рецензенты:

Л.В. Сердюкова, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат филологических наук доцент;

А.В. Щербина, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат исторических наук, доцент

 

© Российская таможенная академия,

Ростовский филиал, 2012

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль № 1. Культура речи

Тема 1.1. Основные понятия культуры речи

I. Задания для самостоятельной работы

а) Изучите лекционные материалы и рекомендованную литературу и ответьте на вопросы:

1. Понятие русского литературного языка и литературной нормы.

2. Основные понятия культуры речи: норма (вариант/инвариант), целесообразность, точность.

3. Речевые ошибки, виды речевых ошибок. Классификация речевых ошибок на разных уровнях языка.

в) Определите вид ошибки в данных предложениях и исправьте их:

1) Морские волны, энергично накатывающиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

2) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

3) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

4) Чацкий полон высокими думами.

5) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

6) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

7) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

8) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

9)Свою автобиографию я уже рассказал вам.

10) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

II. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий

При изучении данной темы важно уяснить, что культура речи – понятие многогранное, так как представляет собой, с одной стороны, высокий уровень владения средствами языка в речевом процессе, а с другой стороны, - это языковая дисциплина, которая изучает оптимальные средства речевого воздействия в рамках литературного языка. Современные лингвисты различают три аспекта культурной речи: коммуникативный, нормативный и этический.

Для усвоения темы необходимо понимать значение следующих терминов: норма, вариант нормы, ошибка, нормализация, кодификация.

Норма – это одобренное обществом и закрепленное в словарях и справочниках правило употребления в речи языковой единицы.

Речевая ошибка – это нарушение произносительных и согласовательных норм литературного языка, т.е. это неверное произношение и лексико-грамматическое сочетание словоформ.

Вариант нормы не является ошибкой. Это допустимая форма употребления в речи языковой единицы, например, твор о г и тв о рог и т.д.

Кодификация это любая грамматика, любой словарь.

Вопрос о предупреждении либо искоренении речевых ошибок может ставиться лишь при понимании их сущности.Поэтому, для того, чтобы избежать речевых ошибок, необходимо уметь классифицировать их и оценивать их как факты неверных языковых моделей, которые нуждаются в исправлении.

Следует помнить, что нормативная сторона речи заключается в ее грамматической правильности, соответствии нормам орфоэпии, акцентологии, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Поэтому речевые ошибки классифицируются по языковым уровням, образующим систему языка: фонетический (произношение), лексический, словообразовательный, морфологический и синтаксический уровни.

Вместе с тем существуют ошибки, которые проявляются на всех языковых уровнях. К таким ошибкам относятся: контаминация – смешение языковых единиц в потоке речи, или иначе, пересечение языковых единиц разных рядов; тавтология – избыточное употребление морфем, слов, синтаксических конструкций, причем, тавтология может быть целенаправленной, допустимой и вынужденной; плеоназм – это соединение в одном словосочетании слов, частично или полностью совпадающих в лексическом значении.Плеоназм может проявиться и на уровне грамматики.

Важно знать, что ошибки имеют оборотную сторону и могут быть образными средствами, усиливающими изобразительность речи. Желательно проиллюстрировать это на конкретных примерах.

Следует иметь в виду то, что нормативность речи – это одно из условий успешного общения. Другим условием является целесообразность речи, т.е. соответствие речи таким качествам как точность, логичность, чистота, краткость, действенность, выразительность.

III. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л. А. Введенская. - 22-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 539 с. С 69 – 71

2. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. Модуль 2. Культура речи / Н.Г. Келеберда. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011 – 64 с. С 6 – 16

Дополнительная литература

1. Боярышникова, Е. Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие/ Е. Н. Боярышникова. - 3-е изд. - М.: Флинт – Наука, 2007. – 224 с.

2. Зарецкая, Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации:: учеб. пособие/ Е. Н. Зарецкая - 22-е изд. - М.: Логос, 2008. - 285 с.

3. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация: учеб. пособие/ Е. В.Клюев - 22-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 539 с

4. Основы теории коммуникаций: учебник / под ред. М. А. Василика. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

5. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. О. Я. Гойхмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 240 с.

6. Русский язык и культура речи: учебник / под. ред. В. И. Максимова. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека Гумер – языкознание http://www.gumer.info

2. Виноградов С.И.Культура русской речи. http://lib.socio.msu.ru

3. Универсайт. Портал // http://www.universite.ru

Date: 2015-07-27; view: 574; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию