Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнеримская цивилизация эпохи Республики





В 510 г. до н.э. в Риме было установлено республиканское правление. Патриции взяли власть в свои руки. Это правление было объявлено общим делом (Res publica). В течение двух с половиной последующих веков развитие древнеримской цивилизации определялось двумя основными факторами: противостоянием патрициев и плебеев и борьбой Рима за подчинение всей Италии. Патриции держали в руках все основные механизмы власти. Они заседали в сенате – высшем органе республики. Консулы, стоявшие во главе исполнительной власти (военной и гражданской) также избирались из их среды. Только патриций мог стать жрецом. В их руках было судопроизводство. И, наконец, в руках патрициев скапливались земли. По сути, борьба плебеев с патрициями была борьбой за землю и политические равноправие. В итоге патрициям пришлось пойти на серьезную уступку ввести должность, представляющую интересы плебеев. Ими стали народные трибуны, избиравшиеся из плебеев, обладавшие личной неприкосновенностью, правом вето, т.е. запрета на решение сената или отдельных представителей власти, правом созывать плебеев на сходки, защищать от несправедливости любого плебея. Серьезной победой плебеев было принятие в 450 г. до н.э. писаных законов (так называемые Законы XII таблиц), ограничивших произвол патрициев в судебной сфере. На следующий год плебеи добились того, что постановление плебейских собраний по территориальным трибам обретали силу закона без утверждения сената. В 367 г. до н.э. был принят закон, устанавливающий максимум земельного владения из фонда общественной земли в 500 югеров (125 га), что ограничивало возможности патрициев прибирать к рукам общинные земли. Этим же законом один консул должен был выбираться из плебеев. В 326 г. было запрещено долговое рабство. В 300 г. плебеям было разрешено входить в состав жреческих коллегий.

Возможно, борьба плебеев за свои права не дала бы таких результатов, если бы Рим в это время не вел наступательных войн за овладение Апеннинским полуостровом. Плебеи составляли значительную часть войска и могли выступить в качестве серьезной военной и политической силы. В результате к III в. до н.э. римская гражданская община окончательно оформилась как патрицианско-плебейская. При наличии верховной собственности общины на землю там сочеталось коллективное и частное землевладение. Хороший земледелец, хороший воин и хороший гражданин соединялись в сознании римлян в единое целое. В идею римской общины было заложено равновесие между личной и общественной пользой. Органами власти являлись народное собрание, сенат и магистраты – должностные лица, избираемые народным собранием на год, в чьих руках была исполнительная власть. Высшими должностными лицами были два консула, ежегодно избираемые на народных собраниях. Они обладали высшей военной (набирали войска, командовали ими) и гражданской властью (созывали сенат, народное собрание, руководили выборами). В руках преторов было судопроизводство и управление провинциями. Два цензора, избираемые народным собранием один раз в 5 лет, проводили переписи граждан, определяли их имущественное положение, следили за чистотой нравов. В Риме не было налогов. Магистраты, занимавшие выборные должности, не получали за это жалование, нередко сами вкладывали средства. Таким образом, путь наверх был открыт не только для патрициев, но и для плебейской верхушки. В результате их слияния образовалось новое привилегированное сословие - нобилитет.

Служба в армии была почетной обязанностью. Каждый гражданин должен был участвовать в 20 военных походах в составе пехоты или 10-ти в кавалерии. Никто не мог занять государственную должность, не пройдя военной службы. Римская армия состояла из ополчения легионов. Каждый из двух консулов командовал двумя легионами. Вместе с легионами воевали отряды союзников, насчитывающие до 5000 пехоты и 900 всадников. Римская армия была хорошо дисциплинирована, что достигалось тщательно разработанной системой поощрений и наказаний. Так, за потерю оружия приговаривали к смертной казни.

Большое значение в жизни римской гражданской общины имела религия, однако, римлян отличало достаточно рациональное и практичное отношение к богам. Все дела начинались с выявления воли богов. Все обязаны были участвовать в религиозных обрядах. Но высшим судом над человеком в Риме был не Бог, а общество. В иерархии обязательств римлянина именно общество стояло на первом месте, далее шла семья (включая почитание предков как образцов для подражания), на третьем месте была забота о своем личном благе.

Таким образом, Рим представлял собой яркий пример аристократической республики, где демократический принцип жизни общества олицетворяли народное собрание и трибуны. Именно это установление демократической формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев наряду с непрерывными войнами, в результате которых образовалась огромная держава, - в конечном счете, определило систему ценностей древнеримской цивилизации. В первую очередь в нее входил патриотизм как представление о богоизбранности римского народа. Долг гражданина служить Риму, не щадя сил и жизни. Для этого гражданин должен обладать мужеством, стойкостью, верностью, честностью, умеренностью в образе жизни, дисциплинированностью, почитать богов. Важным моментом римского менталитета было осознание пропасти между рабом и свободным. Считалось позорным быть заподозренным в рабских пороках (ложь, лесть, угодничество) и рабских занятиях (ремесло, торговля, театр, сочинение пьес, работа скульптора и живописца). Делами, достойными римлянина, считались политика, война, земледелие, законодательство, историография. Особым было отношение к иностранцам и иностранному влиянию. Все иностранное воспринималось лишь постольку, поскольку оно не противоречило римской системе ценностей или могло быть переработано в соответствии с нею.

Более 200 лет (V-III в. до н.э.) потребовалось Риму, чтобы добиться господства над большей частью Италии. Параллельно с этим на весь полуостров распространялись римские нравы, язык и италийские племена постепенно романизировались. К концу III в. обострилось противостояние Рима с Карфагеном – сильной морской державой, основанной еще финикийцами на северном берегу Африки и ведущей обширную торговлю. В результате трех Пунических войн воII в. до н.э. Карфаген был взят, разграблен и стерт с лица земли. В этот же период римляне разгромили Македонию, нанесли поражение сирийскому царю, а позже подчинили себе Грецию и западную часть Малой Азии. Рим, таким образом, из города-государства превратился в крупнейшую средиземноморскую державу.

Значительные богатства, полученные Римом в ходе войн, новые земли, мощный приток рабов внесли серьезные изменения в экономическую и социальную жизнь республики. Расширяется торговля, развивается денежное обращение. В сельском хозяйстве растет количество крупных землевладений, основанных на рабском труде, и в то же время увеличивается число разорившихся мелких крестьянских хозяйств. Ведущим типом рабовладельческого хозяйства становятся виллы, латифундии, основанные на рабском труде. Однако, этот расцвет Рима, его победоносные войны, изменения в экономической жизни, уже несли в себе начала кризиса и упадка.

Огромные массы рабов и их тяжелое положение порождали угрозу восстаний. И хотя эти восстания были жестоко подавлены, Рим, уже не способный жить без рабов, постоянно ощущал здесь источник внутренней напряженности. Другим источником напряженности была борьба италийского населения за свои права – оно считалось лишь союзником Рима. В результате этой борьбы все свободное италийское население получило права римского гражданства. Но более серьезной предпосылкой стало разорение мелких свободных землевладельцев по мере расширения сферы рабского труда. Мелкие свободные землевладельцы составляли основу римского войска. Реформы братьев Тиберия и Гая Гракхов в 133-122 гг. до н.э. были направлены на укрепление мелкого земельного собственника. Однако эти меры привели лишь к временному успеху. Рим оказывается в ситуации глубокого кризиса. Восстания на покоренных землях, изнурительные войны на Востоке, гражданские войны в самом Риме демонстрируют крах республиканского правления. Военачальник Луций Корнелий Сулла, прославившийся своими победами объявил себя в 82 г. до н.э. пожизненным диктатором. Однако, несмотря на то, что он действовал в интересах нобилитета и опирался на армию и ветеранов, через три года ему пришлось сложить диктаторские полномочия.

Date: 2015-07-27; view: 491; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию